Программа вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка




Скачать 111.89 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка
Дата14.01.2013
Размер111.89 Kb.
ТипПрограмма



АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО БИОЛОГИИ


для поступающих в

АНО ВПО «МГИ»
в 2012 году


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в АНО ВПО «МГИ» в 2012 году. Программа по предмету «Биология» для поступающих в АНО ВПО «МГИ» составлена на основе примерной программы вступительного экзамена по биологии Министерства образования и науки Российской Федерации и в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования.

Абитуриент, сдающий экзамен по биологии, должен показать знания, соответствующие программам для среднего (полного) общего образования, реализуемым в школах, лицеях, гимназиях, а также в средних специальных учебных заведениях. Экзамен по биологии проводится в форме ТЕСТИРОВАНИЯ.

Настоящая программа предназначена для абитуриентов, поступающих на обучение по направлениям: 050100 «Педагогическое образование»; 050400 «Психолого-педагогическое образование»; 050700 «Специальное (дефектологическое) образование».


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ

Абитуриент должен:

а) знать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

б) уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



СОДЕРЖАНИЕ

Основы генетики

  1. Закономерности наследования

  2. Виды мутаций

  3. Причины мутаций

Генетика человека

  1. Методы исследования и диагностики генетики человека

  2. Генетика и здоровье человека.

Основы цитологии

  1. Методы цитологии.

  2. Клеточная теория

  3. Особенности химического состава клетки

  4. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки

  5. Строение и функции белков

  6. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

  7. Генетический код.

  8. Синтез белков в клетке

Изменчивость. Искусственный и естественный отбор.

Законы Менделя

Прогресс и регресс в эволюции

Ботаника. Многообразие растений.


1. Общий обзор организма человека

Органы и системы органов. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Основные процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, деление). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Рефлексы. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма. Организм – единое целое.

2.Анатомия человека

Скелет человека, сходство скелета человека и животных. Типы соединения костей. Состав, строение и свойства костей, рост костей. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц.  Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Взаимосвязь строения и функций скелета и мышц. Роль двигательной активности в сохранении здоровья.

Внутренняя среда организма (кровь, межклеточная жидкость, лимфа и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Иммунитет. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Регуляция деятельности сердца и сосудов.

Строение и функции органов дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервно-гуморальная регуляция дыхания.

Значение пищеварения. Важнейшие питательные вещества  и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний.

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы мочевыделительной системы, их функции, профилактика заболеваний.

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Взаимосвязь систем органов в процессе жизнедеятельности организма.

Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны. Внутрисекреторная деятельность желез внутренней секреции. Роль половых желез в развитии организма. 

Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система человека. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов. Кора больших полушарий. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.  Безусловные и условные рефлексы. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Социальная обусловленность поведения человека. Нервно-гуморальная регуляция процессов организма человека.

Система органов размножения. Оплодотворение и внутриутробное развитие.

3.Общая биология

Введение.

Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный. Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены человека, охраны природы.

Эволюционное учение.

Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Критерии вида, понятия сорта растений и природы животных. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор и наследственная изменчивость. Возникновение приспособлений. Характер приспособленности. Микроэволюция. Видообразование. Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов.

Развитие органического мира.

Главные направления эволюции органического мира. Ароморфоз, идиоадаптация. Соотношения различных  направлений эволюций. Биологический прогресс и регресс. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру.

Происхождение человека.

Ч. Дарвин о происхождении человека. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.

Основы экологии.

Задачи экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный, их воздействия на организм. Фотопериодизм. Среды жизни. Вид, его характеристика. Популяция, изменение ее численности, способы регулирования численности. Биогеоценоз, разнообразие популяции в биогеоценозе и их взаимосвязи. Цепи питания.  Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Охрана биогеоценозов. Эволюция органического мира.

Основы цитологии.

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Строение и функции ядра, оболочки, цитоплазмы. Особенности строения клеток прокариот, эукариот. Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, их роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК.  Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен в клетке и его сущность, значение АТФ. Пластический обмен, фотосинтез.  Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе.  Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена. Вирусы, их строение и жизнедеятельность.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Деление клетки. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор. Постоянство числа и формы. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Синтез белка. Фазы деления клетки. Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Развитие зародыша. Возникновение жизни на Земле.

Основы генетики.

Основные методы генетики. Моно - и дигибридное скрещивание. Анализ потомства. Законы наследственности Г. Менделя. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Модификационная изменчивость. Нормы реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Мутации и их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости по Н.И. Вавилову. Экспериментальное получение мутации. Формы естественного отбора.

Основы селекции.

Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Основные селекции. Роль естественного отбора в селекции. Селекция растений. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Селекция животных.


Результаты вступительных испытаний оцениваются по стобалльной шкале.



  1. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА

ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ»





УТВЕРЖДАЮ

ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ Председатель приёмной комиссии

ВАРИАНТ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ректор АНО ВПО «МГИ»

________________А.А. Панарин

«___»_________________2012 г.

(фамилия, имя, отчество абитуриента)


1. Генеалогический метод исследования использует наука:

1) систематика; 2) генетика; 3) цитология; 4) физиология.

2. О единстве органического мира свидетельствует:

1) круговорот веществ;

2) клеточное строение организмов;

3) взаимосвязь организмов и среды;

4) приспособленность организмов к среде.

3. Лишайники – пример симбиоза:

1) бактерий и вирусов;

2) вирусов и дрожжей;

3) грибов и водорослей;

4) бактерий и дрожжей.

4. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма составляет:

1) генотип; 2) генофонд; 3) фенотип; 4) код ДНК.

5. Отбор, проводимый по генотипу, называется:

1) естественным; 2) бессознательным; 3) индивидуальным; 4) методическим.

6. Использованием микроорганизмов для получения витаминов, антибиотиков занимается:

1) генная инженерия;

2) клеточная инженерия;

3) цитология;

4) микробиологический синтез.


7. Группа сходных особей, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство – это:

1) вид; 2) род; 3) тип; 4) отряд.

8. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в процессе его эволюции?

1) плечо; 2) предплечье; 3) кисть; 4) лопатка.

9. В организме человека в ответ на проникновение микробов, ядовитых веществ, чужеродных тел возникает иммунитет:

1) искусственный активный;

2) искусственный пассивный;

3) естественный врожденный;

4) естественный приобретенный

10. Белки в организме человека образуются из:

1) глицерина и жирных кислот;

2) аминокислот;

3) глюкозы и фруктозы;

4) углекислого газа и воды.



«_____» ______________ 20___ г. Подпись абитуриента __________________



  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. Учебник. 2001, 2-е изд. 408с.

  2. Андреева И.И., Родман Л.С.  Ботаника. Учебник.  2002. 2-е изд. 488с.

  3. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы // Издательство: Феникс, 2008. – 1088 с.

  4. Биология. Пособие для поступающих в вузы / А.Г. Мустафин, Ф.К. Лагнуев, Н.Г. Быстренина и др., под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2008. – 492 с.

  5. Биология. Справочник студента / А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л. Великанов, О.Д. Лопина, С.А. Баландин, М.А. Валовая, Г.А. Беляков. – М.: Физиологическое общество «СЛОВО» ОО Изд-во АСТ», 2006. – 640 с.

  6. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема, И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2009. – 400 с.

  7. Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии. Учебник для вузов / Д.В. Вахненко, Т.С. Гарнизоненко, С.И. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 448 с.

  8. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2007. – Т. 1. – 368 с.

  9. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2009. – Т. 2. – 325 с.

  10. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2006. – Т. 3. – 325 с.

  11. Кемп П., Армс К. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс. – М.: Мир, 2008. – 671 с.

  12. Кузнецов Б.А., Чернов А.З., Катонова Л.Н. Курс зоологии.  Учебник. 1989, 4-е изд. – 399с.

  13. Лысов П.К., Акифьев А.П., Добротина Н.А. Биология с основами экологии: Учебник/ П.К.Лысов, А.П.Акифьев, Н.А.Добротина – М.: Высшая школа., 2007. – 655 с.

  14. Лысак В.В. Микробиология. Учебное пособие. БГУ, 2007. 430с.

  15. Лютьен-Дреколль Э., Рохен Й. Анатомический атлас. Функциональные системы человека.  1998. – 145с.  

  16. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Учебное пособие для вузов с грифом МО / А.П. Пехов. – СПб.: Изд-во «Лань», 2007. – 672 с.

  17. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2-х т.   1990. – 348с.

  18. Федюкович Н.И.Анатомия и физиология человека. Учебное пособие. 2003, 2-е изд. – 416с.

  19. Ченцов Ю.С. Введение в клеточную биологию. Учебное пособие. 2004. 4-е изд. – 495с.  

  20. Шевченко В.А., Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. Генетика человека. Учебник. 2002. – 240с.

  21. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. Учебник. 2006. – 310с.


Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин АНО ВПО «МГИ». Протокол № 5 от 18.01.2012.


Заведующая кафедрой

«Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин» Л.В. Волкова

Похожие:

Программа вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний программа вступительных испытаний по истории для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ано впо «мги» в 2012 году. Программа по предмету «История» для поступающих...
Программа вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по истории для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ано впо «мги» в 2012 году. Программа по предмету «История» для поступающих...
Программа вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ано впо «мги» в 2012 году. Программа по предмету «Русский язык» для поступающих...
Программа вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка icon1. Настоящие формы вступительных испытаний для поступающих, имеющих право на прием по результатам вступительных испытаний, проводимых
Настоящие формы вступительных испытаний для поступающих, имеющих право на прием по результатам вступительных испытаний, проводимых...
Программа вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру Сургпу направление магистерской подготовки: 220600. 68 Инноватика магистерская программа «Система менеджмента качества»
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру Сургпу / Сост. Н. В. Суханова – Сургут, рио сургпу. – 2012. – 11...
Программа вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка iconОбщество как сложная динамическая система
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ано впо «мги» в 2012 году. Программа по предмету «Обществознание» для поступающих...
Программа вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка iconАвтономная некоммерческая организация высшего профессионального образования
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ано впо «мги» в 2012 году. Программа по предмету «Русский язык» для поступающих...
Программа вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка iconПрограммы вступительных испытаний для поступающих по программам бакалавриата (специалиста) в фгбоу впо «пггту» в 2012г. Программа вступительных испытаний по русскому языку
Вступительные испытания по русскому языку для поступающих в пггту проводятся в тестовой форме
Программа вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка iconПрограммы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам для поступающих на 1 курс в фгбоу впо «пггту» в 2012г. Программа вступительных испытаний по русскому языку
Вступительные испытания по русскому языку для поступающих в пггту проводятся в тестовой форме
Программа вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка iconПрограммы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам для поступающих на 1 курс в фгбоу впо «пггту» в 2012г. Программа вступительных испытаний по русскому языку
Вступительные испытания по русскому языку для поступающих в пггту проводятся в тестовой форме
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница