Скачать 404.09 Kb.
|
Управление образования Симферопольского городского совета Симферопольский городской методический центр Симферопольского городского совета ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛИЯ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ (методические рекомендации) Симферополь 2010 Методические рекомендации предназначены для руководителей общеобразовательных учреждений, практических психологов и социальных педагогов. В пособии дана краткая характеристика видов насилия, даны рекомендации руководителям общеобразовательных учреждений по реагированию в случае жестокого обращения с детьми. Составитель: Митковская Н.Г., заведующая центром практической психологии и социальной работы Симферопольского городского методического центра Симферопольского городского совета Содержание Нормативно-правовое обеспечение …………………………………………..4 Введение …………………………………………………………………………5 Виды насилия……………………………………………………………………6 Что должны знать дети, чтобы защитить себя………………………………..12 Что должны знать взрослые в случае жестокого обращения с детьми……..14 Советы для детей…………………………………………………………….....19 Памятка подростку………………………………………………… ………….25 Рекомендации родителям……………………………………………………...27 Список использованной литературы………………………………………….29 Нормативно-правовое обеспечение 1.Конвенция о правах ребенка 2.Декларация прав ребенка 3.Конституция Украины (выписка) 4.Закон Украины «Об охране детства» от 26.04.2001 (с дополнениями и изменениями) 5.Закон Украины «О социальной работе c детьми и молодежью» от 21.06.2001(с дополнениями и изменениями) 6.Гражданский кодекс Украины 7.Кодекс Украины «О браке и семье» 8.Закон Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» от 05.02.1993 (с дополнениями и изменениями) 9.Закон Украины «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» от 24.01.1995 (с дополнениями и изменениями) 10.Жилищный кодекс Украины (выписка) 11.Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.1992 (с дополнениями и изменениями) 12.Постановление Кабинета Министров Украины от 16.06.1998 № 909 «Про поліпшення матеріального забезпечення дітей-сиріт і дітей, позбав-лених батьківського піклування» (с дополнениями и изменениями) 13.Постановление Кабинета Министров Украины от 31.08.1996 № 1032 «Про гарячі обіди дітям-сиротам та дітям із малозабезпечених сімей» (с дополнениями и изменениями) 14.Постановление Кабинета Министров Украины от 18.08.1994 № 565 «Про порядок повного державного утримання та забезпечення» учнів державних професійних навчально-виховних закладів безкоштовним харчуванням і стипендією» (с дополнениями и изменениями) 15.Приказ Министерства образования науки Украины от 19.06.1996 № 216 «Прозатвердження інструкції про виготовлення і правила користу-вання Єдиним квитком для дітей-сиріт, які залишилися без піклування батьків» (с дополнениями и изменениями) 16.Минимальные стандартные правила Организации ОбъединенныхНаций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовер-шеннолетних («Пекинские правила») 17. Кодекс Украины об административных правонарушениях (выписка) 18.Приказ Министерства образования науки Украины от 27.12.1994 № 362 «Про затвердження Інструкції про порядок оформлення особових справнеповнолітніх, які направляються до спеціальних загально-освіт-ніх шкіл та професійних училищ для дітей і підлітків, які потребують особливих умов виховання» (с дополнениями и изменениями) 19. Приказ Министерства охраны здоровья Украины, Министерства образования науки Украины от 05.05.1997 № 137/131 «Про затвердження Інструкції про медичне обстеження дітей та підлітків, які направляються до спеціальних загальноосвітніх шкіл та професійних училищ для дітей і підлітків, які потребують особливих умов виховання». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ Все проявления, нарушающие ваши права, — это насилие В настоящее время бичом во всем мире стало жестокое обращение родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними. В нашей стране ситуация усугубляется тем, что воспитание осуществляется в условиях постоянного реформирования: меняется функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и вся социокультурная жизнь подрастающего поколения. С одной стороны, под влиянием общей гуманизации общества жестокостью стали называть действия родителей, ранее принимаемые за разумную строгость. А с другой – социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большей части населения в той или иной мере отразились на жизни всех слоев. Наступившая правовая, моральная, экономическая незащищенность населения усилила конфликтность отношений между людьми, и особенно между супругами, родителями и детьми, вызвав дестабилизацию жизни большинства семей, что особенно сказалось на подрастающем поколении. Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб. Однако зачастую усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам жестокого обращения разбиваются о препятствия, в числе которых: ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность, субъективизм в выборе негосударственных организаций для сотрудничества, отсутствие единых методических и системных подходов в организации профилактической работы; игнорирование профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей; отсутствие законодательных норм и правоприменительной практики по защите и реабилитации жертв, что усугубляется правовой неграмотностью и недоверием населения к правоохранительным органам, низкими материальными доходами, не позволяющими обращаться за квалифицированной юридической помощью; несформированность у педагогических, милицейских, социальных, медицинских работников навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании виновного и реабилитации пострадавшего; отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы, приводящей к тому, что многие реабилитационные учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из нормальной жизни и др. Проблема усложняется тем, что значительная часть жертв насилия – выходцы из неблагополучных слоев или "уличные" дети, в судьбах которых лично мало кто заинтересован. Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей. Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной работе педагогов, родителей и всех взрослых, которые так или иначе причастны к детям. Причем целью работы по нивелированию последствий насилия является не замена или устранение родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих детей, а помощь семье в восстановлении или формировании способности к названной деятельности. Зачастую распространению насилия над детьми в нашей стране способствует два обстоятельства. Во-первых, родители, прибегающие к методам так называемой “репрессивной педагогики”, не всегда знают о пагубных последствиях жестокого отношения к детям. Во-вторых, своевременному установлению факта насилия препятствуют стремление взрослых "не выносить сор из избы", а также закрепленные в законодательстве права граждан на неприкосновенность частной жизни. Распространенное мнение о том, что воспитание детей – это внутрисемейное дело, в которое никто не имеет права вмешиваться, затрудняет деятельность представителей правоохранительных органов и социальных служб, пытающихся оказать помощь пострадавшим. Таким образом, незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) привели к тому, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения чаще всего становится ребенок. Перечень видов насилия над детьми в настоящее время пополнился, включив экономическое насилие, торговлю детьми и пр. Между тем модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому остановить насилие возможно, только преодолев жестокость по отношению к беззащитным детям. Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию "жестокое обращение" (ст. 19) и оговаривает необходимость принятия следующих мер: -обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6); -защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16); -организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24); -признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27); -защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37); -оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39). Права определяются Конвенцией ООН о правах ребенка (по Конвенции ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет). Согласно этому международному документу, ребенок имеет право: на жизнь; уровень жизни, необходимый для полноценного развития; свободное выражение своих взглядов и мнения; свободу мысли, совести и религии; всестороннее участие в культурной жизни; защиту от экономической эксплуатации; образование; доступ к надлежащей информации; обращение в органы правосудия; защиту от сексуальной эксплуатации, злоупотреблений и небрежного обращения. За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. Жертвой жестокого обращения в детской среде может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением и т.д. Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ-зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость). I. Виды насилия: Физическое насилие - жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства). Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятие проституцией. Эмоциональное (психическое) насилие - ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка. Пренебрежительное отношение - не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. А также оставление детей без присмотра. 1.1 Физическое насилие Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые. Чаще всего это происходит в семьях, где: - убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей; - родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; - родители (или один из них) имеют психические заболевания; - нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); - родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; - родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития; - дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы. Распознание факта физического насилия над ребенком Характер повреждений: - синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; - ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; - повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; - выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; - участки облысения, кровоподтеки на голове; - повреждения внутренних органов; - "синдром сотрясения" у грудных детей. На не случайный характер травм указывает: - множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов); - несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые; - наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность); - появление травм после выходных и праздничных дней. Особенности поведения: Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности. Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание в речевом развитии. Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность. Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение. |
![]() | Тезисы влияние роста числа пятен на солнце на магнитосферу земли Общеобразовательная школа I-III ступеней №4 Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым, 10 класс | ![]() | Ано впо «Новый сибирский институт» моу дов «Городской Центр развития образования» Рассмотрено на заседании Городского экспертного совета и рекомендовано к реализации (протокол №3 от 29. 01. 2009) |
![]() | Решение минского городского исполнительного комитета В соответствии с Уставом города Минска, утвержденным решением Минского городского Совета депутатов от 26 июня 2001 г. N 193, Минский... | ![]() | Повестк а 53-ой очередной сессии Рубцовского городского Совета депутатов IV созыва Жеребятьев Владимир Яковлевич председатель Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края |
![]() | Управление образования Горловского городского совета Работа управления и учебных заведений в 2009-10 уч г была направлена на выполнение региональной программы «Образование Донетчины»... | ![]() | Повестк а 25-ой очередной сессии Рубцовского городского Совета депутатов Жеребятьев Владимир Яковлевич – председатель Рубцовского городского Совета депутатов |
![]() | Отдел образования администрации городского округа г. Шарья Информационно-методический центр городского округа г. Шарья Проект «Центр профильного обучения на базе мрц г. Шарьи» направлен на создание прецедента открытой образовательной сети в муниципальной... | ![]() | Городской методический кабинет адреса передового педагогического опыта информационно-методический У вас в руках 3 выпуск брошюры «Адреса передового педагогического опыта» информационно-методический бюллетень Городского методического... |
![]() | Федеральный список Всероссийской политической партии "правое дело", Заместитель Председателя Партии — Руководитель Исполкома, член Федерального Политического... | ![]() | Вопросы, выносимые на рассмотрение сессии Совета депутатов городского округа Саранск Значимые события 2012 года (российского, республиканского и городского уровня, внутриотраслевые юбилейные даты) |