Пантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные




Скачать 79.51 Kb.
НазваниеПантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные
Дата13.01.2013
Размер79.51 Kb.
ТипДокументы
Пантюк И.В., Гурский В.Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию БГУ: Кросс-культурная коммуникация и современные технологии в исследовании и преподавании языков, Минск,25 окт. 2011 г.- Минск:Изд.центр БГУ. 2012. с.140145.

профессиональные компетенции будущих специалистов по социальной работе в области иностранного языка

В педагогической науке высшей школы накоплен исследовательский материал по различным аспектам совершенствования процесса подготовки специалистов социальной работы в целом, что позволяет в настоящее время поставить вопрос об уточнении построения педагогического обеспечения процесса их подготовки к самостоятельной деятельности. Важнейшая задача, стоящая перед педагогами— найти эффективные условия для подготовки будущего специалиста социальной работы к практической деятельности. Основная задача профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. В современных социально-экономических условиях работодатели заинтересованы в таких выпускниках учреждений профессионального образования, которые обладают высоким уровнем адаптивных, социально-трудовых, интеллектуальных, психолого-педагогических компетенций и компетенций информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), определяющих структуру компетенций профессионального самоопределения, как одной из разновидностей ключевых образовательных компетенций.

Характеристикой современного общества и сферы образования XXI века становится рынок компетенций. С одной стороны, это предлагаемые учебными заведениями, в том числе и общеобразовательными, знания, умения и навыки, необходимые для освоения предметных компетенций в процессе обучения. С другой стороны, – это компетенции, которыми уже обладают отдельные лица, а также компетенции, запрашиваемые сферой труда и в которых заинтересованы работодатели. Компетентность (от лат. сomptens – «принадлежность по праву», соответствующий, способный) выступает индивидуальной характеристикой степени соответствия требованиям профессии. Компетентность следует отличать от компетенции – определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать. Под профессиональной компетентностью специалиста социальной работы понимается интегративное личностно-деятельностное новообразование, которое представляет собой сбалансированное сочетание знаний, умений и сформированной профессиональной позиции, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять задачи профессиональной деятельности и находящееся в отношениях диалектической зависимости с профессиональной направленностью личности.

Проблемы профессиональной компетентности получили свое развитие в публикациях таких исследователей, как Байденко В.И., Хуторской А.В., Зимняя И.А., Павлова А.М., Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Овчарук О.В., Бермус А.Г. Профессиональная компетенция разными авторами определяется неодинаково: как совокупность профессиональных свойств (способностей реализовать профессионально-должностные требования на определённом уровне), как сложная единая система внутренних психических состояний и свойств личности специалиста (готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности производить необходимые для этого действия), как устойчивая способность к деятельности со знанием дела, как способность к актуальному выполнению деятельности. Имеются отличия и в представлениях исследователей о структурных компонентах профессиональной компетентности. Так, одни подразумевают под ними иерархию знаний и умений, другие – ряд специфических способностей или профессионально значимых знаний. Отдельные авторы в качестве обязательного элемента профессиональной компетентности видят критическое мышление.

Итак, профессиональная компетенция понимается как набор профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих владение определенной профессиональной технологией. На наш взгляд, понятие «компетентность» должно характеризоваться в большей степени блоком профессиональных компетенций.

Очевидно, что основу профессиональной деятельности будущих специалистов составляет совокупность профессиональных компетенций. В блок профессиональных компетенций должны входить свойства субъекта, характеризующие его способность:

обладать определенным объемом профессиональных знаний и применять их на практике;

разрабатывать и внедрять профессиональные модели практики;

проводить исследования в своей профессиональной области знания.

  1. В соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом по социальной работе Г.1-86010, утвержденным 2008 г., выпускник должен обладать академическими, социально-личностными и профессиональными компетенциями. К сожалению, в настоящем документе не обозначены требования к знаниям и умениям в области иностранного языка. Только отмечено, что выпускник должен «иметь навыки применения литературного и специального языка».

    Социальная работа как практическая деятельность обладает характерными особенностями. Специфика клиентуры социальных учреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества. Эти категории населения требует особого внимания и особых профессиональных навыков в процессе оказания различных видов социально-помогающей деятельности. К профессиональной социальной работе часто ошибочно относят услуги вспомогательного или технического персонала социальных служб, а также благотворительных организаций, занятых социально-бытовым обслуживанием, чей труд обычно не требует высокой квалификации и соответствующей подготовки. В то время как профессиональные услуги специалиста социальной работы, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта-психолога или педагога, специалиста-менеджера по кадрам (персоналу) или занимающегося организационной, социально-аналитической, прогностической и другими видами социально-помогающей деятельностью, требуют основательной теоретической подготовки, закрепленной в практической деятельности и реальном взаимодействии с клиентами различных социальных учреждений, в том числе благотворительных и зарубежных, оказывающих гуманитарную помощь населению.

    Поэтому современному специалисту по социальной работе необходимо иметь представление об основах иноязычного общения в целях достижения доста­точного уровня языковой и социально-культурной компетенции;

  1. о корректном с точки зрения нормы ситуативно-адекватном пользовании языком как средством устной и письменной комму­никации в сферах профессионально-ориентированного общения;

  1. об основах контактно-устанавливающих языковых формах и речевых формулах, принятых в повседневной области коммуникации;

  2. о культуре, обычаях и традициях страны изучаемого языка, о правилах этикета, характерных для лингвокультуры носителей языка.

    Следует отметить, что в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности Г.08.02.00 социальная работа, утвержденным 1998 г., в требованиях к знаниям и умениям в области иностранного языка, предъявляемые к специалистам по социальной работе это учитывалось, как и владение базовым уровнем лингвистической компетенции в ситуациях повседневного и профессионально-ориентированного иноязычного общения;

  1. социально-культурным лексическим и идиоматическим мини­мумом, являющимся важным компонентом организации учебного материала с учетом ситуативной частотности, их встречаемости в обстоятельствах общения, их соответствия изучаемой тематике;

  1. основными механизмами сложных и производных слов, слово­сочетаний, предложений и видами текстов в устной и письмен­ной речи;

  2. эффективными формами самостоятельной работы в процессе овладения иностранным языком и рациональными приемами поиска и использования иноязычной информации в научно-исследовательс­кой и практической деятельности специалиста.

    На наш взгляд, молодой специалист обязан иметь навыки:

  1. чтения, понимания и осмысливания содержания аутентичных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в содержа­щуюся в них информацию;

  1. поддержания языкового контакта в стандартных ситуациях повседневного и профессионально-ориентированного общения;

  1. восприятия на слух и понимания основного содержания неслож­ных аутентичных текстов в целях извлечения значимой инфор­мации;

  1. письменного оформления в соответствии с нормами литера­тур­­ного языка и правильной передачи лингвистической и экстра­лингвистической информации.

    С целью выяснения уровня подготовки по иностранному языку, мы проанкетировали 33 студента 2-3 курса дневной формы обучения специальности «социальная работа». По результатам анкетирования подавляющее большинство студентов 51,2% оценивают свои знания русского языка на 8 баллов; по иностранному языку – 24 % студентов оценили себя на 5 баллов; по 21 % - на 6 и 7 баллов; 18 % - на 4 балла; 6 % - на 3 балла.

    При этом 84,8 % студентов испытывают потребность в углубленном изучении иностранного языка, поскольку 54,5 % из них в процессе обучения в БГУ заметно пополнили свои навыки. Большинство студентов испытывали определенные трудности при изучении языка: с фонетикой, произношением, грамматикой, с нехваткой учебников, с преподавателей и т.п. И только21,3 % указали, что у них не было проблем с усвоением иностранного языка.

    Тревожит факт того, что подавляющее большинство студентов 69,7 % не владеют профессиональной терминологией по социальной работе, что при поиске профессиональной информации через англоязычные сайты у 63,6 % студентов не хватает знаний реализовать возможность. В межкоммуникационном общении с зарубежными коллегами 24,2 % студента применяли иностранный язык; 30,3 % студентов высказали пожелание изучать английский язык в полном объеме, поскольку 69,7 % из них считают, что занятий для изучения иностранного языка в ВУЗе было недостаточно.

    К сожалению, следует отметить, что в что в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности Г.08.02.00 социальная работа, утвержденным 2008 г., выделено 270 аудиторных часов на освоение иностранного языка, а реально по плану 2011-2012 уч. года составляет 150 часов. И этот факт не позволит выпускнику ВУЗа использовать иностранный язык в варьирующих ситуациях речевого обще­ния, связанных с будущей профессиональной деятельностью специа­лис­та по социальной работе; он будет не в состоянии владеть базовым уровнем лингвистической компетенции в ситуациях повседневного и профессионально-ориентированного иноязычного общения.

Литература

  1. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. – 2004. - №1. – С. 3-13.

  2. Грик, Н.А. Формирование профессиональной и социальной компетенции специалиста по социальной работе и технология группового проектного обучения //Социальная работа в России: образование и практика: Сб. науч. тр. / под ред. проф. Н.А. Грика. – Томск: Томск.гос. ун-т систем упр. Радиоэлектроники. – 2009. – С. 13-20

  3. Зеер, Э. Ф., Романцев, Г. М. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика. № 3. 2002. С. 16 – 21.

  4. Решетников, В.А. Компетентностный или социокультурный подход: необходимость синтеза / В.А. Решетников // Социогуманитарное образование в России : проблемы и перспективы : сб. науч.-метод. тр. – Иркутск : НЦ РВХ ВСНЦСО РАМП. –2007. – С. 11–17.

  5. Тесля, А. И., Михневич, Т. П., Григорьев, А. Д. Лавринович, А.П. Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.08.02.00 социальная работа. Минск: Министерство образования Республики Беларусь.- 1998 .- 112 с.

  6. Чиганова, С.Д. Формирование профессиональной и социальной компетентности специалиста по социальной работе / С.Д. Чиганова // СОТИС. – 2006. – № 1. – С. 21–26.

Похожие:

Пантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные iconТусур программа восьмой международной научно-практической конференции
Оргкомитет приглашает Вас принять участие в работе VIII международной научно-практической конференции «Электронные средства и системы...
Пантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные iconМеждународной научно-практической конференции «Развитие непрерывного образования»
Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической конференции «Развитие непрерывного образования», посвященной 80-летию...
Пантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные iconУчебно-методическое пособие по аудиторной и внеаудиторной работе для студентов 6 курса педиатрического факультета Из-во двгму, 2007 г.
В. Н. Лучанинова //Современные проблемы педиатрии: материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 80-летию...
Пантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные iconВременном информационном пространстве материалы I международной научно-практической конференции школьников и студентов 25 января 2010 года Курск 2010
Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве: Материалы I международной научно-практической конференции...
Пантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные iconБюллетень поступлений литературы в библиотеку крсу с 01. 10. 06 по 31. 12. 06
Биотехнология в мире животных и растений: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения...
Пантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные iconФедеральное агентство по образованию
Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения З. Фрейда
Пантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные iconИнформационный Бюллетень Выпуск №12 /декабрь/ 2003 г
О международной научно-практической конференции “Государство и бизнес в ХХI веке”, посвященной 70-летию Казну им аль-Фараби
Пантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные iconИнформационный Бюллетень Выпуск №12 /декабрь/ 2003 г
О международной научно-практической конференции “Государство и бизнес в ХХI веке”, посвященной 70-летию Казну им аль-Фараби
Пантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные iconПантюк И. В. // Материалы 2-ой международной научно-практической конференции по альтернативным методам реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями, инвалидностью, вич/спид, онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями, 30-31 мая 2012 г. Минск: ргсу– 2012. – 31-38

Пантюк И. В., Гурский В. Е. //Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию бгу: Кросс-культурная коммуникация и современные iconКнига рассчитана на специалистов и читателей, интересующихся вопросами государственности
Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница