Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании»




НазваниеОбразовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании»
страница1/4
Дата13.01.2013
Размер0.59 Mb.
ТипОбразовательный стандарт
  1   2   3   4


Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет


«УТВЕРЖДАЮ»

_______________________________

«___»________________20__г.

Регистрационный номер_______


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА



по направлению подготовки

ЖУРНАЛИСТИКА


Квалификация (степень)

Бакалавр


Санкт-Петербург

2009

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями, утверждёнными приказом первого проректора по учебной и научной работе от 06.05. 2009 № 720/1, рассмотрен Учёным советом Факультета журналистики, протокол № 9 от 29.05.2009, принят решением Учёного Совета Санкт-Петербургского государственного университета, протокол № _____ от _______________________________________ , введён в действие приказом __________________________________________________________ .


Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в редакциях, действующих на момент утверждения образовательного стандарта.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Область применения…………………………………………………………….......4

  2. Термины и определения…………………………………………………………….4

  3. Характеристика направления подготовки………………………………………...6

  4. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров………………......7

  5. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата………………………………………………………………………..9

  6. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата...14

    1. Общие требования к структуре основных образовательных программ………...14

    2. Требования к учебным планкам основных образовательных программ……….22

    3. Требования к рабочим программам учебных дисциплин, программ практик и методическим материалам………………………………………………………....25

  7. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата…………………………………………………………………..........25

    1. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ…………………………………………………………………………....25

    2. Требования к организации курсовых работ и практик………………………….29

    3. Кадровое обеспечение учебного процесса……………………………………….30

    4. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса ….31

    5. Финансовое обеспечение учебного процесса……………………………………32

    6. Материально-техническое обеспечение учебного процесса………………… ...33

  8. Оценка качества освоения основных образовательных программ……………..33

  9. Список представителей академического сообщества и работодателей, принимавших участие в разработке и экспертизе образовательного

стандарта…………………………………………………………………………... 35


Приложение А. Профили подготовки бакалавров по направлению

«журналистика»……………………………………………………………………….36


Приложение Б. Дополнительные требования, направленные на совершенствование содержания и технологий профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете по направлению «журналистика»………………...37


1. Область применения

1.1. Настоящий образовательный стандарт представляет собой совокупность комплексных требований, обязательных при реализации в Санкт-Петербургском государственном университете в соответствии с лицензией на ведение образовательной деятельности основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030600 «Журналистика».

1.2. Основными пользователями образовательного стандарта являются:

      1. Профессорско-преподавательские коллективы Санкт-Петербургского государственного университета, ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление основных образовательных программ с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню подготовки;

      2. Обучающиеся, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы по данному направлению подготовки, а также абитуриенты и их родители (представители);

      3. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета, проректоры, иные должностные лица, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников;

      4. Государственные аттестационные и экзаменационные комиссии, осуществляющие оценку качества подготовки выпускников;

      5. Объединения специалистов и работодателей, саморегулируемые организации в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

1.2.6 Организации, осуществляющие разработку экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;

1.2.7 Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования;

1.2.8 Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в сфере высшего профессионального образования;

      1. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования.


2. Термины и определения


В настоящем образовательном стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования и практикой организации образовании я в Санкт-Петербургском государственном университете:

вид профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы;

компетенция - способность применять знания умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

направление подготовки - совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области;

объект профессиональной деятельности - системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

область профессиональной деятельности - совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа) - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

профиль - направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

результаты обучения - усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

учебный цикл - совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

учебный раздел – совокупность учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, и видов аттестации, обеспечивающих проверку формирования преимущественно междисциплинарных ( в том числе общекультурных компетенций);

компетентностно-ориентированный учебный план – учебный план основной образовательной программы, включающий:

- формулировку миссии основной образовательной программы,

-описание формируемых компетенций,

-календарный учебный график,

-перечни обязательных дисциплин (модулей), входящие в базовые части учебных циклов, обязательных курсовых работ, практик, процедур итоговой аттестации, входящих в базовые части учебных разделов, с указанием трудоемкости в зачетных единицах, объема аудиторной и самостоятельной учебной работы, видов и сроков промежуточной аттестации, кодов соответствующих им компетенций,

- суммарные по вариативным частям циклов и разделов трудоемкости в зачетных единицах, суммарные объемы аудиторной и самостоятельной учебной работы в часах, нормы количества процедур промежуточной аттестации, коды соответствующих компетенций.


3. Характеристика направления подготовки

3.1 В Санкт-Петербургском государственном университете в данном направлении подготовки реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию (степень) «бакалавр» (код квалификации – 62).

3.2.Нормативный срок освоения основных образовательных программ, включая последипломные каникулы, предусмотренные графиком учебного процесса, составляет 4 года.

3.3. Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам, за семестр – 30 зачетным единицам. Общая трудоемкость освоения основных образовательных программ составляет 240 зачетных единиц.

3.4. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться не более, чем на один год относительно указанного нормативного срока на основании решения Ученого совета факультета, обеспечивающего реализацию основной образовательной программы. При получении второго высшего образования основная образовательная программа бакалавриата может реализовываться в сокращенные сроки в соответствии с законодательством в области образования в порядке, установленном в Санкт-Петербургском государственном университете.

3.5. В Санкт-Петербургском государственном университете могут реализовываться основные образовательные программы по направлению, в том числе с двумя или несколькими профилями подготовки, различающимися направленностью на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности, соотнесенной с соответствующим набором компетенций. Перечень профилей подготовки бакалавров приведен в приложении А к настоящему стандарту. Наборы компетенций, соответствующие профилям, определяются при разработке основной образовательной программы.

3.6. Цели ВПО по направлению подготовки «Журналистика» в области обучения и развития личности.

Цель - подготовка обучающихся к творческой социально-ориентированной информационной деятельности. Объектом профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Журналистика» является массовая информация, передаваемая по различным каналам СМИ, адресованная различным аудиторным группам. Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Журналистика» включает средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, Интернет-СМИ и др.) и смежные информационно-коммуникативные сферы (издательства, пресс-службы).


3.6.1. В области обучения целью ВПО по направлению «Журналистика» является: подготовка выпускника, имеющего фундаментальные знания в области гуманитарных наук (философии, филологии, политологии, истории), социальных (социологии, психологии, правоведения, политологии), экономических и естественных наук, обладающего общепрофессиональными и специально-профессиональными компетенциями, обеспечивающими его востребованность на рынке труда, профессиональную мобильность и адаптивность

3.6.2. В области развития личности целью ВПО по направлению подготовки «Журналистика» является: развитие общекультурных потребностей будущего журналиста, творческих способностей, коммуникативности, формирование гражданских качеств, ориентаций на гуманистические ценности и высоконравственные этические стандарты, чувства ответственности и способности к социальной адаптации, развитой саморефлексии, инициативности, трудолюбия в достижении профессиональных целей, толерантности, выносливости и физической культуры.

4. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

4.1 Область профессиональной деятельности бакалавров

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Журналистика» включает средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радиовещание, информационные агентства, Интернет-СМИ и др.) и смежные информационно-коммуникативные области (издательства).


4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров


Объектом профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки «Журналистика» является массовая информация, адресованная различным типам аудитории.


4.3 Виды профессиональной деятельности выпускников:


Авторская деятельность – создание материалов для различных типов и видов СМИ с учетом их специфики.

Редакторская – приведение предназначенных для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле-радиофире, интернет-СМИ и т.п.) материалов в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов.

Проективно-аналитическая – участие в разработке и коррекции концепции СМИ, авторских проектов, рубрик, определении их формата, в программировании, планировании редакционной и свой собственной работы, анализе ее результатов.

Организационно-управленческая – участие в соответствии с должностным статусом в организации работы СМИ, его подразделений, творческих коллективов.

Социально-организаторская – привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества и взаимодействие с ними.

Производственно-технологическая – участие в производственном процессе выпуска издания в свет, теле- радио программы в эфир на базе современных технологий.


4.4 Задачи профессиональной деятельности бакалавров

Бакалавр должен быть подготовлен к выполнению следующих задач профессиональной деятельности:

Авторская деятельность:

  • выбор актуальной темы публикации, предназначенной для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле-радиоэфире, интернет-СМИ и т.п., формирование замысла (или сценарной разработки), определение дальнейшего хода работы;

  • сбор информации (работа с источниками информации с помощью разных методов), ее селекция и анализ;

  • создание материала с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото, аудио, видео, графической и т.п.) в различных жанрах (прежде всего информационных).

Редакторская деятельность:

  • оценка степени готовности материала к публикации;

  • редактирование печатного текста, аудио-видео и интернет-материала и др., приведение его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;

  • селекция, редактирование, компоновка информации, размещенной в Интернете, поступающей от информационных агентств, других СМИ, читателей (письменные и устные обращения и т.п.), органов управления, служб изучения общественного мнения, ПР и рекламных агентств, ее перепакетирование и ретрансляция.

Проективно-аналитическая деятельность:

  • участие в сборе и анализе предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (в том числе информационном маркетинге);

  • участие в разработке и коррекции концепции локального медиапроекта (передачи, рубрики и пр.), его модели, формата;

  • участие в текущем планировании деятельности СМИ и собственной журналистской работы;

  • участие в коллективном анализе деятельности СМИ (профессиональная рефлексия).

Организационно-управленческая деятельность:

  • участие в организации работы различных подразделений СМИ;

  • участие (в соответствии с должностными обязанностями) в продвижении медиапродукта на информационный рынок, обеспечение его информационно-рекламной поддержки.

Социально-организаторская деятельность:

  • участие в привлечении к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, государственных институтов и общественных, неправительственных организаций и др.) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ;

  • работа с редакционной почтой;

  • участие в организации социально значимых общественных обсуждений, дебатов и т.п.;

  • участие в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных и т.д.);

  • организация интерактивного общения СМИ и журналистов со своей аудиторией, установление информационно-коммуникативных связей.

Производственно-технологическая деятельность:

  • подготовка текста к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами;

  • участие в производственном процессе выпуска издания в свет, теле-радиопрограммы в эфир (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала и т.п.) в соответствии с технологическим циклом и на базе современных технологий.

  1   2   3   4

Похожие:

Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» iconОбразовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании»
...
Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» iconОбразовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании»

Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» iconОбразовательный стандарт ниу итмо соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании»
Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» iconОбразовательный стандарт ниу итмо соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании»
Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» iconОтчет о результатах самообследования
Образовательный ценз педагогических работников соответствует требованиям законодательства Российской Федерации
Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» iconДоклад директора мбоу «Родинская средняя общеобразовательная школа №2»
Устав школы зарегистрирован в 2011 году и соответствует требованиям Закона РФ "Об образовании" и рекомендательным письмам Минобразования...
Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» iconМоу «осш №1 пгт. Излучинск»
Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а...
Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка 4 > общие положения 7
Православная культура” разработано с учетом основных положений государственных программных документов о модернизации и развитии образования...
Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» iconПримерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)
Российской Федерации не­зависимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании»,...
Образовательный стандарт соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» iconПояснительная записка рабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования: Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г.
Закона Российской Федерации «Об образовании» (редакция от 1 декабря 2007 г. №309-фз)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница