«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти»




Скачать 350.43 Kb.
Название«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти»
страница1/3
Дата20.01.2013
Размер350.43 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3



Материалы Подкомитета по информационным технологиям Торгово-промышленной палаты РФ

Конференция Подкомитета по ИТ ТПП РФ







«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти».




Организатор: Подкомитет по информационным технологиям

Комитета по промышленному развитию и высоким технологиям ТПП РФ.


Место проведения Конференции:      ТПП РФ, Малый зал (Москва, ул.Ильинка, 6).

Дата проведения Конференции:         12 марта 2003 года,  10.00 – 13.00 часов.

 

Ведущий конференции:

Гулько Дмитрий Ефимович. Председатель Подкомитета по информационным технологиям ТПП РФ




Сулакшин Степан Степанович. Комитет по промышленному развитию и высоким технологиям ТПП РФ.

От имени ТПП, членом которого я являюсь, и Комитета по промышленному развитию и высоким технологиям приветствую участников Конференции «Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти».

Среди актуальных проблем, которые инициирует и продвигает ТПП и лично Е.М.Примаков, является качество государственного управления – воплощение и реализация механизма управления особенно на региональном уровне. Это позволит решить проблемы качества управления, декриминализации государственного аппарата и управления, реализовать основное назначение государственных институтов – служение общим социальным целям, гражданам, общественным группам на различных уровнях.

Президент объявил, и правительство разворачивает работу по административной реформе. Планируется перенастройка государственного аппарата, который достался в наследство от другого общества, другой экономики, других принципов связи государственных органов и общества к тем, которые сейчас активно развиваются. В этой связи тема, которая рассматривается на Конференции – содействия реализации современным механизмам администрирования - вписывается в контекст сценария административной реформы. Помощь государственным институтам, профильным министерствам, администрациям регионов - это полезная и благородная задача. Тем более что те механизмы и информационные технологии, которые ИТ-сообщество разрабатывает, продвигает и предлагает государственному потребителю – это есть интеллектуальный продукт и к тому же товар, от результатов продвижения которого, зависит успех разработчиков. Хочется пожелать успехов и разработчикам новых интеллектуальных средств администрирования, потребителям, органам государственной власти федерального и регионального уровня, в том, чтобы они становились более эффективными и современными. Я уверен, что подобная форма работы, как сегодняшняя конференция и круглый стол вносят совершенно конкретный вклад в эти задачи. А возможности ТПП, как центра коммуникаций, публичной площадки, центра лоббирования идей и предложений достаточно весомы. Предлагаю их предусматривать и эффективно использовать в интересах всех участников сегодняшней встречи.


План работы Конференции:

Доклады профильных министерств и ведомств «Порталы органов государственной власти»


Задирако Ирина Николаевна. Министерство экономического развития и торговли РФ.

Министерство экономического развития и торговли является одним из основных заказчиков программ. Информационная открытость, которая завялена в теме конференции – это лейтмотив, который пронизывает все составные части программы «Электронная Россия». И наше ведомство по мере скромных возможностей пыталось в прошлом году предпринять ряд шагов в направлении построения этой самой информационной открытости.

На прошлом мероприятии Подкомитета по ИТ, которое проходило в стенах ТПП некоторое время назад, мы говорили очень подробно о таком блоке, как система электронных закупок. Электронные закупки - один из видов построения информационной открытости в части расходования (прежде всего) бюджетных средств, контроля над действиями органов власти всех уровней, как субъектов рынка. Процесс внедрения найденных решений, финансируемых из федерального бюджета, с прошлого года активно перемещается регионы. Нельзя сказать, что мы достигли значимых событий на федеральном уровне, но ряд наших партнеров из субъектов федерации, таких как Челябинск, Чувашия, Ханты-Мансийск и ряд других регионов – берут на себя обязательства о 30-40% расходовании всех бюджетных средств субъектов федерации через систему электронных закупок. Со своей стороны мы желаем им в этом преуспеть. А нам с вами в середине – концу 2003 года предстоит наблюдать результаты этих смелых обещаний, которые содержатся в соглашениях между органами власти субъектов федерации и Минэкономразвития. Нужно отметить, что с начала нынешнего года мы начали активно подписывать подобные соглашения с субъектами федерации. Если вы следите за прессой, то такая акция была предпринята с президентом Чувашской республики. Мы надеемся, что на следующей неделе такое же событие произойдет у нас с Москвой.

Кроме системы электронных закупок Минэкономразвития достаточно много работало в прошлом году по еще одному блоку направлений, связанному с информационной открытостью - это разработка и внедрение ряда портальных решений, прежде всего, правительственных. Нам довелось иметь дело в прошлом году с довольно активным заказчиком этой работы – Аппаратом правительства и Департаментом правительственной информации.

Но данная работа нужна и востребована не только на самом верхнем уровне нашей федеральной власти. Опыт, полученный в этом году на федеральном уровне, сейчас востребован в регионах. Например, говорить о хорошем портале органов исполнительной власти такого субъекта федерации как Чувашии стало уже привычным – он всем известен. По этому же пути, может быть с некоторым отставанием, идет еще несколько субъектов федерации: Архангельская область, Ханты-Мансийск и ряд других регионов, понимающих необходимость предоставления информации о деятельности власти в открытой сети Интернет. Причем, подобные порталы должны нести не только информационную нагрузку, но и ряд других сервисов, внедряемых в портальные решения.

Минэкономразвития в разделе портальных решений сегодня рискует взять на себя нагрузку по формированию так называемого экономического портала, т.е. портала органов власти экономического блока, где бы была объединена информация именно этих ведомств. Мы видим перспективу этой работы особенно в связи с выходом в феврале нынешнего года Постановления Правительства РФ № 98 о более широком и открытом предоставлении информации о деятельности органов государственной власти обществу, налогоплательщикам и гражданам. Понятно, что это всего лишь первый шаг. Но Минэкономразвития пытается двигаться в этом направлении и увязывать эти работы с ходом административной реформы. Мы предполагаем действовать по принципу «Начать с себя» - некое упорядочение управления бизнес-процессов управления внутри собственного ведомства с соответствующим отображением хода исполнения этих процессов на портале, особенно при работе по ФЦП «Электронная Россия». Мы стараемся учитывать каждый свой шаг почти так, как это принято у адвокатов практически любой юридической фирмы: каждый свой час фиксируется как потраченный на того или иного клиента. Нужно признать, что в чиновничьей среде подобная практика прививается с трудом. Но Минэкономразвития пытается идти по этому пути.

Говоря об информационной открытости и о том, как мы будем двигаться в этом направлении в 2003 году, хотелось бы отметить две темы: построение так называемых электронных регламентов, увязанных с административной реформой, о чем я уже сказала. И второе, наиболее значимое, – это т.н. общегосударственные информационные ресурсы. О чем идет речь? Инвентаризируя ресурсы государственных органов исполнительной власти, в 2002 году мы получили довольно удручающий вывод о том, что не более 5% этих ресурсов может быть использовано иными потребителями кроме тех, кто эти ресурсы формирует для внутреннего потребления. Практически каждое ведомство в информационном плане работает само на себя. Это своеобразный «информационный феодализм» - данный термин уже используется в нашем обществе. Самое прискорбное, что, понимая всю тяжесть информационной нагрузки на общество при 2-3-5 кратном предоставлении одной и той же информации различным государственным структурам – Госкомстат, налоговые органы, ФКЦБ и другие от хозяйствующих субъектов рынка - органы власти делают достаточно слабые попытки консолидации своих информационных усилий. Мотивация государственных органов понятна – у всех есть своей бюджет, финансовые затраты на формирование определенных информационных потоков и никто не хочет объединять усилия, хотя все понимают, что при этом пропорционально экономятся финансовые средства.

Мы сделали в прошлом году ряд предложений органам исполнительной власти. Назову некоторые из них. Одно из предложений касалось создания под эгидой МВД общего банка данных мигрантов. Проблема острая – контроль перемещения иностранных граждан по российской территории, а также лиц без гражданства, временно находящихся на территории российской федерации. Эта проблема связана и с политической составляющей - возможность предотвращения террористических угроз. Тем не менее, формирование такого банка данных рассчитано не только на потребности и нужды МВД, а вполне сопрягается с проблемами контроля трудовой миграции – для Министерства труда, служб, связанных со сбором налогов, пенсионного фонда, паспортно-визовых служб, служб ЗАГСОВ и т.д. Все перечисленные госструктуры собирают информацию о гражданах в том или ином виде, все ее используют для решения своих функциональных задач, но никто не хочет объединять свои информационные потоки, и, соответственно, экономить финансовые потоки, затраченные на эту во многом дублирующую работу в каждом ведомстве.

В настоящее время создание и внедрение систем общегосударственных информационных ресурсов являются в большей степени лозунгом, чем реальным действием. Но мы будем пытаться, тем не менее, сблизить позиции ряда ведомств и найти точки сопряжения интересов, чтобы внести свой скромный вклад в дело рационализации информационных потоков внутри органов государственной власти.

Говоря о формировании информационно-открытого общества, мы констатируем страшную пропасть между тем, о чем мы говорим в рядах профессионалов и тем, как воспринимают проблемы информационного открытого общества, внедрения ИТ–технологий в систему нашей власти сторонние наблюдатели. Попытки выхода во внешний мир довольно часто демонстрируют эту пропасть. В прошлом году мне пришлось регистрировать в Минюсте некий ведомственный нормативный акт, который и был направлен на обеспечение информационной открытости при выполнении одного бизнес-процесса – назовем его «контролем за экономической концентрацией». Функция, выполняемая антимонопольным органом, носит некий системный характер, упорядочена законом, ведомственными нормативными актами - это процедура предоставления хозяйствующим субъектом некой информации в этот контрольный орган. Министерство юстиции при попытке зарегистрировать нами представление информации на магнитном носителе, вполне четко и честно отвечает: «Мы не можем сделать обязательным предоставление информации о хозяйствующем субъекте на электронном носителе, поскольку это его дискриминирует. А что если у субъекта рынка компьютера в хозяйстве нет. Что же он тогда вам не может на бумажке свою информацию не имеет права принести?» Это пример 2002 года. Пример того, когда на полшага опережая своих коллег, какое-то ведомство пытается простроить отношения с бизнесом именно на той основе, о которой мы всегда говорим на наших конференциях, а ему в ответ говорят: нет – это дискриминация, так делать нельзя. Я не знаю, что делать с этим обстоятельством. Может быть, ввести для госслужащих (как недавно был введен некий минимум русского языка) минимум знания ИТ-технологий? Может быть, обучать всех поголовно? Или в стенах, допустим ТПП РФ, собирать кадровые службы федеральных органов исполнительной власти и объяснять, каких специалистов нужно принимать на работу и какой минимум требований от них в этом плане нужно спрашивать. Наверное, методы могут быть разными, но сокращать этот разрыв нам совершенно необходимо. Иначе информационно-открытое общество будет строиться в очень узких границах. Спасибо.


Исаков Владимир Борисович. Вице-президент ТПП РФ. Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего заседания, безусловно, относится к числу наиболее актуальных и острых, от которых и общество и бизнес в обозримые сроки ожидает результатов – изменений в экономике, политике, в жизни общества. Я не являюсь специалистом в области информационных технологий. Я юрист. Но в течение последних лет мне приходится заниматься этими проблемами и Государственной Думе и в ТПП РФ. Хотелось бы поделиться своими впечатлениями о ситуации. Хочу с удовлетворением отметить, что как бы мы не критиковали рынок информационных технологий, те или иные решения, бюрократические препятствия, но все-таки информационные технологии в России достаточно динамично развиваются. Я с удовольствием ознакомился с сообщениями о коллегии Министерства связи, где были приведены наиболее свежие цифры по итогам 2002 года: количество пользователей Интернета в России оценили в 6 млн. человек, а это 4% населения. Для сравнения: по статистике 1997 года у нас было всего 108 тыс. пользователей интернета. Рынок информационных технологий за 1 год вырос на 9%. Это значительно выше среднего уровня роста экономики. Т.е. видно, что информационные технологии развиваются. За этот же год количество пользователей мобильной связи удвоилось и достигло 18. млн. чел. В Московском регионе по данным Министерства связи каждый второй житель имеет мобильный телефон. Москва и Московский регион оборудованы мобильной связью на 50% - это достаточно неплохой показатель. Учитывая опыт более продвинутых стран: 80% «мобилизации» - это уже предельная величина в статистике, дальше которой рост останавливается.

Т.е. в этой области происходят очень важные существенные сдвиги, которые меняют общественную жизнь, меняют стиль бизнеса, меняют характер деятельности людей. Но я согласен с представителем Минэкономразвития в том, что ситуация крайне неоднородная и очень много нерешенных проблем.

По роду деятельности мне приходилось сталкиваться с информационными системами в области законодательства. Я считаю, что это наиболее благополучный участок нашего информационного пространства, потому что есть четко оплачиваемый заказ. Производители информационных продуктов выложили на рынок доброкачественный конкурентоспособный продукт, отвечающий лучшим мировым требованиям, может быть даже и превосходящий мировые требования. Мне приходилось видеть, что происходит в этой области в Германии, Италии и других европейских странах. Нужно признать, что они начинали гораздо раньше и имеют достаточно развитую инфраструктуру, но в настоящее время значительно отстали от уровня тех баз, которые производят наши производители – Консультант+, Гарант и Кодекс. Это значительно более интересные базы, в них больше аналитических возможностей, они включают разнообразные материалы.

Но, к сожалению, стык бизнеса и власти здесь не отрегулирован. Я столкнулся с достаточно скандальной ситуацией, когда Пенсионный фонд РФ отказался передавать свои материалы разработчикам информационных систем при выполнении ими работ. Представители фонда сослались на то, что они негосударственная организация и никому не обязаны передавать свою информацию. Они проигнорировали то обстоятельство, что миллионы людей платят взносы именно в Пенсионный фонд на основании федерального закона. Это конкретный пример того, как на стыке бизнеса, власти и общества возникают достаточно острые проблемы, хотя заинтересованность в информации прослеживается у миллионов граждан.

Достаточно неплохо обстоят дела в областях, где есть оплаченный заказ – электронные сделки, расчеты, торги, биржи. Хотя здесь тоже есть свои проблемы – еще не устоялись стандарты, не подтянулось законодательство, не принят Закон «Об электронном документе», и, следовательно, электронный документ пока не имеет законодательной базы.

Но совсем бледно обстоят дела, где такого коммерческого заказа нет. По роду деятельности мне приходится бывать на конференциях, где обмениваются результатами реализации компьютерных программ в сфере образования, науки. Участники признаются, что часто привозят компьютер в какую-то сельскую школу – и он там простаивает вместо мебели: коробочка с образовательными программами зачастую бывает даже не распакована… А это говорит о том, что проблема не была решена системно.

Хотя и здесь есть свои интересные моменты. В свое время мне довелось быть инициатором и участвовать в программе создания публичных центров правовой информации. Система стартовала практически на общественных началах. Государство первоначально не финансировало проект. Но идея была достаточно продуктивная. На сегодняшний день открыто уже насколько сот подобных центров при публичных библиотеках. Причем, те же самые коммерческие фирмы решив, что это своеобразная реклама, бесплатно установили на этом оборудовании свои программы. Я, например, присутствовал при открытии Юношеской публичной библиотеки им. Маяковского в С.-Петербурге и наблюдал следующую картину: библиотека открывалась в 11 часов, а уже без четверти 11 у входа в центр публичной информации скопилась целая очередь молодых людей.

Я был экспертом Государственной Думы по ФЦП «Электронная Россия» и наблюдал, как эта программа развивается. Хочу отметить, что масштаб этой программы не соответствует тем задачам, которые интуитивно подразумеваются в понятии «Электронная Россия». На данный момент - это сборник отдельных, хотя и очень важных мероприятий, при выполнении которых не поставлены и, соответственно, не решаются стратегические цели. В ходе этой программы пока не сформирован и не ощущается какой-то координационный центр, который бы предложил национальную программу в этой сфере, национальную идеологию создания информационного общества. Потому что в каждой стране подобная идеология создается своими, особенными путями, но при этом большинство задач решается системно. Я считаю, что один из наиболее принципиальных моментов ФЦП «Электронная Россия» – стратегические решения в области формирования региональных и федеральных информационных ресурсов. По собственному опыту я знаю, что на местах очень часто натыкаешься на энтузиастов - в библиотеках, в администрациях и т.п. - которые самостоятельно создают краеведческие, фактологические, самые разнообразные базы данных. Подобное национальное богатство делается фактически бесплатно. Что ожидает в дальнейшем эти базы данных, если не предусматривается объединение в некую единую систему? Мы будем скупыми рыцарями на сундуке с богатством, которым пользоваться невозможно. Это происходит потому, что на сегодняшний день практически не существует идеологии объединения этих ресурсов - ни в техническом, ни в программном, ни политическом или идеологическом плане. Ведь надо определять статус национального депозитария, хранителя этих ресурсов и т.п. Период подобного безвластия имеет свои плюсы и минусы. По моим наблюдениям при зарождении систем АСУ 20 лет назад был более системный подход к проблеме, чем в настоящее время. Хотя, согласитесь, все это делалось на устаревшей технике и дремучими подходами. Сейчас процесс практически отпущен. ФЦП «Электронная Россия» - это первая попытка программирования в этой сфере. И это, безусловно, гарантия того, что в отдельно взятом центре, ведомстве-разработчике не будет сделано той стратегической ошибки, за которую через 20 лет расплатится вся страна. А подобные ситуации не были редкостью в предыдущие периоды. С другой стороны при разработке и реализации ФЦП «Электронная Россия» государство упускает некоторые стратегические позиции, которые другие страны решают чрезвычайно целенаправленно.


  1   2   3

Похожие:

«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти» iconПодкомитет по информационным технологиям Комитета по промышленному развитию и высоким технологиям тпп РФ. Место проведения Конференции
Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти”
«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти» iconИнформационная политика региональных органов власти как инструмент политической коммуникации (на материалах республики саха (якутия))
Охватывает именно этот аспект коммуникативного взаимодействия власти и общества
«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти» iconИнформационные правовые системы
Информационное общество: основные черты. Государство и право в информационном обществе. Информация в правовой системе. Информация...
«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти» iconИнформационно-измерительные системы ультразвуковой дефектоскопии изделий металлургической промышленности
Специальность 05. 11. 16 Информационно-измерительные и управляющие системы (промышленность)
«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти» icon"Роль гражданского общества Москвы в развитие взаимодействия общества и власти"
Предварительный анализ структуры негосударственного некоммерческого сектора города москвы 9
«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти» iconСекция 1 Перспективные технологии в разработке информационных систем использование технологии web для разработки информационных систем
Например, постановление «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами...
«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти» iconГодовой отчет Открытого акционерного общества
Состояние российской кабельной промышленности в целом, а также и деятельность общества определяется динамикой показателей российской...
«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти» iconИнформационные системы и технологии Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2011
«Информационно-измерительная техника и технологии» и 230201. 65 «Информационные системы и технологии»
«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти» iconПримерная программа дисциплины “теория информационных процессов и систем” Рекомендуется Министерством образования РФ для направления подготовки дипломированных специалистов 654700 «Информационные системы»
«Информационные системы» по специальности 071900 «Информационные системы и технологии»
«Построение информационно открытого общества: информационные системы для взаимодействия промышленности и власти» iconХеннер Е. К. Информационные системы и модели. Элективный курс: Учебное пособие
Учебный курс «Информационные системы и модели» пред­назначен для изучения в старших классах профильной школы. Курс является элективным,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница