Экономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности




Скачать 269.32 Kb.
НазваниеЭкономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
страница1/5
Дата12.01.2013
Размер269.32 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5




Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ А. И. Жук

____________________

Регистрационный № ТД-______/тип.

Экономика и менеджмент книгоиздательского дела


Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности:


1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям)»

(1-23 01 10-02 «Литературная работа (редактирование)»)



СОГЛАСОВАНО

Заместитель министра информации

Республики Беларусь


_______________ И. Н. Лаптенок


__________________________


Председатель учебно-

методического объединения

высших учебных заведений

Республики Беларусь

по гуманитарному образованию

_______________ В. Л. Клюня


__________________________


СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и

среднего специального образования

Министерства образования

Республики Беларусь

_________________ Ю. И. Миксюк


______________________________


Первый проректор Государственного

учреждения образования

«Республиканский институт высшей

школы»

________________ И. В. Казакова


___________________________




Эксперт-нормоконтролер

_______________ С. М. Артемьева

__________________________


Минск 2008

Составители:

А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент


Рецензенты:

Кафедра промышленного маркетинга и коммуникаций Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»;


А. Ч Цыбульский, редактор отдела газеты работников аграрно-промышленного комплекса «Белорусская нива», кандидат экономических наук, доцент


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета

(протокол № 11 (121) от 28.04.2008г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 22.05.2008 г.);


Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики

Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь

по гуманитарному образованию

(протокол № 5 от 23.05.2008 г.)


Ответственный за выпуск: Потребин А.В.


Пояснительная записка

Современная практика коммуникации связана, как указывает большинство европейских исследователей, не только с технологическими переменами, но и с экономической базой — производством с участием инвесторов, которое приобрело характер мировой коммуникационной, информационной, культурной индустрии, то есть подверглось глобализации в той же степени, что и производство в других отраслях экономики. Причем коммуникация оказалась не только объектом, но и субъектом воспроизводства экономического порядка. Она не только выступает как инструмент политической и экономической власти, но и как способ поддержания общественных отношений. При этом деятельность предприятий в сфере коммуникации, в индустрии сознания, в частности, в издательском деле строится на тех же корпоративных и экономических основах, что и производство в иных отраслях экономики, хотя имеет и отраслевую специфику.

Поэтому цель дисциплины «Экономика и менеджмент книгоиздательского дела» — выработка у студентов знаний о принципах функционирования предприятий, а также об особенностях управленческой деятельности в этой сфере.

Следует заметить, что как государственные, так и частные предприятия на издательском рынке Беларуси осознанно разрабатывают и применяют маркетинговые стратегии и выстраивают свою деятельность как бизнес. Поэтому абсолютно очевидна необходимость усиления экономической составляющей в образовании будущих специалистов издательскому делу и масс-медиа.

Необходимо учесть, что экономика исследует поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов (К. Р.Макконнел, С. Л. Брю). В свою очередь как журналистика так и книгоиздание представляют собой социальный институт, который фигурирует в качестве специфической области духовного производства (С.М. Гуревич), где происходит аккумуляция, обработка и трансляция на массовую аудиторию социально значимой информации, преображенной творчеством. Эта информация становится специфическим информационным товаром, который обретает свою стоимость. Такой товар, который западные исследователи обычно называют продуктом «индустрии сознания», поступает на рынок, материализуясь на бумажных или электронных носителях.

В силу этого проявляется автономия экономики медиа-бизнеса, медиаэкономики как предмета изучения и отдельного научного направления. Она раскрывает и осмысливает такую специфическую реальность как медиа-бизнес и индустрия сознания. Она не может быть полностью объяснена ни в рамках экономики, ни в рамках теории литертуры и теории журналистики.

«Экономика журналистики (СМИ) – это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования» (В.Ворошилов). К данному определению можно добавить, что в рамках данного направления исследований изучается отраслевая специфика и особенности функционирования медиа-бизнеса как элемента экономической инфраструктуры общества. В силу этого, объектом для медиа-экономики становятся редакции СМИ, издательства, связанные с ними хозяйствующие субъекты и государственные институты, авторы, производители и потребители информационного товара, а также сам информационный товар – материализованный на разных носителях (номера газет, тексты публикаций и новостные сообщения, книги и иная печатная продукция, программы радио и телевидения, сообщения и мультимедийные продукты, размещенные в Интернет и на электронных носителях).

Предмет медиаэкономики будут составлять: а) закономерности, нормы, особенности функционирования медиа-бизнеса, редакций различных СМИ как предприятий, действующих в рамках рыночного механизма и образующих индустрию сознания; б) экономические отношений людей и хозяйствующих субъектов индустрии сознания в процессе производства, распределения, обмена и потребления информационного товара.

И журналистам, и работникам издательств необходимо знать не только расстановку сил на рынке, но и механизм функционирования предприятия в этой отрасли – издательства, редакции газеты или журнала, радиостанции, телеканала, медиа-группы. Эти аспекты несомненно должны рассматриваться и с точки зрения социокультурного подхода, с учетом экономической социологии и психологии. Речь идет не только о технологиях и о точных практических рецептах, но и о гуманитарной стороне экономического знания, особенно в том, что касается маркетинга и менеджмента. Здесь есть несомненный аксиологический, ценностный компонент, поскольку экономические отношения во многом определяются состоянием общественной морали и системой ценностей в обществе и в социальных группах.

Поэтому задачи дисциплины таковы:

  • изучить социально-экономические условия, в которых работают редакции и издательства, особенности форм и видов предприятий и объединений, хозяйственных правоотношений между предприятиями в данной отрасли, а также между предприятиями и государством.

  • рассмотреть материальные основы производства в сфере «индустрии сознания»,

  • утвердить практические подходы к применению принципов бизнес-планирования и планирования маркетинговой стратегии предприятия, подготовить студентов к самостоятельному анализу и выработке элементов маркетинговой стратегии,

  • изучить вопросы финансового управления и экономического анализа деятельности предприятия, ценообразования и налогов с учетом специфики редакционной и издательской деятельности,

  • рассмотреть управление и организацию работы редакции и издательства, проанализировать практику управленческих решений с учетом особенностей малого предприятия, где большинство персонала составляют творческие работники,

  • уяснить, как применяются на практике маркетинговые коммуникации при продвижении на рынок издательства (изучаются как маркетинговые процедуры, так и креативные решения).

Наконец, в рамках курса рассматриваются перспективы развития рынка печатной продукции, динамика процессов в данной отрасли в Беларуси и в соседних странах, практика и перспективы создания и развития групп и объединений.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

Изучая данную дисциплину студенты применяют к специфике конкретной отрасли, в которой им предстоит работать, свои знания, полученные в курсах «Экономическая теория» и «Экономика», а также получают системные знания по таким направлениям как маркетинг, маркетинговые коммуникации, менеджмент. В результате студент сможет сформировать собственные экономические воззрения и понимание процессов, которые будут применимы к анализу дел на предприятии, где он будет трудиться.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины. В результате усвоения лекционного курса, участия в семинарах, дискуссиях и деловых играх, изучения научной литературы, а также самостоятельных занятий студент должен приобрести системное представление о медиа-рынке и о рынке издательской продукции. Он должен научиться применять терминологический и понятийный аппарат экономической науки к практике издательского бизнеса.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

-- специфику медиа-бизнеса и книгоиздания в Беларуси и за рубежом, специфику информационного товара, формы предприятий и источники их финансирования, структуру и задачи бизнес-плана;

-- основные понятия маркетинга и маркетинговой коммуникации, принципы построения маркетинговой стратегии, а также брэндинга применительно к издательству;

-- основные понятия менеджмента, его функции и методы;

-- принципы финансового управления и методы экономического анализа деятельности предприятия в сфере медиа-бизнеса.

уметь:

-- составлять концепцию бизнес-плана редакции;

-- составить план маркетингового исследования;

-- разработать стратегию брэндинга СМИ, предлагая варианты креативных решений;

-- читать баланс и иную отчетность предприятия, анализировать основные показатели хозяйственной деятельности;

-- знать подходы к расчету вариантов безубыточной работы СМИ, определять критический объем производства и точку безубыточности.

Методическая организация дисциплины

Дисциплина включает лекционные и практические занятия, контроль самостоятельной работы студентов. На практических занятиях рекомендуется уделить внимание деловым играм, моделирующим реальные ситуации, из хозяйственной деятельности издательств и редакций.

Общее количество часов, отводимых на изучение данной учебной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом — 100 часов, из них 40 часов аудиторных. Аудиторные часы состоят из 20 часов лекционных, 20 часов практических занятий. Промежуточный контроль знаний и контроль самостоятельной работы студентов может осуществляться с помощью тестирования. В конце изучения дисциплины рекомендуется сдача экзамена.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Экономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория журналистики Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь
Экономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconЛитература типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-23 01 10 «Литературная работа (по направлениям)»
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь
Экономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconОкеанология типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заве-дений Республики Беларусь по естественно-научному образованию
Экономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
Экономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Экономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconВысшая математика Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по естественнонаучному образованию
Экономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория биологии Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности

Экономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТопография с основами геодезии типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по экологическому образованию
Экономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория русской литературы (XХ век) Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Экономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИстория русской литературы (XIX век) Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница