Урок 2 вид, его критерии




Скачать 157.88 Kb.
НазваниеУрок 2 вид, его критерии
Дата10.09.2012
Размер157.88 Kb.
ТипУрок
Урок 2 ВИД, ЕГО КРИТЕРИИ


Цели: сформировать понятие о виде, структуре вида, критериях; научить описывать особей видов по морфологическому критерию.

Оборудование: комнатные растения для проведения лабораторной работы.

Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Тестирование.

1) Наследственную изменчивость Ч. Дарвин называл:

а) модификационной;

б)групповой;

в) неопределенной;

г) определенной.


2) Движущая сила эволюции (по Ч. Дарвину) видов - это:

а) искусственный отбор;

б) наследственная изменчивость;

в) популяционные волны;

г) борьба за существование.


3) Материалом для эволюции служит:

а) борьба за существование;

б) естественный отбор;

в) модификационная изменчивость;

г) наследственная изменчивость.

4) Укажите неверное утверждение: «Результат действия ес­тественного отбора - это...»:

а) приспособленность организмов к среде обитания;

б) многообразие органического мира;

в) наследственная изменчивость;

г) образование новых видов.


5)Основная заслуга Ч.Дарвина состоит:

а) в формулировании биогенетического закона;

б) создании первой эволюционной теории;

в) разработка теории естественного отбора;

г) создании закона наследственных рядов.


6) По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

а) борьба за существование;

б) наследственная изменчивость;

в) естественный отбор;

г) все перечисленные.


7) Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

а) определенная;

б) модификационная;

в) групповая;

г) мутационная.


8) Способность организмов производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

а) наследственной изменчивости;

б) борьбы за существование;

в) вымирания;

г) видообразования.


9) Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

а) создаст новые виды;

б) доставляет материал для эволюции;

в) закрепляет созданный в процессе эволюции материал;

г) сохраняет наиболее полезные изменения.


10) Результатом действия естественного отбора не является:

а) приспособленность организмов к среде обитания;

б) многообразие органического мира;

в) борьба за существование;

г) совершенствование организации живых существ.


2. Задание.

Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их:

1) Не все (все) организмы изменчивы.

2) Все (не все) различия между организмами обязательно пе­редаются по наследству.

3) Организмы размножаются в арифметической (геометри­ческой) прогрессии, и все доживают до половозрелого со­стояния.

4) Жизненные ресурсы не ограничены (ограничены), и в борьбе за существование погибают только больные, ослаблен­ные особи (не только, но и менее приспособленные).

5) В результате борьбы за существование происходит естественный отбор - выживают те особи, которые располагают по­лезными в иных условиях свойствами.


3. Задание.

Установите соответствие между именем ученого и его вкла­дом в биологию.


Имя ученого

1.4. Лайель

2. Аристотель

3. К. Линней

4. К. Бэр 5.4. Дарвин

Заслуги ученых

а) Описал более 500 видов растений и животных, расположив их в опреде­ленном порядке.

б) При классификации использовал принцип соподчиненности система­тических категорий.

в) Сформулировал закон зародыше­вого сходства.

г) Изучая геологическую историю Земли, выдвинул идею движущих факторов эволюции Земли.

д) Вскрыл движущие силы и выявил причины протекания биологической эволюции.

4. Устные ответы у доски по вопросам в конце § 52, №3,4.


II. Изучение нового материала.

1.Вид.

Биологический вид - это совокупность особей, обладающих способностью к скрещиванию с образованием плодовитого по­томства; населяющих определенный ареал; обладающих рядом общих морфологических и физиологических признаков и сходством во взаимоотношениях с биотической и абиотической сре­дой.

Вид характеризуется целостностью и обособленностью. Це­лостность вида проявляется в том, что его особи могут жить и размножаться лишь взаимодействуя друг с другом - благодаря выработанным в процессе эволюции взаимным приспособлени­ям организмов: особенностям скоординированности строения материнского организма и эмбриона, системам сигнализации и восприятия у животных, общности территории и т. д.

Обособленность вида поддерживается репродуктивной изоляцией которая препятствует его смешению с другими видами при размножении. Изоляция обеспечивается различиями в строении половых органов, разобщенностью ар юн. расхожде­нием в сроках или местах размножения, различиями поведения и т. д. Благодаря изоляции виды не смешиваются друг с другом.

2.Критерии вида.

Характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других, называют критериями вида.


Морфологический Физиологический Биохимический




Признаки вида




Генетический Экологический Географический Исторический


• Морфологический критерий.

В основе морфологического критерия лежит сходство внеш­него и внутреннего строения особей одного вида.

Но особи в пределах вида иногда настолько изменчивы, что только по морфологическому критерию не всегда удается опре­делить вид. Вместе с тем существуют виды морфологически сходные, однако особи таких видов не скрещиваются между со­бой. Это виды-двойники.

• Генетический критерий.

Имеется в виду набор хромосом, свойственный конкретному виду. Виды обычно отличаются по числу хромосом или по осо­бенностям их строения, поэтому генетический критерий доста­точно надежен. Однако и он не абсолютен. Встречаются случаи, когда виды имеют практически не различимые по строению хромосомы. Кроме того, в пределах вида могут быть широко распространены хромосомные мутации, что затрудняет его точ­ное определение.

• Физиологический критерий.

В основе лежит сходство всех процессов жизнедеятельно­сти особей одного вида, прежде всего сходство размножения. Представители разных видов, как правило, не скрещиваются, или потомство их бесплодно. Нескрещиваемость видов объ­ясняется различиями в строении полового аппарата, сроках размножения и др. Однако в природе есть виды, которые скрещиваются и дают плодовитое потомство (некоторые виды канареек, зябликов, тополей). Следовательно, физиологический критерий недостаточен для определения видовой принадлежности особей.

• Географический критерий.

Это определенный ареал, занимаемый видом в природе.

• Экологический критерий.

Основа экологического критерия - совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид. Например, лютик едкий распространен на лугах и полях, в более сырых местах растет лютик ползучий; по берегам рек и прудов, на болотистых местах встречается лютик жгучий.

• Биохимический критерий.

Биохимический критерий позволяет различить виды по био­химическим параметрам (состав и структура определенных бел­ков, нуклеиновых кислот и других веществ).

• Исторический критерий.

Общность предков, единая история возникновения и развития вида.

Ни один из критериев в отдельности не может служить для определения вида. Охарактеризовать вид можно только по их совокупности.

III. Закрепление.


Лабораторная работа

Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятия морфоло­гического критерия вида; закрепить умение составлять описа­тельную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные мате­риалы растений разных видов.

Ход работы

1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, то есть опишите особенности их внешнего строения (осо­бенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов).

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

Домашнее задание: § 53. Письменное задание: составить списки известных вам видов растений и животных, сгруппиро­вать известные вам виды по степени сходства: а) морфологиче­ского, б)экологического.


Урок 3


ПОПУЛЯЦИИ. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СОСТАВ

ПОПУЛЯЦИЙ

Цели: сформировать понятие о популяции как элементарной единице эволюции; показать роль наследственной изменчивости как одного из факторов эволюции, причины изменяемости видов.

Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Тестирование.

1) Наличие сходных черт строения организмов определяет

критерий :

а) генетический;

б) морфологический;

в) физиологический;

г) экологический.


2)Общность предков доказывает критерий:

а)исторический;

б)морфологическнй;

в)генетический г) географический.


3) Кариотип организмов изучает критерий:

а)генетический:

б) физиологический;

в) морфологический; г)исторический.


4) Влияние биотических факторов среды на организмы рас­сматривает критерий:

а) географический; б)экологический;

в) физиологический;

г) исторический.


5) Распространение видов в природе рассматривает критерий:

а)экологический;

б) географический; в) исторический;

г)физиологический.


6) Различение видов по набору ферментов осуществляется в соответствии:

а) с морфологическим критерием;

б) физиологическим критерием;

в) биохимическим критерием;

г) генетическим критерием.


7) способность организмов давать плодовитое потомство

служит основой:

а) для морфологического критерия; б)физиологического критерия;

в) генетического критерия;

г) экологического критерия.


8) Сходство процессов питания и дыхания изучает критерий:

а) экологический;

б) физиологический;

в) биохимический;

г) генетический.


9) Совокупность факторов внешней среды - основа:

а) генетического критерия;

б) географического критерия;

в) экологического критерия;

г) исторического критерия.


2. Письменный ответ по карточке.


Задание.

В приведенных фразах заполните пробелы:

1) Совокупность факторов внешней среды, в которой суще­ствует вид, - это ... критерий вида

2) Основной причиной для выделения группы особей в по­пуляцию является ...

3) Особи двух популяций одного вида ...

4) Реальная категория изменяющихся организмов, сущест­вующая в природе, называется ...

5) Сходство реакций организма на внешние воздействия, ритмов развития и размножения изучает ... критерий


II. Изучение нового материала.

1 Популяции.

Живые организмы в природе, как правило, не живут поодиночке а образуют более или менее постоянные группы. Причин для образования таких групп много, но главные из них заключаются в том, что организмы, принадлежащие к одному виду, скапливаются в местах, наиболее благоприятных для их существования и размножения.

Совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство, размножающихся путем свободного скрещивания и в той или иной степени изолированных друг от друга, называют популяцией.

Существование видов в форме популяций - следствие неоднородности внешних условий. По­пуляции сохраняют устойчивость во времени и пространстве, хотя их численность может изменяться год от года вследствие возникающих различий в условиях размножения и развития организмов. Внутри популяций имеются еще более мелкие труппы, в которые могут объединяться особи со сходным поведением или на основе родственных связей. Однако они не способны устойчиво поддерживать сами себя.

Составляющие популяцию организмы связаны друг с другом различными взаимоотношениями. Они конкурируют друг с другом за те или иные виды ресурсов. Внутренние взаимоотноше­ния в популяциях сложны и противоречивы. В пределах каждой популяции организмов, размножающихся половым путем, идет постоянный обмен генетическим материалом.

Скрещивание особей из разных популяций происходит реже, поэтому генетический обмен между разными популяциями ог­раничен. В результате каждая популяция характеризуется своим специфическим набором генов с присущим только данной попу­ляции соотношением частот встречаемости разных аллелей. Существование видов в форме популяций повышает их устой­чивость к местным изменениям условий жизни.

2. Популяционная генетика.

Во времена Дарвина генетики не существовало. Она как наука начала развиваться в ХХ в. стало известно, что носителями наследственной изменчивости являются гены. Представления генетики внесли глубинные объяснения в теории естественного отбора Ч.Дарвина. Синтез генетики и классического дарвинизма привел к рождению популяционной генетики, которая позволила с новых позиций объяснить процессы изменения генетического состава популяций, возникновения новых свойств организмов и их закрепление под воздействием естественного отбора.

Популяция представляет собой совокупность организмов одного вида, каждый из которых обладает определенным гено­типом. Совокупность генотипов всех особей популяции назы­вают генофондом популяции. Богатство генофонда зависит от аллельного разнообразия. Это означает, что в популяции, где аллельное разнообразие по конкретному гену отсутствует, все особи имеют идентичный генотип по данному гену АА. Гены, у которых в популяции обнаруживаются два и более аллельных варианта, называются полиморфными. При двух аллелях суще­ствует три генотипа (АА, Аа, аа), при трех аллелях - шесть ге­нотипов, и далее их количество быстро возрастает.

Богатство генофонда вида определяется не только аллельным разнообразием, то есть полиморфностью л оку сов, но и раз­нообразием комбинаций аллелей. Резкое уменьшение численно­сти вида ведет к сокращению аллельного разнообразия и коли­чества комбинаций. Поэтому важно сохранять генофонды диких видов, не допускать резкого обеднения. От уровня генетическо­го разнообразия в значительной степени зависит интенсивность процессов, протекающих в популяциях.

Мутационный процесс - источник наследственной изменчи­вости. В популяции, состоящей из нескольких миллионов особей, в каждом поколении может возникать несколько мутаций каждо­го имеющегося в этой популяции гена. Благодаря комбинативной изменчивости мутации распространяются в популяции.

Постоянно протекающий мутационный процесс и свободное скрещивание приводят к тому, что в пределах популяции накап­ливается большое количество внешне не проявляющихся, каче­ственных изменений (подавляющее большинство возникающих мутаций рецессивно). Эти факты были установлены русским ученым С. С. Четвериковым.

Генетические исследования природных популяций растений и животных показали, что при относительной фенотипической однородности они насыщены разнообразными рецессивными мутациями. Хромосомы, в которых возникали мутации, в ре­зультате удвоения при делении клетки постепенно распростра­няются среди популяций. Мутации не проявляются фенотипически до тех пор, пока остаются гетерозиготными.

По достижении достаточно высокой концентрации мутаций становится вероятным скрещивание особей, несущих аллельные рецессивные гены.

В этих случаях мутации проявляются фенотипически и подпадут под прямой контроль естественного отбо­ра именно в этом и кроется способность популяции адаптиро­ваться то есть приспосабливаться к новым факторам - измене­ниям климата, появлению нового хищника или конкурента и даже к загрязнению среды человеком.


III. Закрепление.

Лабораторная работа

Тема: ВЫЯВЛЕНИЕ изменчивости У ОСОБЕЙ ОДНОГО ВИДА

Цели: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.)

Ход работы

1. Сравните 2-3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.). Найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида? 3. Раскройте значения этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследствен ной изменчивое, какие - не наследственной изменчивостью? Объясните, как могли но возникнуть различия между особями одного вида.


Домашнее задание: § 54, 55.

Похожие:

Урок 2 вид, его критерии iconМетодическая разработка занятия по дисциплине: «Биология» по теме: «Вид, критерии и его структура»
В данной методической разработке предлагается один из вариантов проведения урока по теме: «Вид, критерии и его структура» по дисциплине...
Урок 2 вид, его критерии iconУрок биологии в 9 классе по теме «Вид и его критерии»
Бабушкина Л. А., учитель биологии, моу долгодеревенская сош, Сосновский район, Челябинская область
Урок 2 вид, его критерии iconУрок по биологии Тема: «Вид. Критерии вида. Популяция»
«микроэволюция», раскрыть его содержание, особо отметить, что микроэволюционные процессы характеризуются небольшими пространственно-временными...
Урок 2 вид, его критерии iconБилеты по биологии 11 класс
Вид, его критерии. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения
Урок 2 вид, его критерии iconУрок №1 (43) план конспект урока "вид. Критерии вида"
Задачи урока: Научить учащихся правильно использовать знания о критериях вида в процессе изучения
Урок 2 вид, его критерии iconПлан-конспект урока вид, его критерии
Цель урока: сформировать у школьников представление о биологическом виде как центральном звене эволюционного процесса
Урок 2 вид, его критерии iconПредмета
Клетка. Ткань. Онтогенез. Наследственность и изменчивость. Генетический материал. Закономерности передачи генетической информации....
Урок 2 вид, его критерии iconУрок химии в 8 классе
Вид занятия: урок «Изучение нового материала» (с элементами беседы и самостоятельной работы учащихся)
Урок 2 вид, его критерии iconУрок «Образец исследования» (начальный уровень) Тема: «Строение вещества и его свойства»
Аннотация: урок является частью раздела «Соединения химических элементов» (умк габриелян. О. С.). По дидактической цели – обобщающий...
Урок 2 вид, его критерии iconУрок сбо в 7 классе коррекция
Открытый урок сбо в 7 классе (коррекция VIII вид). Тема: «Бюджет семьи. Источники дохода»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница