Рабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время»




Скачать 187.72 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время»
Дата13.01.2013
Размер187.72 Kb.
ТипРабочая программа


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет»

(СПбГУ)



Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины

Номер кода утверждения

Код факультета

Порядковый номер учебной дисциплины












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время»


основной образовательной программы высшего профессионального образования


подготовки по направлению 030400 – История


по профилю история Нового и новейшего времени


для получения степени бакалавр истории


код дисциплины ПД ВВ02 по учебному плану ООП


регистрационный номер ____________ учебного плана


форма обучения очная


виды промежуточной аттестации _зачетов – 1


трудоемкость учебной дисциплины - __2 зачетные единицы__



Санкт-Петербург

2010

Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебной дисциплины


    1. Цели и результаты изучения учебной дисциплины


Целью изучения учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» является знакомство студентов с историей книги как неотъемлемой частью истории культуры стран Европы и Америки в XVI - XXI вв. В дополнение к изучению основных событий политического и социально-экономического развития стран Европы и Америки в новое время и новейшее время студенты должны расширить свое представление о роли печатного слова в общественно-политическом развитии стран Европы и Америки изучаемого периода. Учебная дисциплина является базовой в подготовке бакалавров по новой и новейшей истории. Изучение книги и периодической печати тесно связано с историографией и источниковедением рассматриваемого времени.

В результате изучения дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» студенты должны освоить основные концепции, терминологию и методологию рассматриваемой отрасли исторической науки, расширить свой профессиональный подход к проблемам истории нового и новейшего времени, уметь применять полученные знания в практической учебной и педагогической деятельности, анализировать современные процессы в обществе с учетом знания исторического прошлого.


    1. Язык обучениярусский

    2. Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины должны прослушать «Введение в специальность» (код ПД В05 по учебному плану) и параллельно изучать курс по «Источниковедению»

В результате обучающиеся будут иметь необходимые знания для усвоения материала по курсу «Книга в истории Европы в новое и новейшее время».


    1. Компетенции, формируемые в ходе изучения дисциплины:



  • ОК-1. Способность к совершенствованию и развитию своего интеллектуального общекультурного уровня;

  • ПК-17.Умение анализировать и объяснять политические, социокультурные, эконо­мические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и циви­лизационной составляющей




    1. Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины

См. раздел 1.8.


    1. Перечень и объем активных норм учебной работы:

Курс не предусматривает выполнение активных форм учебной работы


    1. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости




      1. Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код, модуль

(семестр)

Аудиторная учебная работа обучающихся

в часах

Самостоятельная работа студентов

Объем активных форм учебной работы в часах

Трудоемкость

Лекции

Семинары

Консультации

Практ. занятия

Лабор. работы

Контр. работы

Коллоквиумы

Под руков. преподавателя

В присутствии преподавателя

Без участия преподавателя

Дневное отделение

С 2

32

---

2

---

---

---

---

---

---

16

часов

2 з.е.




      1. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля (семестр)

Период по учебному графику

Промежуточная аттестация

Всего зачетов и экзаменов

Текущий контроль

виды

сроки

формы

сроки

Дневное отделение

С 2

9 февраля – 31 мая

Зачет

1 июня – 28 июня

1

----

----




    1. Структура и содержание учебной дисциплины

      1. Распределение по темам:




Модуль (семестр)

Наименование тем

Аудиторные занятия

Контактное время (консультации)

Самостоятельная работа студента

Общая трудоемкость

лекции

семинарские или практические

1

С 2

Введение. Предмет и задачи курса. Книга в античное время и Средние века.

2

-----

----

2

4

2

С 2

Появление печатной книги: значение и последствия для развития европейского мира.

2

----

1

1

4

3

С 2

Начало книгопечатания в Европе. Книга в Европе в XV - начале XVI вв.

2

----

1

1

4

4

С 2

Книга в Европе в XVI в.

2

----

-----

2

4

5

С 2

Книга в Германии в XVII - XVIII вв.

2

----

----

2

4

6

С 2

Книга во Франции XVII - XVIII вв.

2

----

----

1

3

7

С 2

Книга в Англии XVII - XVIII вв.

2

----

----

1

3

8

С 2

Книга в Восточной Европе XVII-XVIII вв.

2

----

----

1

3

9

С 2

Книга в США XVIII-XIX вв.

2

----

----

1

3

10

С 2

Книга в Западной Европе XIX в.

4

----

----

1

5

11

С 2

Книга в Восточной Европе XIX в.

2

----

----

1

3

12

С 2

Книга в Европе и Америке в первой половине XX в.

4

----

----

1

5

13

С 2

Книга в Европе и Америке во второй половине XX - начале XXI в.

4

----

----

1

5




С 2

ИТОГО

32

----

2

16

50




      1. Содержание дисциплины:

1. Введение. Предмет и задачи курса. Книга в античное время и Средние века. История книги - неотъемлемая часть истории культуры Европы в новое время. Связь истории книги и периодической печати с историей общественной мысли, литературы, науки и образования, а также вспомогательными историческими дисциплинами - археографией, историографией, источниковедением. Задачи изучения истории книги. Содержание и структура курса. Книги и библиотеки Древнего мира и античности. Рукописная книга Средневековья.


2. Появление печатной книги: значение и последствия для развития европейского мира.

Крупнейшие научные открытия. Роль книгопечатания в становлении человека нового времени, его влияние на образование, изменение техники чтения и восприятия текста. Распространение грамотности. Изменение картины мира в условиях развития науки и образования.


3. Начало книгопечатания в Европе. Книга в Европе в XV - начале XVI вв.

Исторические предпосылки возникновения книгопечатания в Европе. И. Гутенберг и его типография. Инкунабулы и палеотипы. Распространения книгопечатания в Европе в XV – начале XVI вв. Книга и церковь. Светская и духовная цензура. Тематика и типы изданий, оформление книги.


4. Книга в Европе в XVI в.

Роль книги в истории Европы XVI в. Крупнейшие европейские книгоиздательские фирмы. Тематика и типы изданий, оформление книги. Картографическое производство и Великие географические открытия. Крупнейшие библиотеки Европы. Книга и Реформация. «Библия» М.Лютера. Знаменитые книги XVI в.: труды Н. Коперника, Г. Галилея, Т. Мора, Ф. Рабле и др. Начало книгопечатания в России. И. Федоров и его деятельность.


5. Книга в Германии в XVII - XVIII вв.

Исторические условия развития книжного дела в Германии. Тематика и типы изданий. Оформление книги. Появление периодической печати. Цензурное законодательство. Крупнейшие немецкие библиотеки и издательские дома. Произведения Г. Гриммельсгаузена, И.-В. Гете, Р.Э. Распе, И. Канта, К. Рейтера, Х.М. Виланда и др. и их издания.


6. Книга во Франции в XVII - XVIII в.

Исторические условия развития книжного дела во Франции в XVII - XVIII вв. Тематика и типы изданий. Оформление книги. Появление государственных типографий. Крупнейшие издательские фирмы. Знаменитые книжные собрания XVII - XVIII вв. Первый цензурный кодекс - «Регламент» 1723г. Французская книга в век Просвещения. Произведения П. Корнеля, Ж.Б. Мольера, Ж. Лафонтена, ученых-энциклопедистов Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтера и др.


7. Книга в Англии в XVII - XVIII вв.

Исторические условия развития книжного дела в Англии XVII - XVIII вв. Тематика и типы изданий. Оформление книги. Крупнейшие книжные собрания Англии в XVII - XVIII в. Цензурное законодательство. Труды. Ф. Бэкона, Д. Милтона, произведения Д. Дэфо, Д. Свифта, А. Поупа, Г. Филдинга и др.


8. Книга в Восточной Европе в XVII - XVIII вв.

Исторические условия развития книжного дела в Восточной Европе в XVII - XVIII вв. Особенности книгоиздания и книгораспространения в Восточной Европе. Тематика и типы изданий. Оформление книги. Крупнейшие библиотеки. Цензура. Московский Печатный двор. Реформы Петра I и развитие книжного дела в России. Знаменитые авторы и их издания в Восточной Европе и России в XVI - XVIII в.


9. Книга в США XVIII-XIX вв.

Исторические условия развития книжного дела в США в XVIII-XIX вв. Тематика и типы изданий. Правовые особенности книгоиздания США. Крупнейшие издательские фирмы. Крупнейшие библиотеки. Литературная и публицистическая деятельность отцов-основателей США: Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна. Отмена рабства в американской книге.


10. Книга в Западной Европе XIX в.

Промышленная революция и книгоиздание в XIX в. Тематика и типы изданий. Оформление книги. Роль книг и периодики в политической жизни. Рост грамотности населения и популярности книги. Выдающиеся европейские издатели XIX в. Цензурное законодательство. Знаменитые авторы и их издания.


11. Книга в Восточной Европе в XIX в.

Исторические условия развития книжного дела в Восточной Европе в XIX в. Роль книги в борьбе народов Восточной Европы за создание независимых государств и национальных культур. Тематика и типы изданий. Оформление книги. Книга и политика. Цензурное законодательство. Книга в России в XIX в. Нелегальная литература и ее значение.


12. Книга в Европе и Америке в первой половине XX в.

Книга, периодика и прогресс мировой культуры в XX в. Тематика и типы изданий. Оформление книги. Печать и политическая борьба. Условия развития книжного дела в отдельных странах. Цензурное законодательство. Крупнейшие издательские фирмы Западной Европы. Книга в СССР. Книга и Вторая мировая война. Знаменитые научные, литературные и политические произведения в Европе и Америки в первой половине XX в.


13. Книга в Европе и Америке во второй половине XX - XXI в.

Исторические условия развития книжного дела, периодики и полиграфии. Тематика и типы изданий. Книга в политической борьбе. Оформление книги. Мировые бестселлеры второй половины XX в. Крупнейшие издательские фирмы. Книга и электронные СМИ. Значение книги в информационном обществе.


Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины


2.1. Методическое обеспечение аудиторной и самостоятельной работы:

  • Доступ к материалам, размещенным в локальной сети факультета;

  • Наличие утвержденных программ учебных дисциплин на кафедре.


2.2. Материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

2.2.1. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  • Примеры художественных произведений как вех в истории европейской мысли и общества;

  • Издательский мир Западной Европы и США.

2.2.2. Перечень тестовых заданий для текущего контроля усвоенных знаний:

  • Основные вехи в истории европейской печатной книги;

  • Крупнейшие имена в истории книжного дела в Западной Европе и США в XVI-XXI вв.

2.2.3. Вопросы к процедуре промежуточной аттестации (сессиям): приведены в билетах, утвержденных заведующим кафедрой.


2.3. Кадровое обеспечение учебной дисциплины:

К преподаванию может быть допущен преподаватель, имеющий опят педагогической работы не менее 1 года.


2.4. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

  • Соблюдение санитарных норм размещения студентов по действующему законодательству и подготовленность аудитории к проведению занятий (доска, мел и т.п.)


2.5. Информационное обеспечение учебной дисциплины:

2.5.1. Список обязательной литературы:

  • Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги: учебник. СПб, 2004.

  • История книги / Под. ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. М.: Светон, 2001.

  • Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870 - 1917): Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1987.


2.5.2. Список дополнительной литературы:

  • Абрамов Ю.А., Демин В.Н. 100 великих книг. М.: Вече, 2003

  • Алентьева Т.В. Культура Западной Европы и США XVII - XIX вв. Учебное пособие. Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ин-та, 2002.

  • Баренбаум И.Е. История зарубежной книги: Германия. Учебное пособие. Л.: ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1978.

  • Баренбаум И.Е. История зарубежной книги: Франция. Учебное пособие. Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1972.

  • Баренбаум И.Е., Костылева Н.А. Книжный Петербург – Ленинград. Л., 1986.

  • Винтерих Д. Приключения знаменитых книг / Сокр. пер. с англ. М., 1979.

  • Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М.: Книга, 1988.

  • Варбанец Н.В. Иоганн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. М., 1980.

  • Глухов А.Г. Книги, пронизывающие века. Киев: Радянская школа, 1979.

  • Дэвис Н.З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII в. М., 1999.

  • Из истории просвещения: Экономика, политика, идеология: Сб. ст. М.: ИВИ АНСССР, 1984.

  • Клейменова Р. Н. Книжная Москва первой половины XIX века. М.: Наука, 1991.

  • Книги, открывающие мир / Сост. Б.Г. Володин. М., 1984.

  • Кодак Н. и др. Бытие книги: Заметки о прошлом и настоящем книжного дела. – Киев, 1991.

  • Корабли мысли: Зарубежные писатели о книге, чтении, библиофилах. Рассказы, памфлеты, эссе / Сост. В.В. Кунин. М., 1980.

  • Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.

  • Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997.

  • Культура и общество в эпоху становления наций: Центральная и Юго-Восточная Европа в конце XVIII - 70-х годах XIX в.: Сб. науч. трудов. М., 1974.

  • Культура эпохи Возрождения и Реформации: Сб. науч. трудов. Л., 1981.

  • Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

  • Лимонов ЮА. Культурные связи России с европейскими странами в XV - XVII вв. Л., 1978.

  • Маклюен М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего / Пер. с англ. М., 2005.

  • Миронов В.Б. Народы и личности в истории: Очерки по истории русской и мировой культур: В 3 т. М., 2000.

  • Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995.

  • Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга: Из истории книгопечатания. Технические аспекты. М., 2000.

  • Общественно-политическая мысль в Европе в конце XVIII - начале XX вв.: Тез. докладов. М., 1986.

  • От Просвещения к революции: Из истории общественной мысли нового времени. М.: ИВИ АНСССР, 1990.

  • Политическая и духовная культура Европы: Новое и новейшее время: Межв. сб. науч. трудов. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1992.

  • Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов: Три очерка. СПБ.: Алетейя, 1998.

  • Порьяз А.В. Мировая культура: Возрождение. Эпоха великих географических открытий. М., 2001.

  • Проблемы формирования светской культуры в Западной Европе: Сб. науч. трудов. Л., 1987.

  • Ревуненкова Н.В. Ренессанское свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988.

  • Типология и периодизация культуры Возрождения: Сб. науч. трудов. М.: Наука, 1978.

  • Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 2002.

  • Человек в культуре Возрождения. М., 2001.

  • Человек читающий. Nomo legens. Писатели ХХ века о роли книги в жизни человека и общества / Сост. С. И. Бэлза. М., 1990.

  • Чубарьян О.С. Человек и книга (социальные проблемы чтения ). М., 1978.

  • Эггер Э. История книги от ее появления до наших дней. СПб, 1882.

  • Эразм Роттердамский и его время. М., 1989.


2.5.3. Интернет-источники

  • История книги: Электронный учебник / Центр дистанционного образования; А.А. Говоров и Т.Г. Куприянова. Доступно из: http://www.hi-edu.ru/e-books/HB/index.htm


2.5.4. Примерный перечень вопросов к зачету по курсу:

  1. Книга в античное время и Средние века.

  2. Начало книгопечатания в Европе. И. Гутенберг.

  3. Книга в Европе в XVI в.

  4. Книжное дело в Германии в XVII - XVIII вв. Тематика и типы изданий.

  5. Книга во Франции в XVII - XVIII вв.

  6. Знаменитые европейские библиотеки XVI - XVIII вв.

  7. Развитие издательского дела и полиграфического производства в XVII - XIX вв.

  8. Роль книги в политической жизни Англии XVII - XVIII вв.

  9. Книга и эпоха Просвещения.

  10. Книга в Восточной Европе в XVII - XVIII вв.

  11. Книга в США XVIII-XIX вв.

  12. Книжное дело и периодическая печать в Европе в XIX в.

  13. Книга и политическая борьба в Европе в XIX в.

  14. Книга в Европе в первой половине XX в.

  15. Книжное дело в США в первой половине XX в.

  16. Книжное и издательское дело, полиграфическая промышленность в Европе и Америке во второй половине XX - начале XXI в.

Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины


Разработчик (и) рабочей программы учебной дисциплины


Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный телефон, служебный адрес электронной почты)

Бодров

Андрей Владимирович

К.и.н.




старший преподаватель исторического факультета СПбГУ

328-9448

Novist@yandex.ru

















В соответствии в порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 №195/1, проведена двухуровневая экспертиза:


Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Кафедра истории Нового и новейшего времени







Кафедра Древней Греции и Рима







Кафедра исторического регионоведения







Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

должностное лицо

дата приказа

приказа

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа











Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа






























Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа











Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа
















































Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» iconПрограмма экзамена «История стран Европы и Америки в новое и новейшее время»
Проблема регулирования рынка. Экономические и неэкономические факторы «нового» империализма
Рабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» iconРабочая программа дисциплины история стран Азии и Африки (середина XVII в. 1918 г.) Для студентов отделения заочного обучения
Азии к началу эпохи колониализма, реакции восточных стран на политику европейских государств, ранним буржуазным революциям в Иране,...
Рабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» iconРабочая программа учебной дисциплины «История стран Северной Европы»
Финляндии в Новейшее время, выявив при этом закономерности и особенности этого процесса у конкретных стран данного региона. Учебная...
Рабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» iconАрзамасский гпи им. А. П. Гайдара История Европы в средние века, новое и новейшее время
Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время, издаётся с 2002 года, вышло 6 выпусков, периодичность...
Рабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» iconПрограмма дисциплины история стран Европы и Америки новейшего времени Часть II
Охватывает историю основных стран Европы и Америки после окончания Второй мировой войны
Рабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» iconИсториография нового и новейшего времени стран Европы и Америки
Настоящее издание представляет собой продолжение и завершение этого труда. Оно содержит обзор развития европейской и американской...
Рабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» iconПрограмма дисциплины история стран Европы и Америки новейшего времени (1918-1945) Цикл опд
Рабочая программа дисциплины «История стра Европы и Америки новейшего времени (1918-1945 гг.)»
Рабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» iconОтчет о работе кафедры истории стран Северной Европы в 2010-2011 учебном году
Кафедра истории стран Северной Европы является выпускающей для специализации 020713 «История Финляндии и Скандинавских стран», в...
Рабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» iconПрограмма специальной дисциплины «история быта в новое время»
Место курса в профессиональной подготовке выпускника: История повседневной жизни и быта – неотъемлемая часть истории культуры Европы...
Рабочая программа учебной дисциплины «Книга в истории стран Европы и Америки в новое и новейшее время» iconЛекция Особенности курса «История стран Азии и Африки в новейшее время (1918-2000)»
История стран Азии и Африки в новейшее время (1918 — 2000). — М.: Издательство «Весь Мир», 2004. — 608 с. — (Серия «Аудитория»)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница