Рабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края»




Скачать 141.04 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края»
Дата23.01.2013
Размер141.04 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Муниципальное образовательное учреждение

«Лобинская средняя общеобразовательная школа»

 

Рассмотрено на МО учителей Музыки

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Руководитель МО

Фоменко Т.И.

(Ф.И.О.)

Согласованно Зам. По УМР

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Руководитель МС

Пелипасова Л.А.

(Ф.И.О.)

Утверждаю Директор МОУ Лобинская СОШ

Приказ №___

От «___»_______ 20___г.


Пелипасов В.Н.

(Ф.И.О.)












Рабочая учебная программа

регионального компонента «Искусство родного края»

(наименование учебного предмета/курса)

для 8 класса (степень образования/класс)

(срок реализации программы)

2011 – 2012 уч. г.


Составлена на основе примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края» 8 класс. Разработчики – сотрудники кафедры 00 «Искусство» и «Технология»: И.Ю.Мельникова, В.М.Никифорова, Л.В.Арбузова, З.С.Артамонова.

Программу составила: Кадничанская Наталья Владимировна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)


с. Лобино 2011г.

Пояснительная записка

Курс « Искусство родного края» составлен на основе методических рекомендаций по реализации базисного учебного плана Новосибирской области (региональный компонент) 2008/2009год.

Изучение курса ведется по модулям:

1. Музыкальное искусство

2. Театр и кино

Данный курс рассчитан на один год обучения в VIII классе и предполагает изучение содержания в течение 18 часов, из расчета 0,5 учебного часа в неделю.

Сквозной линией учебного курса является изучение ре­гионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследо­вание местных объектов культуры, народных традиций и обычаев.

Изучение национально-регионального компонента на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели:


Формирование личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и традиций.


Задачами курса являются:

  • Приобщение учащихся к художественным и эстетическим ценностям родного края.

  • Формирование способности к восприятию своей национальной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате осознания ее ценности, уникальности и неповторимости.

  • Воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом, что позволит учащимся успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель социокультурного развития, организовывать личный досуг и включаться в самостоятельное художественное творчество.

  • Развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о целостности, единстве и ее многообразии; вариативности личных интерпретаций её феноменов, что способствует включению подростка в продуктивную, поисковую и творческую деятельность.



Содержание программы моделируется на основе совре­менных педагогических подходов, среди которых для кон­цепции программы особенно значимы следующие: краевед­ческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.

Основные принципы, определяющие структуру и реа­лизацию содержания образования курса: принцип куль­турных доминант, территориальный принцип, прин­цип интегративности.

В конце каждого раздела программы проходит презентация творческих проектов учащихся.

Формы подачи материала различные: — устная — доклад, стендовая защита, выставка с комментариями, художественный салон, реклама .

Структура содержания рабочей программы состоит из двух модулей:

1. Музыкальное искусство – 9 часов

2. Театр и кино – 9 часов


Раздел «Музыкальное искусство» охватывает вопросы из истории становления музыкальной культуры в Новосибирской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры.

В разделе «Театр и кино» крупным блоком представлен Новосибирск театральный – драматические театры, молодежный театр, детский театр, творчество ведущих театральных деятелей. Раскрываются вопросы из истории создания сибирской хроники, рождения Западно-Сибирской студии кинохроники и детской студии мультипликации.

Каждый их разделов содержит теоретические сведения и рекомендации по проведению практической части занятий по каждой теме.

Приоритетными направлениями м методике преподавания курса «Искусство родного края» - преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.

Развитие восприятия произведений искусства школьниками осуществляется по модели: «активный зритель, слушатель», развитие способности интерпретировать в рамках модели «функция – исполнитель». Важным показателем будет способность школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии полифонического воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать.

Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных и коллективных творческих проектов, и оцениваться в режиме «зачет-незачет».

Требования к уровню подготовки выпускников по РК не выходят за рамки требований федерального компонента государственного стандарта по предмету. Они должны способствовать овладению учащимися уже названными требованиями, но в деятельностной форме.

В результате изучения курса в разделе «Музыкальное искусство» ученик должен:

знать / понимать:

- основные выдающихся представителей музыкального искусства – композиторов, исполнителей в различных областях музыкального искусства;

- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах города Новосибирска и Новосибирской области;

-уметь:

- выделять характерные черты музыкального творческого наследия сибирских авторов, отражающие традиции художественной культуры региона;

- показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и.т.п.) на основе собственной учебно – поисковой, исследовательской и проектной деятельности;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;

- высказывания собственного суждения о творчестве представителей музыкального искусства Сибири посредством художественного анализа их произведений;

- организация личного и коллективного досуга.


В разделе «ТЕАТР И КИНО» ученик должен:

знать/понимать:

- основные театры и имена выдающихся театральных представителей, работающих в регионе в различные исторические периоды;

- историю создания ведущих Новосибирских театров;

уметь:

- показывать способность работать с различными источниками информации и преобразования ее в интеллектуальные продукты (реферат, доклад, презентация, проект и.т.п.) на основе собственной учебно – поисковой, исследовательской и проектной деятельности;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для определения путей своего культурного развития или профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе через сопоставление его с региональными особенностями развития искусства;

- высказывания собственного суждения о театральных постановках

- организация личного и коллективного досуга.


Примерный учебный план



п/п

Наименование раздела программы

Всего часов

1.

Музыкальное искусство

8

2.

Театр и кино

8

3.

Проектная деятельность и защита творческих проектов.

2

итого: 18 часов

Учебно – тематический план



№п/п

Название раздела и темы программы

Количество часов




МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

9 часов

1.

Из истории музыкального искусства Новосибирской области

2 часа

2.

Народное музыкальное творчество

2 часа

3.

Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии

2 часа

4.

Музыкальные театры Новосибирска

2 часа

5.

Защита творческих проектов

1час




ТЕАТР И КИНО

9 часов

1.

Новосибирск театральный

4 часа

2.

Новосибирская студия кинохроники

2 часа

3.

Детская студия мультипликации

2 часа

4.

Защита творческих проектов

1 час




Итого:

18 часов



Список рекомендуемой литературы по разделам курса «Искусство родного края»


«Музыкальное искусство»

1. Композиторы Новосибирска. Трина.

2. Штуден Л.Л. Мелодии судьбы: (очерки о деятелях музыкальной культуры Новосибирска)

3. Новосибирская филармония. альбом

4.Симфонический оркестр Новосибирской филармонии. справочник М., 1970 С.84.

5. Новосибирская государственная консерватория им.М.И.Глинки, 93/98 год – Новосибирск.

«КИНО»

1. Наш товарищ – кино: сборник. Зап.-Сиб. кн. издательство,1981 год.

2. Западно – Сибирская студия кинохроники// Кино: энциклоп. словарь – М., 1986 – С.143.


«ТЕАТР»

1. Баландин Л.А. На сцене и за кулисами: Путь театра «Красный факел» (1920 – 1970) – Новосибирск: Зап. Сиб. кн. из-во, 1972 – 303 с.

2. Новосибирск театральный: сборник 1983 год.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Структура содержания программы «Музыкальное искусство родно­го края» представлена 2 разделами: «Музыкальное искусство» и «Театр и кино»




Наименование раздела и темы программы, краткое содержание

Кол-во часов



1



Раздел «Музыкальное искусство»

История становления музыкальной культуры в Новосибир­ской области, народное и профессиональное творчество сибирских музыкантов, музыкальные театры



9



1.1

Из истории музыкальной культуры Новосибирской области

Народная консерватория 1917, музыкальные школы и училища, консерватория, учителя и ученики, составившие славу и гордость страны – мировая и всероссийская известность - Лебензон М.С., Брон З.Л., Богуславский М, В., В.Репин, В. Коновалов.

Сибирское отделение союза композиторов. Сибирские композиторы: А. П. Новиков, А. Ф. Муров, Ю. П. Юкечев, Г. Н. Иванов

Новосибирские композиторы — детям: О. Сереброва, С. Ранда,

К. Журавлев



2



1.2

Народное музыкальное творчество

Общее знакомство с хоровыми коллективами, ансамбля­ми, исполнителями на русских народных инструментах.

Музей сибирского баяна и гармони им. И. И. Маланина;

твор­чество братьев Геннадия и Александра Заволокиных;

Сибир­ский народный хор; ансамбль В. Асанова.;

ансамбль «Чалдоны» под руководством С. Смоленцевой;

ансамбль «Рождество» под руководством О. Гуриной;

оркестр русских народных инструментов под рук.Гусева;

коллективы и исполнители самодеятельности отдельных районов НСО



2



1.3

Музыкальные коллективы Новосибирской филармонии

Знакомство с историей создания Новосибирской филар­монии, ее 12 музыкальными коллективами (по выбору): Новосибирский академический симфонический оркестр и его создатель Арнольд Кац; оркестр русских народных инстру­ментов под руководством В. Гусева; Камерный хор под управлением И. Юдина; хоровой ансамбль «Маркелловы го­лоса» под управлением И. Тюваева; вокальный ансамбль старинной музыки «Инсула Магика» под управлением П. Шаромова; ансамбль ранней музыки «1пзи1а тадюа» под управлением А. Бурханова; «Биг-Бэнд» под управлением В. Толкачева; «Сибирский диксиленд» под управлением Б. Балахнина.



2


1.4

Музыкальные театры Новосибирска


Страницы истории музыкальных театров Новосибирска: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной коме­дии.



2



1.5

Защита творческих проектов


  • Из истории становления музыкальной культуры Новосибирска.

  • Новосибирские композиторы: биография, творчество.

  • Личность Арнольда Каца

  • Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Страницы истории.

  • Коллективы Новосибирской филармонии.

  • Никогда не умолкнут гармони России. Братья Заволокины.






1


2


Раздел «Театр и кино»

В разделе крупным блоком представлен Новосибирск театральный — драматические театры, моло­дежный театр, детский театр, творчество ведущих театраль­ных деятелей.

Разговор у театральной афиши:

О чем поведали спектакли в театрах: Красный факел, Старый дом, городской драма-тический театр Афанасьева, «Глобус», Левобережный.

История создания Западносибирской студия кинохроники. Кино о Сибири и сибиряках. Детская студия мультипликации.




9


2.1


Новосибирск театральный


Драматические театры: Новосибирский те­атр «Красный факел», Новосибирский областной театр дра­мы, Новосибирский городской драматический театр под ру­ководством Сергея Афанасьева,

Театр на «Левом берегу».

Молодежный театр: Новосибирский академический моло­дежный театр «Глобус».

Детский театр: Новосибирский областной театр кукол.




4


2.2

Новосибирская студия кинохро­ники


Из истории создания сибирской хроники: первый кино­театр в Новосибирске, фильмы Ф. Махотина «Виды города Новосибирска», «Новониколаевские юбилейные торжества дома Романовых», «Масленица в Новониколаевске», «Прогулка от Новониколаевска до Бердска».

1930 год: рождение Западносибирской студии кинохро­ники; первый звуковой номер журнала «Сибирь на экране», первый цветной фильм студии «Сады Сибири» Г. Гребен-кина (первый руководитель Западносибирского отделения Союза кинематографистов СССР).




2

2.3


Детская студия мультипликации

«Сибирский Фонд развития детского кино» (руководи­тель Пётр Анофриков). Детская киностудии «Поиск».




2

2.4


Защита творческих проектов

  1. Театр «Красный факел» (страницы истории)

  2. Новосибирский городской драматический театр под рук. Сергея Афанасьева.

  3. Молодёжный театр «Глобус»

  4. Западно-Сибирская студия кинохроники.

  5. Детская студия мультипликации.



ИТОГО:



1


18 часов

Похожие:

Рабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края» iconРабочая программа Учебного курса регионального компонента «Искусство родного края»
Примерной образовательной программы учебного курса регионального компонента основного общего образования Новосибирской области по...
Рабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края» iconРабочая учебная программа по «Искусству родного края» (наименование учебного предмета/курса)
Примерной образовательной программы учебного курса регионального компонента. Разработчики – сотрудники кафедры оо «Искусство» и «Технология»:...
Рабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края» iconПояснительная записка Программа курса «Искусство родного края» разработана на основе
Новосибирской области среднего общего образования по искусству «Искусство родного края» 8 класс
Рабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края» iconРабочая программа по Искусству родного края для 8 класса на 2012-2013 учебный год
Новосибирской области (региональный компонент) на 2008-2009 учебный год том II, ч. 2, Новосибирск нипкипро 2008г, а так же Стандарта...
Рабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края» iconРабочая программа по культуре родного края для 5-9 классов
Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Александровой (Енькка) Программа "Тёван ен культури". "Культура родного...
Рабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края» iconАвторская программа по культуре родного края Сверчковой С. Г. Автор: Сверчкова С. Г
Утверждена на заседании учителей истории и культуры родного края городского м/о 14. 11. 1999 г
Рабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края» iconПрограмма по дисциплине «геополитика»
Рабочая (учебная) программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта второго поколения по направлению подготовки...
Рабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края» iconРабочая программа по икк для 6-9 классов составлена на основе Краевого компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программа по Истории Красноярского края составлена на основе краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного...
Рабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края» iconПрограмма краеведческого кружка «Тропами родного края»
Изучение истории родного края предполагает и изучение истории своей семьи, которое помогает восстановить связь поколений, улучшает...
Рабочая учебная программа регионального компонента «Искусство родного края» iconРабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница