Реферат по этнологии формирование татарского этноса




НазваниеРеферат по этнологии формирование татарского этноса
страница1/2
Дата23.01.2013
Размер264 Kb.
ТипРеферат
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА И РЕКЛАМЫ


РЕФЕРАТ ПО ЭТНОЛОГИИ

Формирование татарского этноса


Выполнил: Барахтенко А.С.

Группа 14224

Проверила: Пядушкина И.И.


Иркутск 2007


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Формирование татарского этноса……………………….........................4

1.1. Формирование этнонима «татары»…………………………………………..4

1.2. Консолидационные процессы среди татар…………………………………..4

1.3. Урбанизация и переселенческие процессы среди татар…………………….5

Глава 2. Обычаи, быт и основные виды хозяйственной деятельности татар…..7

2.1. Сельское хозяйство……………………………………………………………7

2.2. Народные промыслы и ремесла………………………………………………7

2.3. Устройство жилищ и населенных пунктов…………………………………..8

2.4. Национальная одежда…………………………………………………………10

2.5. Национальные продукты питания……………………………………………10

2.6. Народные и религиозные праздники………………………………………....11

2.7. Изменения, произошедшие в последнее время……………………………...12

Список используемой литературы………………………………………………...13


Введение

Татары (самоназвание татар). Численность в Российской Федерации составляет 5522 тыс. чел. (1989г.). Татары — основное население республики Татария. Численность в Татарии составляет 1765,4 тыс. чел., Башкирии 1120,7 тыс. чел., Удмуртии 110,5 тыс. чел., Мордовии 47,3 тыс. чел., Марийской Республике 43,8 тыс. чел., Чувашии 35,7 тыс. чел., а также в областях Волго-Уральского региона, Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме этого странах СНГ проживает: в Казахстане 327,9 тыс. чел., Узбекистане 467,8 тыс. чел., Таджикистане 72,2 тыс. чел., Киргизии 70,5 тыс. чел., Туркмении 39,2 тыс. чел., Азербайджане 28 тыс. чел., на Украине 86,9 тыс. чел., в Литве, Латвии и Эстонии около 14 тыс. чел. Общая численность составляет 6648,7 тыс. чел.

Татары делятся на три основные этно-территориальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские. Самыми многочисленными являются волго-уральские, включающие субэтносы казанских и касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа татар); среди астраханских — юртовские, кундровские татары и карагаши. Самостоятельной этнической общностью — особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических, процессов 15—16 вв., являлись до начала 20 века литовские татары. Эта группа, сохранившая благодаря исламу свою этническую целостность, во 2-й половине 19 — начале 20 вв. переживала в определённой мере процесс интеграции в татарскую этническую общность (в т. ч. и в результате усиления взамен - «мусульманского» национального «татарского» самосознания).

Народно-разговорный язык татар делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику: язык юртовских татар возник в результате смешения ногайского языка и диалектов волго-уральских татар; карагашский язык - в основе ногайский — испытал заметное воздействие татарского языка, но сохранил свои особенности. Тюркский язык литовских татар, по ряду признаков сближающийся с кыпчакскими диалектами крымских татар, перестал существовать ещё в 16 в. (литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине 19 века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки). Литовско-татарский язык сформировался на основе среднего (казанско-татарского) диалекта, но при заметном участии западного (мишарского) диалекта. До середины 19 века функционировал старотатарский литературный язык (поволжские тюрки). Самый ранний из сохранившихся литературных памятников на старотатарского языка— поэма Кул Гали «Кыйса-и Иосыф», написанная в 13 веке (автор погиб во время монгольского завоевания 1236г.). В устном народном творчестве татар представлены эпос (у сибирских татар), сказки, легенды, байты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Сохранился эпос об Идегее, имеющийся у многих тюркских народов. Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов.

Со 2-й половины начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале 20 века. Период с 1905 по 1917г.г. является эпохой национального возрождения татар, когда бурное развитие получило книгопечатание (татары вышли в России на одно из первых мест в этой сфере), национальная периодика, театр и т. п.

Наиболее древняя письменность — тюркская руника. Письменность с 10 века по 1927г. на основе арабской графики, с 1928 по 1939г.г. — латинский (яналиф), с 1939 по 1940г.г. — русские), Верующие татары за исключением небольшой группы кряшен (в т. ч. нагайбаков), которые были обращены в 16—18 вв. в православие, мусульмане-сунниты. Религиозный центр татар-мусульман находится в г. Уфе (Духовное управление мусульман Европейской части и Сибири, существует с 1789г.). В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и другие; у астраханских — нугай, карагаш, юрт татарлары и прочие; у сибирских — себер татарлары (себерэк), тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т. д.; у литовских — мэслим, литва (липка), татарлары.


Глава 1. Формирование татарского этноса

1.1. Формирование этнонима «татары»

Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племён в 6—9 вв, во2-й пол. 19 — начале 20 вв. он закрепился как общий этноним - татары. В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в т. ч. тюркские - называвшиеся «татарами»). В 13—14 вв. в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие в этом государстве кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы, русские и некоторые азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли, значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств татарами. Тем не менее, данный этноним закреплялся с трудом. Среди волго-уральских татар он в 16 веке воспринимался ещё как имеющий уничижительный смысл. В условиях формирования этноса (2-я пол. 19 — начале 20 вв.) у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходившие в народной среде объективные процессы были осознаны интеллигенцией, которая способствовала отказу от локальных самоназваний. При этом был выбран наиболее распространённый и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926г. большинство татар называли себя татарами. В 1920г. образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991г. преобразована в Республике Татарстан.

1.2. Консолидационные процессы среди татар

Этническую основу волго-уральских татар составили болгары, создавшие в Среднем Поволжье (не позже начала 10 в.) одно из ранних государств Восточной Европы — Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236г. Этнический состав волжских болгар был неоднородным, и разные их группы прошли длительный путь развития. Кроме племени собственно болгар известны такие племена, как барсилы (берсилы), зсегелы (чигили), савиры (сувары). Некоторые из них находились в составе гуннов, позже хазар; чигили были частью карлуков. Существенную роль в этногенезе болгар сыграли угорские группы, в т. ч. проникшие из Приуралья в начале 11 в.. О разнообразии этнических компонентов населения Волжско-Камской Болгарии свидетельствуют и названии таких городов, как Торческ (от торков) и Тухчин (предположительно от кыпчакского этнонима тухчи, нашедшего отражение и в половецком названии племени токсоба — токсы оба). В западных ареалах Волжско-Камской Болгарии жили буртасы, этнические истоки которых не вполне ясны. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племен и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого, государства было образовано одно из десяти административных делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В 14—15 вв. на этой территории известны отдельные княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и Казани. В 14—15 вв. в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в т. ч. ногайские, группы. Об этом свидетельствуют языковые, культурологические и др. материалы (например, наличие среди волго-уральских татар таких родоплеменных названий, как конграт, мен, токсоба, буркут, кирает, алат, бадрак, катай, табын, кыргыз, кыпчак и др.). В 14 — середине 16 вв. происходило оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438—1552), являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины 15 века Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х гг. 17 века). Мишари до середины 16 в. переживали процесс становления самостоятельного этноса. Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Во 2-й половине 16—18 вв. в результате массовых миграций татар в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских татар и мишарей, что привело к сложению этноса волго-уральских татар. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп (но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения). В 15—17 вв. это население, жившее в Астраханском ханстве (1459— 1556), частично в Ногайской Орде и отд. ногайских княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие ногайцев. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты (отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки). С 18 в. усилилось этническое взаимодействие астраханских татар с волго-уральскими. В отдельных группах астраханских татар — в юртовских татар и карагашах — различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов.

Литовские татары начали формироваться в конце 14 века, на территории Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой Орды, позже из Большой и Ногайских Орд. У литовских татар существовало вассальное Литве маленькое княжество jagoidai (возникло около 1438г.). Среди литовских татар известны группы ряда племён (найман, ялаир, конграт, юшин-уйшив) и представители крупных кланов золотоордынского происхождения (барыны, мансуры и др.). Литовских татар до 2-й половины 19 в. можно рассматривать как этническую группу средневекового золотоордынско-тюркского этноса.

Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров (отсюда один из этнонимов сибирских татар — нштэк-уштэк). О кыпчакско-ногайском компоненте сибирских татар говорят такие этнонимы, как табын, катай, таз, найман. курдак (конграт), кнрает, карагай, елан, токуз и другие. Угорскими являются такие названия, как истяк, бикатин, юрма, уват, супра (в основном топонимы). По разным причинам сибирские татары не успели сложиться в достаточно консолидированный этнос. В 18 — начале 20 вв. усилились этнические контакты сибирских татар с волго-уральскими.

Во 2-й пол. 19 — начале 20 вв. в результате этнокультурных и демографических процессов (раннее вхождение в состав российского государства, близость этнических территорий, миграция волго-уральских татар в районы Астрахани и Западной Сибири, языковое и культурно-бытовое сближение на основе этнического смешения) происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сибирских татар в единый этнос. Одним из выражений этого процесса является освоение всеми группами «общетатарского» самосознания. Среди части сибирских татар, бытовал этноним «бухарцы», астраханских— «ногайцы», «кара-гаши», у волго-уральских татар по переписи 1926г.. Татарами себя считали 88% татарского населения Европейской части СССР. Остальные имели другие этнонимы (мишар, кряшен, в т. ч. часть из них — нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крепким этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков н некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.

1.3. Урбанизация и переселенческие процессы

Все группы татар имели достаточно развитую городскую жизнь в период существования самостоятельных государственных образований. После присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств к России городская прослойка татар сократилась. В результате социально-экономических преобразований 18— 19 вв., особенно во 2-й половине 19 века, урбанизационные процессы среди татар начали интенсивно развиваться. В 18 — начале 20 вв. численность горожан в Волго-Уральском регионе увеличилась более чем в 77 раз. К концу 19 в. из 240 тыс. татар-горожан, проживающих в городах России (8,8% от общей численности всего татарского населения), около 160 тыс. (более 60%) составляли волго-уральские татары. В начале 20 в. урбанизированность волго-уральских татар составляла 4,9%. Большая часть горожан из числа волго-уральских татар проживала в крупных городах Урало-Поволжья - Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Костроме, Пензе, Екатеринбурге, Перми. Челябинске, Троицке и др. Кроме того, представители этой же группы жили и в ряде городов Европейской части России (Москве, Санкт-Петербурге и т. д.), на Кавказе (в Баку), Средней Азии и Западной Сибири (общая численность живших за пределами Волго-Уральского региона горожан в конце 19 в. составляла 50 тыс., а в начале 20 в. — свыше 70 тыс. чел.). В Западной Сибири урбанизационные процессы среди татар развёртывались замедленными темпами. К тому же уже в конце 19 в. свыше 2/3 татар-горожан в Западной Сибири были переселенцами из Волго-Уральского ареала. Высокая доля горожан среди астраханских татар ещё в 18 в. объясняется тем, что некоторые их населённые пункты находились в пригороде городе Астрахань и затем вошли в городскую черту. К началу 20 в. подавляющее большинство татарского населения Астрахани составляли переселенцы из районов расселения волго-уральских татар. У литовских татар урбанизированность была весьма высокой: в 30-х гг. 19 века, в зависимости от губерний, в Минске, Новогрудке, Игумене, Слониме, Вильнюсе, Гродно, Ковно, Варшаве проживало от 8 до 42%, а в кон. 19 в. — почти половина литовских татар. В 1920—80-х гг. урбанизация татар приобрела новые масштабы, переломным в урбанизационных процессах был период конца 1950—60-х гг., когда более половины татарского населения страны стало горожанами. В 1979—89-х гг. доля татар-горожан выросла с 63 до 69%. В настоящее время татары являются одним из самых урбанизированных народов России.

Начиная со 2-й половины 16 века среди татар особенно волго-уральских, происходили масштабные миграционные процессы. Пик переселения татар из Среднего Поволжья пришёлся на 1-ю половину 18 в. (усиление социально-экономического гнёта, преследование татар на религиозной почве в период христианизации в 1-й половине 18 в. и т. д.). В результате переселений татар из Среднего Поволжья на восток их численность в Приуралье в середине 18 в. достигла 89 тыс., а к концу этого столетия — 219.2 тыс. чел. (1/3 волго-уральских татар). К концу 19 века в Приуралье, главным образом в северно-западной части, проживало более 1 млн. татар. В пореформенный период наибольшая волна переселений татар из Волго-Уральского региона направилась через северный и северо-восточный Казахстан в Западную Сибирь, а также Среднюю Азию (в общей сложности это 94,3 тыс. чел. к концу 19 в.. в т. ч. 40,3 тыс. чел, — в Сибирь). Другим направлением миграций татар из Урало-Поволжья были промышленные районы Европейской части России и Кавказа. Волго-уральские татары в 18 — начале 20 вв. стали заметной частью татарского населения Астраханского края и Западной Сибири. В Астраханском крае их доля в конце 18 в. составила 13,2%, в 30-х гг. 19 в. — 17,4%, а в начале 20 в. превысила 1/3 общей численности татарского населения Нижнего Поволжья. В Западной Сибири к концу 19 в. татары-переселенцы составляли 17% всех татар Западной Сибири. Весьма значительные изменения в размещении татар произошли в 20 в. В 1920—30-х гг. абсолютно большинство татар (в 1926г. — 95,4%., в 1937г. — 95,2%) жило ещё в Российской Федерации. Наиболее крупная группа татар за пределами Российской Федерации в этот период проживала в Казахстане и Средней Азии (118.7 тыс. в 1926г. и 129 тыс. в 1939г.). Татарское население имелось и на Украине (особенно в Донбассе) и в Азербайджане (в Баку). К концу 1950-х гг. численность татар вне пределов Российской Федерации резко возросла. Особенно значитительна была группа в Казахстане и Средней Азии (в 1959г. — около 780 тыс. чел., включая и насильственно депортированных туда в 1944г. крымских татар). Рост численности татар в этом регионе объяснялся также миграцией в Казахстан в годы освоения целины и в целом увеличением оттока в Средную Азию. В итоге, в 1970—80-х гг. в Средней Азии и Казахстане сформировалась самая многочисленная татарская диаспора. В 1970—80-е годы усилилась миграция татар в Западную Сибирь — главным образом в нефтедобывающие районы (за 1970—89гг. произошло трехкратное увеличение численнсти татар, живущих в Тюменской области).


  1   2

Похожие:

Реферат по этнологии формирование татарского этноса iconУчебно-методический комплекс по дисциплине историография истории татарстана и татарского народа
Целью изучения курса является формирование целостного представления об этапах развития исторических знаний об истории татарского...
Реферат по этнологии формирование татарского этноса iconИ татарского народа
Калимуллин А. М. История Татарстана и татарского народа. XIX век: Учебное пособие. Елабуга, 2009
Реферат по этнологии формирование татарского этноса iconВыпускная работа по «Основам информационных технологий»
Реферат «Перспективы применения компьютерного контент-анализа в этнологии и антропологии» 4
Реферат по этнологии формирование татарского этноса iconРеферат по этнологии на тему Этнология как наука
Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей
Реферат по этнологии формирование татарского этноса iconФормирование ключевых компетенций учащихся на уроках татарского языка
В условиях демократизации общества и динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и
Реферат по этнологии формирование татарского этноса iconВзаимодействие психологии и этнологии
А. Рэдклиф-Брауна, и впоследствии британские антропологи не играли ведущей роли в психологическом направлении в этнологии. Но это...
Реферат по этнологии формирование татарского этноса iconРеферат Культура татарского народа
Исторические и географические факторы обусловили расположение Татарстана на стыке двух крупных цивилизаций: восточной и западной,...
Реферат по этнологии формирование татарского этноса iconЭкзаменационные билеты № Определение этнографии и этнологии. Предмет и объект этнографии и этнологии в российской традиции
Определение этнографии и этнологии. Предмет и объект этнографии и этнологии в российской традиции
Реферат по этнологии формирование татарского этноса iconФормирование этносословной группы служилых татар в мещерском крае (конец XIV xvi вв.)
Работа выполнена на кафедре истории Татарстана и татарского народа государственного образовательного учреждения высшего
Реферат по этнологии формирование татарского этноса iconИздательство 2003 удк 947. 0+391/395
Книга представляет собой перевод отдельных сочинений, отрывков из произведений известного татарского мыслителя Шихабаддина Марджани...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница