Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения




Скачать 65.92 Kb.
НазваниеИспользование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения
Дата18.01.2013
Размер65.92 Kb.
ТипДокументы
Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса «основы имиджелогии и делового общения


Автор работы: Окунева Людмила Александровна, учитель русского

языка и литературы, МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №5», г. Бийск, Алтайский

край

Электронный адрес: Okuneva_L2010@mail.ru


Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, – это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации. Для России как части мирового сообщества это ещё и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования.

В настоящее время деятельность человека всё больше становится принципиально инновационной. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

В связи с этим коммуникативная компетентность выступает сегодня как одна из наиболее важных, профессионально значимых характеристик будущего специалиста, формирование которой и предполагается в ходе изучения элективного предмета «Основы имиджелогии и делового общения».Целесообразность включения данного электива в учебный процесс объясняется тем, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Предпрофильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

Использование ИКТ при изучении электива «Основы имиджелогии и делового общения» позволяет формировать коммуникативную компетентность, что очень важно для школьников как будущих специалистов любой профессиональной отрасли.

Курс "Основы имиджелогии и делового общения" создан в целях предпрофильной подготовки учащихся 7-х – 8-х классов и обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.

В условиях гуманитаризации современного образования и динамического развития современного общества курс "Основы имиджелогии и делового общения" актуален как в теоретическом, так и в практическом отношении, так как систематической работы по развитию умелого делового общения и оформления деловых документов, как правило, в школе не проводится в связи с недостатком времени. Поэтому серьезного представления об этом учащиеся не имеют.

Данный курс призван усилить внимание к проблеме поведения и делового общения, восполнить недостающие знания, имеющие большое значение в дальнейшей жизни. Он направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного мира.Занятия способствуют развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому. Развить эти качества во многом помогает использование ИКТ.

Интернет для сегодняшних школьников – неотъемлемая часть их жизни, и нет смысла с этим бороться. Лучше использовать этот ресурс в образовательных целях, например, при изучении темы «Деловое письмо». Можно ограничиться созданием шаблона в Microsoft Word. Однако неподдельный интерес вызывает у школьников установление делового контакта с педагогом посредством электронной почты. Учащимся предлагается составить деловое электронное письмо, направить своё резюме в адрес виртуального работодателя, соблюдая правила Сетикета (правила поведения, принятые в сети). Деловое общение с педагогом в виртуальной среде, безусловно, развивает такое качество, как экстраверсия, поскольку стимулирует интерес к внешнему объекту, отзывчивость и готовность воспринимать внешние события, потребность вступать во взаимодействие с внешним миром. Кроме того, общение через Интернет позволяет «раскрепостить» участников общения, так как они "видят" друг друга только через сообщения.

Формирование коммуникативной компетентности невозможно без развития речевых умений, являющихся показателем уровня образованности человека и включающих умения и навыки незатрудненного речевого общения. Работа в данном направлении в рамках элективного предмета «Основы имиджелогии и делового общения» осуществляется на каждом учебном занятии, однако учебный план включает и раскрытие таких понятий, как «культурная речь», «голос и дикция», «вербальные и невербальные средства общения»», освоение которых невозможно без самооценки. Народная мудрость гласит: «На ошибках учатся». Понять же собственные ошибки школьники могут, услышав или увидев неидеальный вариант выступления, сравнив свой опыт владения языковыми и речевыми ресурсами с образцами, достойными подражания. Видео и аудиофайлы позволяют это сделать.

Оценить уровень владения речевыми умениями позволяют тесты-тренажёры. Создание тренажёров с помощью ИКТ – это интересная форма деятельности и для ученика, и для учителя. Она активирует мышление и поведение и первого, и второго, делает их взаимодействие интерактивным и обеспечивает обратную связь, даёт материал для рефлексии, позволяет представить результат деятельности обоих мобильно, ярко, эмоционально. Активно использую для создания тренажеров офисное приложение Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, программу Activstudio для интерактивной доски ACTIVboard, программу «Конструктор школьных сайтов».

Необходимость внедрения компьютерной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико – операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть использован в учебно – воспитательном процессе. Во-вторых, использование и работа с компьютером влияет на подготовленность учащихся на уровне современных требований. Поэтому использование ИКТ в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к выбору будущей профессии.

На занятиях данного элективного курса используется исследовательский метод обучения с применением ПК. Он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность семиклассников в процессе подготовки к занятиям в рамках определённой тематики.

Благодаря применению данного метода, учащиеся, используя доклады, игры, презентации, различные тесты, фрагменты видеофильмов, более успешно овладевают материалом данного элективного курса. В процессе работы решаются следующие

задачи:

- формируются профессионально- ориентированные умения в рамках деловой коммуникации;

- определяются способности решать практические задачи и навыки овладения техникой делового общения и создание собственного и коллективного имиджа;

- развивается познавательный интерес к изучаемому материалу через использование ИКТ.

Виды работы учителя и учащихся:

- подготовка спецвопросов-презентаций на заданную тему;

- работа с тестами, определяющими индивидуальные особенности личности;

- лекция с элементами беседы;

- использование интерактивной доски для составления обобщающих таблиц во время групповой работы;

- поисковый метод работы в Интернете по определению некоторых неизвестных терминов, встретившихся в ходе занятия;

- инсценировка по темам, посвящённым мимике и жестам, снятие на видеокамеру с дальнейшим анализом полученного материала;

- оформление слайдов.

Использование ИКТ на занятиях предпрофильного курса

«Основы имиджелогии и делового общения» позволяет учителю:

1) Обеспечить активное участие обучающихся в учебном процессе;

2) Развивать коммуникативные способности учеников;

3) Вести учёт индивидуальных особенностей учащихся;

4) Развивать творческую деятельность детей в процессе подготовки к занятиям;

5) Наглядно демонстрировать ряд понятий;

6) Вынести на слайды основную информацию, представленную в наиболее адаптированном для восприятия учащихся виде;

7) Повышать интерес школьников к предмету через компьютерные технологии;

8) Работая со цветовым оформлением презентаций, развивать эстетические вкусы учащихся.

Совершенствование коммуникативной компетентности – это цель, задача, но и проблема развития школьников как будущих специалистов для любой профессиональной отрасли, которая в условиях модернизации отечественного образования, современной науки и производства приобретает особую актуальность. Одним из способов разрешения данной проблемы может стать активное использование в образовательном учреждении ИКТ, причем не только в рамках отдельных учебных предметов, но и в образовательной среде как информационной системе.


Литература

  1. Аминов И.И. Психология делового общения: уч. пособие / И.И.Аминов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 304 с.: ил. Табл. – (Высшая школа менеджмента).

2. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: уч.

пособие – 4-е изд., Ростов-на-Дону, 2006. – 251с.

  1. Родионов В.А. Развитие навыков делового общения. Тренинговые занятия для учащихся старших классов / В.А.Родионов, Е.А.Лангуева. Худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 144 с.: - (Практическая психология в школе).

  2. Рязанова З.И. Деловой язык и деловое общение [Электронный ресурс]: мультимедиа курс / З.И.Рязанова, М.В.Паскаль. – Томск, 2005. – 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).





Похожие:

Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения iconВ. И. Золотарева московский инженерно-физический институт (государственный университет) «Основы информационной культуры»
Одной из основных задач, стоящих перед системой образования, является задача формирования основ информационной культуры будущего...
Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения iconТренинг как средство формирования культуры профессионального общения будущего инженера пустовод Ю. М. Кумертауский филиал огу
Сформировать культуру профессионального общения будущих инженеров возможно, используя тренинги, в ходе которых решаются вопросы развития...
Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения icon2. Исходные понятия курса «Основы библиотечно-информационной культуры»
Введение. Исходные понятия курса «Основы библиотечно-информационной культуры». Библиотека как составная часть культуры и информационных...
Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения iconКонспектировать и реферировать текст
...
Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения iconКомплекс учебных программ курса «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы как основа обеспечения целостности
Нии информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств
Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения iconКомпьютерные технологии в науке и образовании
Целью курса является: создание научных предпосылок для формирования у магистров информационной культуры в условиях интеграции естественнонаучного...
Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения iconЭкономики и финансов
Дисциплина «Культура делового общения» является курсом по выбору. Для успешного освоения учебного курса «Культура делового общения»...
Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения iconПрограмма элективного курса «Русский язык как средство общения»
Автор: Немцева Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы, моу сош №66 г. Краснодара
Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения iconИспользование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников
Проблема реализации потенциальных возможностей информационно-компьютерных технологий в процессе обучения становится сегодня все более...
Использование компьютерных технологий как средство формирования информационной культуры школьников на занятиях элективного курса основы имиджелогии и делового общения iconИспользование мультимедийных технологий на учебных занятиях
Современные студенты активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница