О принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы




НазваниеО принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы
страница1/6
Дата14.01.2013
Размер0.93 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2005 г. N 2074


О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2005-2008 ГОДЫ


Законодательное Собрание Пермской области постановляет:


1. Принять концепцию промышленной политики Пермской области на 2005-2008 годы (прилагается).

2. Рекомендовать администрации Пермской области при разработке мероприятий Программы действий по реализации промышленной политики на 2005-2008 годы разработать показатели оценки результативности мероприятий Программы, в том числе характеризующие динамику промышленного развития, уровень загрязнения окружающей среды, условия труда.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель

Законодательного Собрания

Н.А.ДЕВЯТКИН


Приложение

к Постановлению

Законодательного Собрания

Пермской области

от 17.02.2005 N 2074


КОНЦЕПЦИЯ

ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005-2008 ГОДЫ


ВВЕДЕНИЕ


Концепция промышленной политики Пермской области на 2005-2008 годы (далее - Концепция) является логическим развитием работ по созданию инструментария для реализации Закона Пермской области "О промышленной политике Пермской области", как целостной системы средств управления в сфере промышленного развития.

Закон Пермской области от 11.06.98 N 103-3 "О промышленной политике Пермской области" определил правовые и экономические основы, цели, элементы и принципы реализации промышленной политики в области, основы взаимоотношений между ее субъектами.

Решением Законодательного Собрания Пермской области от 22.07.99 N 571 была одобрена концепция развития промышленности Пермской области на период 1999-2003 годы. Назначение концепции - дать исходную, базовую оценку характеристики промышленного комплекса Пермской области, экономической ситуации и тенденций развития промышленности; сформулировать суть промышленной политики; определить основные направления по обеспечению стабилизации и дальнейшего развития промышленности, а также механизм реализации концепции на период 1999-2003 годы. Концепция служила основой для разработки программ развития промышленности и других нормативных правовых актов.

Однако из запланированных в концепции развития промышленности Пермской области на период 1999-2003 годы нормативных правовых актов к настоящему времени принята лишь часть:

Программа развития и использования минерально-сырьевой базы Пермской области на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года;

Программа развития легкой промышленности на 2000-2002 годы;

областная целевая Программа развития лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы;

областная целевая Программа содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы;

Закон Пермской области "О налогообложении в Пермской области".

Правовая регламентация мер государственной поддержки промышленности на областном уровне послужила своеобразным катализатором принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления, направленных на реализацию промышленной политики на соответствующих территориях.

В 1998-2001 годы предоставление государственной поддержки осуществлялось в форме бюджетного кредита, инвестиционного налогового кредита, предоставления инвестиций и гарантий администрации области. За рассматриваемый период этими формами государственной поддержки смогли воспользоваться 12 организаций Пермской области, сумма предоставленной государственной поддержки составила 104,7 млн. рублей.

С 1 января 2003 года в соответствии с Законом Пермской области "О налогообложении в Пермской области" введены дополнительные инвестиционные льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, что позволило сэкономить около 0,5 млрд. рублей для промышленных организаций области в 2003 году.

В 2004 году на содействие инвестициям выделено из областного бюджета 539,48 млн. рублей, в том числе на разработку и реализацию инвестиционных проектов - 181,58 млн. рублей.

Администрация Пермской области заключила соглашение о сотрудничестве с Западно-Уральским банком Сбербанка Российской Федерации, в том числе по кредитованию значимых для Пермской области инвестиционных проектов.

Заключены соглашения о сотрудничестве с ОАО НК "ЛУКОЙЛ", ОАО "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания", ЗАО "Объединенная металлургическая компания".

Заключено соглашение между администрацией области и Пермским научным центром Уральского отделения Российской Академии наук о совместной деятельности по формированию и реализации научно-технической политики в Пермской области.

Изменение макроэкономической ситуации в Пермской области и в Российской Федерации в целом, произошедшее за данный период, а также принятие Стратегии социально-экономического развития Пермской области (Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 18.09.2003 N 990) потребовали корректировки механизмов и средств реализации промышленной политики в новых условиях.

В современных рыночных условиях, когда воздействие органов государственной власти на развитие экономики носит не директивный, а регулирующий характер, для органов государственной власти важно иметь не концепцию развития той или иной отрасли, а концепцию политики, определяющей поведение субъектов управления на основе мониторинга и анализа тенденций отраслевого развития. В связи с этим целесообразно рассматривать концепцию промышленной политики.

Концепция исходит из того, что реализация промышленной политики на современном этапе развития национальной экономики диктует необходимость учета таких макротенденций, как переход России в категорию постиндустриальных обществ, активно надвигающуюся глобализацию национальных экономик, предполагаемое вступление России во Всемирную торговую организацию. Неразвитость рыночных механизмов саморегулирования промышленной деятельности требует активного участия органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации прямых и косвенных методов регулирования в формах, побуждающих товаропроизводителей к ускорению реформирования и реорганизации.

Основной целью промышленной политики области должно стать создание условий для организации и развития конкурентоспособных и эффективных производств. Формирование конкурентоспособного производства предъявляет особые требования к процессам модернизации производства, стандартизации и качеству продукции; квалификации специалистов и менеджеров, профессионально-квалификационному составу рабочих кадров, качеству труда; условиям поддержания платежеспособного спроса на промышленную продукцию, которые могут быть обеспечены за счет повышения уровня оплаты труда, финансового оздоровления организаций, увеличения объемов госзаказа и расширения его номенклатуры, создания определенного имиджа отечественному производству, содействия продвижению его продукции.

Данные требования, предъявляемые на современном этапе к функционированию промышленности, являются основанием для формирования положений промышленной политики и выработки действий по реализации мер государственной поддержки промышленности.

Концепция, как базовый системный документ, определяет задачи промышленной политики в Пермской области на 2005-2008 годы. В дальнейшем, исходя из сформулированных требований к Концепции и объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, она подлежит регулярному (не реже одного раза в два года) уточнению и актуализации.


1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


1.1. Общая характеристика промышленности Пермской области


Пермская область - одна из наиболее индустриально развитых областей России. По объему промышленной продукции в 2003 году область занимала 11 место среди 89 регионов России. По объему промышленного производства на одного работающего в 2003 году ей принадлежит 4-е место среди регионов Приволжского федерального округа.

По данным Пермского областного комитета государственной статистики в 2003 году промышленными предприятиями области произведено продукции в фактических отпускных ценах на сумму 183,4 млрд. рублей, что значительно больше аналогичных показателей в сельском хозяйстве, капитальном строительстве и розничной торговле вместе взятых.

Существенный вклад вносят предприятия промышленности в создаваемый в области валовой региональный продукт. По оценке Пермского областного комитета государственной статистики доля промышленности в составе валового регионального продукта в 2002 году составила около 40,0%.

Анализ отраслевой макроструктуры промышленности (рис. 1) показывает, что более двух третей объема выпуска промышленной продукции в 2003 году получено предприятиями четырех крупных отраслей: топливной промышленности (на ее долю приходится более 25% произведенных объемов), химической и нефтехимической промышленности (16,0%), машиностроения и металлообработки (16,3%), электроэнергетики (13,3%).


Рис. 1 "Структура выпуска промышленной продукции в 2003 году (в процентах к общему объему произведенной продукции)" в базу не включен.


Из представленной диаграммы видно, что основой многоотраслевого промышленного хозяйственного комплекса Пермской области являются организации, производящие продукцию производственно-технического назначения. Их доля в объеме промышленного производства области в 2003 году составляла 54,1%. Организациями топливно-энергетического комплекса произведено 36,9% промышленной продукции. В то же время относительно мала доля отраслей, производящих потребительские товары для населения.

Промышленное производство в области сосредоточено примерно на 6100 промышленных организациях, в том числе около 430 организаций входят в число крупных и средних. В результате проведенной приватизации большая часть организаций находится в частной собственности. Лишь 3,9% предприятий промышленности являются государственной или муниципальной собственностью. Уровень концентрации производства на промышленных организациях области характеризует следующий показатель: в 2003 году 430 крупных и средних организаций промышленности выпустили 92,4% от общего объема промышленной продукции.

Многие организации, расположенные на территории области, являются в России ведущими в своей отрасли. Так, в машиностроении лидируют организации, производящие топливную аппаратуру, газоперекачивающие агрегаты и газотурбинные генераторы, нефтепромысловое оборудование, аппаратуру цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации.

На долю организаций Пермской области приходится 100% производимых в России калийных удобрений. Единственная в России организация по производству титановой губки находится в Пермской области. Половина от общероссийских объемов магния производится компаниями Пермской области.

Металлургическая промышленность представлена организациями по переработке черных, цветных и редкоземельных металлов, а также организациями порошковой металлургии.

Лесопромышленный комплекс области занимает одно из ведущих мест в России по объемам заготовки и переработки древесины. Организации целлюлозно-бумажной промышленности выпускают около 20% общероссийского производства бумаги различного назначения.

Значительная часть продукции, созданной промышленными организациями области, реализуется на экспорт. В товарной структуре экспорта доминирует продукция организаций химии и нефтехимии, а также топливно-энергетического комплекса, доли которых в объеме экспорта в 2003 году составили соответственно 42 и 34%.

Территориально развитие промышленности характеризуется неравномерностью: более 60% промышленной продукции выпускается в таких крупных промышленных центрах Пермской области, как г. Пермь, г. Березники, г. Соликамск. В структуре промышленного производства этих городов преобладает продукция топливной, химической и нефтехимической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроения.


1.2. Ресурсный потенциал промышленности Пермской области


Пермская область обладает богатым ресурсным потенциалом для развития промышленности. В числе наиболее значимых следует выделить минерально-сырьевые и лесные ресурсы, производственный потенциал промышленных организаций, научно-технический потенциал, трудовые и финансовые ресурсы, наличие транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

1.2.1. Природно-ресурсный потенциал Пермской области

Минеральное сырье имеет важнейшее значение для промышленности Пермской области. По оценкам национального рейтингового агентства "Эксперт-РА" природно-ресурсному потенциалу Пермской области в 2002-2003 годах было присвоено 5-е место среди 89 субъектов Российской Федерации. По мнению ряда исследователей, на ее территории сконцентрировано 7,2% природно-ресурсного потенциала страны.

На территории области выявлено и разведано более 1000 месторождений почти по 50 видам полезных ископаемых, из них - около 850 месторождений твердых полезных ископаемых, 214 - нефти и газа, более 90 - подземных вод.

В недропользовании находится порядка 25% месторождений. Наиболее развитой является добыча нефти и газа, калийно-магниевых и натриевых солей, алмазов, золота, металлургического и цементного сырья, хромовых руд, стройматериалов и пресных подземных вод.

Наиболее существенный вклад в бюджеты всех уровней вносит разработка нефтяных месторождений. Эксплуатация нефтяных месторождений обеспечивает около 30% совокупных платежей в бюджеты всех уровней и более 90% налога на добычу полезных ископаемых. В целом 97% всех доходов от недропользования и 96,5% налога на добычу полезных ископаемых приходится на разработку нефтяных месторождений и Верхнекамского месторождения калийных солей. Вклад алмазов оценивается на уровне 1,5% по всем видам налогов и порядка 2% по налогу на добычу полезных ископаемых. Суммарная доля остальных полезных ископаемых незначительная - до 1,5% в консолидированном бюджете и столько же в налоге на добычу полезных ископаемых.

Состояние лесного фонда Пермской области, являющейся одним из самых крупных лесосырьевых регионов России, позволяет утверждать, что для развития всех отраслей лесопромышленного комплекса имеется надежная лесосырьевая база.

Общая расчетная лесосека Пермской области на начало 2004 года составляла 12,5 млн. куб. метров древесины. В годичной расчетной лесосеке имеется 4,0 млн. куб. метров пиловочного сырья (в том числе около 3,0 млн. куб. метров хвойных пород), более 1,2 млн. куб. метров березового фанерного сырья, около 3,0 млн. куб. метров балансов (в их числе почти 2,0 млн. куб. метров хвойных пород), а также около 2,2 млн. куб. метров технологического сырья.

Богатый лесопромышленный потенциал сделал Пермскую область одним из всероссийских центров лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

1.2.2. Производственный потенциал промышленных организаций

Основой производственного потенциала многоотраслевого промышленного комплекса Пермской области являются основные производственные фонды.

Стоимость промышленно-производственных основных фондов по организациям, состоящим на самостоятельном балансе, на конец 2003 года составила 170,8 млрд. рублей, или 82,8% всех основных фондов отраслей, производящих товары.

Анализируя структуру промышленно-производственных основных фондов, можно отметить, что наибольший объем их стоимости приходится на долю четырех отраслей. В их числе: электроэнергетика (32,2%), топливная промышленность (22,8%) - химия и нефтехимия (20,0%) и машиностроение (8,1%). На долю металлургической промышленности приходится 7,5%, лесной отрасли - 4,8%. Остальная часть фондов небольшими долями распределилась по другим отраслям (приложение 1 к концепции).
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

О принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы iconОб итоговом отчете о реализации государственной программы московской области "радиационная безопасность московской области на 1999-2005 годы" Рассмотрев Итоговый
Московской области на 1999-2005 годы", в соответствии со статьей 14 Закона Московской области n 11/96-оз "о концепции, прогнозах...
О принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы iconПромышленной политики и торговли распоряжение
Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга от 1 ноября 2008 года n 961-р
О принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы iconОтраслевая целевая программа "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области на 2008-2010 годы" (с изменениями от 24 октября 2008 г., 20 августа 2009 г., 13 апреля, 19 августа, 6 декабря 2010 г.)
Астраханской области на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 02. 07. 2007 n 257-П, а...
О принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы iconПромышленной политики и торговли распоряжение
О внесении изменений в распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 07. 07. 2008 n 592-р
О принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы iconДоклад уполномоченного по правам человека в пермской области
В целях проверки положения с соблюдением прав детей в Пермской области, гарантированных международным, федеральным и региональным...
О принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы iconРаспоряжение от 6 октября 2008 г. N 319-р об утверждении концепции развития бытового обслуживания населения томской области на 2008 2013 годы
...
О принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы iconАдминистрация брянской области постановлени е
Об утверждении Концепции развития автомобильных дорог Брянской области на 2008-2015 годы
О принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы iconПостановление от 19 ноября 2009 г. N 990 об утверждении областной целевой программы "информатизация воронежской области на 2010 2014 годы" (в ред постановлений правительства Воронежской области от 17. 03. 2010 n 187, от 11. 10. 2010 n 850)
Об утверждении концепции и разработке областной целевой программы "Информатизация Воронежской области на 2010 2014 годы" в целях...
О принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы iconГлавы Администрации Волгоградской области на 2011 2013 годы
Настоящее Бюджетное послание Главы Администрации Волгоградской области подготовлено в соответствии со статьей 9 Закона Волгоградской...
О принятии концепции промышленной политики пермской области на 2005-2008 годы iconОб утверждении концепции областной инновационной политики на 2010 2015 годы
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Воронежской области от 11. 12. 2003 "Об инновационной политике на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница