Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр»




Скачать 201.62 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр»
Дата14.01.2013
Размер201.62 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Факультет социологии

Кафедра гуманитарных наук


Программа дисциплины «Концепции современного естествознания»


Для направления: 040200.62 Социология

(квалификация «бакалавр»)


Автор программы:

Куприянов А. В., кандидат биологических наук, доцент, e-mail: alexei.kouprianov@gmail.com


Одобрена на заседании кафедры гуманитарных наук «___»____________ 200 г

Зав. кафедрой Ж.В. Кормина


СогласованаУМО «___»____________ 200 г

Начальник УМО


Утверждена Советом Факультета социологии «___»_____________200 г.

Председатель ________________________


Санкт-Петербург, 2011-2012


1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040200.62 Социология. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом НИУ для факультета социологии, образовательной программой для направления 040200.62 Социология, рабочим учебным планом университета для направления 040200.62 Социология.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» являются ознакомление студентов с основными проблемами и вопросами философии науки, социологии научного знания, историей естественных наук и их наиболее фундаментальными достижениями.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать основные концепции и проблемы философии и истории естествознания, социологии научного знания, владеть специфической терминологией.

Уметь применять понятийно-категориальный аппарат философии науки и социологии научного знания в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; интерпретировать философские и несложные естественнонаучные тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и устно.

Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы природы и общества; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями.

В результате освоения дисциплины студент факультета социологии осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения





Правильно дает определения понятиям и правильно их применяет в рассуждении, не нарушает правила и законы логики, в состоянии четко сформулировать и оценить альтернативную точку зрения по конкретной проблеме

Свободная дискуссия во время лекций и семинаров, чтение литературы к семинарам

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы





Знает и свободно интерпретирует содержание основных концепций философии науки, социологии научного знания и историографии естествознания, оценивает их с различных точек зрения, может указать слабые и сильные стороны той или иной концепции, в состоянии сформулировать свою точку зрения или гипотезу относительно значимых проблем

Свободная дискуссия во время лекций и семинаров, чтение литературы к семинарам

Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь





Правильно дает определения понятиям, не нарушает правила и законы логики, использует риторические приемы

Свободная дискуссия во время лекций и семинаров, чтение литературы к семинарам


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров.

Программа рассчитана на студентов, знакомых с курсами физики, химии, биологии, астрономии в рамках школьной программы, курсами истории, философии и истории социологии в рамках программ СпбФ НИУ-ВШЭ. Исходный уровень знаний: студенты должны знать основные понятия естественных наук, философии, основные моменты мировой истории и характеристики исторических эпох в разных странах. Обязательны навыки конспектирования, работы с компьютером (в том числе, в интернете), самостоятельного анализа текста и участия в групповом обсуждении, умение самостоятельно работать с учебной литературой.

Курс “концепции современного естествознания” должен ознакомить студентов с основами философии науки, социологии научного знания, основными этапами в развитии естественнонаучных знаний. Цель курса—сформировать представления об основных проблемах методологии естественных наук, истории естественных наук, социальной и культурной обусловленности научного знания, характере производства научного знания в конкретные исторические периоды, взаимном влиянии естественных и гуманитарных наук в их историческом развитии.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении различных гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение

2

2










2

Философия науки и социология научного знания

62

8

18




36

3

История естественных наук

44

8







36




Всего

108

18

18




72



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

3 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Эссе










*

Домашнее, 4-5 тыс. слов.

Итоговый

Экзамен










*

Письменный экзамен 90 мин.



6.1Критерии оценки знаний, навыков


Данный курс в качестве текущего контроля предусматривает ответы на семинарах и написание каждым студентом домашнего эссе.

В конце курса в качестве итогового контроля проводится экзамен (в форме письменной контрольной). Работа на семинарах и самоподготовка обеспечивают студента всем объемом материала, необходимого для написания данной работы.

Общая оценка представляет собой сумму следующих составляющих:

30% - оценки за эссе

40% - оценки за работу на семинарах

30% - оценки за экзамен

Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7Содержание дисциплины

7.1Введение


Задачи предмета “История и основные концепции современного естествознания”. Обзор структуры курса. Естественнонаучная и гуманитарная культуры, общие представления о научном методе.

7.2Философия науки и социология научного знания

7.2.1Логический позитивизм. Критический рационализм К. Поппера


Краткое введение в историю позитивной философии. Б. Рассел. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. Венский кружок.

Актуальность Попперовской методологии науки и ее популярность среди ученых-естественников в наши дни. Краткая биография К. Поппера. К. Поппер и Венский кружок. Критерий демаркации. Критика индуктивизма и представление о теоретической нагруженности наблюдения. Гипотетико-дедуктивный метод и прогресс научного знания. Попперовская философия науки и концепция “открытого общества”.

7.2.2Концепция научных революций Т. Куна


Краткая биография Т. Куна. “Структура научных революций” как интеллектуальный бестселлер. Понятие нормальной науки. Парадигмы и научное сообщество. Допарадигмальная и постпарадигмальная стадии развития науки. Аномалии и кризисы в науке. “Неразличимость революций”. Критика концепции научных революций Т. Куна К. Поппером и его последователями. Понятие дисциплинарной матрицы. Некоторые последствия для эмпирических исследований науки.

7.2.3Методология исследовательских программ И. Лакатоса и анархистская концепция познания П. Фейерабенда


Краткая биография И. Лакатоса. “Доказательства и опровержения”: вторжение Попперовской методологии науки в рациональную реконструкцию истории математической мысли. “Внутренняя” и “внешняя” история науки. Рациональная реконструкция истории науки: методология исследовательских программ. Ядро и периферия программ: отрицательная и положительная эвристика. Выбор между программами: прогрессивные и регрессивные сдвиги исследовательских проблем.

П. Фейерабенд и его работа “Против метода”. Краткая биография П. Фейерабенда. Принцип anything goes. Внерациональные методы убеждения в науке. Наука и “ненаучные” системы знания. Наука и контроль со стороны общества и государства.

7.2.4Теория стиля мышления и мыслительного коллектива Л. Флека


Переоткрытие работ Л. Флека в 1970-е гг. Краткая биография Л. Флека. Обзор книги “Возникновение и развитие научного факта”. Критика “индивидуалистической” эпистемологии. Научный коллектив как среда, в которой производится знание. Стиль мышления как ограничивающий фактор. Идеограммы. История понятий. Активные и пассивные элементы знания. От научных статей к справочникам и популярной литературе: от сомнительных экспериментальных данных к твердо установленным фактам и, наконец, к самой реальности.

7.2.5Социология научного знания и история науки в 1970-е—1990-е гг.


Сильная программа социологии научного знания Д. Блура. Основные направления исследований в социологии научного знания. Влияние микроистории, антропологии, прагматической философии. Исследования макросоциальной обусловленности научного знания (С. Шейпин и С. Шеффер: “Левиафан и воздушный насос”). Исследования лабораторий. (Б. Латур и С. Вулгар: “Лабораторная жизнь”). Исследования научных противоречий (М. Радвик: “Великое девонское противоречие”). Исследования научных дискурсов (М. Малкей и Дж. Гилберт: “Открывая ящик пандоры”). Научное знание как локальное знание и проблема его делокализации. Теория сетевого действия Б. Латура (производство инскрипций, сети трансляции, актанты) и ее критика со стороны “чистых” социологов научного знания. Социология научного знания и трансформация истории науки в 1970-е—1990-е гг.

7.3История естественных наук. Панорама современного естествознания и тенденции развития.


Возрождение. Эрудиция как образец гуманистической учености. Университеты, музеи и сады в эпоху возрождения. Эмблематическая естественная история, натуральная магия, расцвет техники. Зарождение представлений о методе как об упорядоченном созерцании. Характерные для того времени формы патронажа науки, значение их для развития музеев и изобретения социальной роли математика-философа. Математизация натуральной философии.

Кружки интеллектуалов как главное место производства естественнонаучных знаний XVII—начала XVIII вв. Опытная философия. От упорядоченного созерцания предметов в музее к организации созерцания в эксперименте. “Новый органон” Ф. Бэкона и “Рассуждение о методе” Р. Декарта. Реформы языка в XVII веке и развитие классификаций. Кружки интеллектуалов и их патроны. Возникновение придворных научных обществ. Сопоставление Лондонского Королевского общества и Парижской Академии наук. Научные моды XVII века. Микроскопизм, эксперименты с давлением воздуха, корпускулярная и континуальная концепция описания природы.

Реформация и секуляризация образования. Университеты, государственные академии и неформальные кружки взаимного образования XVII-XVIII вв. Образование за деньги: студенты-дворяне и развитие философского факультета. Камералистский проект XVIII века и место естественных наук в нем. Меркантилизм и натуральная теология. Естественная история и развитие классификаций. Линнеевская “Ботаническая философия” как дисциплинирование описывающего и дающего дефиниции тела. Циркуляция жидкостей тела и циркуляция денег. Теория генерации: зарождение эмбриологии.

Французская революция и трансформация организационной структуры науки во Франции. Исследовательский императив в германских университетах XIX века, кафедры и становление системы научных дисциплин. Преобразование музеев. Возникновение “ученого сословия”: cоюзы профессоров и ассоциации содействия наукам. Возникновение слова “scientist”. Национальные и международные конференции: новое слово в делокализации знания. Разные подходы к научности: от натурфилософии до позитивизма.

Разделение чистых и прикладных наук. Возникновение биологии и геологии. Становление сравнительной анатомии и эмбриологии. Проблема формы и функции. Клеточная теория, организм как государство клеток. Становление эволюционизма: прогресс, французская революция и трансформизм; геологическая история; от общества взаимных услуг к обществу рыночной конкуренции—от стабильной экономии природы к дарвиновским концепциям борьбы за существование, естественного отбора и принципу дивергенции. Статистическая физика.

XX век. Благотворительные фонды как новые агенты патронажа и влияние изменений в политике фондов на изменения в сложившейся системе научных дисциплин. Возникновение научно-исследовательских институтов и “большой” науки. Панорама науки XX века: экспериментальная биология, становление генетики и ее влияние на развитие биологии; генетика и эволюция, социобиология, принципы биоэтики; развитие статистики и математическая теория эксперимента; “революция в физике”: теория относительности и квантовая механика, необратимость времени; теория систем, структурные уровни организации материи; самоорганизация, порядок и беспорядок в природе, концепция хаоса; возникновение молекулярной биологии; экология и энвайронментализм, человек, биосфера и космические циклы, паранаучные концепции: ноосфера и Гея. Принципы универсального эволюционизма.

Заключение. Человек как мера всех вещей, его физиология, здоровье, эмоции, творчество и работоспособность. Путь к единой культуре.

8Образовательные технологии


Во время учебной работы предполагаются интерактивные формы проведения занятий – дискуссии, анализ текстов для семинаров и т. д.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы для ответов на семинаре:

1. Реконструируйте логику рассуждений Р. Карнапа в его работе «Преодоление метафизики логическим анализом языка»


2.

Пример общих формулировок тем эссе


1.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примеры вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.

Пример закрытого тестового вопроса для письменного экзамена


В качестве критерия разграничения (демаркации) научных и не-научных систем взглядов К. Поппер предложил считать:

  1. Хорошее согласование теории и экспериментальных данных

  2. Принципиальную фальсифицируемость утверждений

  3. Соответствие взглядам, которые считаются общепринятыми в научном сообществе в данное время

  4. Строго математическую формулировку основных теоретических положений

Пример открытого тестового вопроса для письменного экзамена


В чем состоят отличия представлений Т. Куна и И. Лакатоса о движущих силах развития науки?

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель, оценивая работу студентов на семинарских занятиях, учитывает активность студентов в дискуссиях и осмысленность реплик на семинаре. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель, оценивая эссе студентов, учитывает связность текста, строгость рассуждений, обоснованность выводов и усилия по сбору эмпирического материала. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = 0.3*Оэкзамен + 0.3*Осам. Работа + 0.4*Оаудиторная


11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Горохов В. Г. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М.: “Инфра-М”, 2003. 412 с. ISBN 5-16-001352-0

Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания: Учебник. Новосибирск: ООО Издательство ЮКЭА, 1997. 832 с. (Изд. 3-е: Новосибирск: ООО Издательство ЮКЭА, 2001 ISBN: 5-94462-040-4)

11.2Основная литература


  1. Кун Т. Структура научных революций. М., 1998.

  2. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

  3. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., 1997.

  5. Структура и развитие науки: Сб. переводов. М., 1978.

  6. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  7. Флек Л. Возникновение научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999.

  8. Хакинг Я. Представление и вмешательство. М., 1998.

11.3Дополнительная литература

11.3.1. Философские основания науки нового времени


  1. Аристотель. О частях животных. М., 1937

  2. Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1975-1983.

  3. Галилей Г. Пробирных дел мастер. М., 1987

  4. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1970.

  5. Декарт Р. Собрание сочинений в двух томах. М., 1989, 1994.

  6. Кант И. Собрание сочинений. в 8 т., М.: Чоро, 1994.

  7. Платон. Собрание сочинений. В 4 т., М., 1990-1994.

11.3.2. Философия науки


  1. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

  2. Принципы историографии естествонания. Теория и история. М., 1993.

  3. Принципы историографии естествознания. XX век. Спб, 2001.

  4. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

  5. Философия и методология науки. М., 1996.

  6. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

  7. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981.

11.3.3. Общая литература по истории науки и культуры нового времени


  1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1998.

  2. Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента: От античности до XVII в. М., 1976.

  3. Ахутин А. В. Φγσις и Natura. Понятие "природа" в античности и новое время. М., 1988.

  4. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

  5. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. М., 1987.

  6. Горохов В. Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

  7. Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.

  8. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск, 2002.

  9. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 2001.

  10. Сокулер З. А. Знание и власть: наука в обществе модерна. Спб, 2001.

  11. Фуко М. Слова и вещи. М., 1976.

11.3.4. Справочно-биографические издания


  1. Биографический словарь деятелей естествознания и техники. Т. 1, 2. М., 1958-1959.

  2. Соколовская З.К. 400 биографий ученых: О серии “Научно-биографическая литература”. 1959-1986: Библиографический справочник. Отв. ред. и авт. предисл. А.Л.Яншин. - М., 1988.

11.3.5. История отдельных дисциплин


  1. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. М., 1983.

  2. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. М., 1983.

  3. Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991.

  4. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1974.

  5. Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала XIX до середины XX в. М., 1979.

  6. Зубов В.П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. М., 1965.

  7. История биологии с древнейших времен до наших дней. т. 1-2. М., 1972-1975.

  8. История математики: С древнейших времен до начала XIX столетия. Т. 1, 2. М., 1970.

  9. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. - М.: Наука, 1987.

  10. Козлов В.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988.

  11. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения (Наука XIV-XVI вв. в свете современной науки). М., 1979.

  12. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970.

  13. Паннекук А. История астрономии. М., 1966.

  14. Развитие физико-географических наук XVII - XX вв. М.: Наука, 1975.

  15. Селешников С.И. История календаря и хронология. М., 1970.

  16. Сорокина Т.С. История медицины. Т. 1, 2. М., 1992.

  17. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. М., 1984.

  18. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в. М.: Наука, 1969.

  19. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. Развитие классической химии в XIX столетии. М.: Наука, 1979. 477 стр.

  20. Штрубе В. Пути развития химии. Т. 1-2. М., 1984.

11.3.6. Избранные тексты ученых-естественников


  1. Бройль Л., де Революция в физике. М., 1965.

  2. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

  3. Уотсон Дж. Д. Двойная спираль: воспоминания об открытии структуры ДНК. М., 1969.

  4. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М., 1972.

11.3.7. Литература на английском языке


  1. Golinski, J. Making natural knowledge: constructivism and the history of science. Cambridge University Press, 1998.

  2. Jasanoff, S., Markle, G.E, Petersen, J.C., Pinch, T. (Eds.) Handbook of science and technology studies. Sage Publications, 1995.

  3. Olby, R.C., Cantor, G.N., Christie, J.R.R., Hodge, M.J.S. (Eds.) Companion to the history of modern science. Routledge, 1990.

11.3.8. Журналы


  1. Вопросы истории естествознания и техники

  2. Высшее образование в России

  3. Вопросы философии

  4. Историко-биологические исследования

  5. Логос

  6. Науковедение

  7. Отечественные записки

  8. Социология науки и технологий

11.3.9 Статьи для обсуждения на семинарских занятиях


Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание – Венский кружок / http://www.philosophy.ru/library/carnap/wienerkr.html

Поппер К. «Предположения и опровержения: рост научного знания, гл. I» Логика и рост научного знания: избранные работы. М., Прогресс, 1983. С. 240-289 и 376-378

Кун Т. «Введение, гл. VI, VII, X, XI» Структура научных революций. 2-е издание. М., Прогресс, 1977. С. 17-27, 79-109, 173-189

Кун Т. «Дополнение 1969 года» Структура научных революций. 2-е издание. М., Прогресс, 1977. С. 227-273

Лакатос И. «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (главы 1, 3 и 4) / http://www.philosophy.ru/library/lakat/01/1.html, http://www.philosophy.ru/library/lakat/01/3.html, http://www.philosophy.ru/library/lakat/01/4.html

Фейерабенд П. «Тезисы, Введение, гл. 15» Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания. БГК им. И. А. Бодуэна де Куртене: Баговещенск, 1998. С. 4-19, 184-194, 338-352.

Флек Л. «гл. 2, 4» Возникновение и развитие научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. Дом интеллектуальной книги: М., 1999. С. 47-63

Флек Л. «Дискуссия Л. Флека с Т. Биликевичем», «Проблемы науковедения.» Возникновение и развитие научного факта: введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. Дом интеллектуальной книги: М., 1999. С. 166-214

Хакинг Я. «гл. 1-4» Представление и вмешательство: Введение в философию естественных наук. Пер. с англ. / Перевод С. Кузнецова, Науч. ред. Е. А. Мамчур М.: «Логос» 1998.--296 с.

Блур Д. «Сильная программа в социологии знания» Логос, 5-6 (35) 2002. С. 162-185. Мамчур Е. А. «Существуют ли границы социологического подхода к анализу научного познания?» Науковедение, 2000, No 4, с. 167-185.

Латур Б. «Дайте мне лабораторию, и я переверну мир» Логос, 5-6 (35) 2002. С. 211-242

11.4Справочники, словари, энциклопедии


  1. Биология: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. 3-е (репр.) изд. «Биол. Энцикл. Слов.» 1986 г. М.: Большая рос. Энцикл., 1998. 864 с.

  2. Физический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 928 с.

  3. Химический энциклопедический словарь / Гл. ред. И. Л. Кнунянц. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 791 с.

Похожие:

Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр» iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания для направления 040200. 62 -«Социология»
Обзор этих дисцилин будет полезным и небезынтересным для студентов-социологов. Курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного...
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр» iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр» iconНедели семестра
К рабочей учебной программе по дисциплине «Связи с общественностью» для направления 040200. 62 «Социология», квалификация бакалавр...
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр» iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр» iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания
Подготовка студентов по курсу Концепции современного естествознания в соответствии с требованиями «Государственного образовательного...
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр» iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания для специальности 080506. 65 -«Логистика и управление цепями поставок»
Изучение курса «Концепции современного естествознания» способствует формированию у студентов научного мировоззрения, основы для понимания...
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр» iconПрограмма дисциплины концепции современного естествознания для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности «Финансы и кредит» Факультета финансов
Поэтому дисциплина «Концепции современного естествознания» является важным звеном в обучении студентов
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» Для направления: 040200. 62 Социология квалификация «бакалавр» iconПрограмма учебной дисциплины «Языковая политика в СССР и рф»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница