Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида




Скачать 76.84 Kb.
НазваниеСоциальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида
Дата14.01.2013
Размер76.84 Kb.
ТипДокументы
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ.

Рубинская Е.В.,

педагог-психолог

МДОУ детский сад №1

комбинированного вида

п.Волоконовка


В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. В практике стремление максимально реализовать возможности ребенка часто приводит к интенсификации образовательного процесса, увеличению нагрузки на детей, что сказывается на здоровье и психическом развитии ребенка.

Традиционно уделяя внимание физическому здоро­вью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), педагоги дошкольных учрежде­ний до конца еще не осознали значения психиче­ского здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать серьезные психические нагрузки.

Значительным резервом для улучшения сложившегося положения мы считаем активизацию деятельности нашего педагогического коллектива, связанную с формированием эмоционального здоровья ребенка, развитием его способностей и интересов в конструктивном, партнерском взаимодействии детей и взрослых. Также в преодолении повышенной невротичности, развитии навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формировании подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

В основу профи­лактики нарушений развития в нашем дошкольном учреждении положен дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья, а также комплексное использование медицин­ских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации с использованием всех возможностей, т.е. создание общего коррекционного пространства.

Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта взрослых с детьми, воспитание само­стоятельности, инициативности в процессе общения. С позиций педагогики сотрудничества общение рассматривается как самый значи­тельный фактор гуманизации педагогического процесса. Его суть составляет озабоченность жизнью детей, их проблема­ми, их трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращенность к подлинному, реальному «Я» ребенка.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка своевременно снять эмоциональное напряжение, сформировать у него положительную установку, желание идти в детский сад, от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнуть все его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Для оптимизации привыкания к ДОУ наши воспитатели используют следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Проводят наблюдение за ребенком, оформляя адаптационные листы.

3. Правильно организуют игровую деятельность в адаптационный период, направленную на формирование эмоциональных контактов « ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», и обязательно включающей коррекционные игры и упражнения.

Все это требует от педагогов развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе его диагностики. Каждый ребенок развивается в сво­ем темпе, задача воспитателя - бережно относиться к этому процессу, создавать условия для его естественно-индиви­дуального личностного роста.

Использование в практике нашего детского сада таких режимных ритуалов как «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», «Утро радостных встреч» способствует повышению уверенности в себе, объединению детей, закладывает традиции межличност­ных взаимоотношений в детском коллек­тиве.

Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтов, для чего воспитатели организуют соответствующие игры, беседы, драматизации. Их цель — научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом. Педагоги стремятся к тому, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим с их собственными. Для этого применяются активные игры, требующие согласованности действий игроков («кошки-мышки», «Дракон», различные эстафеты), оказания взаимопомощи, приложения коллективных усилий. Кроме того, педагоги организуют различные проблемные ситуации и вместе с детьми пытаются найти решения, иногда выступая в качестве посредника.

Пространственно-предметная развивающая среда в нашем ДОУ является одним из условий воспитания у детей дошкольного возраста по­требности в здоровом образе жизни, актив­ных движениях, общении. При ее создании учитываются пространственный, предметный, цветовой параметры. Объекты пространст­венно-предметной среды располагаются отно­сительно друг друга таким образом, чтобы составлять целостную систему, отражаю­щую количественные и качественное соот­ношение физкультурного оборудования и эмоциональных пособий. Цветовой параметр используется для создания в группе психологического ком­форта, стимуляции познавательной и дви­гательной активности. С помощью цвета можно улучшить качество как совместной (ребенок - взрослый, ребенок - ребенок), так и индивидуальной деятельности. Цвет является не только композиционным сред­ством создания эмоционально комфортно­го пространства, но и средством информа­ции, обеспечения безопасности при выпол­нении упражнений. В групповых комнатах основным является голубой цвет, который в сочетании с другими цветами позволяет при длительном пребывании в помещении не снижать двигательную активность, обеспечивает эмоциональный комфорт.

Эмоционально-эстетическая среда. Ведущими ее элементами являются схемы эмоций, движений рук, поз; это и используемая нами «Доска настроения», и «Доска желания», персонажи зна­комых сказок и мультфильмов, куклы-образы, иллюстрации и кар­тинки с изображением детей, выполняю­щих различные режимные моменты с чет­ким прорисовыванием эмоций; подборка различных по характеру, жанру музыкаль­ных, литературных и изобразительных про­изведений. Все этипособия способствуют возникно­вению внутреннего эмоционального диало­га ребенка с самим собой, со сверстниками и взрослыми.

Психика детей с отклонениями в развитии существенно отли­чается от психики здорового ребенка — им свойственны тревож­ность, неуверенность в себе, подавленность, страхи, с одной сторо­ны, и повышенная возбудимость, капризность, истеричность, гипе­рактивность, агрессивность, с другой. У таких детей, как правило, невысокая работоспособность, быстрая утомляемость, замедлен­ный темп, отсутствие интереса к работе с взрослым и детьми; они не уверены в своих силах и часто отказываются от активной деятельности.

Помочь такому ребенку лучше узнать себя и поверить в себя, увидеть и понять, что мир не только боль и страх, но и радость и счастье — эту задачу решает психологическая служба.

Педагог-психолог активно использует в работе с детьми психогимнастику, сказкотерапию, арттерапию с использованием элементов касательной тера­пии, массажа, релаксации. Через тактильный контакт дошкольник выражает свое внутреннее состояние, отношение к другому чело­веку и рассчитывает получить ответ. Такие игры способствуют сближению детей в группе с взрослым и друг с другом, создают положительную эмоциональную атмосферу, ощущение психоло­гической безопасности, доверия и комфорта.

Различные психогигиенические мероприятия также используются нашими воспитателями на занятиях и в режиме дня, что предполагает создание условий для преобладания у детей жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважения к людям, полноты жизни, увлекательной деятельности.

Задача психогигиены – своевременное прерывание нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы. Каждый педагог старается применять в своей практике некоторые психокоррекционные методы (физкультминутки, функциональную музыку, словотерапию, изотерапию).

Большая роль в данной воспитательной системе отводится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются осно­вы будущей личности. Родители и педаго­гический коллектив ДОУ стремятся предъ­являть ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Так, родителям в период адаптации к условиям ДОУ сообщают о необходимости соблю­дать дома режим дня, приближенный к ре­жиму детского сада. Сведения о ребенке воспитатели получают в процессе беседы с родителями, они стараются установить тесный контакт с родителями, помогают снять тревогу за малыша, информируют о протекании адаптационного периода, ориентируясь на активное взаимодействие.

Весь процесс образования и коррекции рассчитан на совместную работу детского сада и семьи, их взаимодействие. Коллективом ДОУ разработана программа педагогического сопровождения семьи «Содружество». В рамках воспитатель­ной модели используются такие формы работы с родителями, как совместные спортивные развлечения, экскурсии, орга­низация клуба «Молодой матери», лечебно-профилактическая работа с участием спе­циалистов.

На информационных стендах для родителей в каждой возраст­ной группе работают рубрики, ос­вещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как закаливание дошкольников «Солнце, воздух и вода», «Лекарственные растения», « Кишечные инфекции», «Витаминотерапия», «Советы психолога по позитивному взаимодействию с детьми» и т.п. Родителям предлага­ются рецепты витаминных чаев, способы обогаще­ния домашнего питания витамина­ми, добавками; употребление соков, ягод, фруктов; применение фитотерапии дома; предлага­ются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пальчиковые игры, элементы психогимнастики.

Родители привлекаются к учас­тию в экологических акциях, в физкультурно-массовых мероприя­тиях дошкольного учреждения.

В период развития социального партнерства нашего дошкольного учреждения с учреждениями куль­туры и досуга, здравоохранения, физической культуры и спорта у нас сложилась определенная сис­тема организации совместной дея­тельности со следующими учреж­дениями:

-Центр детского творчества « Ассоль»;

-МОУ «Волоконовская СОШ № 1»;

-МУК «ЦБС Волоконовского района»;

-УДО: МОУ ДОД « Детско-юношеский клуб физической подготовки»;

-МОУ ДОД «Волоконовская ДШИ им.М..Дейнеко».

Детский сад заключает дого­воры о совместной деятельности, составляются планы совместной работы, оговариваются сроки, фор­мы и тематика занятий с детьми (проводятся экскурсии, совместные соревнования, праздники).

Та­ким образом, учет социальных и психолого-педагогических аспектов здоровьесберегающей дятельности субъектов образовательного процесса в нашем ДОУ благоприятно сказывается на психофизическом развитии детей, способствует поддержанию их психосоматического благополучия, снижению уровня заболеваемости.

Похожие:

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида iconОбразовательная программа мдоу «Детский сад комбинированного вида №14»
Особенности организации воспитательно – образовательного процесса согласно режиму пребывания детей в доу
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №202»
Божко Елена Васильевна – заведующий мдоу «Детский сад комбинированного вида №202»
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида iconПрограмма развития мдоу «Детский сад комбинированного вида №113» на 2010 2015 г г
Краткое обоснование программы развития муниципального образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида icon«Детский сад комбинированного вида №183 «Огонёк» согласовано заведующий мдоу детский сад №183
Уважаемые педагоги и родители воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного...
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида iconДоклад мдоу «Детский сад комбинированного вида №7» Ауринко»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (мдоу) «Детский сад комбинированного вида №7 «Ауринко», основан в 1975 г
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида iconГодовой план работы мдоу «Детский сад комбинированного вида №22» на 2010-2011 учебный год
Цель воспитательно-образовательного процесса на 2009-2010 учебный год: Обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного...
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №36»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №36»
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида iconОбразовательная программа мдоу детский сад комбинированного вида №404 «ростки»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №404 «Ростки»
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида iconПрограмма развития мдоу детский сад комбинированного вида№9 «Берёзка» на 2011-2013 годы
Паспорт Программы развития мдоу детского сада комбинированного вида №9 «Берёзка» города Углича
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу. Рубинская Е. В., педагог-психолог мдоу детский сад №1 комбинированного вида iconПлан работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №177»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №177» города Краснодара
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница