Скачать 195.2 Kb.
|
ФГБОУ ВПО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРОГРАММА вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 040400.68 Социальная работа Улан – Удэ 2012 Процедура проведения вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 040400.68 Социальная работа Процедура проведения вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 040400.68 Социальная работа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ), Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71, Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 040440.68 Социальная работа высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» февраля 2011 г. № 170, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 442 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования». Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы Лица, желающие освоить основную образовательную программу по направлению подготовки 040400.68 Социальная работа, должны иметь диплом бакалавра или диплом о высшем образовании и в соответствии с Правилами приема в Бурятский государственный университет сдать необходимые вступительные испытания. Целью вступительных испытаний является установление степени профессиональной подготовленности абитуриента по использованию теоретических знаний и практических навыков. Уровень требований, предъявляемых на вступительных испытаниях, должен обеспечивать возможность сдачи вступительных экзаменов в магистратуру по соответствующим научным направлениям подготовки, включая требования к уровню подготовки бакалавров, необходимому для освоения программы магистерской подготовки. Форма проведения вступительных испытаний Прием экзамена осуществляется приемными экзаменационными комиссиями, формируемыми приказом ректора БГУ по представлению декана социально-психологического факультета. Вступительные испытания проходят в виде письменного экзамена по теоретическим вопросам, сопровождающегося собеседованием. Язык проведения экзамена – русский. При подготовке к устному ответу абитуриент пишет конспект на выдаваемых ему экзаменационных листах. Критерии оценки ответов при проведении вступительных испытаний в магистратуру Учитывая, что готовность выпускника – бакалавра и специалиста социальной работы к вступительным испытаниям является основной целью данной программы, следует считать претендента соответствующим требованиям, если он в ходе вступительных испытаний демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности и способности к теоретическим обобщениям. Для определения качества ответа абитуриента на вступительных испытаниях по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и соответствия его оценкам “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” или “неудовлетворительно” предлагаются следующие основные показатели:
Оценка “ОТЛИЧНО” - два вопроса задания имеют полное решение. Содержание ответов свидетельствует об уверенных знаниях абитуриента и о его умении решать профессиональные задачи без замечания. Оценка “ХОРОШО” - один вопрос задания имеет полное решение, а другой вопрос имеет неполное решение. Содержание ответов свидетельствует о достаточных знаниях абитуриента. Оценка “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” - минимум один вопрос задания имеет полное решение. Содержание ответов свидетельствует об удовлетворительных знаниях абитуриента и о его умении решать профессиональные задачи с замечаниями существенного характера. Оценка “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО” - два вопроса задания не имеют решение. Содержание ответов свидетельствует о слабых знаниях абитуриента и о неумении решать профессиональные задачи. Перечень вопросов для поступления в магистратуру по направлению подготовки 040400.68 «Социальная работа» 1. Социальная работа как область научного знания Критерии, определяющие научный статус теории социальной работы. Основные принципы социальной работы (общефилософские, специфические, содержательные, методические, организационные) и ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами. 2. Основные цели, задачи и функции социальной работы. Основные стратегические направления социальной работы, ее цели, задачи и функции на уровне макропрактики и микропрактики: современный этап развития. Клиент социальной работы. Социальный институт защиты населения. Субъекты и объекты социальной работы. Личность-человек в центре социальных проблем. 3. Теоретические основы социальной работы Объект, предмет и категории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Социальные интересы и социальная справедливость. Уровни, формы и методы социальной работы. 4. Становление и развитие социальной работы как профессии. Роль Чикагской школы в развитии теории и практики социальной работы в первой половине XX столетия. Вклад М. Ричмонд, Дж. Адамс в развитии теории и практики социальной работы. Особенности развития социальной работы в середине XX столетия. Влияние социологических школ на формирование организационного уровня практики социальной работы (Э. Гофман, М. Залд, Р. Кантер, М. Фоллетт, Р. Мертон и др.). Особенности развития социальной работы в 1950-1970 гг. Концепция Welfare Stat" ("государство всеобщего благополучия / благосостояния") как одна из базовых социальной работы в Европе после Второй мировой войны. Специфика американской модели социальной работы и её влияние на развитие социальной работы в Европе во второй половине XX в. Особенности развития социальной работы в конце XX в. Значение структурно-функционального подхода. М. Вебер, Э.Дюркгейм, В.Парето, А.Маршалл и др.) для развития социетального уровня социальной работы. Основные подходы к рассмотрению теории и практики в России в 1900-е гг. Особенности рассмотрения проблем соотношения теории и практики социальной работы в конце ХХ в. 5. Опыт социальной работы в России в контексте Востока и Запада (сравнительный анализ) Социальная работа как западно-европейское культурно-историческое понятие, его генезис и мультикультурный характер.Экстраполяция понятия и проблемы соотношения отечественного исторического мышления с процессом развития помощи и взаимопомощи в России. Динамика семантического изменения понятия в контексте социально-исторических событий. Представление о парадигме социальной работе в России. Парадигма социальной работы в России как предмет исторического анализа. Историографические проблемы социальной работы: источниковедение, историография, текстология. Периодизация исторического опыта социальной работы: условность, историческая значимость, направленность, ценность для современной практики. Полисубъективный характер социальной работы и организационно-правовой механизм его обеспечения. 6. Западноевропейские модели социальной работы (США, Швеция, Финляндия) Зарубежные модели социальной помощи социокультурная Среда. Модель филантропической помощи. Модель общественной благотворительности. Зарождение государственных подходов в деле регламентации профессионального нищенства, помощи бедным, введение общенациональных налогов на бедных. Модель социального обеспечения. Разрушение церковно-монастырской системы благотворительности. Формирование системы образования и воспитания. Первые школы профессиональной подготовки добровольных благотворителей. Модель социальных служб. Создание сети профессиональных заведений национальных школ и национальных моделей помощи и защиты. 7. Сущность и основные характеристики социального государства Этапы становления и основные характеристики социального государства, его актуальность для современной России. Социальные интересы и социальная справедливость. Основные принципы социального партнерства как формы достижения общественного согласия. 8. Государственные органы социальной политики и социальной защиты населения в РФ Структура органов социальной политики и социальной защиты в России и Республики Бурятия. Содержание, цели и задачи деятельности государства в области социальной политики. 9. Основные сферы деятельности и профессиональные качества социального работника Сферы осуществления профессиональной деятельности и потенциальные рабочие места специалистов по социальной работе. Профессиональные качества, должностные обязанности и духовно-нравственный портрет специалиста по социальной работе. 10. Человек как объект и субъект социальной работы. Целостное представление о человеке в социальной работе. Уровни и способы целостного познания человека. Теоретические модели целостности человеческой личности. Человек в системе социальных связей и отношений. Потребности человека: содержание, особенности формирования, роль биологических и социальных факторов. 11. Социальная работа с различными группами населения. Совершенствование социальной работы с семьей и детьми. Объективные предпосылки утверждения новых методов социальной работы с семьей и детьми. Формы и методы социального обслуживания семьи и детей. Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь. Социально-правовые услуги. Социально-реабилитационные услуги. Социально-медицинские услуги. Развитие нормативно-правовой базы службы социальной помощи семье и детям, механизм и её реализации. Особенности социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами. Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов и пожилых людей. Нормативно-правовая база работы с инвалидами. Основные принципы работы с инвалидами. Основное содержание и виды реабилитации инвалидов. 12. Особенности социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Объективная необходимость учета специфики различных сфер жизнедеятельности общества в социальной работе. Социальная защита и социальная работа. Особенности социальной работы в системе образования. Интеграция целей и задач социальной работы и современного образования как один из путей достижения социального благополучия. Роль и место социального работника в организации социальной работы в образовании. Социальная работа в системе здравоохранения. Основные направления медико-социальной работы. Патогенетическая профилактическая медико-социальная работа (планирования семьи, охрана материнства и детства, психотерапия, наркология, онкология и др.) 13. Теоретические основы технологии социальной работы Технологический подход в социальной деятельности. Типологии социальных технологий. Технологическая специфика и технологический процесс в социальной работе. Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Целеполагание в социальной работе: понятие, принципы, и технология выработки цели. 14. Междисциплинарные технологии в социальной работе. Организационно-управленческие технологии в социальной работе. Сущность и методы управления в социальной работе. Технологии группового решения проблем в социальном управлении. Технология программно-целевого проектирования. Социально-экономические и социально-педагогические методы социальной работы. Медико-социальная работа – новое направление социальной деятельности. 15. Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Инвалидность - понятие и сущность. Инвалидность как состояние и процесс. Основные факторы инвалидности. Образовательная система, система медико-социальных услуг, слабое развитие протезно-ортопедической промышленности, неприспособленность среды обитания. Реабилитация и абилитация. Система реабилитации для детей, для родителей, для семьи, для окружения. Основы технологии социальной работы детей с ограниченными возможностями. Междисциплинарный подход, индивидуальные и групповые модели, участие родителей в реабилитации, партнерское отношение с ребенком и семьей. 16. Технология социальной работы с молодежью. Государственная молодежная политика: сущность и содержание. Объект и субъект молодежной политики. Основные цели, принципы и направления государственной молодежной политики. Социально-демографические проблемы в современной России. Молодежь - социально-демографическая категория. Социализация и адаптация молодежи. Объект и субъект. Психология социальной работы с молодежью. Интегративная и дефицитные варианты работы с молодежью. Структура социальной службы по делам молодежи. 17. Факторы пола и возраста в контексте проблем объекта социальной работы. Феномен пола и психосоциальные проблемы клиента. Возраст как фактор дискриминации человека. Половозрастные особенности методов и технологии социальной работы. 18. Социальная работа с пожилыми людьми: особенности и содержание. Современные проблемы пожилых людей. Пожилые люди как социальная общность. Классификация ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) пожилых людей. Основные теоретические концепции и цели социальной работы с пожилыми. Теория освобождения, социальная активность, теория субкультуры, возрастная стратификация. Современные технологии социальной работы с пожилыми людьми и престарелыми. Пенсионная обеспечение, система льгот. Медико-социальное обслуживание. 19. Технология социальной работы с дезадаптированными детьми. Молодежная политика: проблемы и перспективы. Проблема совершенствования семейного и социального воспитания в свете Конвенции о правах несовершеннолетних. Основные направления нормативной базы правого регулирования социального воспитания и социально-правовой охраны несовершеннолетних. 20. Методика и содержание социальной работы с лицами девиантного поведения. Девиантное поведение молодежи в структуре образа жизни. Профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения подростков и молодежи. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушения процесса социализации. Семья, школа, общественность в системе воспитательно-профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Проблемы негативного поведения и педагогической запущенности детей школьного возраста. Методика работы с подростками девиантного поведения. 21. Социальная работа с семьей: сущность, направление и содержание. Современная семья: типы, основные функции. Социально-экономические проблемы семьи в условиях реформирования общества. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализация. Структура семейной политики. Ресурсное обеспечение программ семейной политики. Российская семья в изменяющемся мире. Семья и её социальная защита. Основные направления деятельности семейных служб. Современная концепция подготовки кадров для работы с семьей. 22. Клиент как объект познания в социальной работе. Понятие "клиент" в социальной работе. Типология и классификация клиентов. Социоморфология клиента, факторы, изменяющие жизненный сценарий клиента: социетальный, социально-экономический, психо-социальный, семейный, ситуативный, индивидуальный. Роли клиента в учреждениях системы социального обслуживания. Типология проблем и кризисов клиента. Клиент как мультисубъективный объект. Методы и методика исследования группы. Группа как система взаимопомощи, проблемы организации и коррекции группового взаимодействия. Семья как специфический субъект социальной работы. Специфика жизненного цикла и кризисов семьи. Многофакторный анализ жизнедеятельности семьи в период кризисных ситуаций. Сообщество как макрообъект социальной работы. Системный подход к пониманию проблем сообщества. Ценности, социальное участие, социальный контроль, потребление-перераспределение и другие важнейшие доминанты сообщества как объекта социальной работы. Идеология помощи клиенту в профессиональной деятельности. 23. Технология социальной работы с мигрантами и беженцами. Миграция как социальное явление. Сущность и структура современных миграционных процессов. Основные виды и направления социальной работы с мигрантами. Типы миграционных процессов: эпизодическая, маятниковая, сезонная. Федеральная миграционная служба (ФМС) : структура и содержание деятельности. Основные направления социальной работы с мигрантами. Социальная, социально-информационная, социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-правовое, медико-социальная и социально-экономическая. 24. Социальная работа в межнациональной среде. Межэтническая среда: понятие, специфика, сущность и содержание. Национальная меньшинство, диаспора, малочисленные народы. Титульное население. Основные задачи социальной работы в межэтнической среде: сбор конкретных информаций; классификация проблемы; определение политико-правовой базы и разработка конкретного плана решений проблемы. Уровни социальной работы в межэтнической среде. Федеральный уровень, региональный уровень и местный уровень. Сущность и содержание социальной работы в межэтнической среде. 25. Социальная работа с военнослужащими и их семьями. Специфика социальных проблем военнослужащих. Военная служба - особый вид государственной службы граждан. Основные направления военнослужащих: эмоциональные перегрузки, специфика рода войск и воздействие климата, сенсорное депривация, монотонность и замкнутость социального пространства, межличностная напряженность. Основные цели социальной работы с военнослужащими: восстановление физических и духовных сил, коррекция личностных установок, устранение неформальных отношений. 26. Технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства. Социальные истоки и принципы бродяжничество и бездомности. Ст.209.УК.РСФСР. Основные принципы обострение проблемы бездомности: падения уровня жизни, утраты жилья, неэффективность работы правоохранительных органов, наличие локальных войн, прозрачность границ и т.д. Организация, формы и методы социальной работы с лицами без определенного места жительства. Социальные гостиницы. Центры социальной адаптации. Дом ночного пребывания. Спецзалы-интернаты. 27. Социальная работа среди лиц, отбывающих и отбывших наказание. Ресоциализация: понятия и содержание. Основные этапы адаптивных процессов: смена ориентации; освобождение от прежних установок; приспособление, ломкость стереотипов, усвоение социально полезных ролей, утверждение полезных взглядов. Основные стадии процесса адаптации: начальная; стадия терпимости, стадия приспособления, стадия полной адаптации. Человек и условие и средство социальной адаптации и реабилитации личности. 28. Система социальной безопасности и практика социальной работы. Понятие "социальная безопасность". Многообразие моделей системы социальной безопасности (тоталитарная, либеральная, демократическая). Основные объекты социальной бездомности. Социальная безопасность как обеспечения основ безопасности жизнедеятельности отдельного индивида, общества в целом. Удовлетворение потребностей и практика социальной работы. Государство как первичный элемент системы социальной безопасности. Социальная безопасность защиты людей - жертв социально-экономических, природных и техногенных катастроф. 29. Технологии социальной работы с безработными. Закон о занятости. Служба занятости: структура и содержание деятельности. Социальная паспортизация безработных. Профориентационная работа. Переобучение, переквалификация кадров. Система становления банка данных. Социологический анализ рынка труда. 30. Сущность и содержание социальной работы с семьей инвалида. Семья для ребенка - первое социальной окружение, социальный контроль, социальное нормы и ценности. Жизненный цикл семьи. Брак, рождение детей, школьный возраст, подростничество, уход детей и образование самостоятельной семьей. Специфика жизненного цикл семьи - инвалида. Система отношения в семье и извне. Микросистема. Мезосистема. Экзосистема. Макросистема. 31. Роль социологического знания в социальной работе. Социологическая наука и социальная работа: методико-методологический фундамент, стиль мышления. Основные направления социологического познания социальной действительности: структура, схема и конструкции, эмпирический метод, оценка общественного мнения. Социологический анализ банка данных. Основные параметры анализа. Клиент. Социальный работник. Учебное заведение. Мониторинг-социологическая технология. Социология в социальной работе - цели, средство и технология стабилизации социума для человека. 32. Социальное сиротство: причины, меры профилактики, решение проблемы. Понятие и причины сиротства. Законодательные основы защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Роль социального работника в решении проблемы социального сиротства. 33. Роль государственных внебюджетных фондов социального страхования в современной России. Фонды социального страхования: правовой статус, формирование бюджета, особенности функционирования в эпоху социальных реформ. Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования. Основная литература
Дополнительная литература
|
![]() | Программа междисциплинарного вступительного экзамена в магистратуру по направлению 040400 «социальная работа» Поступающий в магистратуру должен обладать знаниями в области социальной работы, психологии, социологии | ![]() | Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки Цель вступительного экзамена в магистратуру по направлению 022000. 68 Экология и природопользование – проведение конкурсного отбора... |
![]() | Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры Технологии социальной работы цели и задачи освоения дисциплины программа дисциплины составлена на основе требований фгос впо по направлению подготовки 040400. 68 «Социальная работа» Программа составлена на основе фгос впо по направлению подготовки 040400. 68 – Социальная работа и примерной основой образовательной... | ![]() | Программа вступительного экзамена по направлению 521100 «Социальная работа» Программа вступительного экзамена по направлению 521100 «Социальная работа» по магистерской программе 521101 «История, методология... |
![]() | Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению Программа вступительного экзамена в магистратуру сформирована на основе государственного образовательного стандарта магистерской... | ![]() | Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению "040400 социальная работа" степень «магистр» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный... |
![]() | Профессионально-образовательная программа «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности» Аннотации к программам дисциплин (модулей) по направлению подготовки 040400 Социальная работа | ![]() | Перечень вопросов к вступительному экзамену в магистратуру по направлению 040400. 68 «социальная работа» |
![]() | Рабочая учебная программа по дисциплине физиология по направлению подготовки Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень)... | ![]() | Рабочая учебная программа по дисциплине анатомия по направлению подготовки Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень)... |