Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук




Скачать 351.32 Kb.
НазваниеЛ. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук
страница1/3
Дата21.01.2013
Размер351.32 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3




Составитель:

С.М.Полякова, доцент кафедры патологической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра патологической анатомии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

Л.А.Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой патологической анатомии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 6 от 06.03.2009г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 22.04.2009г.);

Секцией по специальности 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию

(протокол № 8 от 25.04.2009г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патологическая анатомия – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по структурным, т.е. материальным основам болезни.

Типовая учебная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (ОС РБ 1-79 01 03-2008) и типовым учебным планом № L 79-008/тип (утвержден Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008).

Типовая учебная программа дисциплины «Патологическая анатомия» включает новые научные данные по биологии, генетике, иммунологии, с использованием данных современных методов морфологического исследования (электронная микроскопия, иммуногистохимия и цитохимия). Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения патологической анатомии состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о структурных основах болезней, их этиологии и патогенезе, для осмысливания теоретических основ медицины, более углубленного изучения клиники и использования полученных знаний в работе врача гигиениста-эпидемиолога

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет знание:

  • основных общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;

  • причин и механизмов типичных общепатологических процессов;

  • важнейших проявлений типичных общепатологических процессов;

  • изучение этиологии, патогенеза и морфологии болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;

  • изучение морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и изменяющихся условий внешней среды;

  • изучение изменений болезней, возникающих как в связи с меняющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие терапевтических и диагностических манипуляций (патология терапии);

  • изучение патологоанатомической службы, ее задач в системе здравоохранения и организационно-практических форм решения этих задач.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции при обучении студентов, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии.

Сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития позволяет привить студентам навыки клинико-анатомического анализа, овладеть основами синтетического обобщения диагностических признаков болезней и правильного их толкования в причинно-следственных отношениях.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Патологическая анатомия» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Медицинская биология и общая генетика. Гельминтозы, циклы развития, пути заражения.

Анатомия человека. Макроскопическое строение внутренних органов и систем.

Гистология, цитология и эмбриология. Микроскопическое строение внутренних органов и систем.

Биологическая химия. Свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы крови. Механизмы гомеостаза. Этапы обмена билирубина.

Микробиология, вирусология, иммунология. Понятие об иммунитете и аллергии. Общая характеристика реакций клеточного и гуморального иммунитета.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • морфологические особенности общих патологических процессов;

  • этиологию, патогенез, морфологию болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурные основы выздоровления (саногенез), осложнения, исходы, отдаленные последствия заболеваний, причины и механизмы умирания (танатогенез);

  • изменения болезней в связи с изменяющимися условиями жизни и лечения (патоморфоз);

уметь:

  • применять основные приемы проведения патологоанатомического вскрытия;

  • устанавливать диагноз, суть патологического процесса и заболевания по макропрепаратам, на аутопсии;

  • определять основные общие патологические процессы и заболевания по гистологическим препаратам при люминесцентной биомикроскопии;

  • диагностировать патологические процессы и заболевания по описанию макро- и микроскопических изменений органов, тканей, организма.

Структура содержания дисциплины «Патологическая анатомия»

Содержание патологической анатомии состоит из двух разделов: общей патологической анатомии (общая патология) и частной патологической анатомии (частная патология).

Общая патологическая анатомия рассматривает вопросы патологии клетки и общепатологические процессы, характерные в той или иной степени для всех заболеваний.

Частная патологическая анатомия изучает этиологию, патогенез и морфологию отдельных болезней (нозологическая патологическая анатомия).

Характеристика рекомендуемых методов обучения

При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия; а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet

На лабораторных занятиях студенты проводят изучение макро- и микроскопической картины различных патологических процессов с последующей зарисовкой гистологических препаратов. Учатся правильно представлять полученные данные в виде актов экспертиз, а также формулировать выводы (диагноз). Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач, участием в патологоанатомических вскрытиях.

Студентов знакомят с приемами, особенностями работы и безопасными условиями труда патологоанатома, международными требованиями и этическими нормами при проведении аутопсий. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса и выполнения письменных (в том числе тестовых) контрольных заданий лабораторных и итоговых занятий.

Таблица 1 - Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

Всего

аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1-79 01 03 Медико-профилактическое дело

4

120

72

18

52

-

-

зачет

5

126

72

18

56

-

-

экзамен

Всего часов




246

144

36

108

-

-




ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

лабораторных

1. Общая патологическая анатомия

18

51

1.1. Введение

2

-

1.2. Повреждение (альтерация)

2

15

1.3. Нарушение кровообращения

2

6

1.4. Воспаление

4

12

1.5. Иммунопатологические процессы

2

3

1.6. Приспособление и компенсация (адаптация)

-

3

1.7. Опухоли

6

12

2. Частная патологическая анатомия

18

57

2.1. Болезни системы крови

2

3

2.2. Болезни сердечно-сосудистой системы. Ревматические болезни

4

9

2.3. Болезни органов дыхания

2

6

2.4. Болезни органов пищеварения

2

6

2.5. Болезни печени

2

3

2.6. Болезни почек

2

3

2.7. Болезни желез внутренней секреции

-

6

2.8. Инфекционные болезни

2

12

2.9. Профессиональные болезни

2

6

2.10. Врожденные пороки развития (ВПР)

-

3

Всего часов

36

108

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Общая патологическая анатомия

1.1 Введение

Патологическая анатомия, ее содержание, задачи, объекты, методы и уровни исследования. Краткие данные истории развития патологической анатомии. Патологоанатомическая служба и ее значение в системе здравоохранения.

1.2. Повреждение (альтерация)

Сущность, причины, механизмы и виды повреждения.

Патология клетки.

Патология клеточного ядра: изменения структуры, размеров, формы и количества ядер, структуры и размеров ядрышек, ядерной оболочки; ядерные включения. Патология митоза, хромосомные абберации и хромосомные болезни.

Патология цитоплазмы: изменения мембран, эндоплазматической сети, пластинчатого комплекса, секреторных гранул, митохондрий, лизосом, микротелец. «Болезни» митохондрий, лизосом, пероксисом. Цитоскелет и патология клетки. Изменения плазматической мембраны. Патология клеточных стыков.

Патология клетки как интегративное понятие.

Дистрофии

Определение дистрофии как выражение нарушений тканевого и (клеточного) метаболизма и форма повреждения (альтерации). Дистрофии как первый реактивный процесс в онтогенезе.

Клеточные и внеклеточные механизмы трофики. Причины развития дистрофий. Морфогенетические механизмы, структурные уровни проявлений и исходы дистрофий. Классификация дистрофий: в зависимости от преобладания морфологических изменений в специализированных элементах паренхимы и строме (паренхиматозные, стромально-сосудистые и смешанные), по преобладанию нарушений того или иного вида обмена (белковые, жировые, углеводные, минеральные), в зависимости от влияния генетических факторов (приобретенные, наследственные) и распространенности процесса (общие, местные).

Наследственные ферментопатии (болезни накопления) как выражение наследственных дистрофий.

Паренхиматозные дистрофии, их деление на белковые (диспротеинозы), жировые (липидозы), углеводные.

Паренхиматозные белковые дистрофии: зернистая, гиалиново-капельная, гидропическая, роговая. Морфологическая характеристика, причины, патогенез.

Наследственные дистрофии, связанные с нарушением обмена аминокислот: цистиноз, тирозиноз, фенилпировиноградная олигофрения (фенилкетонурия).

Паренхиматозные жировые дистрофии. Жировая дистрофия миокарда, печени, почек. Морфологическая характеристика, причины, патогенез. Наследственные (системные) липидозы: цереброзидозы (болезнь Гоше), сфингомиелинозы (болезнь Нимана-Пика), ганглиозидозы (болезнь Тея-Сакса, или амавротическая идиотия), сульфатидозы.

Паренхиматозные углеводные дистрофии. Дистрофии, связанные с нарушением обмена гликогена. Морфология, причины, патогенез нарушений обмена гликогена при сахарном диабете.

Гликогенозы, их виды: болезнь Гирке, Помпе, Мак-Ардля, Герса, Форбса и Андерсона.

Дистрофии, связанные с нарушением обмена глюкопротеидов.

Слизистая (коллоидная) дистрофия. Морфологическая характеристика, патогенез.

Муковисцидоз.

  1   2   3

Похожие:

Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук iconДиректор государственного учреждения Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики
...
Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук iconАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности 14. 00. 14 онкология Минск, 2008 Работа выполнена в Государственном учреждении «Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им.
«республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова»
Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук iconОрганосохраняющие операции при травматических закрытых чрескапсулярных разрывах селезенки у детей
Работа выполнена на кафедре детской хирургии, травматологии и ортопедии гоу впо двгму росздрава (ректор-доктор медицинских наук,...
Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук iconС. И. Болтрукевич, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Учреждения образования Гродненский государственный медицинский
С. И. Болтрукевич, заведующий кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Учреждения образования «Гродненский государственный...
Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук iconОказание первой помощи при травмах
С этой целью представляются рекомендации составленные кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии: зав каф. Заслуженный...
Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук iconА. А. Шеряков, заместитель директора Республиканского унитарного предприятия «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении», кандидат фармацевтических наук
В. И. Кузнецов, профессор кафедры нормальной физиологии Учреждения образования «Витебский государственный медицинский университет»,...
Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук iconПрограмма подготовки врачей по медицинской генетике в клинической ординатуре разработана с учетом Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993г. «О здравоохранении»
...
Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук iconРоль протеаз различных классов в развитии остеопороза у крыс
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте физиологии Сибирского отделения Российской академии медицинских наук и в Новосибирском...
Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук iconР оссийский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р. Р. Вредена Конференция молодых ученых
...
Л. А. Пашкевич, заместитель директора Учреждения здравоохранения «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии», доктор медицинских наук iconПояснительная записка Лучевая терапия, применяемая в качестве самостоятельного компонента комбинированного или комплексного способов лечебного воздействия на
«Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии им. Н. Н. Александрова», кандидат медицинских наук...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница