Художественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика




Скачать 289.31 Kb.
НазваниеХудожественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика
страница1/2
Дата10.09.2012
Размер289.31 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи




Смолина Наталья Юрьевна




ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА

В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА «ВОЗМЕЗДИЕ»: СТРУКТУРА И СЕМАНТИКА


Специальность 10.01.01 русская литература


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Абакан - 2009




Работа выполнена на кафедре литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»



Научный руководитель: доктор филологических наук

Карамашева Виктория Алексеевна


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Минералов Юрий Иванович

кандидат филологических наук

Угдыжекова Ольга Васильевна


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Красноярский государственный

педагогический университет им. В.П.Астафьева»


Защита состоится 23 июня 2009 г. в 14 часов 30 минут на заседании Объединенного диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.317.01 при ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова» по адресу: 665017, г. Абакан, проспект Ленина, 94.




С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова» по адресу: 665017, г. Абакан, проспект Ленина, 90.




Автореферат разослан «____»_____________________2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Амзаракова И.П.


Общая характеристика работы

Реферируемое диссертационное исследование посвящено рассмотрению структурной и семантической специфики художественной картины мира поэмы А.А. Блока «Возмездие».

Компетенции понятий «художественный мир» и «картина художественного мира» варьируются от всего разнообразия аспектов произведения до узких аспектов его художественной структуры. В основе их лежит условная система реалий: время, пространство, человек. В работе под художественной картиной мира понимается символическое воспроизведение действительности в художественных образах и сюжете, иерархическая модель художественного мира произведения, выстраиваемая на основе историзма, объективной картины мира, преломленной через авторское мировосприятие и миропонимание. Устойчивыми константами авторской картины мира традиционно являются представления о художественном пространстве и времени, которые конкретизируют аналитическую модель действительности, выступают «миромоделирующими» категориями.

Проблема системного описания модели художественного мира А.А. Блока, как правило, не рассматривалась в качестве специального предмета исследования. Тем не менее, в трудах, осмысливающих творческое наследие поэта, наблюдались элементы пространственно-временной аналитики (Б.И. Соловьев, А.М. Турков, П.П. Громов, Д.Е. Максимов, И.Т. Крук, В.Н. Орлов, Л.К. Долгополов, З.Г. Минц) на уровне отдельных наблюдений и в контексте других проблем творчества Блока. Актуализация философско-эстетической трактовки творчества Блока в работах второй половины ХХ века акцентирует и проблемы соотношения естественно-природного и социального начал, вопросы самоидентификации автора в горизонте культуры и «миростроения». В накопленных наблюдениях представлена стройная художественная система творчества А.А. Блока, особое место в которой занимает поэма «Возмездие». Привлекая внимание блоковедов, она чаще рассматривалась в рамках изучения иных проблем: жанровых разновидностей, специфики демонизма (Л.Г. Долгополов, И.Т. Крук, И.П. Поборчая), концепции возмездия (Г.А. Ременик, Д.Е. Максимов, П.П. Громов), взаимоотношений автора и героев (Ю.Н. Чумаков, Г.Г. Глинин). Исследователи отмечали ряд пространственно-временных свойств поэмы: принцип «концентрических кругов», общемодернистское противостояние «быта» и «бытия», петербургское пространство. Но структурно и системно в исследованиях эта проблема на сегодняшний день не представлена. Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью системного описания художественной картины мира поэмы «Возмездие» с учетом ее иерархической структуры и семантического поля в русле философско-эстетических взглядов А.А. Блока.

Цель исследования: выявление структурно-семантической специфики художественной картины мира в поэме А.А. Блока «Возмездие» как отражение мировосприятия автора.

Цель определила постановку задач: реконструкция художественной картины мира поэмы; выявление устойчивых образно-смысловых доминант в хронотопическом комплексе авторской картины мира; определение их роли во взаимосвязи структурных элементов картины мира поэмы; выявление их генезиса, историко-культурного, литературного, мифопоэтического контекста; характеристика роли автора в организации художественной картины мира; определение характера динамики и статики в художественном мире поэмы.

Научная новизна исследования заключается в попытке комплексного представления специфики художественной картины мира и философско-эстетических принципов ее организации в поэме А.А. Блока «Возмездие».

Гипотеза состоит в том, что пространственно-временные особенности художественной картины мира поэмы «Возмездие», их символико-идеологический, ценностный аспекты, архетипические доминанты образов и мотивов являются отражением философско-эстетических позиций Блока последнего десятилетия творчества, аккумулируют его мировоззренческие и творческие поиски.

Теоретико-методологическая основа исследования предполагает обращение к теории хронотопа и актуализирует фундаментальные труды М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, В.Н.Топорова, Д.С.Лихачева, Г.Барта, Б.О.Кормана, философские воззрения рубежа XIX-XX веков (В.С.Соловьев, Д.И.Мережковский, П.А.Флоренский), изыскания по методологии исследования художественного мира произведения.

Предметом исследования является художественная картина мира поэмы А.А. Блока «Возмездие» в комплексе категорий время, пространство, человек, преломленных в мировосприятии и миропонимании автора. В качестве объекта исследования выступает поэма Блока «Возмездие». Материалом исследования стали написанные главы поэмы, планы, наброски произведения с учетом лирического и лиро-эпического наследия поэта. Выбор для пристального анализа одного художественного текста был продиктован особым положением «Возмездия» в творчестве Блока как произведения, синтезирующего эстетические, творческие, мировоззренческие поиски поэта.

Комплексный характер работы потребовал синтеза нескольких методов и приемов. Структурно-семантический и описательно-аналитический методы применялись при реконструкции модели мира и определении символико-идеологических, ценностных аспектов ее иерархических уровней. Сравнительный метод привлекался при выявлении системы аллюзий, реминисценций. Методы контекстуального, мифопоэтического, мотивного анализа позволили определить историко-культурный, литературный, мифопоэтический генезис цепи образно-смысловых доминант. Для анализа материала использовались приемы наблюдения, обобщения, сопоставления.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что представленное исследование может стать составной частью всестороннего целостного анализа творчества А.А.Блока. Конкретные наблюдения и выводы позволяют дополнить существующие представления о художественном мире поэта, эстетике его творчества.

Практическое значение обусловлено возможностью использования материалов исследования в научной и образовательной практике, в вузовском преподавании (в курсах истории русской литературы, анализа поэтического текста, спецкурсах по проблемам поэтики) и школьном курсе литературы.

Апробация работы. Материалы исследования были отражены в докладах на научно-практических конференциях преподавателей ТывГУ (г. Кызыл 1998-2008 гг.). Опубликовано двенадцать работ по теме исследования и шесть по смежной тематике.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет по три параграфа, заключения, библиографии и приложения. Общий объем исследования составил 186 страниц, из них 160 страниц основного текста, список литературы включает 195 наименований.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Категории художественного пространства и времени обладают высокой степенью репрезентативности для уяснения философско-эстетических взглядов А.А.Блока. Структура хронотопа в поэме «Возмездие» является миромоделирующей.

  2. Комплекс мироощущений и миропонимания автора-Художника как демиурга является определяющим в моделировании художественной картины мира поэмы. В основе ее лежат авторские представления об оппозиционности Быта и Бытия, получившие выражение в локальных хронотопах Города и Поля, конституирующих верх и низ мира. Прослеживаются устойчивые топологические ряды, очерчивающие естественно-природную и социальную типологию хронотопа поэмы.

  3. Художественная картина мира характеризуется системностью, где все компоненты взаимообусловлены и их связи отражают принципы линейной и циклической моделей мира. Связи между структурными элементами хронотопа осуществляются через сквозные образы и мотивы, образующие «мировую ось».

  4. Уровень Быта доминирован «свернутым» «замкнутым» топосом «марионеточного» Города-мира, статичным локальным временем, образом толпы, типом героя «обыватель-«прохожий», погруженного в «сон души».

  5. Бытийный уровень художественной картины мира формируется образом автора и определяется историко-культурным и мифопоэтическим контекстами.

  6. Бытийность конституируется «перспективным» «сферическим» пространством Поля, циклическим временем, мировосприятием героя-индивида.

  7. В бытовом и бытийном уровнях реализуются разнонаправленные типы движения – центростремительное и центробежное, что генерирует принцип разомкнутости/замкнутости пространственно-временных форм при ценностной оппозиции природа – цивилизация.

  8. Структурно-онтологическим центром модели мира является многоуровневый образ Дома, иерархическая система значений которого вытекает из архаических представлений, историко-культурного и литературного контекста и наполнена индивидуально-авторскими смыслами.

  9. Мотив пути, связанный с концептом Дома, отражает историческую концепцию развития Блока. Пространственно-временная оппозиция актуализирует понятия «границы» и выбора в реализации смысложизненных устремлений личности и цивилизации.

Основное содержание работы

Во введении дается обоснование темы работы, ее актуальности и новизны, определяются цели, задачи, методология исследования, характеризуется научно-практическая значимость, дан анализ истории вопроса и научной литературы по теме исследования.

Глава первая «Онтология художественного мира поэмы А.А. Блока «Возмездие» рассматривает онтологическую семантику и структуру художественного мира поэмы.

В первом параграфе («Пространственно-временная организация художественной картины мира») анализируется модель художественного мира «Возмездия». Архитектоника произведения, ориентирующегося на жанровый канон пушкинского романа в стихах, определяется переплетением взаимопроникающих сюжетов зоны героев и зоны автора при организующей роли авторского «я». Иерархию уровней художественной картины мира поэмы определили онтологические представления Блока-символиста об оппозиции Быта и Бытия. Сюжет героев функционирует в зоне бытового уровня, бытийный организуется автором-Художником, осмысленным в русле символистской традиции поэта-творца, и представлен историко-культурным и мифопоэтическим уровнями миромоделирования. Это, отражая историческую концепцию автора, его представления о концепте дело как способе включения в категорию вечности, развивает общемодернистскую дуальность Быта и Бытия в трехкомпонентную структуру: Быт/Со-бытие/Бытие. Над-пространственное и над-временное положение образа автора позволяет ему комментировать действительность в ее современном существовании и перспективе. Так бытовой уровень художественной картины мира поэмы приобретает двойственную оценку с позиции героев и автора. При этом реальная действительность коррелируется с историей России, Европы, цивилизации как пространственно-временной интервал в развитии человечества, представленном в исторической концепции Блока в виде спирали «концентрических кругов». Поэтому в поэме выдержан единый принцип изображения от общего плана через национально-исторический к судьбе личности, что традиционно для творчества А.А.Блока («Снежная маска», «Ямбы», ряд стихотворений цикла «Родина») и символизма.

Изображение бытового мира опирается на эмпирический способ восприятия мира и предстает как система доказательств доминирования «телесности», ведущей к иллюзорности жизни, ограниченной временем «настоящего» и локальным пространством, для чего привлекается акмеистический прием «вещности». Поэтому бытовой мир имеет точную топографическую – город (Петербург и Варшава) – и временную (от осени «семьдесят восьмого»1 до Цусимы и «Девятого Января») привязку. В целом он локальный, «свернутый», существующий в горизонтали и только в «сейчас». Пространственная характеристика воссоздает конкретно-бытовой мир обывателя, поэтому внимание с «парадного» города дворцов перенесено на «оборотный» город улиц и дворов. Физиологизм описания подчеркивает восприятие пространства обывателем: «заборы», «пустыри», «вонь кислая» дворов Петербурга, «вокзал заплеванный», «бесстыдные троттуары» Варшавы, продолжая традиции «петербургского текста» («Медный всадник», «Преступление и наказание»), модернизма (В.Брюсов «Urbi et orbi», В.Маяковский «Адище города», «Нате!», цикл Блока «Город»).

Обитатели бытового мира представлены иерархической системой по степени притяжения к Быту или Бытию: толпа; салон Вревской; солдаты, народовольцы, участвующие в движении «колеса истории», но не способные к его повороту на новый виток; «нереализованное» поколение (демон-отец, сын демона). Изображение их имеет различный пафос: от иронии над толпой, романтизации активного слоя до трагизма «потерянного» поколения. Толпа представляет собой «символ с нулевым значением» (З.Г. Минц), она статична в пространстве и времени. В трех отстоящих хронологически и топографически друг от друга эпизодах (встреча солдат; встреча царя; похороны демона-отца) ее характеристики аналогичны: масса, что «валит с утра», «горохом» «сыплет» крики ликования, «глазеет» «подобострастно», тащит «гроб, давя друг друга», «крик» и формируют картину хаоса. Свойственность этих черт и «отборному цвету» гостиной Вревской сближает ее с обывателем. Солдаты и народовольцы в авторском сознании участвуют в Со-бытии, что втягивает их в историко-культурный уровень бытийности. Он формируется аллюзиями, реминисценциями, связанными с традициями, восходящими к одам Ломоносова, Державина, «Бородино» и «Войне и миру», романтическим тенденциям, и представлен цепью «сегментов» линейного времени: русско-турецкая война 1877-1878 – война 1812 – русско-турецкая война 1778 – походы князя Олега и т.п.; народовольцы – декабристы и т.д. При таком тождестве событий прошлого и настоящего линейность времени приобретает черты «расправленной» спирали, где высшие точки парабол соответствуют аналогичным историческим событиям, характеризуемым понятием Дело.

Степень индивидуальности в бытовом мире определяется участием в Истории. В толпе эпизодические персонажи являются частным проявлением обобщенного обывателя-«прохожего». В характеристиках его доминируют условное наклонение: «ты мог бы» и глаголы с отрицанием: «не знаешь», «не узнаешь», указывающие на его место в истории – «прохожий» по жизни. Индивидуальное начало в солдатах и народовольцах автором осмысливается сквозь призму историко-культурного контекста обобщенного образа Героя. «Белый генерал» синхроничен Скобелеву, Кутузову, Суворову и до Александра Невского и героев былин, а сочетание реалистического и романтического методов в портретах народовольцев свидетельствует о преемственности традиций борьбы романтических бунтарей и декабристов.

В историко-культурном пласте локальность бытового топоса сменяется множественностью локусов, включенных прямой номинацией (Плевна, Шипка) или через историко-литературные аллюзии (Царьград, Бородино, альпийский поход Суворова). Они различны для зоны героев и автора: общие для персонажей и автора события настоящего и «старины»; события, прошлые для автора, но будущие для героев (покушение на Александра Освободителя, канун русско-японской войны, Девятого января и революции 1905).

Синхронизация бытового хронотопа с «точками» историко-культурного расширяет пространственно-временную перспективу до «прошлое – сейчас» и панорамного видения мира как части спирали. Каждый виток рассматривается и в рамках линейной концепции, и в системе событий-откликов, лежащих в основе циклической модели развития, возводящей события к «первовремени». Круги ее соотносимы со сменой времен года и времени суток, но при этом качественная суть событий неизменна из цикла в цикл: война – мир – страсть – смерть – жизнь. Это диктует особый мифопоэтический хронотоп, связанный с архетипическими образами и представлениями, нравственными императивами, которыми автор проверяет современность.

Во втором параграфе («Эсхатологическая концепция в поэме А.А.Блока») рассматривается историческая концепция Блока через характеристику эпохи и судьбу персонажей. Мир изображается сжимающимися кругами «опрокинутой» спирали: эпоха – Европа – Россия – Город – Дом – герой, главы начинаются с обобщенных рассуждений об истории и современности, которые затем конкретизируются в изображении жизни общества и судьбе личности.

Бытовой уровень модели мира осмысливается автором как «этап утраты» (К.Н.Леонтьев), в котором человек одновременно творец, искушающий демон и жертва. Представления об апокалипсисе связано не с вмешательством высшей силы, а с человеком, создавшим «страшный мир». Его характеристики конституируют механистичность, бездуховность, мертвенность: «жестокий» «железный» век, эпоха «матерьялистских малых дел», «бескровных душ и слабых тел», мир машин, кующих «гибель день и ночь», где властвуют «колдун» и «Дракон». Гибельность механистического равенства выражается в нивелировке индивидуально-личностного начала, что ведет к статике общества, равнозначной смерти, «гомункулизации» обывателя и «марионеточности» жизни. Бессознательность «игрового» поведения «водимых» пронизывает реальность: салон Вревской, нигилист и либерал «играют» в политическую силу; демон-отец – в «Байрона». Бытовое и бытийное противостоят как мир «театра» с марионетками и невроспастом, персонификацией «темной силы» и «идола» эпохи – «буржуазного богатства» и машины, и мир «зрителей». Объединив традиционные мотивы маскарада и механистичности, Блок создает мир-марионетку, сконцентрированный в образе Города.

Представленные Петербург и Варшава объединены чертами обмельчания, рефлексии, инфернальности, что расширяет пространственные рамки петербургского текста до единого Города-мира, воплощающего эсхатологию цивилизации на примере российской государственности от ее «творения» до конца, очерченными образами Петра Первого и Победоносцева.

Образ Петра Первого, ориентированный на традицию «Медного всадника», связан с мотивом сна-видения, функционирующем в «Возмездии» как инвариант смерти и как способ разрыва бытовой линейности, «принизывая» спираль в произвольной точке цикла, «стягивая» пространство и время. Поэтому автор допускает, что появление «Державного Основателя» возможно и наяву, что соответствует петербургскому мифу. В образе сочетаются креативный и эсхатологический миф одновременно: повернув Россию на новый виток спирали, он предопределил появление «страшного мира» машин и марионеток, т.е. акт творения нес в себе потенцию разрушения, символом которого стал Победоносцев. Он связан только с эсхатологическим мифом и ориентирован на фольклорную традицию и представления о последней битве, отразившиеся в архетипическом сюжете «хищник – жертва», связанном с концептами смерть/жизнь. Каждое из воплощений образа хищника: ястреб – сова – колдун – вампир – Победоносцев осмысливается и на бытовом и на бытийном уровнях картины мира. «Колдун» Победоносцев повторяет действия Дракона и ястреба – кружит над лугом-Россией, погрузив ее в очарованный «сон души». Мифопоэтическая трактовка Победоносцева совмещается с социальной в оригинальных образах колдуна-бюрократа (социальная функция) и колдуна с кадилом (духовно-нравственная функция) как носителя идеологии «марионеточного» мира. Сюжетная схема «хищник – жертва» реализуется и во взаимоотношениях демона-отца и младшей дочери, сына демона с отцом.

Демонические персонажи иллюстрируют постепенную утрату жизни духа под воздействием эпохи, путь от «Байрона» к «Гарпагону». Портретные штампы «тяжелое пламя печали», «роковая страсть» для демона-отца в юности являются «маской», надетой по воле общества, бессознательной «игрой», что отчасти роднит его с толпой. В основе его личности – противоречия: «Он, утверждая, отрицал / И утверждал он, отрицая», «Как будто труп хотел налить / Живой, играющею кровью». Ряд деталей отсылают к фольклорному образу хищника-вампира: болезненная бледность, черные крылья, «красноватый отблеск». Но вампирствующее начало в демоне-отце направлено и вовне и внутрь, поэтому жертвой его становится не только младшая дочь, но и сам герой. Это жертвенное начало, наличие трагического пафоса и дара музыканта не позволяет в полной мере согласиться с оценкой персонажа как сниженного варианта демона. А. Блок показывает двойственность творческого акта, утверждая идею единства Демона-Ангела, что может рассматриваться как двойник демона-отца. В юности «можно было» играть, полное растворение в музыке разрывало линейность Быта, о чем свидетельствует появление образа, традиционно рассматриваемого как демон, но ряд определений: «грустный, дальный», «крылья белые в лазури», «неземная тишина» традиционен для ангела-серафима. Постепенно победа «тьмы» внутри героя, «сон души» рождают «озлобленные руки» и «сбитые крылья». Стремясь к миру вечному, герой «брошен» в мир «машин» и марионеток, что сродни отторжению от небес Демона. Три посмертных портрета демона-отца соединены характеристиками «смятый» и «жалкий». Это и реалистические детали смерти, и выражение «Я», «смятого» эпохой. Блок расширяет традиционную схему «хищник – жертва», соединяя в демоне-отце те и другие черты и разделяя героя и его демоническое начало, ставшее «другом-соперником» сына. Символами родовой и исторической преемственности становятся кольцо и «некто».

Образ сына демона дополняется автобиографическим материалом, связями с лирическим героем, критической прозой Блока. Двойственность его личности формируется Городом (разум) и Полем (чувственное начало), что позиционирует его как последнюю ступень в реализации эсхатологического мифа данного витка истории. Судьба героя иллюстрирует путь само- и миропознания от «баловня» и гармоничного слияния с миром к осознанию родства с демоном-отцом, в этом процессе стягиваются бытовой, «психологический» и «метафизический» (П.Х. Тороп) миры. Их единение представлено через стяжение времени (три дня похорон реального времени равняются трем годам времени психологического), абстрагирование пространства (Варшава как воплощение Города-мира), столкновение Человека и Стихии (сын демона и вихрь, Пан-Мороз).

Для автора этап разрушения духовной составляющей личности и мира должен смениться этапом созидания. «Сон-смерть» сына демона при встрече с Паном-Морозом соседствует со сном-видением Марии, персонифицирующими эсхатологический мир и мир вечности, на границе которых оказывается герой. Спасение видится в возвращении к истокам, тварному началу, символом чего становится Мария. Мифопоэтический генезис образа (аллюзии женщины-змеи) переплетается с представлениями о Богородице и России-матери. Идея творения связана и с образом розовой девушки во фруктовом саду, где герой «перестает быть мальчиком». Встречи объединены мотивами искушения, райского сада, и образ героини, родившей внука демона, аллюзиями связанного с образом Христа и началом «новой эры», очевидно, удваивается.

В третьем параграфе («Авторская модель бытия») рассматривается зона автора и поле комментариев реального мира. Образ автора-Художника является творцом, чья воля свободно перемещается между уровнями художественной картины мира. Критерии его оценки современности опираются на вечные нравственные императивы, представления о естественно-природном начале, циклическом времени, «панорамном» пространстве. Основной принцип циклической модели реализуется в диахронии событий, выражением чего является смена времен года, связанная с концептами жизнь/смерть. В зоне героев и зоне автора, Городе и Поле время года различно.

Город существует в части природного цикла, связанного с концептом смерти: осень – зима. Весна в бытовом мире трансформируется в специфическое время «осень-весна» (В.Н.Топоров) в русле «петербургского мифа», свидетельствуя о движении от рождения к смерти. Стяжение времен говорит о нарушении закона цикличности, отчуждении от вечных устоев. В Поле весна традиционна: солнце, синее небо, «всей весенней красотою / Сияет русская земля», и связана с созидательным началом цикла смерть/рождение, поэтому оправдан разрыв весенних картин сценой осеннего сбора урожая. Зима двойственна и иллюстрирует «жизнь-сон». Осмысливаясь как этап возмездия, она воплощается в образах вьюги и холода: метель «идет», «взрывает», чугун мостовой повторяет «удары мерзлого копыта». Умиротворенная картина зимы у стен Саксонского сада связана с образом снега, объединяющим семантику сна-смерти и потенции жизни. Со сменой времен года соотносятся этапы жизни героев. Судьба демона-отца развивается от «осени» к «зиме», сына демона – от «весны» детства и юности к «осени-зиме» осознания родства с отцом, внук демона показан в период цветения, солнца, соотносимого с весной и летом.

Для зоны автора центральным временем является весна. Прерывая сюжет героев, поэт сравнивает жизнь с весенним ледоходом, символизирующим возмездие. Смена эпох неизбежна, и в этом разрушении заложено созидающее начало. Вечным началом, что способно пережить бунты и переломы, становятся Дом и семья.

  1   2

Похожие:

Художественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика iconМедиа-рекламная картина мира: структура, семиотика, каналы трансляции

Художественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика iconОао «Концерн «цнии «Электроприбор», г. Санкт-Петербург разработка блока преобразования rs-232 сквт
Представлена структура блока преобразования, приведен алгоритм его функционирования. Путем моделирования эквивалентной электрической...
Художественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика iconТема революции и ее воплощение в поэме А. Блока «Двенадцать»
Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Художественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика iconАстраханский государственный университет картина мира в художественном произведении
Картина мира в художественном произведении [Текст] : материалы Международной научной интернет-конференции (20–30 апреля 2008 г.)...
Художественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика iconЯзыковая картина мира в лингвистике и культурологии
Понятие «языковая картина мира» (якм) родилось в лингвистике, но стало актуальным для многих других гуманитарных наук, в частности,...
Художественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика iconТема революции и её воплощение в поэме А. Блока «12» Каковы причины лежания И. И. Обломова?
Какова роль Евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф. М. Достоевского?
Художественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика iconГеографическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира
Настоящая книга широко известна преподавателям и студентам-географам, а также школьникам, интересующимся географией. Новое издание...
Художественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика iconРабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 11 класса разработана на основе...
Художественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика iconГеографическая картина мира. Кн. I i: Региональная характеристика мира
Книга предназначена для углубленного изучения курса "Экономическая и социальная география мира", который преподается в 10 классе...
Художественная картина мира в поэме а. А. Блока «возмездие»: структура и семантика iconМихаил Заречный Квантово-мистическая картина мира структура реальности и путь человека
Перед вами удивительная книга, искрящийся взаимопроникновением танец последних открытий квантовой физики и вечных знаний, доставшихся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница