Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)»




НазваниеУчебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)»
страница1/13
Дата13.01.2013
Размер1.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Западно-Сибирский филиал (г. Томск)

Кафедра уголовно-правовых дисциплин


УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ

(часть Особенная)

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной формы обучения

(уголовно-правовая специализация)


издание переработанное и дополненное


Томск – 2008


Уголовное право России (часть Особенная): учебно-методический комплекс / Составители канд. юрид. наук С.М. Будатаров и канд. юрид. наук И.И. Тазин. – Томск: ГОУ ВПО «Западно-Сибирский филиал Российской академии правосудия», 2008. – 171 с.


Учебно-методический комплекс подготовлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – Юриспруденция.

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)».

Учебно-методический комплекс включает темы для изучения дисциплины, нормативные акты и литературу, вопросы и задачи для семинарских и практических занятий, примерную тематику рефератов, курсовых, дипломных работ, а также вопросы к зачету и экзамену. К работе приложены отдельные постановления Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ.


Составители:

- доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской Академии правосудия, кандидат юридических наук С.М. Будатаров;

- заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской Академии правосудия, доцент, кандидат юридических наук И.И. Тазин.

Рецензенты:

  • доцент кафедры уголовного права ЮИ ТГУ, кандидат юридических наук, доцент Н.В. Ольховик

  • начальник кафедры уголовного права и уголовного процесса Томского филиала Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат юридических наук В.В. Севрюков


Одобрен на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 4 от 28 ноября 2007 г).

Утверждён Учебно-методическим советом Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия (протокол № 8 от 21 декабря 2007 г).


©Западно-Сибирский филиал РАП, 2008

©Будатаров С.М., Тазин И.И., 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение ……………………………………………………………………..

4

Объем дисциплины (в часах) и виды учебной работы……………………

6

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………….


6

Перечень основных нормативных актов и литературы…………………..

12

ПРОГРАММА ПО КУРСУ «УГОЛОВНОЕ ПРАВО (Особенная часть)»

13

Темы семинарских занятий……………………………………………….

20

Тема 1. Преступления против жизни и здоровья………………………………………...

20

Тема 2. Преступления против свободы, чести и достоинства личности……………….

31

Тема 3. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности……………………………………………………………………………………...


39

Тема 4. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………………………………………...


45

Тема 5. Преступления против семьи и несовершеннолетних…………………………..

52

Тема 6. Преступления против собственности……………………………………………

59

Тема 7. Преступления в сфере экономической деятельности…….…………………….

69

Тема 8. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях…………………………………………………………………………………


80

Тема 9. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка……………………………………………………………………………………….


84

Тема 10. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности………………………………………………………………………………


96

Тема 11. Экологические преступления……………………………………………………

105

Тема 12. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта…

112

Тема 13. Преступления в сфере компьютерной информации……………………………

118

Тема 14. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства…………………………………………………………………………………..


122

Тема 15. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления…………………………………..


128

Тема 16. Преступления против правосудия……………………………………………….

138

Тема 17. Преступления против порядка управления……………………………………..

143

Тема 18. Преступления против военной службы…………………………………………

151

Тема 19. Преступления против мира и безопасности человечества……………………..

156

Тематика курсовых работ………………………………………………….

162

Тематика дипломных работ……………………………………………….

164

Вопросы к зачету, экзамену……………………………………………….

166



ВВЕДЕНИЕ


Уголовное право России (часть Особенная) является базовой дисциплиной среди дисциплин уголовно-правового цикла.

Изучение этой дисциплины на дневном отделении складывается из аудиторных занятий (лекций, семинаров), консультаций, тестирования, выполнения контрольных работ и т.п. Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер. Семинары проводятся по наиболее сложным темам курса с целью углубленного изучения студентами теоретического (лекционного) материала и привития им умений и навыков анализировать нормативный материал, а также правильно применять на практике соответствующие этим ситуациям нормы права.

Особенностью учебного процесса по заочной форме обучения является то, что значительная часть вопросов отводится студентам для самостоятельного изучения. В период установочных сессий студентам-заочникам прочитываются лекции по наиболее узловым и центральным разделам спецкурса. Отдельные вопросы могут рассматриваться на семинарских занятиях. Остальное время отводится на самостоятельное изучение дисциплины.

Работа студента над дисциплиной предполагает самостоятельное изучение юридической литературы, а также правовых актов Российской Федерации. При изучении учебного курса следует помнить об изменениях, вносимых в законодательство. Для этого необходимо использовать Собрание законодательства РФ, Российскую газету и другие официальные источники, а также электронные справочно-правовые системы («Гарант», Консультант» и т.д.).

При изучении дисциплины студентам рекомендуется пользоваться современными статистическими данными о состоянии преступности в стране и регионе, материалами судебной практики, публикуемыми в журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ». Кроме того, студентам необходимо использовать материалы журналов «Российский судья», «Уголовное право», «Российский следователь», «Российское правосудие» и т.д.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ (ЧАСТЬ ОСОБЕННАЯ)»


В процессе преподавания и самостоятельного изучения студентами дисциплины «Уголовное право России (часть Особенная)» достигаются следующие цели:

- усвоение студентами элементов, признаков и уголовно-правовой природы составов преступлений по УК РФ;

- усвоение правил и закономерностей квалификации отдельных составов преступлений по УК РФ.

Задачами дисциплины являются:

- изучение и анализ статей УК РФ и материалов судебной практики;

- изучение и анализ уголовно-правовой литературы;

- решение казусов с целью закрепления полученных теоретических знаний.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

- существующие теоретические представления о составах преступлений по УК РФ;

- положения законодательных и иных правовых актов раскрывающих положения Особенной части УК РФ;

- судебную практику по вопросам Особенной части уголовного права России.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

  • правильно трактовать положения статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации и осуществлять правильную квалификацию преступных деяний.



ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (В ЧАСАХ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Всего часов

189

189

Аудиторные занятия в том числе:

140

22

- лекции

70

12

-семинары

70

10

Самостоятельная работа

28

157

НИРС

21

10

Форма итогового контроля

Зачет, экзамен**

Зачет*, экзамен**


*контрольная работа;

**курсовая работа


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


При изучении дисциплины особое значение отводится самостоятельной работе студента. Формы и методы самостоятельной работы студента во многом зависят от самого студента. Однако не будет лишним использовать данные рекомендации. Они позволят повысить качество подготовки к занятиям.

В процессе самостоятельной работы студент должен ознакомиться с содержанием настоящего учебно-методического комплекса (УМК). Желательно просмотреть УМК от начала и до конца.

Студенту при подготовке к лекции следует учитывать, что они, как правило, затрагивают устоявшиеся (догматические) положения Общей части уголовного права России. Многие из этих положений можно найти в любом учебнике по уголовному праву. Полезность лекции заключается в следующем: 1) студент, внимательно прослушавший лекцию, автоматически запоминает около 9-15% информации; 2) на занятии высказывается позиция лектора, которая будет полезна при подготовке к зачетам и экзаменам; 3) лекция как бы «заряжает» студента на углубленное познание уголовного права; 4) после лекции проще изучать учебник или иной материал; 5) на лекции часто даются полезные советы, ссылки на важную литературу.

Семинарские занятия требуют активной работы студента. Полезность семинарского занятия: 1) формируются навыки выступления и ораторского мастерства, которые крайне необходимы юристу; 2) преподаватель отмечает наиболее активных студентов, что в перспективе, при прочих равных условиях, влияет на получение зачета или оценки по экзамену; 3) демонстрация знаний на семинарском занятии в последствии может сыграть положительную роль при получении характеристики для трудоустройства, рекомендации при поступлении в аспирантуру и т.д.; 4) активная работа на семинарском занятии позволяет запомнить от 15 до 65% информации в зависимости от методики проведения занятия; 5) семинарское занятие в системе подготовки юристов по сути является единственным вариантом проверки теоретических знаний практическим путем.

Одним из способов активного поведения студента на семинарском занятии является выступление. Для выступления необходимо:

- научиться четко, полно и кратко формулировать теоретические положения в виде определений (дефиниций);

- научиться раскрывать основные черты, признаки, значение и роль изучаемого уголовно-правового термина, категории, института;

- научиться использовать в качестве доказательства своих суждений реальные жизненные факты, нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, взгляды известных ученых.

Студенту рекомендуется готовиться к семинарскому занятию как можно раньше. Для этого следует:

- ознакомиться с содержанием плана семинара;

- прочесть свой конспект лекции по данной теме;

- изучить рекомендуемые нормативно-правовые акты и дополнительную литературу;

- решить практические задачи (устно или письменно), предусмотренные планом семинара или рекомендуемые преподавателем.

Не менее значимым элементом семинарского занятия является поведение студентов в процессе его проведения. Нужно научиться слушать выступления своих коллег, быть готовым вступить в дискуссию, приводя веские доводы, обосновывающие обсуждаемый тезис или опровергающий его. Скверными следует признать манеры, когда студент перебивает выступающего, пытается перекричать коллегу.

После окончания обсуждения очередного вопроса и подведения итогов целесообразно вносить в свой конспект поправки и дополнения, исправлять ошибки. Такой конспект в конце изучения курса окажет значительную помощь при подготовке к зачету (экзамену).

Таким образом, в процессе семинарского занятия, отвечая на поставленные вопросы, студент должен показать умения и навыки работы с нормативными актами, умения анализировать и оценивать различные ситуации, готовить аргументированные выступления, грамотно и убедительно говорить, логически правильно строить свои мысли и, в конечном итоге, формировать глубокие и прочные знания по предмету.

Практические занятия направлены на приобретение, отработку и закрепление студентами практических умений и навыков, применения теоретических знаний для решения практических задач.

При подготовке к практическому занятию студенты должны:

- изучить рекомендуемые нормативные акты и литературу;

- ознакомиться с содержанием изложенных практических ситуаций;

- основываясь на положениях действующего законодательства, решить задачи и ответить на поставленные в задачах вопросы;

- широко использовать судебную практику, в том числе постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ.

При решении задач студенты должны дать развернутые и аргументированные ответы со ссылками на соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ и иной нормативный материал. Для этого рекомендуется внимательно прочитать задачу, хорошо уяснить изложенные обстоятельства и анализируя их, а также текст закона, используя теоретические положения, доказать правильность приведенного решения. В ходе обсуждения задачи преподаватель может усложнять ее, вводя дополнительные условия, не сформулированные в тексте задачи, изменять конкретные обстоятельства, модифицировать правовую ситуацию, включать новых участников и т.п. Для успешного решения предложенных практических ситуаций рекомендуем ознакомиться и использовать предложенный алгоритм решения задач.

Задания по решению практических ситуаций могут выполняться как в учебное время, непосредственно на практических занятиях, так и во вне учебное время, в виде домашних заданий, с последующим представлением на проверку преподавателю или их анализом на занятиях. Для этого у студентов, помимо тетрадей для записи лекций, должны быть тетради для выполнения практических заданий, которые могут быть сданы преподавателю для проверки.

Для решения конкретной задачи, предложенной в учебно-методическом комплексе, существенным является два момента. Первый – процесс, алгоритм установления, исходя их фактических обстоятельств дела, приведенных в задаче, признаков того или иного преступного деяния. Второй – результат, т.е. решение казуса и защита своей позиции по задаче.

Алгоритм решения задач тесно связан с понятием «квалификация преступлений». Квалифицировать (от латинского qualis - качество) – значит, относить какое-либо конкретное явление по его качественным признакам, свойствам к какому-либо разряду, виду, категории. Квалификация преступлений – это «установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой»1. В сфере уголовного права квалификация предполагает выбор конкретной правовой нормы (пункта статьи, части статьи, статьи УК РФ), которая предусматривает уголовную ответственность за случай, предложенный в задаче. Таким образом, студент, решая задачу, дает ему юридическую оценку путем указания на соответствующую уголовно-правовую норму, содержащую все признаки состава этого преступления.

Алгоритм решения задач имеет психологический и логический аспекты. Психологический аспект есть мыслительный (творческий) процесс. Логический аспект суть применение правил логики. В целом алгоритм решения задач представляет собой совокупность мыслительных приемов, подчиненных законам логики. С практической стороны, вышесказанное можно представить в следующем виде:

1) Анализ фактических обстоятельств дела, предложенных в задаче;

2) Выбор (отыскание) соответствующей статьи УК РФ;

3) Удостоверение в правильности (подлинности) текста УК РФ, содержащего нужную норму, и установление его юридической силы. Студент должен предвидеть возможность отмены, изменения или дополнения используемой им для квалификации деяния статьи УК РФ;

4) Уяснение смысла и содержания уголовно-правовой нормы;

5) Соотнесение фактических обстоятельств дела, приведенных в задаче, с уголовно-правовой нормой;

6) Принятие решения.

7) Подготовка вариантов ответов на контраргументы.

Уместно заметить, что вывод (решение) по задаче должен содержать:

1. Ссылку на статью (пункт, часть статьи) Особенной части УК РФ, предусматривающий данный вид преступления.

2. В случае необходимости должна быть ссылка на статью (пункт, часть статьи), устанавливающей наказуемость приготовления, покушения или соучастия в совершении определенного преступления либо иным образом дополняющая или конкретизирующая норму Особенной части УК РФ. Следует заметить, что на статью Общей части УК РФ следует ссылаться лишь в сочетании со статьей Особенной части УК РФ.

3. Указание на признаки состава преступления, т.е. на то, что нарушил виновный (объект уголовно-правовой охраны), какое действие (бездействие) совершило лицо (объективная сторона преступного деяния), кто в задаче субъект преступления и какова субъективная сторона общественно опасного деяния.

Практика проведения семинарских и практических занятий показывает, что вероятность правильного решения задачи увеличивается, если студент использовал логические приемы2.

Литература в учебно-методическом комплексе предложена в минимальном объеме. При необходимости расширения и обновления круга источников следует использовать возможности современных информационных систем («ГАРАНТ», «Консультант+», «Кодекс» и т.д.). При написании курсовых, выпускных квалификационных работ дополнительные источники может рекомендовать научный руководитель.


ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. - 1996. - № 25.

  3. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 18 июня 1997 г. N 32/15 "О порядке разрешения некоторых актуальных вопросов, возникших в связи с введением в действие Уголовного кодекса Российской Федерации и изменениями, внесенными в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР".

  4. Барышева Е.А., Будатаров С.М., Ведерникова Л.В., Елисеев С.А., Пилипенко В.Г. Учебно-методические материалы для изучения Особенной части уголовного права России. – Томск: Томский филиал Кузбасского института ФСИН России, 2007 - 251 с.

  5. Галахова А.В. Раскрытие признаков субъективной стороны состава преступления в судебной практике // Российское правосудие. – 2008. - № 6. - С. 41-52.

  6. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. - 2-е изд-е., перераб. и доп. - М.: «Юрист», 2001.

  7. Практикум по угольному праву. Для студентов юридических вузов / Отв. ред., заслуж. деятель науки Российской Федерации, док. юрид. наук, проф. И.Я. Козаченко. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.

  8. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник / Под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, проф. А.И. Рарога, проф. А.И. Чучаева. - Изд. доп. - М: ИНФРА-М: КОНТАКТ, 2005. - 553 с.

  9. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / Под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай. - 2-е изд., испр. и доп. - М: ИНФРА- М, 2005. - 448 с.

  10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - "Юрайт", 2007.

  11. Уголовный закон в практике районного суда: науч.-практ. пособие / Под ред. А.В. Галаховой. - М: Норма, 2007. - 1024 с.

ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ)»


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (Особенная часть)»
«Уголовное право (Особенная часть)» для специальности «юриспруденция» 030. 501 для направления «бакалавр юриспруденция» 030. 500
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Нр. 04 Для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 030501. 65- «юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconЮ. И. Селивановская уголовное право
Уголовное право. Особенная часть: Учебно-методический комплекс. – Казань: риц, 2008. – с
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс гендерный подход в истории отечественного
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета педагогического...
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс гендерный подход в истории отечественного
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета педагогического...
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения направления 080100 «Экономика»
Л. А. Краснова Статистика: Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения направления «Экономика». Тюмень:...
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 021100 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине цикла дс. 08 Для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 030501. 65- «юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения юридического факультета института
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconРоссийской федерации часть 2 (Особенная)
Е. Л. Невзгодина, А. С. Пронин. Гражданское право Российской Федерации. Часть 2 (Особенная). Учебно-методический комплекс (для студентов...
Учебно-методический комплекс предназначен для проведения занятий со студентами очной и заочной форм обучения Российской академии правосудия, изучающих дисциплину «Уголовное право России (часть Особенная)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
Одобрен кафедрой уголовного права Российской академии правосудия (протокол № от 2007г.)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница