Программа для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп»




Скачать 251.21 Kb.
НазваниеПрограмма для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп»
страница1/3
Дата22.01.2013
Размер251.21 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28 c углубленным изучением отдельных предметов»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения учителей

начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов»

от «03» 06.2010 г.

№ 7


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов»

______Кузнецова М.Н..



РАССМОТРЕНО


на заседании методического совета

Протокол

от 27.08.2010 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

директор

муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов»

приказ

от «31_» __08__2010 г. № _382

Г.В.Марчукова
















«ЮНЫЕ МУЗЕЕВЕДЫ»

программа

для обучающихся 1-4 классов

внеурочная деятельность


Составитель программы:

Отт Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 28 с УИОП»


Старый Оскол

2010


Пояснительная записка

Программа курса “Юные музееведы ” составлена на основе программы Д.М.Солодова , 1 класс рассчитана на 33 часа в год, 1 раз в неделю, 2-4 классы рассчитана на 35 часов в год, 1 раз в неделю для учащихся 6-10 лет.

Цель программы «Юные музееведы»- помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле. Направление –естественно-научное.

Задачи программы - знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области ( краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.); развитие способностей к поисково- исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей.

Музей-это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа « Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов изобразительного искусства, природоведения, литературы и др. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-14 лет. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность –самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико- экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу ), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Оборудование: компьютерные сайты, экспозиции, выставки, видеофильмы, рефераты, доклады.


Литература:

  1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность деятельность учащихся начальных классов.М., 1992

  2. Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей. Йошкар-Ола,2006

  3. Горский В.А. Живое образование. Ногинск, 2007

  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2000

  5. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации. Сост. Н.А. Воронцова, Пермь, 1974

  6. Краеведение: пособие для учителя под ред. А. В. Даринского, М., 1987

  7. Музей будущего: Информационный менеджмент. Сост.А.В.Лебедев.М.,2001

  8. Музей и школа: пособие для учителя под ред. Т. А. Кудриной. М., 1985

  9. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М., 1988

  10. Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела. Спб., 2002

  11. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея; от истоков до современности. СПБ., 1999

  12. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003

  13. Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2003

  14. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей; учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

(всего 33 часа, 1ч в неделю)

п/п

Тема занятия

Дата проведения

1.

Вводное занятие .Основные понятия и термины музееведения.




2.

Практическое занятие: Викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»




3.

Музейное дело. Вернисажи.




4.

Практическое занятие: Ознакомление с информацией в сети Интернет.




5.

Устав самодеятельного объединения юных музееведов .Права и обязанности юных музееведов.




6.

Что такое музей ? Положение о музее в образовательном учреждении.




7.

Практическое занятие: Посещение школьного музея . Первое знакомство.




8.

Музееведение как научная дисциплина.




9.

Практическое занятие: Составление словаря музейных терминов.




10.

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.




11.

Практическое занятие: Составление кроссворда на тему музея.




12.

Понятие «социальный институт» .Социальная функция школьного музея.




13.

Практическое занятие: рисуем по материалам экскурсии в школьный музей.




14.

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца X V l l l в.)




15.

Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях мира.




16.

Древняя Греция: святилища.




17.

Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями).




18.

Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).




19.

Практическое занятие: Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.




20.

История музейного дела в России. Коллекционирование ( конец XVII-первая половина XIX в.)




21.

Практическое занятие: Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны.




22.

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII- первой четверти XVIII в.




23.

Практическое занятие: Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями.




24.

Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж.




25.

Практическое занятие: Защита проектов об одном из известных музеев России (по выбору детей).




26.

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах.




27.

Практическое занятие: Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет.





28.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев.




29.

Практическое занятие: Посещение школьного краеведческого музея. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.




30.

Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др.




31.

Практическое занятие: Знакомство с фондами школьного краеведческого музея.




32.

Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея .Научная организация фондов музеев .Состав и структура музейных фондов.




33.

Практическое занятие: Составление учётной карточки экспоната школьного музея.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения

(всего 35 часов, 1ч в неделю)

п/п

Тема занятия

Дата проведения



Вводное занятие . Повторение основных терминов и понятий музееведения






Практическое занятие: Участие в планировании деятельности школьного музея.






Практическое занятие: Составление отчёта о выполнении плана работы школьного музея.






Практическое занятие: Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий.






Практическое занятие: Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.






Музейная экспозиция и её виды. Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом и т.д.).






Практическое занятие: Подготовка тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам.






Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея.






Практическое занятие: Подготовка тематической экспозиции школьного музея к памятной дате.






Музеи как современные научные и поисково- исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; реставрация; музейная педагогика, социально-психологические исследования…..






Практическое занятие: Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.






Исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.






Практическое занятие: Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.






Практическое занятие: Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.






Практическое занятие: Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.






Выставочная деятельность музея. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея.






Практическое занятие: Подготовка тематической выставки в школьном краеведческом музее.






Классификация выставок .Организация выставок в школьном краеведческом музее ( стационарные, переносные или выездные).






Практическое занятие: Составление паспорта выставки в нашем городе или районе, которую дети посетили совместно с родителями.






Культурно- образовательная деятельность музея и её основные формы. Цели, задачи и специфика культурно- образовательной деятельности музея.






Практическое занятие: Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д. ).






Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно- образовательной деятельности школьного музея.






Практическое занятие: Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д. ).






Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея .Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея .Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний…






Практическое занятие: Составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково - исследовательской работы.






Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.






Практическое занятие: Работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов.






Организация краеведческой работы в экспедициях. Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции; индивидуальные, звеньевые и коллективные.






Практическое занятие: Составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции.






Права и обязанности краеведа-исследователя при выполнении поисково- исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.






Практическое занятие: Оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.






Подготовка и проведение итогового мероприятия «Мы юные музееведы».






Практическое занятие: Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок.






Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.






Практическое занятие: Подготовка презентационных материалов и видеофильма, проведение школьной краеведческой конференции.



  1   2   3

Похожие:

Программа для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» iconПрограмма по вышиванию для детей 2-4 классов Автор-составитель: учитель начальных классов Кузнецова Александра Васильевна
Программа рассчитана на три года обучения по одному часу в неделю – 34 часа в год, для обучающихся 2-4 классов. Она разработана в...
Программа для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» iconУрок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной для 2-го класса (внеклассное мероприятие) Тема : «Азбука безопасности на дороге»
Учитель: Волкова Ирина Александровна, учитель начальных классов моу «сош №15» г. Ачинска
Программа для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» iconМоисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова
Формирование у младших школьников умений невербального общения как условие совершенствования толерантных отношений
Программа для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» iconУчебное пособие Учитель начальных классов моу сош № Мазилова Марина Юрьевна
Учебное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей
Программа для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» iconОбразовательная программа по формированию экологической культуры младших школьников «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями родного края»
Шитова Ирина Владиславовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, моу «Чемашинская сош»
Программа для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» iconТематическое планирование по программе «Гармония» 4 класс подготовила учитель начальных классов Сягайло Ирина Александровна ст. Каневская
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов Сягайло и а., утверждённой решением педагогического...
Программа для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» icon«Утверждаю» Директор гбоу сош №983 с лицейскими классами
И. А., Данилина Н. И., Воронина И. Н. – учителя начальных классов, высшее Резерв: организатор гиа – Козяева О. Б. – учитель начальных...
Программа для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» iconОпрос среди учащихся начальных классов моу «Татарско-Бурнашевская сош» Вывод
Титова Екатерина, ученица 3 класса моу «Татарско-Бурнашевская сош» Верхнеуслонского района Республики Татарстан, Бочкова М. Н., учитель...
Программа для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» iconПояснительная записка Данная программа разработана на основе авторской программы С. А. Болотовой, учителя начальных классов моу сош №1 г. Лермонтова
Данная программа разработана на основе авторской программы С. А. Болотовой, учителя начальных классов моу сош №1 г. Лермонтова
Программа для обучающихся 1-4 классов внеурочная деятельность Составитель программы: Отт Ирина Борисовна, учитель начальных классов моу «сош №28 с уиоп» iconМоу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна
В отчёте анализируется, как учитель применяет новые компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница