Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации)




Скачать 404.09 Kb.
НазваниеУправление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации)
страница1/3
Дата19.01.2013
Размер404.09 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Управление образования Симферопольского городского совета

Симферопольский городской методический центр

Симферопольского городского совета


ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛИЯ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ


(методические рекомендации)


Симферополь 2010

Методические рекомендации предназначены для руководителей общеобразовательных учреждений, практических психологов и социальных педагогов.

В пособии дана краткая характеристика видов насилия, даны рекомендации руководителям общеобразовательных учреждений по реагированию в случае жестокого обращения с детьми.


Составитель: Митковская Н.Г., заведующая центром практической психологии и социальной работы Симферопольского городского

методического центра Симферопольского городского совета


Содержание


Нормативно-правовое обеспечение …………………………………………..4


Введение …………………………………………………………………………5


Виды насилия……………………………………………………………………6


Что должны знать дети, чтобы защитить себя………………………………..12


Что должны знать взрослые в случае жестокого обращения с детьми……..14


Советы для детей…………………………………………………………….....19


Памятка подростку………………………………………………… ………….25


Рекомендации родителям……………………………………………………...27


Список использованной литературы………………………………………….29


Нормативно-правовое обеспечение

1.Конвенция о правах ребенка

2.Декларация прав ребенка

3.Конституция Украины (выписка)

4.Закон Украины «Об охране детства» от 26.04.2001 (с дополнениями и изменениями)

5.Закон Украины «О социальной работе c детьми и молодежью» от 21.06.2001(с дополнениями и изменениями)

6.Гражданский кодекс Украины

7.Кодекс Украины «О браке и семье»

8.Закон Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» от 05.02.1993 (с дополнениями и изменениями)

9.Закон Украины «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» от 24.01.1995 (с дополнениями и изменениями)

10.Жилищный кодекс Украины (выписка)

11.Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.1992 (с дополнениями и изменениями)

12.Постановление Кабинета Министров Украины от 16.06.1998 № 909 «Про поліпшення матеріального забезпечення дітей-сиріт і дітей, позбав-лених батьківського піклування» (с дополнениями и изменениями)

13.Постановление Кабинета Министров Украины от 31.08.1996 № 1032 «Про гарячі обіди дітям-сиротам та дітям із малозабезпечених сімей» (с дополнениями и изменениями)

14.Постановление Кабинета Министров Украины от 18.08.1994 № 565 «Про порядок повного державного утримання та забезпечення» учнів державних професійних навчально-виховних закладів безкоштовним харчуванням і стипендією» (с дополнениями и изменениями)

15.Приказ Министерства образования науки Украины от 19.06.1996 № 216 «Прозатвердження інструкції про виготовлення і правила користу-вання Єдиним квитком для дітей-сиріт, які залишилися без піклування батьків» (с дополнениями и изменениями)

16.Минимальные стандартные правила Организации ОбъединенныхНаций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовер-шеннолетних («Пекинские правила»)

17. Кодекс Украины об административных правонарушениях (выписка)

18.Приказ Министерства образования науки Украины от 27.12.1994 № 362 «Про затвердження Інструкції про порядок оформлення особових справнеповнолітніх, які направляються до спеціальних загально-освіт-ніх шкіл та професійних училищ для дітей і підлітків, які потребують особливих умов виховання» (с дополнениями и изменениями)

19. Приказ Министерства охраны здоровья Украины, Министерства образования науки Украины от 05.05.1997 № 137/131 «Про затвердження Інструк­ції про медичне обстеження дітей та підлітків, які направляються до спеціальних загальноосвітніх шкіл та професійних училищ для дітей і підлітків, які потребують особливих умов виховання».


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ


Все проявления, нарушающие ваши права, — это насилие

В настоящее время бичом во всем мире стало жестокое обращение родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними. В нашей стране ситуация усугубляется тем, что воспитание осуществляется в условиях постоянного реформирования: меняется функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и вся социокультурная жизнь подрастающего поколения. С одной стороны, под влиянием общей гуманизации общества жестокостью стали называть действия родителей, ранее принимаемые за разумную строгость. А с другой – социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большей части населения в той или иной мере отразились на жизни всех слоев. Наступившая правовая, моральная, экономическая незащищенность населения усилила конфликтность отношений между людьми, и особенно между супругами, родителями и детьми, вызвав дестабилизацию жизни большинства семей, что особенно сказалось на подрастающем поколении.

Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб. Однако зачастую усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам жестокого обращения разбиваются о препятствия, в числе которых: ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность, субъективизм в выборе негосударственных организаций для сотрудничества, отсутствие единых методических и системных подходов в организации профилактической работы; игнорирование профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей; отсутствие законодательных норм и правоприменительной практики по защите и реабилитации жертв, что усугубляется правовой неграмотностью и недоверием населения к правоохранительным органам, низкими материальными доходами, не позволяющими обращаться за квалифицированной юридической помощью; несформированность у педагогических, милицейских, социальных, медицинских работников навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании виновного и реабилитации пострадавшего; отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы, приводящей к тому, что многие реабилитационные учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из нормальной жизни и др.

Проблема усложняется тем, что значительная часть жертв насилия – выходцы из неблагополучных слоев или "уличные" дети, в судьбах которых лично мало кто заинтересован. Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей.

Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной работе педагогов, родителей и всех взрослых, которые так или иначе причастны к детям. Причем целью работы по нивелированию последствий насилия является не замена или устранение родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих детей, а помощь семье в восстановлении или формировании способности к названной деятельности.

Зачастую распространению насилия над детьми в нашей стране способствует два обстоятельства. Во-первых, родители, прибегающие к методам так называемой “репрессивной педагогики”, не всегда знают о пагубных последствиях жестокого отношения к детям. Во-вторых, своевременному установлению факта насилия препятствуют стремление взрослых "не выносить сор из избы", а также закрепленные в законодательстве права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Распространенное мнение о том, что воспитание детей – это внутрисемейное дело, в которое никто не имеет права вмешиваться, затрудняет деятельность представителей правоохранительных органов и социальных служб, пытающихся оказать помощь пострадавшим.

Таким образом, незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) привели к тому, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения чаще всего становится ребенок. Перечень видов насилия над детьми в настоящее время пополнился, включив экономическое насилие, торговлю детьми и пр. Между тем модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому остановить насилие возможно, только преодолев жестокость по отношению к беззащитным детям.

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию "жестокое обращение" (ст. 19) и оговаривает необходимость принятия следующих мер:

-обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

-защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

-организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);

-признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

-защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);

-оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Права определяются Конвенцией ООН о правах ребенка (по Конвенции ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет). Согласно этому международному документу, ребенок имеет право: на жизнь; уровень жизни, необходимый для полноценного развития; свободное выражение своих взглядов и мнения; свободу мысли, совести и религии; всестороннее участие в культурной жизни; защиту от экономической эксплуатации; образование; доступ к надлежащей информации; обращение в органы правосудия; защиту от сексуальной эксплуатации, злоупотреблений и небрежного обращения.

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права.

Жертвой жестокого обращения в детской среде может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением и т.д. Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ-зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость).

I. Виды насилия:

Физическое насилие - жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства).

Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятие проституцией.

Эмоциональное (психическое) насилие - ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.

Пренебрежительное отношение - не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. А также оставление детей без присмотра.


1.1 Физическое насилие

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Чаще всего это происходит в семьях, где:

- убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;

- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

- родители (или один из них) имеют психические заболевания;

- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

- родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

- родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;

- дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.


Распознание факта физического насилия над ребенком

Характер повреждений:

- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

- участки облысения, кровоподтеки на голове;

- повреждения внутренних органов;

- "синдром сотрясения" у грудных детей.

На не случайный характер травм указывает:

- множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

- несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

- наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

- появление травм после выходных и праздничных дней.


Особенности поведения:

Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.

Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.

  1   2   3

Похожие:

Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации) iconТезисы влияние роста числа пятен на солнце на магнитосферу земли
Общеобразовательная школа I-III ступеней №4 Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым, 10 класс
Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации) iconАно впо «Новый сибирский институт» моу дов «Городской Центр развития образования»
Рассмотрено на заседании Городского экспертного совета и рекомендовано к реализации (протокол №3 от 29. 01. 2009)
Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации) iconРешение минского городского исполнительного комитета
В соответствии с Уставом города Минска, утвержденным решением Минского городского Совета депутатов от 26 июня 2001 г. N 193, Минский...
Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации) iconПовестк а 53-ой очередной сессии Рубцовского городского Совета депутатов IV созыва
Жеребятьев Владимир Яковлевич председатель Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края
Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации) iconУправление образования Горловского городского совета
Работа управления и учебных заведений в 2009-10 уч г была направлена на выполнение региональной программы «Образование Донетчины»...
Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации) iconПовестк а 25-ой очередной сессии Рубцовского городского Совета депутатов
Жеребятьев Владимир Яковлевич – председатель Рубцовского городского Совета депутатов
Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации) iconОтдел образования администрации городского округа г. Шарья Информационно-методический центр городского округа г. Шарья
Проект «Центр профильного обучения на базе мрц г. Шарьи» направлен на создание прецедента открытой образовательной сети в муниципальной...
Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации) iconГородской методический кабинет адреса передового педагогического опыта информационно-методический
У вас в руках 3 выпуск брошюры «Адреса передового педагогического опыта» информационно-методический бюллетень Городского методического...
Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации) iconФедеральный список
Всероссийской политической партии "правое дело", Заместитель Председателя Партии — Руководитель Исполкома, член Федерального Политического...
Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета профилактика и предупреждение насилия в детской среде (методические рекомендации) iconВопросы, выносимые на рассмотрение сессии Совета депутатов городского округа Саранск
Значимые события 2012 года (российского, республиканского и городского уровня, внутриотраслевые юбилейные даты)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница