Скачать 53.72 Kb.
|
Обобщающий урок по теме: "Формулы. Уравнения. Решение задач".5-й классЦель урока:
Время: 60 мин. Дидактический материал: индивидуальные карточки у каждого учащегося “Решение уравнений”, “Квадрат и куб числа”, “Формулы”. ХОД УРОКА 1. Организация класса: настрой на урок, объявление темы и задач урока (2 мин.). 2. Устная разминка: подготовительная работа по проверке формул (знание формул, единиц измерения величин, обозначений); (3 мин.). На доске записаны выражения: …= S : V …= 4а + 4b + 4с …= 6а2 …= 2(а + b) …= а3. Подсказка: L, t, V, P, Sпов. Задание: Вписать пропущенные обозначения. Сказать название формулы, единицы измерения величин. 3. Математический диктант. (5 мин.) Задание. Записать 5 формул: 1) нахождение скорости, 2) нахождение периметра квадрата, 3) нахождение площади прямоугольника, 4) нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, 5) нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда. У доски работает ученик, который самостоятельно пишет формулы. Затем проверяются формулы, записанные у доски. После проверки все учащиеся класса сверяют свои записи с записями на доске и проставляют себе оценку: 5 верных формул – “5”, 4 верных формулы – “4”, 3 верных формулы – “3”, 2 – “2”, 1 или 0 – “1”. Учитель на доске фиксирует общие результаты математического диктанта (просит поднять руки тех учеников, у кого “5” и т.д.). Оценка в журнал выставляется после проверки тетрадей, на следующем уроке. 4. Дидактическая игра “Волшебное число”. (10 мин.) Цель игры: проверить навыки решения уравнений, вычислительные навыки действий с натуральными числами, знания правил нахождения корня уравнения. Класс получает задания по рядам: карточки в трёх вариантах. Каждый ряд выполняет задания только своей карточки. К доске выходят по одному учащемуся с каждого ряда одновременно для решения предложенного уравнения. Постановка цели: Пройдя все испытания, мы узнаем, какое число называют “волшебным”. Учитель: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга и Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестёр замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без сестёр, сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал он Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Они вышли к реке, а там камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны три уравнения (под № 1–3). Если их правильно решить, то камень повернётся и освободит дорогу. К доске вызываются по одному ученику и решают уравнения. Учащиеся на местах тоже решают уравнения и при необходимости могут помочь ученику, решающему у доски. Ответы: 3; 1; 6. Учитель: Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины помогут ей решить три уравнения, написанные на стенах её избушки (под № 4–6). ……… Ответы: 21; 10; 11. Учитель: Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала о силе корней уравнения. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится. Чёрный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кощею. Тот подстерёг Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на три замка. (Уравнения под № 7–9). ……… Ответы: 1; 2; 3. Учитель: Иван-царевич произнёс волшебные слова, назвал корни всех уравнений. Двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано уравнение: (под № 10). ……… Ответ: 0. Учитель: Решил его Иван-царевич. Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой проведали его сестриц, приехали домой и стали жить-поживать и добра наживать… Поводятся итоги решения уравнений: выставляются оценки в журнал. По карточкам выбираются фразы, соответствующие правильным ответам уравнений и записываются в заранее приготовленную таблицу. Читается фраза: “Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит”.
Карточка № 1: 1) 59 + 2х = 65 Ответы: 2 – умейка, 3 – знайка, 4 – лодырь. 4) 5х – 3х + 15 = 57 Ответы: 21 – по, 22 – в, 23 – к. 7) 35 : х – 20 = 15 Ответы: 1 – дорожке, 2 – тропинке, 3 – речушке. 10) х + 12705 : 112 = 105 Карточка № 2: 2) 24 – 3х = 21 Ответы: 1 – бежит, 2 – лежит, 3 – дрожит. 5) 9х – х + 14 = 94 Ответы: 8 – на, 9 – и, 10 – а. 8) х : 2 + 35 = 36 Ответы: 1 – бездельник, 2 – незнайка, 3 – зазнайка. 10) х + 12705 : 112 = 105 Карточка № 3: 3) 60 – 5х = 30 Ответы: 5 – у, 6 – на, 7 – около. 6) х + 6х – 5 = 72 Ответы: 10 – столе, 11 – печи, 12 – стене. 9) х * 12 – 12 = 24 Ответы: 1 – висит, 2 – стоит, 3 – лежит. 10) х + 12705 : 112 = 105 5. Доклад: (6 мин.) Ученик рассказывает о волшебном числе “Нуль”, которое помогло Ивану-царевичу открыть ворота Кощеева царства. 6. Разминка: (1 мин.) Вопрос. Как на математическом языке можно сказать фразу “Бабушка купила три литра молока”? Объяснить замену слов. 7. Решение задач различного вида, составленных самими учащимися. Количество задач определяется учителем по ходу урока, в зависимости от оставшегося времени. (15 мин. или 30 мин.) Задача № 1(воспитательного плана): На уроке русского языка ученики 5 “д” класса получили от учителя 5 замечаний, на физкультуре – в 2 раза больше, чем на русском, а на музыке – столько, сколько на русском языке и физкультуре вместе. Сколько замечаний получил 5 “д” за учебную неделю, если было 5 уроков русского языка, 2 урока физкультуры и 2 урока музыки? Задача № 2 (на составление уравнения): Сосед по даче угостил стариков-соседей морковью. Он дал им 20 штук. Бабушка очистила себе в 2 раза больше моркови, чем деду, остальные 8 штук оставила для борща. Сколько моркови досталось бабушке и сколько беззубому дедушке? Задача № 3 (на движение): Бабушка и дедушка пошли получать пенсию на почту, которая находилась на расстоянии 1400 м от дома. Бабушка “побежала” со скоростью 50 м/мин., а дедушка на 20 м/мин. быстрее. Кто быстрее получит пенсию и на сколько минут? Хватит ли её до следующей пенсии Задача № 4 (цена, количество, стоимость): 31 декабря на Новый год Дед Мороз и Снегурочка купили подарки детям. В санях уместилось 40 зайчиков по 10 рублей, 70 машинок по 20 рублей, 50 гномиков по 25 рублей. Сколько денег потратил Дед Мороз? 8. Подведение итогов урока: Ученики высказывают своё мнение об уроке, подводят итоги урока (2 мин.).
9. Домашнее задание: (1 мин.) повторить действия с натуральными числами, решить примеры по действиям № 824 (в–е). 10. Выводы учителя:
11. Доска (перед началом урока): ![]() |
![]() | Урок по теме «Решение квадратных уравнений» Цели урока: повторить изученный ранее материал; изучить новый приём решения квадратных уравнений по формуле; вывести формулы корней... | ![]() | Решение задач по теме «Площади многоугольников» Повторение словесных формул площадей многоугольников с помощью «логической шпаргалки»- «Шпаргалка» даёт не готовые формулы, а напоминает... |
![]() | Решение задач повышенной сложности по теме: «Уравнения и системы уравнений» «Уравнения и системы уравнений» положены материалы учебных изданий: «Математика. Решение задач повышенной сложности». /автор: Клейменов... | ![]() | Урок для профильного физико-математического класса Закрепить знания обучающихся по теме: «Механика», тригонометрические формулы и решение тригонометрических уравнений |
![]() | Урок по алгебре в 8 классе: «Решение квадратных уравнений»( 2 часа) Обобщить и систематизировать знания, умения учащихся по теме “Квадратные уравнения” | ![]() | Урока: образовательные: углубить знания учащихся по теме «Рациональные уравнения» «Рациональные уравнения», ввести понятие биквадратного уравнения, рассмотреть решение рациональных уравнений методом введения новой... |
![]() | Урок по физике и математике Решение задач по теме «Гармонические колебания» В урок включены элементы занимательности, что позволяет повысить интерес к изучаемым предметам, развивать творческие способности... | ![]() | Урок закрепление знаний Решение задач по теме «Кинематика» Цель урока: Научить учащихся применять теоретические знания при решении задач с последующей проверкой в виртуальной лаборатории |
![]() | Методическая разработка урока по теме «Арксинус. Решение уравнения sin t =a» Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Арксинус. Решение уравнения sin t =a» | ![]() | Решение задач на нахождение химической формулы органического вещества Цель. Продолжить формирование навыков решения задач на нахождение химической формулы органического вещества, довести умения решения... |