Методическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов




НазваниеМетодическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов
страница1/10
Дата17.04.2013
Размер1.19 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петровская Средняя Общелбразовательная Школа




методическое пособие

Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики


Учитель начальных классов :

Кофанова Ольга Ильинична


2010 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами математики………………………..

1.1 Историография и современное состояние проблемы 7- 10………….

1.2 Сущностные характеристики творческих способностей18-28……...…

1.3 Общая характеристика средств математики, способствующих развитию творческих способностей 29 - 45……………….…...…..

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.…46………..……………………………..….

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников средствами математики…………………...…………………………

2.1 Содержание экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников средствами математики 47 - 56…..

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников 56 - 68…………………

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..


Библиографический список


Введение

Актуальность исследования

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но сегодня общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека недостаточно отражается в школьной практике. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования. Талант и творчество личности в современных социально-экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Огромная роль в формировании творческой личности учащихся принадлежит школьному обучению и воспитанию. Школа должна как можно раньше выявлять качества творческой личности у учащихся и развивать их у всех школьников, обращая внимание и на то, что дети рождаются с разными задатками .Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий в учебной деятельности влечет за собой потерю интереса к учению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Большую роль в решении этой проблемы играет математика, так как именно здесь наиболее полно развиваются мыслительные и интеллектуальные операции, самостоятельная и индивидуальная работа учащихся. Сформированность умственных действий в овладении данным предметом является необходимым условием сознательного и прочного усвоения материала других учебных дисциплин, средством систематизации и выведения новых знаний. Работая на уроках математики с различным творческим материалом, учащиеся открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения, у детей формируются навыки анализа полученной информации. Но развитие у учащихся опыта творческой деятельности возможно только при включении их в решение доступных и значимых для них проблем и проблемных задач, направит их на креативную самостоятельную исследовательскую деятельность. Чтобы формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности как системы качеств, чтобы уметь формировать такие качества у своих учеников. Этим и обоснована актуальность выбранной темы. Проблема творчества и творческих способностей изучалась многими педагогами, психологами и методистами: (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, О. Матюшкин, Д. Богоявленская, Л. Выготский, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский и др.).

Исходя из актуальности для практики начальной школы, сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики».

Объект исследования: особенности развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования: средства математики, способствующие развитию творческих способностей младших школьников

Цель исследования: разработка и апробирование методики развития творческих способностей младших школьников средствами математики.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть содержание понятия « творческие способности ».

2. Выявить средства учебного предмета математика, способствующие развитию творчества учащихся начальной школы.

3. Разработать методику развития творческих способностей младших школьников средствами математики.

4. Экспериментально апробировать элементы разработанной методики.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников возможно средствами математики и будет протекать успешней, если:

- осуществляется целенаправленно;

- при подборе средств для развития творческих способностей учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы. Для решения частных исследовательских задач использовались также беседы, анкетирование, изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся. Ведущим методом исследования являлась опытная работа.

Этапы исследования:

Первый этап – теоретический (май-август 2009г.) : анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы выпускной квалификационной работы.

Второй этап - экспериментальный (сентябрь - ноябрь 2009 г.): проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Третий этап - обобщающий (ноябрь-декабрь 2009г.): анализ, сравнение полученных результатов, оформление текста выпускной квалификационной работы.

Апробация и внедрение работы определяется тем, что результаты могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями, студентами.

Базой исследования являлась МБОУ - Петровская средняя общеобразовательная школа

Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивались результатами опытной работы, адекватностью методик исследования его предмету и задачам.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.


Глава I. Теоретические основы исследования проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами математики.

1.1. Историография и современное состояние проблемы.

Сегодня, решая проблему воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека, мы утверждаем, что сформировать такую личность может творческая, мыслящая и как непременное условие – гуманная школа, стремящаяся сделать обучение развивающим, личностно – ориентированным. Личностно-ориентированное обучение - это в первую очередь - развитие творческих способностей, а также развитие нравственных и эстетических чувств, развитие потребности в деятельности, при условии сохранения здоровья ребенка.

Вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительную актуальность в современной педагогической науке. Анализ психолого-педагогической, методической литературы последнего десятилетия четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития креативного потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. « В мире, который « всегда нов», невозможно адаптироваться без возрастания креативных способностей личности». [18, с. 34] Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации». В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования – личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей. [17,с.14] Как было сказано выше проблема творчества и творческих способностей изучалась многими научными работниками ( Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, А. Маслоу, Т. Андерсон, В. Андреев, В. Библер, А. Брушлинский, О. Матюшкин, Д. Богоявленская, Л. Выготский, В. Кан-Калик, Н. Кириллова, В. Краевский, Ю. Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский, и др.). Их психолого – педагогические исследования дают нам основание считать: определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность, которая становится более целенаправленной, мощной, продуктивной, рассматривается как интегративная характеристика личности.

В зарубежной психологии творческие способности чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах ХХ в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового. [42,с.10]

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них:

1) беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени;

2) гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

4) любознательность - чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке гипотезы;

6) ирреальность - логическая независимость реакции от стимула;

7) фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

10) и так далее. [42,с.43]

Е.П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

- гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

- оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе;

- точность выполнения заданий.[42,с.76]

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается и англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческих способностей человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческих способностей, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей.[34,с.153]

Этой проблемой занимались такие ученые отечественной психологии как Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, в трудах этих ученых. [41]

Проблема творчества в наше время стала настолько актуальной, что она по правилу считается проблемой столетия. В течение многих лет в школе при обучении математики и других предметов господствовал объяснительно – иллюстративный метод обучения, при котором знания сообщались в готовом виде. Деятельность школьников при этом состояла в восприятии сообщаемых сведений, их осмыслении, запоминании и воспроизведении. У учеников систематически культивировалось воспроизводящее мышление и очень слабо развивалось так называемое продуктивное или творческое мышление. Это пришло в резкое противоречие с потребностями жизни. Не следует считать, что формирование творческой личности в процессе обучения математики стала потребностью лишь современного общества. Еще на Втором съезде преподавателей математики в 1913 году в Москве, на котором принимали участие 1100 преподавателей, серьезно обговаривалась эта проблема.

[22, с.17] На этом съезде остро стояла проблема дифференцированной математической подготовки. В послереволюционный период прогрессивные решения I и II съездов преподавателей математики не были полностью реализованы из-за экономических и политических условий, а уровень математического образования школьников снизился. Основной причиной этого негативного явления было неправомерное упрощение содержания школьных программ и учебников, фактическое игнорирование требований, дифференциация обучения.

Только начиная с 30-х годов развернулась серьезная работа Министерства образования и правительства по повышению уровня математической подготовки учащихся школ. По инициативе бывшего министра образования А.Бубнова на выполнение правительственного постановления «О начальной и средней школе» в 1935 г. было проведено всероссийское собрание по вопросам обучения математике. Собрание обратило внимание на необходимость развития у учащихся математического мышления, конструктивных способностей, пространственных представлений, привитие им глубокого интереса к предмету, привлечение учащихся к разным формам внеклассной работы, выделение особо одаренных учащихся. Именно в этот период началось систематическое издание журнала «Математика в школе», усовершенствование программ по математике, расширение выпуска методической литературы для учителей. В послевоенные годы (1945-1965 г.г) активизировалось участие ученых-математиков и известных методистов в разработке научных и методических проблем школьного курса математики (О.Хинчин, И.Маркушевич, О.Фетисов, В.Гончаров, О.Астряб и др.). Все это привело к повышению уровня школьного математического образования.

Очевидно, что выход из ситуации, которая сложилась сегодня, следует искать в глубоко уровневой и профильной дифференциации математической подготовке, разработке и использовании новых технологий обучения и современных информационных технологий. Они должны обеспечить не только вооружение учащихся системой математических знаний и умений, но и формирования в процессе обучения творческой личности школьников. [3, с.13]

Чтобы формировать творческую личность в процессе обучения математике сегодня, каждый должен быть познакомлен с сущностью творческого процесса, современными представлениями о нем, методами изучения творчества, качествами творческой личности, их системой, чтобы иметь возможность формировать такие качества у школьников начальных классов. Каждый учитель должен уметь диагностировать уровень творчества, знать основные формы, пути и механизмы формирования творческой личности, особенно главную из них - творческую задачу. Развитие творческого мышления и творческой деятельности необходимо осуществлять с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также методов и средств творческого развития, соответствующих этому возрасту. Одновременно необходимо заботиться о развитии творчества у способных и

талантливых детей.[ 30,с.156] Что же такое творчество?

Философы (особенно А.Спиркин) определяют, что творчество - это умственная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, выявление новых фактов, особенностей, закономерностей, а также методов исследования и превращения материального мира или духовной культуры; если же он новый только для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения.[41, с.6]

Поясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог

Л.Выготский, определял, что «творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое. Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека». [15, с.134]

Психолог Я.Пономарев, широко трактуя понятие «творчество» определял это понятие как «механизм продуктивного развития» и не считал «новизну» решающим критерием творчества.[1,с.80]

Украинский психолог В.Моляко, раскрывая сущность творчества с позиции психологии, определяет, что «под творчеством понимают процесс создания чего-то нового для данного субъекта». Поэтому понятно, что творчество в той или иной форме не является талантом «избранных», оно доступно каждому . [26, с. 185]

Заслуживает внимания взгляд на творчество передовых учителей-практиков (В.Сухомлинский, В.Шаталов, Ш. Амонашвили и др.). Например, В.Сухомлинский определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка.[12, с.39]

Обратимся к «Педагогической энциклопедии» и дадим определения «творчества». «Творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности ( новизне). Следует различать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения, творчество определяется его конечным продуктом- научным открытием или новизной научного исследования, изобретением, рационализацией, созданием художественного произведения, решением новой задачи ( математической, лечебной, педагогической, производственной и т.п.). С субъективной точки зрения, творчество определяется самим процессом творчества, даже если его конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Методическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов iconРеферат Развитие творческих способностей младших
Выполнила учитель начальных классов Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»...
Методическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов icon«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации»
I. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема
Методическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов iconКонкурс «Учитель года 2009»
«Развитие творческих способностей младших школьников через личностно ориентированное обучение и здоровьесберегающие технологии»
Методическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов icon«Утверждаю» Директор гбоу сош №983 с лицейскими классами
И. А., Данилина Н. И., Воронина И. Н. – учителя начальных классов, высшее Резерв: организатор гиа – Козяева О. Б. – учитель начальных...
Методическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов iconПлан работы на октябрь 2011 года
Круглый стол «Процесс включения младших школьников в создание портфолио. Знакомство с положением о проведении 4 районной конференции...
Методическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов iconРеферат «Развитие интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей у младших школьников»
Введение с
Методическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов icon"Развитие орфографической зоркости младших школьников"
Дорохова Надежда Ивановна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения "Начальная общеобразовательная...
Методическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов iconКрутецкий В. А. Психология математических способностей школьников
Развитие математических способностей учащихся начальных классов в процессе решения текстовых задач
Методическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности во внеурочное время
Методическое пособие Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики Учитель начальных классов iconУчитель Павловской сош имени А. К. Васильева Тутаевского р-на
Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников с зпр средствами искусства
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница