Рекомендуемая литература по дисциплине «Историческая психология»
Основная: Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 416 с. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с. Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1984. – 462 с. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. – 400 с. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я.Ю. Старцева при участии В.А. Бабинцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 416 с. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. – 1005 с. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Худож. лит., 1990. – 543 с. Безрогов В.Г., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминания. – М.: Изд-во УРАО, 2001. – 192 с. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 280 с. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учебное пособие. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 196 с. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм / Пер. с нем. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 208 с. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис, 2008. – 576 с. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: Прогресс, 1988. – 224 с. Время и календарь в традиционной культуре: Тез. докл. Всерос. науч. конф. – СПб.: Лань, 1999. – 199 с. Вундт В. Проблемы психологии народов. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 224 с. Георгиева Т.С. Культура повседневности: в 3 кн. Кн. 1. Частная жизнь и быт древних обществ: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 335 с. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. – М.: Наука, 2003. – 764 с. Гуревич А.Я. Человеческая личность в средневековой Европе: реальная или ложная проблема? // Развитие личности. – 2003. – №1. – С. 24-31; № 2. – С. 29-40. Дети и культура. – М.: Едиториал УРСС, 2007. – 288 с. Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост.: Е.В. Кулешов, И.А. Антипова. – М.: ОГИ, 2003. – 448 с. Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, 1996. – 160 с. Емельянов В.В. Древний шумер. Очерки культуры. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003. – 320 с. Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. – СПб.: Алетейя, 2003. – 464 с. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 334 с. Игра со всех сторон (книга о том, как играют дети и прочие люди). Современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2003. – 431 с. Какорея. Из истории детства в России и других странах: Сб. статей и материалов. Сост. Г.В. Макаревич. – М.; Тверь: Научная книга, 2008. – 382 с. Колер И., Ранке И., Ратцель Ф. История человечества: Доисторический период / Введение Г. Гельмольта – СПб.: ООО Издательство «Полигон», 2003. – 335 с. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2003. – 336 с. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 304 с. Костюхина М.С. Игрушка в детской литературе. – СПб.: Алетейя, 2008. – 256 с. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства. – М.: УРАО, 2000. – 320 с. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 608 с. Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. – М.: Республика, 1994. – 384 с. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / Сост., подг. текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. – М.: Мысль, 2001. – 558 с. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х книгах. Книга 1. – М.: Искусство, 1992. – 656 с. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. – 623 с. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб.: Искусство-СПб, 1998. – 415 с. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. – СПб.: Искусство-СПб, 2002. – 768 с. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб, 2000. – 704 с. Лоуэнталь Д. Прошлое – чужая страна / Пер. с англ. А.В. Говорунова. – СПб.: Издательство «Владимир Даль»; Издательство «Русский остров», 2004. – 624 с. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания: (опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применение к анализу исторического и этнографического материала). – СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. – 288 с. Ляшенко Л.М. Три одиночества Александра II // Развитие личности. – 2003. – №2. – С. 41 – 57. Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры / Пер. с англ. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 959 с. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Пер. с англ. – М.: Рефл-бук, 1998. – 304 с. Мамардашвили М. Появление философии на фоне мифа // Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. – СПб.: Издательство «Азбука», 2000. – С. 37 – 53. Марков Б.В. Культура повседневности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. – 407 с. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – 429 с. Миллер С. Психология игры / Пер. с англ. В. С. Сысоев. – СПб.: Университетская книга, 1999. – 317 с. Мунье Э. Манифест персонализма / Пер. с фр. Вступит. ст. И.С. Вдовиной – М.: Республика, 1999. – 559 с. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. – 2002. – №1. – С. 16 – 39. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). – Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. – 1072 с. Мухина В.С. Таинство детства: В 2 т. 3-е изд. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – Т. 1. – 504 с.; Т. 2 – 448 с. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество, юность. Хрестоматия. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2008. – 624 с. Нуркова В.В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. – 287 с. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. – М.: УРАО, 2000. – 320 с. Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / Отв. ред. Л.П. Репина. – М.: Кругъ, 2003. – 408 с. Обухов А.С. В предверии личности: концепт души человека в традиционных культурах // Развитие личности. – 2006. – №2. – С. 82-92; №3. – С. 84–106. Обухов А.С. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. – 2003. – №4. – С. 51-68. Обухов А.С. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2005. – 320 с. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Речь, 2004. – 276 с. Поколение в социокультурном контексте ХХ века / Отв. ред. Н.А. Хренов. – М.: Наука, 2005. – 631 с. Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. – М.: Наука, 1994. – 320 с. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Науч. ред. О.Т. Вите. – СПб.: Алетейя, 2007. – 720 с. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 416 с. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии / Под ред. Б.М. Бим-Бада и О.Е. Кошелевой. – М.: УРАО, 1998. – 432 с. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности / Пер. с фр. С.Б. Рындина. Под ред. Е.А. Самарской. – СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2002. – 474 с. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – С. 282 – 406. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. Пер. с англ. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 304 с. Сальникова А.А. Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. – 256 с. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства: Уч. пос. для высшей школы. – М.: Академический проект, 2004. – 460 с. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989. – 573 с. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. – М.: Наука, 2003. – 544 с. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности / Вступительная статья Ф.Т. Михайлова. – СПб.: Алетейя, 2000. – 288 с. Томас Г. Древний человек / Пер. с фр. А. Мединской. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002. – 160 с. Тофлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 560 с. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. – М.: Гардарики, 2001. – 398 с. – Ч. II. Гл. 1. Мифологическое сознание как форма проявления парадоксов. – С. 66 – 81. Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века / Пер. с англ. под ред. Е.Г. Трубиной и В.В. Харитонова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 528 с. Фонтенроуз Д., Бэском В., Клакхон К., Хьюман С. Обрядовая теория мифа: Сб. науч. трудов / Составл., перевод, предисловие и примечания А.Ю. Рахманина. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. – 216 с. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Пер. с англ. Т. Толстой. – СПб.: Амфора, 2001. – 314 с. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – М.: Азбука-Классика, 2008. – 256 с. Фромм Э. Душа человека: Перевод. – М.: Республика, 1992. – 430 с. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ; Ермак, 2005. – 588 с. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: ФОЛИО, 2003. – 512 с. (Предыдущее издание – М.: Республика, 1993. – 447 с.). Конспект главы: «Время и бытие» (по изданию 1993 года – С. 391 – 406). Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и ступит. статья С.Н. Зенкина. – М.: Новое издательство, 2007. – 348 с. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / Пер. с англ. А. Башкирова. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Транзиткнига», 2004. – 635 с. Хейзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV века во Франции и Нидерландах / Пер. с нидерл. Д.В.Сильвестрова. – М.: Издательство «АЙРИС-пресс», 2004. – 539 с. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. – М.: Республика, 1996. – 448 с. Шер Я.А., Вишняцкий Л.Б., Бледнова Н.С. Происхождение знакового поведения. М.: Научный мир, 2004. – 208 с. Шкуратов В.А. Историческая психология: Учебное пособие. – М.: Смысл, 1997. – 505 с. Шлюмбом Ю. Детская комната: Социализация и воспитание в Германии в 1700-1850 гг. // Развитие личности. – 2003. – №2. – С. 171-186. Шмидт В.Ф. Дневник матери // Развитие личности. – 2002. № 3. С. 194–214.; № 4. С. 174–183; 2003. № 1. С. 229–240; № 2. С. 156–170; № 3. С. 195–210; №4. С. 211–216. Шмидт С.О. Декабристы в представлениях людей XX и XXI столетий // Развитие личности. – 2002. – №2. – С. 29 – 48. Шмидт С.О. Становление творческой личности А.С. Пушкина: московское детство// Развитие личности. – 2002. – №1. – С. 96 – 118. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – Т. 1: Образ и действительность. – 528 с.; Т. 2: Запад на закате. – 624 с. Элиаде М. Аспекты мифа. – М.: Академический Проект, 2001. – 240 с. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы. – М.: Ладомир, 2000. – 414 с. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 144 с. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / Пер. с фр. Г.А. Гельфанд; Науч. ред. А.Б. Никитин. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999. – 356 с. Элиас Н. Общество индивидов / Пер. с нем. – М.: Праксис, 2001. – 336 с. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Речь, 2002. – 416 с. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Пер. с англ. А. М. Каримского. – М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. – 560 с. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. – М.: Республика, 1994. – 528 с.
Дополнительная: Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. – 1989. – №3. – С. 3 – 13. Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95 – 197 / Пер. с фр. и предисл. В.Д. Балакина. – М.: Мол. гвардия, 2003. – 322 с. Арзамасцева И.Н. О концепции «детство» в древнеримской литературе // Развитие личности. – 2004. – №1. – С. 42 – 61; №2. – С. 28 – 38. Арон Р. Избранное: Измерения исторического сознания. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. – 528 с. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса // Советская этнография. – 1982. – №1. – С. 9 – 17. |