Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств»




НазваниеМетодические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств»
страница1/5
Дата19.01.2013
Размер0.72 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5
Министерство образования Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт информационных систем управления Кафедра компьютерных технологий

Утверждено

первым проректором ГУУ

проф. Ю.Л. Старостиным

11 мая 2001 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к курсовому проектированию по дисциплине




Москва - 2001


для студентов специальности "Информационные системы в управлении" - 071900

УДК 681.3.06 6Н1

Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» / Сост.: Л.Б. Венчковский, И.Т. Рудник; ГУУ. М., 2001. - 36 с.

Составители кандидат технических наук, доцент

Л.Б. ВЕНЧКОВСКИЙ

кандидат экономических наук, доцент

И.Т. РУДНИК

Ответственный редактор

заведующий кафедрой компьютерных технологий,

кандидат экономических наук, доцент

В.А. МАШУРЦЕВ

Рецензент

доцент кафедры информационных систем ГУУ,

кандидат экономических наук

Н.М. ЛОБАНОВА

© Л.Б. Венчковский, И.Т. Рудник, 2001

© Государственный университет управления, 2001

1. Введение

Настоящие методические указания предназначены для проведения курсового проектирования, выполняемого студентами 3-го курса специальности 071900 "Ин-срормационные системы в управлении" по дисциплине "Экономика, разработка и использование программных средств ". После перехода на новый образовательный стандарт методические указания могут быть использованы в качестве учебного по­собия при выполнении лабораторных работ студентами специальности 351400 "При­кладная информатика в управлении" по дисциплине "Разработка и стандартизация программных средств и инсрормационных технологий".

Курсовое проектирование осуществляется в 6-м, завершающем для данной дисциплины, семестре.

В рамках курсового проектирования студенты смогут на практике освоить со­временные компьютерные технологии, методы и средства проектирования и разра­ботки сравнительно простых, но действующих информационных систем, приобрести опыт в документировании и испытаниях программных продуктов, познакомиться с современными международными стандартами в программотехнике. Все это, несо­мненно, внесет свой вклад в формирование из студентов высококвалифицирован­ных специалистов в области информационных систем и прикладной информатики в управлении.

Целью курсового проектирования является технико-экономическое обоснова­ние, планирование и разработка программного изделия, т.е. создание необходимой документации и документированных профаммных модулей, образующих отлажен­ную программную систему, удовлетворяющую требованиям пользователя.

Задачами студента в ходе курсового проектирования являются проектирова­ние, разработка и отладка программной системы, выполнение технико-экономического анализа для обоснования выбранного варианта изделия, создание комплекта проектной и эксплуатационной документации с модулями программ на машинных носителях.

Данный курсовой проект базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как "ЭВМ и программное обеспечение", "Операционные системы", "Информационные системы", "Технические средства информатизации", а также использует знания математики, основ теории систем и экономических наук.

В свою очередь, описываемое курсовое проектирование закладывает опреде­ленные основы для следующих дисциплин: "Мировые информационные ресурсы и сети", "Защита информации и информационная безопасность", "Автоматизирован­ные информационные системы", "Проектирование автоматизированных экономиче­ских информационных систем".

2. Общие требования к курсовому проекту

Для выполнения курсовых проектов студентам предлагается разработать до­кументацию и программное обеспечение автоматизированной информационной сис­темы в соответствии с заданием. Возможный перечень заданий соответствует сле­дующей тематике курсовых проектов:

  1. Система контроля за исполнением документов для организации.

  2. Система заказа билетов на авиарейсы.

  3. Система обслуживания клиентов сберегательного банка.

  4. Система расчета размера пенсии и ведения пенсионных дел.

  5. Автоматизированная система обработки кадровой информации.

  6. Система библиотечного обслуживания.

  7. Система бронирования мест в гостиницах города.

  8. Справочная система метрополитена.

  9. Система банковского кредита.

  1. Система обработки заказов в магазине.

  2. Система ведения кредитных карточек.

  3. Система оптовой торговли по заявкам.

  4. Система выплат гонораров авторам произведений.

  5. Система обмена коммерческой информацией.

  6. Системы вычисления налогов работников бюджетной сферы.

  7. Система учета и управления кадрами.

17. Система расчета заработной платы при повременной и тарифно-
квалификационной оплате.

18. Система материально-технического обслуживания (предприятия, органи­
зации, отрасли, региона).

Список тем ориентировочный, он может развиваться по мере совершенство­вания программных средств и методологий программирования.

Возможно закрепление за студентами предлагаемых ими тем (при обоснова­нии целесообразности и эффективности ее разработки).

Примерный вариант исходного задания может выглядеть следующим обра-

зом:

Разработать информационную систему для автоматизации работы туристиче­ской Фирмы.

Фирма ведет обслуживание юридических лиц (организаций), которым должны предоставляться услуги на осуществление туристических поездок групп сотрудников различных организаций. Услуги включают приобретение билетов (авиа - и железно­дорожных), заказы и бронирование мест в гостиницах.

От организаций в туристическую фирму поступают заявки-заказы, которые за­крепляются договором между организацией и фирмой. Каждый договор связан с конкретной поездкой (деловым туром) и соответствует единовременной поездке представителей юридического лица, но может включать и несколько поездок сотруд­ников одной организации. Реквизиты договора определяются и заполняются фир­мой, которая устанавливает унифицированную форму договора.

На каждый договор и конкретный тур подготавливается счет, который предъ­является к оплате юридическому лицу. Счета включают суммарную стоимость оп­латы билетов, стоимость проживания в гостиницах, а также стоимость услуг тур­фирмы и налог на добавленную стоимость.

В системе должно быть предусмотрено ведение базы данных, которая должна включать информацию о клиентах (юридических лицах), договорах, счетах по турам. В системе должна также содержаться вся необходимая справочная информация в виде каталогов для расчета услуг турфирмы и для определения стоимости билетов (по видам транспорта, классам перевозок, дальности и т.п.), стоимости проживания в гостиницах (по разрядам, странам, городам), а также стоимости других видов обслу­живания.

Должен быть предусмотрен контроль в соответствии с установленным регла­ментом за своевременной оплатой заявок на туристические поездки, с уведомлени­ем клиентов о приближающемся сроке оплаты и с предоставлением льгот по оплате в зависимости от статуса клиента.

В системе должна накапливаться и храниться статистика о работе турфирмы для подготовки сводной отчетности, для анализа динамики деятельности фирмы по широкому кругу показателей. Клиентам должна предоставляться справочная ин­формация по их запросам о произведенных заявках. На основе накопленной о кли­енте информации устанавливается (и изменяется) его статус, учитывающий объемы финансовых операций клиента, его аккуратность в оплате счетов.

Система должна включаться в АРМ менеджера турфирмы, осуществляющего работу с клиентами.

Следует иметь в виду итеративный характер выполнения работ по проектиро­ванию программного продукта: спецификация задачи, требования к системе могут уточняться и совершенствоваться в ходе консультаций студентов с преподавате­лем, а также в процессе аналитической-и проектной деятельности.

В соответствии с выбранной темой каждый студент (бригада студентов) при­ступает к изучению данной предметной области и формулирует в результате под­робного анализа проблемы требования пользователя, которые согласуются с пре­подавателем и становятся основой для последующего системного анализа и разра­ботки технического задания на создание программного изделия.

Поскольку программное изделие включает комплекс программ и соответст­вующую проектную и эксплуатационную документацию, а также предполагает орга­низацию управления разработкой, курсовой проект должен включать результаты системного анализа предметной области и объекта автоматизации, оценку технико-экономических показателей разрабатываемого изделия, на основе которых создает­ся документация и комплекс программ, обеспечивающих решение поставленных за­дач автоматизации.

Ориентировочный объем курсового проекта (пояснительной записки) - 100 страниц.

Общие требования к содержанию и оформлению пояснительной записки:

  • анализ предметной области (разрабатываемой проблемы) должен быть
    выполнен с использованием средств структурного системного анализа, в частности,
    с использованием схем потоков данных нескольких (не менее 3-х) уровней детали­
    зации; развитая логика проблемы должна представляться с помощью деревьев
    (таблиц) решений;

  • связь входов и выходов системы с основными процессами (операциями)
    обработки данных может показываться с помощью схем Н1РО;

  • состав проектируемой автоматизированной системы (ее подсистемы, функ­
    ции) может быть изображен с помощью наглядных таблиц содержания;

  • по каждой функции системы необходимо показать с использованием струк­
    турных средств: входы - функция - выходы (экранные формы, документы);

  • логическая схема создаваемой базы данных может быть представлена в
    виде ЕВ-диаграммы;

  • при проектировании программной системы следует руководствоваться
    принципом абстракции (уровни абстракции Дейкстры) и методом иерархической де­
    тализации;

  • для представления архитектуры создаваемой программной системы реко­
    мендуются структурные схемы;




  • должна быть проведена декомпозиция программной системы; при проекти­
    ровании состава программной системы должны использоваться принципы модуль­
    ного профаммирования;

  • алгоритмы модулей рекомендуется представлять с помощью схем дейст­
    вий;

  • кодирование модулей должно выполняться средствами структурного про­
    граммирования (в частности, должны использоваться только канонические конструк­
    ции структурного программирования, структурная запись программ);

  • тексты исходных модулей должны быть документированы и содержать
    комментарии;

6

  • тесты для испытаний модулей следует разрабатывать на основе деревьев
    и таблиц решений; план испытаний должен отражать их многоуровневую структуру и
    базироваться на методах функционального и структурного тестирования;

  • план приемо-сдаточных испытаний должен включать условия проведения
    испытаний, ожидаемые результаты по каждой функции системы с учетом требова­
    ний к программным средствам;

• словарь типов данных системы должен содержать не менее 3-4-х статей.
Исходными данными для каждого проекта служат конкретные характеристики

реального информационного объекта, для которого создается автоматизированная система, как, например, банк, библиотека, железнодорожный вокзал, склад, метро­политен и т.п.

Студентами изучаются технологии и операции, имеющие место в существую­щей неавтоматизированной системе, информационные потоки (документооборот) с выявлением количественных и временных характеристик, с указанием источников и получателей информации, входных и выходных документов, анализируются после­довательности операций обработки и требований к оперативности, надежности, точ­ности.

3. Содержание курсового проекта

Курсовой проект должен содержать следующие обязательные составляющие: 1. Техническое задание на разработку программного изделия с приложения­ми:

  • Описание существующей информационной (неавтоматизированной) систе­
    мы, снабженное описанием информационных потоков (документооборота) с поопе­
    рационным описанием выполнения основных функций технологического процесса с
    привязкой к соответствующим формам документов. Документопотоки должны быть
    снабжены сведениями о количественных и временных характеристиках потоков, о
    источниках и приемниках информации.

  • Описание концепции проектируемой автоматизированной системы, полу­
    ченное на основе сравнительного анализа вариантов решения поставленной про­
    блемы. Развернутые и подробные требования пользователя.

  • Технико-экономическое обоснование целесообразности разработки про­
    граммного изделия. Демонстрация осуществимости системы на основе анализа за­
    трат на разработку и выгод от ее внедрения. Результаты расчета трудозатрат, рас­
    пределение усилий по этапам разработки.

  • Структурная модель системы, построенная на основе схем потоков данных
    в проектируемой системе. Схемы потоков данных с подробной детализацией. Опре­
    деление подсистем и функций, включая функции обеспечения защиты и безопасно­
    сти системы. Описание с использованием структурных средств каждой функции и
    подфункции с указанием входов и выходов.

  • Требования к программному изделию. Описание приводится в соответствии
    с принятыми категориями и метриками требований.

(^^Архитектура программного комплекса на уровне физической модели сово­купности модулей, реализующих программное изделие.

V/ ^Внутренние спецификации модулей с кратким и точным описанием алго­ритма решения каждой задачи. Описание логики наиболее интересных алгоритмов с использованием структурных средств.

\^ /ЗЛГДокументированные тексты программных модулей и программы на магнит­ном носителе. База данных должна содержать не менее 50 записей каждого типа.

5. План приемо-сдаточных испытаний с тестовыми наборами данных по каж­дой функции системы и по требованиям к программному изделию. Дополнительно план иллюстрируется результатами прогонов тестов (контрольный пример).

Гб/Руководство пользователя программного изделия.

(При м е ч а н и е . Подробное описание содержания работ и основных доку­ментов представлено в приложении 1.

4. Организация курсового проектирования

При выполнении данного курсового проекта используется бригадная форма организации работ, являющаяся в практике разработки программных изделий обще­принятой и наиболее эффективной. Каждая бригада (2-3 студента) получает отдель­ное задание согласно выбранной теме (список тем приведен в разделе 1); тема мо­жет быть предложена и студентами с обоснованием целесообразности ее разработ­ки. Работу бригады возглавляет главный программист, остальные выполняют роль программистов, на одного из членов бригады возлагается роль секретаря (библио­текаря). За каждым членом бригады закрепляется выполнение конкретных работ и оформление соответствующей системной и пользовательской документации.

Задание на курсовой проект выдается в 5-м семестре, в котором предполага­ется разработка и согласование требований пользователя. В этом же семестре раз­рабатывается модель базы данных и создается прототип, который рассматривается в качестве последней лабораторной работы семестра.

Выданное бригаде задание уточняется, конкретизируется, согласовывается с преподавателем в ходе разработки технического задания на систему. Одновременно определяется состав модулей проектируемой системы, которые распределяются для разработки и отладки между членами бригады.

Техническое задание разрабатывается бригадой студентов в течение первого месяца 6-го семестра. Утвержденное преподавателем после согласования техниче­ское задание является для студентов руководящим документом для дальнейшей работы над проектом.

Работа по анализу и проектированию, не требующая использования машинно­го времени, выполняется вне учебного расписания, т.е. в личное время студентов.

Студенты изучают реальные информационные объекты (библиотеки, склады, вокзалы и т.п.), практику их работы как на основе литературных источников, инфор­мационных материалов, бюллетеней, так и с помощью "натуральных исследований" (посещений соответствующих объектов, опросов, анкетирования).

Учитывая большой объем работ по программированию, отладке и тестирова­нию необходимых программных модулей, отдельные задания на лабораторные ра­боты в 6-м семестре не выдаются. Лабораторные работы выполняются и защища­ются как промежуточные этапы курсового проекта. Отладка программ и их компонов­ка проводятся на ПЭВМ во время, выделенное для лабораторных работ, в присутст­вии преподавателя.

Дополнительное машинное время для курсового проектирования выделяется группам по соответствующим заявкам. В это время студенты работают самостоя­тельно, без преподавателя.

В согласованное с группами время преподаватель проводит консультации бригад, согласовывает и принимает решения по проектированию программной сис­темы, проводит промежуточную защиту подготовленных материалов.

Контроль за работой над проектом осуществляется в сроки, установленные в техническом задании.

График выполнения курсового проекта (перечень работ)



Завершение работы (неделя)

Содержание работ

2

Уточнение и согласование исходного задания.

4

Анализ предметной области и документопотоков в системе, спецификация требований пользователя.

5

Определение требований к программному изделию.

6

Технико-экономическое обоснование и оценка осуществимо­сти концепции выбранной информационной системы, опре­деление трудозатрат на разработку.

•: .-•: ; 7

Системный структурный анализ потоков данных, определе­ние архитектуры программного комплекса, структуры и со­держания базы данных.

: .8 • -•••••'-' •

Разработка и утверждение технического задания.

9

Разработка архитектуры программного комплекса, алгорит­мов и спецификаций программных модулей.

10

Кодирование и автономная отладка программных модулей.

11

Оформление «Руководства пользователя».

12

Подготовка «Плана приемо-сдаточных испытаний».

14

Комплексная отладка программного изделия и оформление контрольного примера.

16

Оформление пояснительной записки и сдача ее на проверку.

17

Приемо-сдаточные испытания программного изделия и за­щита курсового проекта.

Следует иметь в виду, что приведенный перечень работ и сроки их заверше­ния достаточно ориентировочные, поскольку студенты могут использовать разные модели жизненного цикла программного изделия, например, с использованием про­тотипа или спиральной модели, либо использовать объектно-ориентированный под­ход. В каждом конкретном случае график должен конкретизироваться и уточняться. Однако основные пункты курсового проектирования, включающие окончательную разработку и утверждение технического задания, подготовку документов и написа­ние пояснительной записки должны соблюдаться.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» iconМетодические указания по курсовому проектированию по дисциплине «страхование»
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Страхование» / Сост. Н. П. Сахирова, гуу. М., 2008. – 63 с
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» iconМетодические указания к по курсовому проектированию для студентов специальности 130404 очного и заочного обучения
Технология подземной разработки месторождений: Метод, ука­зания по курсовому проектированию для студентов специ­альности 130404 «Подземная...
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» iconМетодические указания к курсовому и дипломному проектированию по дисциплине «Технология и механизация строительства горных выработок»
Методические указания к курсовому и дипломному проектированию по дисциплине “Технология и механизация строительства горных выработок”...
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» iconМетодические указания по курсовому проектированию на тему: «Пожарная безопасность в строительстве»
Методические указания по курсовому проектированию на тему: «Пожарная безопасность в строительстве» (для всех форм обучения специальности...
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» iconМетодические указания к курсовой работе по дисциплине "Оборудование роботизированных производств" Ростов-на-Дону 2007
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине "Оборудование автоматизированных производств": Метод, указания /дгту,...
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» iconМетодические указания к курсовому проектированию по дисциплине "проектирование автоматизированных систем управления непрерывными технологическими процессами" Часть 2
...
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» iconМетодические указания к расчетно-графической работе по курсу «Основы построения микропроцессоров»
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине "Основы построения микропроцессоров" /Ю. Т. Котов. 1-е изд. – М.:...
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» iconК курсовому проектированию по курсу «водоснабжение города»
Методические указания к курсовому проектированию по курсу «Водоснабжение города» (для студентов 2-3 курсов всех форм обучения, а...
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий
Спецкурс «разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий» нацелен на формирование у будущих учителей...
Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Эконо­мика, разработка и использование программных средств» iconМетодические указания по курсовому проектированию для студентов направления 071900 Составители: А. Е. Докторов
Р 17 курсовому проектированию для студентов направления 071900 / Сост.: А. Е. Докторов, Е. А. Докторова. – Ульяновск: Улгту, 2000....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница