Положение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения




НазваниеПоложение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения
страница1/10
Дата19.01.2013
Размер1 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Положение о планировании и организации учебного процесса


1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящее Положение определяет порядок организации учебного процесса, распространяется на управление учебным процессом при реализации основных образовательных программ по направлениям подготовки (специальностям) студентов и устанавливает порядок планирования, организации и контроля процесса обучения в ГОУВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента» (далее Институт) в системе высшего профессионального образования.

Положение применяется всеми структурными подразделениями и работниками Института, обеспечивающими образовательный процесс, а также обучающимися – в части, их касающейся.


2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем Положении использованы ссылки на следующие стандарты, нормативно-правовые документы и локально-нормативные акты:

- ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения;

- Федеральный Закон «Об образовании» от 13 января 1996 года №12-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3,от25.06.2002 №71-Ф3,от25.07.2002 №112-ФЗ, от 10.01.2003 № 11-ФЗ, от 07.07.2003 №123-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 05.03.2004 № 9-ФЗ, от 30.06.2004 № 61-ФЗ, от 20.07.2004 № 68-ФЗ, от 22,08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 29.12.2004 № 199-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10,2000 №13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ);

- Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года №125-ФЗ (с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 25 июня, 24 декабря 2002 г., 10 января, 5 апреля, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 апреля, 31 декабря 2005 г.);

- Приказ Минобразования России от 18.07.2002 г. № 2780 «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- Приказ Минобразования России от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. №940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»;

- Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов» от 19.05.2000 г. №14-52-357 ин/13;

- «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. №264;

- Инструктивное письмо Минобразования России от 15.03.99 № 4 «О специализациях по специальностям высшего профессионального образования»;

- Приказ Госкомвуза РФ от 26. июля 1994 г. №777 «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях»;

- Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования (приложение к письму Минобразования России от 26.06.2003 №14-55-784 нн/15);

- Положение «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденное Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 марта 2004 г. №945;

- Положение «О порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации», утвержденное Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. №4114;

- Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.05.99 №1302 «О критериях установления соотношения числа студентов, приходящихся на одного преподавателя»;

- Материалы рабочей группы экспертов «Порядок применения системы критериев (показателей), характеризующих образовательно-профессиональные программы и научно-педагогический потенциал вузов при расчете фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава»;

- Устав ГОУВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента» (новая редакция) принят на заседании Ученого совета Института, Протокол №2 от 17.09.2001 г.;

- Положение об Ученом совете Оренбургского государственного института менеджмента, принято Ученым советом от 22.05.2008 г., протокол № 11. Утверждено приказом ректора Оренбургского государственного института менеджмента от 26.05.2008., № 81т;

- Положение о факультете, принято Ученым советом от 24.04.2008 г., протокол №10; утверждено приказом ректора Оренбургского государственного института менеджмента от 30.04.2008г., №68т;

- Положение о деканате, утверждено приказом ректора Оренбургского государственного института менеджмента от 04.05.2008г., №71т;

- Положение о кафедре, принято Ученым советом от 27.03.2008г., протокол 8; утверждено приказом ректора Оренбургского государственного института менеджмента от 01.04.2008г., №44т;

- Положение об Учебно-методическом управлении, принято Ученым советом 08.10.2008г., протокол №2;

- Положение о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников, принято Ученым советом от 27.03.2008г., протокол №8; утверждено приказом ректора Оренбургского государственного института менеджмента от 08.04.2008г., № 50т;

- Приказ ректора «Об утверждении табеля унифицированных форм документов» от 31.10.2008 г., № 159;

- Приказ ректора «Об утверждении номенклатуры дел» от 27.01.2009, №05т.


3 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем Положении применены следующие термины и определения.

Высшее учебное заведение – в РФ – образовательное учебное заведение, учрежденное и действующее на основании Федерального закона «Об образовании», имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Институт – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования и (или) образовательные программы последипломного образования и ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования в определенной области науки и культуры.

Организация образовательного процесса в высшем учебном заведении – планомерная деятельность, складывающаяся из различных видов и форм учебной, методической и воспитательной работы, которые органически между собой связаны.

Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результат.

Стандарт – нормативный документ, который разработан на основе консенсуса, принят признанным на соответствующем уровне органом и устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) – установленная в государственном масштабе система норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся по образовательной программе определенного уровня и направленности.

Основная образовательная программа (ООП) – комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания. Основная образовательная программа разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки (специальности) и с учетом примерных учебных планов, примерных программ дисциплин и программ учебных и производственных практик, утвержденных Минобразованием России.

Учебный (образовательный) процесс – все виды деятельности коллектива высшего учебного заведения по подготовке квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием.

Учебная работа – совокупность следующих видов учебных занятий: лекция, семинар, консультация, практические занятия, лабораторная работа, контрольная работа, коллоквиум, практика, курсовая работа (проект), промежуточная аттестация, дипломная работа (проект), итоговая государственная аттестация, а также другие виды.

Примерный учебный план для высших образовательных учреждений Российской Федерации – нормативный правовой акт, устанавливающий примерный перечень учебных дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по учебным годам. Примерный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и является основой для разработки учебных планов высших учебных заведений по конкретному направлению подготовки (специальности).

Учебный план по конкретному направлению подготовки (специальности) строится на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рекомендованного УМО примерного учебного плана, и представляет собой разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения. Учебный план является основным документом, определяющим структуру учебного процесса по тому или иному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, перечень, объемы учебных дисциплин и последовательность их изучения, практики, используемые виды занятий, аттестации и контроля и т.д. Кроме того, в учебном плане указываются виды и сроки учебных и производственных практик, каникулярное время, а также сроки проведения государственных экзаменов и защит выпускных квалификационных работ.

Рабочий учебный план строится на основе учебного плана по конкретному направлению подготовки (специальности), и представляет собой разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения и включает дисциплины специализации. Рабочий учебный план является основным документом, определяющим структуру учебного процесса по тому или иному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования и специализацию, перечень, объемы учебных дисциплин и последовательность их изучения, практики, используемые виды занятий, аттестации и контроля и т.д. Кроме того, в рабочем учебном плане указываются виды и сроки учебных и производственных практик, каникулярное время, а также конкретные даты проведения государственных экзаменов и защит выпускных квалификационных работ.

Рабочий годовой учебный план составляется на основе рабочего учебного плана направления подготовки (специальности) на каждый учебный год отдельно для каждой формы обучения и каждого курса и представляет собой конкретное распределение изучаемых дисциплин по курсам, видам учебных занятий (лекция, семинар, практические или лабораторные занятия и т.д.), с указанием сроков их проведения и форм контроля.

График учебного процесса вуза на конкретный учебный год представляет собой совокупность графиков учебного процесса по направлениям подготовки (специальностям), курсам и формам обучения в целом по вузу. Основанием для составления графика учебного процесса служат рабочие учебные планы по конкретным направлениям подготовки (специальностям), рабочие годовые учебные планы вуза. В графике учебного процесса вуза соответствующими символами для каждого курса, направления подготовки (специальности), в зависимости от формы обучения, обозначаются календарные дни (по неделям и месяцам) теоретического обучения, практик, экзаменационных сессий, каникул и итоговой государственной аттестации.

Объем учебной работы кафедры (выпускающей кафедры) – учебная нагрузка кафедры (выпускающей кафедры) – планируемая сумма всех видов учебной работы в часах на очередной учебный год в соответствии с рабочими учебными и рабочими годовыми учебными планами, расписанной по видам занятий с учетом количества студентов, учебных групп и потоков для очной и заочной форм обучения, рассчитанной на основе «Норм времени для расчета объема учебной работы профессорско-преподавательского состава».

Общий объем учебной работы Института (учебная нагрузка Института) – суммарный объем учебной работы кафедр в целом по вузу. Может быть представлен как сумма объемов учебной работы по направлениям подготовки (специальностям), курсам, формам обучения.

Распределение педагогических (учебных) поручений – процесс планирования и результат распределения рассчитанного объема учебной работы (учебной нагрузки) между конкретными штатными преподавателями кафедры, совместителями и лицами, работающими на условиях почасовой оплаты.

Штатное расписание – применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности Института в соответствии с Уставом; содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы; утверждается приказом ректора или уполномоченным им лицом; изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом ректора или уполномоченным им лицом.

Отчеты кафедр и факультетов заканчивают годовой цикл планирования учебного процесса в Институте и позволяют оценить степень соответствия плана фактической его реализации, выявить причины несоответствия, проблемы в организации учебного процесса и принять меры по их разрешению в новом учебном году.

Экзаменационная сессия – период сдачи экзаменов в высшем учебном заведении, где принята курсовая система обучения.

Курсовая система обучения основана на строгом соблюдении графика учебного процесса, распределения всех учебных дисциплин, учебной и производственной практики по курсам, годам обучения и семестрам.

Сетка часов – график равномерного распределения бюджета времени, отводимого для проведения учебных занятий по дисциплинам рабочего учебного плана направления подготовки (специальности). Составляется на основе рабочего годового учебного плана на каждый учебный год отдельно для каждой формы обучения и каждого курса. В сетке часов указывается перечень учебных дисциплин, общее количество учебных часов на дисциплину по видам учебных занятий (лекция, семинар, практические или лабораторные занятия и т.д.) и количество учебных часов в неделю.

Расписание учебных занятий – организационно-распорядительный документ вуза, относящийся к учебному процессу и представляющий собой детализированный график проведения учебных занятий в течение учебного года. Включает в себя повторяющиеся циклы – верхнюю и нижнюю недели. Расписание учебных занятий составляется на основании сетки часов, утверждается деканом факультета и согласуется с проректором по учебной работе.

Профессорско-преподавательский состав – научно-педагогические работники высшего учебного заведения, ведущие учебные дисциплины, а также учебно-методическую, организационно-методическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу.

Педагогическая ставка (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда научно-педагогического работника Института за выполнение трудовых обязанностей (учебной, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной и научно-исследовательской работы) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Положение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения icon1. Функциональное назначение программы, область применения, ее ограничения
Интернетом, ярко выраженных «визуалов», нацеленных на немедленный результат. Обучение их предъявляет особые требования к компьютерной...
Положение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения iconПоложение об организации «нелинейного» учебного процесса с использованием зачетно-кредитных единиц
Настоящее положение определяет основные параметры организации учебного процесса в Сургутском государственном педагогическом университете...
Положение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения icon1. Функциональное назначение программы, область ее применения, ее ограничения
Назначение программной системы Simple BizTalk Server (sbtserver) –интеграция распределенных приложений и баз данных на основе использования...
Положение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения iconО порядке организации учебного процесса, проведения промежуточной и итоговой
Приказом мон рк №152 от 20. 04. 2011 г., Уставом Университета, Правилами внутреннего распорядка, Академическим календарем и графиком...
Положение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения iconПоложение об организации учебного процесса г. Омск
Закономерности, появляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучающегося,от применяемых средств,содержания...
Положение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения iconЦель настоящее положение определяет процедуры организации и проведения педагогического эксперимента в Кемгппк, регламентирует процесс проведения педагогического эксперимента и его результаты. Область применения
Настоящее положение используется во всех подразделениях колледжа, имеющих отношение к увп
Положение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения icon1. Описание актуальностей, целей и задач разрабатываемого по, его назначение и область применения
Описание актуальностей, целей и задач разрабатываемого по, его назначение и область применения
Положение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения iconПравила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям
Ации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям разработаны в соответствии с подпунктом 25 статьи 5 Закона Республики...
Положение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения icon2006 года положение об организации образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования детей детско-юношеский центр г. Челябинск
Положением об организации образовательного процесса в мудод дюц, санитарными правилами и нормативами, другими нормативно-правовыми...
Положение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения icon1. Функциональное назначение программы, область ее применения, ее ограничения
Комплекс программ предназначен для реализации порталов на основе case-технологии metas
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница