Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг




НазваниеКомплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг
страница1/10
Дата11.01.2013
Размер1.48 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Приложение 1

к постановлению

Правительства Москвы

от_________№_______


Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг.


Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг. разработан с учетом Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг. и является продолжением мероприятий, проводимых в рамках Года ребенка и Года Семьи.

Активная деятельность органов исполнительной власти города Москвы в последние несколько лет в области социальной политики в отношении семьи, нуждающейся в помощи государства, и защиты детства привела к некоторой стабилизации ситуации в сфере детского и семейного неблагополучия.

В рамках Городской программы «Год семьи в городе Москве» с 1 января 2008 года дополнительно к федеральным выплатам и компенсациям за счет средств городского бюджета семьям с детьми предоставляются различные льготы и натуральная помощь, оказывается значительная материальная поддержка в виде единовременных, ежемесячных и ежегодных городских компенсационных выплат, размеры и количество которых увеличиваются. Особое внимание уделяется социально незащищенным семьям - многодетным, неполным и семьям с детьми с ограниченными возможностями, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

К имеющимся центрам социальной помощи семье и детям (в 2007 году было 21) прибавилось еще 2 - «Кунцево» и «Можайский» в Западном административном округе города Москвы. В них будут открыты отделения сопровождения замещающих семей и кризисные отделения для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

К концу 2008 года будут созданы еще два центра социальной помощи семье и детям в Центральном («Хамовники») и Восточном («Измайлово») административном округах.

В настоящее время на учете в центрах социальной помощи семьям и детям состоит 27 061 семей, в которых воспитывается 45 084 детей. Из них 4,4% детей проживает в неблагополучных семьях, 1,8% состоит на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН) и подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Как центр патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, функционирует Государственное образовательное учреждение детский дом № 19 Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. На базе этого детского дома открыты отделения: для социализации подростков и их адаптации к самостоятельной жизни и для несовершеннолетних беременных и юных мам из числа выпускниц сиротских учреждений - «Маленькая мама» (с временным проживанием).

Кроме того, работают еще 11 уполномоченных служб по патронатному воспитанию в учреждениях системы Департамента образования города Москвы, которые занимаются подготовкой кандидатов в замещающие родители.

Дальнейшее развитие получила служба сопровождения семей опекунов, усыновителей, приемных родителей. Начали работу три «Школы приемных родителей» – на базе «Московской службы психологической помощи населению» и еще 2 – на базе общественных организаций.

Информационный центр «Мой ребенок» Центрального административного округа обеспечивает информационную, аналитическую, методическую работу по вопросам семьи и детства.

Организована работа «горячей линии» по вопросам правовой, юридической, психолого-педагогической и медико-социальной поддержки несовершеннолетних. Открыта общественная приемная по всем вопросам семьи и детства. Создан Межведомственный координационный совет по устройству детей в семью. В рамках проведения круглых столов и семинаров состоялось обсуждение вопросов: «Актуальные проблемы преодоления сиротства, развития опеки и попечительства», «Приемная семья в Москве. Состояние и перспективы», «Взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления по преодолению социального сиротства и развитию семейных форм воспитания детей, нуждающихся в государственной защите» и др.

Для специалистов муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее – муниципалитеты), центров социальной помощи семье и детям проведен цикл обучающих семинаров «Семья – основной фактор профилактики социального сиротства», «Методы и техника взаимодействия с приемной семьей»; «Межведомственное взаимодействие в создании механизма раннего выявления детского неблагополучия и оказания помощи»; разработаны и выпущены методические рекомендации по различным аспектам работы с семьями, имеющими детей и находящимися в трудной жизненной ситуации, семейным формам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выпущено распоряжение первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 09.04.2008 № 18 - РЗМ «Об организации взаимодействия органов исполнительной власти по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в лечебных учреждениях».

Подготовлен и принят Закон города Москвы от 26.12.2007 № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства».

На качественно новом уровне налажена работа со средствами массовой информации. Вышли первые номера газеты «Наш дом», которая информирует горожан о наиболее значимых направлениях семейной политики в городе, рассказывает обо всех интересных событиях в работе центров социальной помощи семье и детям. Осуществляется тесное сотрудничество с программами «Мегаполис», «Мать и дитя» канала НТВ, «День Аиста» канала ТВЦ, газетой «Вечерняя Москва» и другими средствами массовой информации.

Вместе с тем, предпринимаемые меры не приводят пока к существенным изменениям ситуации с социальным неблагополучием в Москве.

В 2007 году из общего числа выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 39% было направлено на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы. Из общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, 2256 детей (66%) отобраны у родителей по причине лишения родительских прав. В предшествующие годы эта цифра была в 2 раза ниже.

Число детей, оставленных матерями (родителями) в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения города Москвы в 2007 году составило 926 человек, а за первое полугодие 2008 года уже 408 детей оказались брошенными своими матерями.

В настоящее время в городе продолжают функционировать 39 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 20 домов ребенка в системе здравоохранения города Москвы, 1 детский дом и 1 дом ребенка в системе Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, 7 домов-интернатов - в системе социальной защиты населения города Москвы. На начало 2008 года в этих учреждениях на воспитании находилось 5608 детей (5860 детей – в 2005 г.). Еще более 4 тыс. детей в течение года проходят социальную реабилитацию в 9 социальных приютах для детей и подростков и 4 социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Одной из причин невысокой эффективности профилактики сиротства является позднее выявление семейного и детского неблагополучия (почти 50% детей, остающихся без попечения родителей – подросткового возраста), отсутствие комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса, включая работу с беременными матерями группы «риска».

Всего на семейных формах воспитания в городе Москве находится 11808 детей. За весь 2007 год в семьи посторонних граждан и родственников было передано 3312 детей, из них под опеку - 2404, на усыновление российское –570 и международное - 172 , в приемную семью - 26 и на патронатное воспитание - 120 детей и подростков.

Для стимулирования семейного устройства Правительством города Москвы специально были введены выплаты родителям и пособия на детей, предоставлены различные льготы. В настоящее время размер заработной платы приемного родителя составил 3,5 МРОТ (16300 руб.) в месяц. На содержание детей в приемных семьях предоставляются ежемесячные выплаты из расчета 11 тыс. руб. на одного приемного ребенка, по 13 тыс. руб. – на каждого из двух, по 15 тыс.руб. – на каждого из трех и более. На содержание опекаемых и подопечных детей выплачивается по 10 тыс. руб. Число детей, на которых предоставляются ежемесячные выплаты на содержание ребенка в приемных и опекунских семьях на 1 июля 2008 года составило 8117 чел. Однако за первое полугодие 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года – только 68% детей, оставшихся без попечения родителей, передано на семейные формы воспитания.

Таким образом, несмотря на существующую систему материального стимулирования граждан на создание замещающих семей, число детей, переданных на семейное воспитание, растет крайне медленно. Большие проблемы с семейным устройством возникают для таких групп детей, как дети с ограниченными возможностями, дети из многодетных семей, которых нельзя разделять при передаче в семью, дети подросткового возраста, дети неславянской внешности.

Поэтому для развития семейных форм устройства детей-сирот должны быть приняты комплексные меры, затрагивающие все учреждения социальной сферы города, а показатель передачи детей-сирот в семьи войти в показатель эффективности работы руководителей учреждений и специалистов органов опеки и попечительства.

При формировании городской политики в области защиты прав детей на ближайшие три года главным приоритетом деятельности органов исполнительной власти должна стать именно профилактическая работа по предупреждению детского и семейного неблагополучия.

Разработанный Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг. рассчитан на создание вертикальной и горизонтальной системы объединения усилий различных учреждений социальной сферы города для решения поставленных задач, четкую координацию мероприятий, единых технологий работы и единой документации по защите прав несовершеннолетних.

Для обеспечения социальной стабильности и безопасности детства предполагается введение ювенальных технологий в практику социальных педагогов.

Предусматривается активизация мер по укреплению института семьи через осуществление просветительских и общепрофилактических мероприятий, направленных, в первую очередь, на формирование семейных ценностей, вовлечение гражданского сообщества в обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье.

Важным направлением работы является создание системы комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Мероприятия по комплексному сопровождению таких семей разработаны с учетом специфических механизмов возникновения социального сиротства.

Предусмотрены мероприятия, повышающие уровень социальной адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделено созданию условий для эффективного сопровождения социально-личностного развития ребенка-сироты в условиях пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в постинтернатный период.

Раскрываются основные направления работы по развитию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе мероприятия по подготовке и сопровождению семьи, взявшей ребенка на воспитание.

Важным направлением работы является информационно-аналитическая деятельность, предполагающая освещение социальных проблем семьи, детей и молодежи в средствах массовой информации, учет и формирование общественного мнения по вопросам семьи, семейного воспитания и социального сиротства.

Отличительной чертой Комплекса мер является научно-методическое сопровождение системы профилактики социального сиротства, формирование заказа на научные и социологические исследования и разработки. Важным условием реализации Комплекса мер является формирование единого городского заказа на подготовку разных категорий специалистов в рамках единой образовательной концепции.

В соответствии с социальной политикой московского региона в Комплекс мер заложен принцип партнерства, который предусматривает консолидацию возможностей всех социальных партнеров, увеличение системного эффекта за счет взаимодействия всех потенциалов.

В целях управления реализацией Комплекса мер, обеспечения межведомственной основы решения поставленных задач, привлечения гражданского сообщества предусмотрено создание Координационного совета при Правительстве Москвы по вопросам реализации Комплекса мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг., который будет привлекать к своей работе независимых экспертов.

Проведение регулярных мониторингов и социологических опросов на основе разработанной системы показателей и индикаторов позволит оценивать правильность выбранной стратегии и тактики и корректировать их по мере необходимости.


Итоговые показатели выполнения Комплекса мер, на основе которых возможен объективный контроль хода выполнения задач каждого этапа:



Показатели

По состоянию на 01.01.2008


2009 г.

(%)


2010 г.

(%)


2011 г.

(%)


1. Увеличение числа учреждений Комплекса социальной сферы города, оказывающих помощь и поддержку семьям города, находящимся в трудной жизненной ситуации

21 учреждений

20

30

50

2. Сокращение численности ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3410 детей

10

10

12

3. Сокращение численности родителей, лишенных родительских прав

2145 родителей

15

20

25

4. Сокращение численности семей, состоящих на учете как неблагополучные, кризисные

26877 семей

3

8

15

5. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в кровную семью

248 детей

3

5

7

6. Увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи посторонних граждан в текущем году

1394 ребенка

15

20

25

7. Снижение количества отказов (возвратов) от усыновления, опеки (попечительства), воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, приемными семьями

89 отказов

10

15

20

8. Сокращение численности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе здравоохранения и образования города Москвы

59 учреждений

10

10

10

9. Сокращение численности детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (без учета воспитанников детских домов-интернатов для инвалидов ДСЗН)

4390

10

10

12

10. Увеличение числа кандидатов в замещающие родители, прошедших подготовку в Школе приемных родителей

240 кандидатов в замещающие родители

50

75

100



7

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг iconО проведении в городе Москве в 2011 году Года спорта и здорового образа жизни
Правительства Москвы от 13 октября 2009 г. N 2679-рп "Об объявлении 2011 года в городе Москве Годом спорта и здорового образа жизни",...
Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг iconПравительство москвы постановление от 30 сентября 2008 г. N 879-пп о городской целевой программе "развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в городе москве" на 2009-2011 гг
Москве и во исполнение распоряжения Правительства Москвы от 11 февраля 2008 г. N 260-рп "Об утверждении Концепции городской целевой...
Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг iconОб утверждении республиканской программы "тоонто нютаг: традиция жива" по профилактике социального сиротства и
Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях развития на территории Республики Бурятия системы профилактики...
Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг iconПрограммно-целевой подход в работе с семьей и детьми по предотвращению семейного неблагополучия и социального сиротства, реализуемый на территории Волгоградской области
В настоящее время в Волгоградской области семейно-демографическая политика ориентирована на укрепление семьи как основного института...
Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг iconДоклад члена Комиссии И. А. Слухая «о работе с гражданами пожилого возраста в городе москве»
Предоставление дополнительных мер социальной поддержки по региональному законодательству (стр. 5)
Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг iconОб усилении пожарной безопасности в городе москве
В целях усиления пожарной безопасности в городе Москве в осенне зимний период и повышения уровня противопожарной защиты города Правительство...
Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг iconО мероприятиях по повышению безопасности пешеходов в городе москве
В настоящее время одной из важнейших составляющих безопасности дорожного движения в городе Москве является вопрос обеспечения безопасного...
Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг iconАнализ результатов единого государственного экзамена по обществознанию в городе Москве в 2009 год
Москве приняло участие 26893 учащихся, включая выпускников прошлых лет, что составило 48,3% от общего числа сдававших егэ в г. Москве...
Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг iconКомплекс мер по модернизации общего образования Псковской области в 2011 году
Основания для реализации комплекса мер по модернизации общего образования Псковской области в 2011 году (далее – Комплекс мер)
Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг iconПостановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. N 1044-пп "О мероприятиях по повышению безопасности пешеходов в городе Москве"
В настоящее время одной из важнейших составляющих безопасности дорожного движения в городе Москве является вопрос обеспечения безопасного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница