Пояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии




Скачать 93.25 Kb.
НазваниеПояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии
Дата23.01.2013
Размер93.25 Kb.
ТипУрок
Тема: Пояснительная записка:


Мой стаж работы в школе – 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения.

Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии.

Я думаю, что для изучения различных тем по ИЗО подходит такая форма работы, как урок-презентация.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

  • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

  • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

ИКТ позволяет приблизить обучение к современным требованиям образования.

У нас в школе в 7 классе обучается 5 детей, поэтому считаю достаточным использование 1 компьютера для показа слайдов и применив сообщения учащихся и комментарий учителя к слайдам.

В ходе изучения такой темы как «Народные промыслы» дети работают у меня в альбомах по предмету и со словарём основных терминов по ИЗО, который ведётся второй год. Выбранная форма урока оптимально подходит помочь учащимся освоить особенности Хохломской росписи, как одного из видов декоративно прикладного искусства.




Рисунок 1


Тема урока: ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА


Цель урока:

  • Сформировать у учащихся представление об особенностях Хохломской росписи, как одного из видов декоративно прикладного искусства;

  • познакомить учащихся с историей возникновения промысла;

  • воспитывать у школьников чувства гордости за свой народ, свои традиции, чувство радости от сопричастности к красоте;

  • развивать умения и навыки овладения приемами хохломской росписи при выполнении практических заданий, выстраивание орнаментальной композиции.


Оборудование:

    • изделия с хохломской росписью,

    • альбомы, кисти, краски,

    • компьютер,

    • презентация к уроку



Примечание: Показ слайдов – по щелчку.


План урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Изложение нового материала:

«Хохломская роспись. Её история и особенность выполнения»

4. Техника исполнения элементов Хохломы (практическая часть).

Выполнение элементов Хохломской росписи кистью”

5. Подведение итогов занятия.


Ход урока

1.ОРГМОМЕНТ

2.ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1 .Учитель читает стихотворение П.Синявского «Хохлома».

Хохломская роспись

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи-перелески.

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.


У красы точеной –

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?


Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома!

СЛАЙД 2

2. Анализ восприятия литературного произведения.

  • Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

  • Какие картины вы себе представили?

  • Какие цвета вы бы использовали для написания ваших картин?

  • О каком русском промысле сочинил свое стихотворение поэт П.Синявский?

  • Тема урока: «Золотая Хохлома» (на доске – название темы)

З.РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

(Рассказ учителя сопровождается показом презентации ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА


Возникло и развивалось искусство Хохломы в Нижегородском Заволжье, где обработка древесины издавна достигла высокого художественного уровня. Хохлома – старинное русское село, стоящее над рекой Узолой в 7 км. от Семёново, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Никакой деревянной посуды и мебели в самой Хохломе никогда не точили. Там была самая большая в Заволжье сельская торговая площадь, с длинными кирпичными лабазами, с многочисленными дощатыми полотнами, и на этой площади по определённым дням собиралась крупнейшая в России оптовая ярмарка щепного товара (местное выражение) – самых разных изделий из дерева: бочек, саней, мочалок, топорищ, точёной расписной посуды, мелкой мебели. Купля – продажа велась в Хохломе в таких размерах, что уже к началу XIX века здешние блюда, миски, ковши и ложки стали любимыми в простом народе. Он-то и назвал их по месту продажи – хохломскими.

Придумали роспись по золотому или в Сёмино, или в деревушке Ефремово, или в сёлах Новопокровском и Виноградовке, называвшихся раньше Большими и Малыми Безделиями, потому что мужики в них почти не пахали и не сеяли, а только точили посуду и красили её (земли не хватало и урожаи были бедными – без промыслов народу не прожить)

Не было здесь ни одного дома, где жители от мала до велика не занимались бы каким-либо ремеслом. Больше всего они занимались обработкой дерева. Из дерева делали чашки, плошки, ложки, столы, сани, телеги и т.д. Но уже тогда, даже самая простая бытовая вещь радовала глаз своей формой, орнаментом. Особенность хохломской росписи заключается в том, что поверхность деревянных вещей после огневой закалки приобретает неповторимый золотой цвет. Произведения Хохломы украшают выставки декоративно-прикладного искусства, они живут и в быту современных людей, принося в дом радость.

Деревянные изделия вытачивали на токарном станке или вырезали ножом из липы или березы. Предметы тщательно покрывали тончайшим слоем глины. Затем многократно покрывали олифой, окрашивали серебрянкой, по которой затем наносили роспись масляными красками, черной или красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь вновь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотистом и черном фоне, поэтому хохлому называют золотой.

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).

Хохломская роспись представляет собой растительный узор, состоящий из небольшого числа мотивов, называемых «травка», «ягодка», «листок», «кудрина» и т.д.

- Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый).

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность).


Выделяется два главных вида росписи: травка” и “кудрина”.

В основе травки лежит плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки; они по всей длине усеяны большими и малыми завитками, напоминающие узкие листочки, каждый из которых имеет свою особую форму, между завитками и волной расположились кустики - это целый букет листочков больших и маленьких, толстых и тонких. Движение всех стебельков подчинено плавному движению самого стебля.

Кудрина - цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, крупными цветочными головками и завитками. Пышные декоративные элементы, как правило, золотого цвета, обводятся по контуру и украшаются лёгкой штриховкой. “Кудрина” обычно пишется по фону.

Фоновое письмо отличается тем, что сначала рисуют концом кисти контуры волнообразного стебля и всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон закрывают черной или красной краской оставляя нарисованный узор не закрашенным. После сушки, частично сделанную роспись дополняют мелкими элементами, главным образом, мазками и завитками разных цветов, наносимых густой краской на чёрный или красный фон.

А верховое письмо наоборот. Сначала золотой фон, а после сушки расписывают остальные элементы.

Хохломские мастера выполняют роспись кистью от руки, без предварительного рисунка. При этом кисть обхватывается у самого основания тремя пальцами, собранными в щепотку, ставится перпендикулярно к рисуемой поверхности и концом с лёгким нажимом выполняется рисунок.

Каждый мастер создает уникальную композицию, такую, которую может сделать только он, но каждый из мастеров знает, что если он работает в стиле “травка”, в росписи должны присутствовать три основных элемента:

Волна рисуется одним нажатием на всём своём протяжении, соблюдая одинаковые интервалы изгибов. Завиток помещается на каждом этапе волны, заворачиваясь вправо и влево поочерёдно. Кустик состоит из отдельных травинок разных по размеру и конфигурации. Располагается он между волной и завитком.

Для Хохломской росписи определены не только этапы рисования, но очень важно и то, что цвет её позволяет называть это чудо “золотым”. А это сочетание желтого, красного и чёрного. По желанию автора может быть введён и зелёный цвет. Один из трёх основных цветов всегда является фоном.

Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают эти предметы? Вслушайтесь в само слово «Хохлома». Здесь слышны и радостное «хо» и восхищенное «ох».

Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева.

Как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?

Процесс изготовления хохломской посуды.

1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают.

2. Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

3 . Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

5. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Левой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.

7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

Вот видите, какой трудоемкий и долгий процесс проходит посуда, прежде чем попасть к людям.

- Итак, главный элемент росписи - травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.


Анализ художественного материала.

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).

- Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый).





- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность).




- Главный элемент росписи - травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.


4.Творческая работа учащихся.

Рисование основного элемента - криуля, он рисуется с помощью завитков. На следующем этапе добавляются «капельки», «осочки», «травинки», образуются «кустики». Продолжая таким образом, создается орнамент.

результаты сегодняшнего урока. Вы не просто познакомились с историей Хохломской росписи и узнали, как выполняются её элементы, но вы сделали это всё своими руками при помощи кисти.


5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.





Вспомним основные моменты:

  • С каким художественным промыслом вы познакомились сегодня?

  • Какие мотивы хохломской росписи вы знаете? (травка, Кудрина)

  • Из чего состоит травка? (стебель, травка, усик, кустик)

  • Какие виды росписи вы знаете? (фоновое, верховое)

Вывод: Человек без памяти прошлого, лишенный исторических корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни. Мы должны принимать и возрождать те традиции, которые веками создавал наш народ, тогда это традиции будут жить вечно.


Спасибо за урок!

Похожие:

Пояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии iconОпыта
Для активизации познавательной деятельности, интенсификации процесса обучения, привлечения внимания учащихся к преподаваемому предмету...
Пояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии iconДеятельность человека как мощный фактор воздействия на окружающую среду
Современные икт делает возможным наиболее эффективно использовать наглядность на уроках, позволяет подойти к процессу творчески,...
Пояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии iconКнига рассчитана на учителей, преподавателей, методистов и технических специалистов, занимающихся внедрением электронных технологий в различные формы обучения
Базовым инструментом выбрана свободно-распространяемая система управления обучением Moodle. Подробно представлены возможности системы,...
Пояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии iconМетоды и формы обучения
Слово метод греческого происхождения и в переводе на русский язык означает исследование, способ. В литературе существуют различные...
Пояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии iconАнализ воспитательной работы школы за 2008 2009 уч год
Классные руководители строят свою работу с ученическим коллективом на основе коллективной, равноправной, творческой деятельности....
Пояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии icon1 курса очной формы обучения направление подготовки 080100. 68
Современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высшей школе (лекция)
Пояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии iconПрограмма курса информационные и коммуниккационные технологии в учебном процессе Составитель
Ключевые слова: образование, информатизация, информационные технологии, коммуникационные технологии, средства обучения, деятельностный...
Пояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии iconИспользование качественных прикладных задач при изучении физики в вузе
При изучении физики широко используются различные методики и педагогические технологии с учетом содержания учебного курса и индивидуальных...
Пояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии iconСовременные технологии обучения и мониторинга, как средство формирования информационно – обучающей среды школы
Вундцеттель Ж. А. – учитель математики, высшая квалификационная категория, стаж педагогической работы 18 лет, председатель мо математиков...
Пояснительная записка: Мой стаж работы в школе 2года. В своей работе я использую различные формы и методы обучения. Современные возможности позволяют широко использовать в процессе обучения различные технологии iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №2 Задания к контрольной работе №1 Задания к контрольной работе №2 Приложения Литература Пояснительная записка. Программа дисциплины «Основы автоматики и автоматизации производства»
Методические рекомендации и контрольные задания для учащихся заочной формы обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница