Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки




Скачать 98.63 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки
Дата11.01.2013
Размер98.63 Kb.
ТипПримерная программа
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Наименование дисциплины (модуля)

Педагогическая риторика





Рекомендуется для направления подготовки

032700 – Филология

профиль «Прикладная филология» (Русский язык)


Квалификация (степень) выпускника Бакалавр



  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Педагогическая риторика» являются:

  • получить представление о современной риторике как коммуникативной дисциплине;

  • овладеть умениями эффективного коммуникативного воздействия и взаимодействия с целью формирования успешной коммуникативной личности, способной к продуктивному общению в профессиональной педагогической сфере.


2. Место дисциплины в структуре ПООП

Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть.

Для изучения педагогической риторики необходимы знания, умения и навыки, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в процессе изучения основ филологии, введения в теорию коммуникации, основного языка/языков, введения в профильную подготовку («Преподавание филологических дисциплин (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур)»), лингвистического анализа текста в школе, литературоведческого анализа текста в школе, философии, культурологи.

Данная учебная дисциплина входит в систему дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение коммуникативной составляющей филологических наук и практики общения.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

  • умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

  • способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения и концепции в области педагогической риторики и иметь представление о сущности, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению учителя в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

Уметь: применять полученные знания в профессиональной педагогической и других видах деятельности в области риторической коммуникации;

Владеть: основными методами и приемами практической работы в области целенаправленной, эффективной, результативной и оптимальной коммуникации в сфере педагогической деятельности.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













лекции

Самостоятельная работа

Практические занятия

Коллоквиум




1

Введение: Риторика и ее задачи. Риторика как теория эффективного воздействия. Риторика как теория эффективной коммуникации. Риторика как теория оптимизации речи. Риторика как теория аргументации. Риторика теоретическая и практическая. Задачи и основные понятия практической риторики Эффективность и целенаправленность речевой коммуникации; проблемы ее оптимизации. Аспект результативности в речевой коммуникации. Осознанность / стихийность в речевой коммуникации. Оптимизация речевой коммуникации как проблема актуализации благоприятности взаимодействия говорящего и слушающего.

7

1-2

2

8

2

еженед.

Эссе – 1

Участие в практических занятиях - 2

2

Риторика общая и педагогическая: основные законы и принципы взаимодействия. Основные категории общей и педагогической риторики. Концепция гармонизирующего педагогического диалога. Риторический и педагогико-риторический идеал. Педагогическая риторика и принципы эффективного речевого общения. Гармонизирующий диалог. Вербальная агрессия и специфические формы речевого поведения в детской и молодежной субкультурах. Вербальная агрессия в педагогическом общении. Пути преодоления вербальной агрессии. Основные принципы контроля над вербальной агрессией. Речевой этикет как средство преодоления вербальной агрессии.


7

3-7

4

12

2

Лаб:4

еженед.

Тест / ПР / -3, 5

Участие в лаб. и практич. занятиях – 4,6,7

3

Риторическая деятельность учителя. Слушание в профессиональной деятельности учителя. Цели слушания; предварительная ориентировка в ситуации слушания, восприятие устного текста и его осмысление; контроль и оценка в процессе слушания. Виды слушания (глобальное, детальное, критическое). Способы слушания (рефлексивное, нерефлексивное, эмпатическое). Умение слушать как профессионально значимое умение. Учебно-речевые ситуации слушания: опрос, проверка задания, беседа, оценка ответов, разрешение дискуссионных вопросов и т.п.

7

8-10

2

8

Лаб:4


еженед.

Тест /ПР/- 8


Участие в лаборат. занятиях – 9, 10

4

Риторическая деятельность учителя. Чтение в профессиональной деятельности учителя. Чтение как процесс извлечения смысла из текста. Специфика понимания текста различного характера. Этапы работы с письменным текстом в процессе осмысления. Типы чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее). Роль графических компонентов в процессе чтения. Шумы в процессе чтения. Приемы запоминания прочитанного, формы и приемы воспроизведения прочитанного. Учебно-речевые ситуации чтения: проверка и оценка письменных текстов учащихся, подготовка к объяснению нового материала, подготовка к анализу художественной литературы, подготовка к дискуссии и т.п.

7

11-12

2

8


2

еженед.

Тест / ПР-11

Участие в лаборат. занятиях-12

5.

Риторическая деятельность учителя. Говорение и письмо в профессиональной деятельности учителя. Общее и различное в природе письменной и устной речи. Механизмы, обеспечивающие создание устных и письменных высказываний. Риторический аспект создания устных и письменных высказываний. Риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория и акция. Коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием письменных и устных высказываний: беседа, педагогический диалог, оценочные высказывания, подведение итогов, обобщение; общение с коллегами, родителями и т.п.

7

13-14

2

8



2

еженед.

Разработка письменного риторического текста / Разработка и осуществление устного риторического выступления в ситуации педагогического общения -13


Участие в лаборат. занятии –14


Зачет – 7.




5. Рекомендуемые образовательные технологии

Лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями учебных учреждений, государственных и общественных организаций, мастер-классы педагогов-риторов, экспертов и специалистов в области коммуникативистики и риторики (одна - две встречи: на 7-ой и 13-ой неделях).


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: написание эссе и иных письменных работ, выполнение практических заданий, связанных со сбором и анализом фактического и теоретического материала, решение задач, разбор конкретных ситуаций (метод кейса), подготовка к выполнению тестовых и творческих заданий и др. Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе практических и лабораторных занятий, на консультациях, при проверке выполненных заданий, в процессе самоконтроля.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

Ипполитова Н.А. Педагогическая риторика. М., 2001;

Михальская А.К. Педагогическая риторика : история и теория. М., 1998.

Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.

Основы общей риторики. Барнаул, 2000.


б) дополнительная литература:

Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М., 2003.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997.

Васильев Н.Н., Васильева Е.А. Технологии профессионального общения. Ярославль, 2000.

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

Ипполитова Н.А., Оршанская Е.Г. Культура речи учителя иностранного языка (Педагогическая риторика). М., 2004.

Иссерс О.С. Речевое воздействие. М., 2009.

Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 1999.

Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М., 2007.

Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 1999.

Ладыженская Т.А., Михальская А.К. Педагогическое речеведение : словарь-справочник. М., 1998.

Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М., 2006.

    Эффективная коммуникация : история, теория, практика : словарь-справочник. М., 2005.


в) программное и коммуникационное обеспечение:

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки: 032700 – Филология, профиль «Прикладная филология».


Разработчики:

профессор Алтайского государственного университета А.А. Чувакин

доцент Алтайского государственного университета Н.В. Панченко


/ Под ред. проф. А.А. Чувакина (Алтайский государственный университет).


Рецензент:

профессор Нижегородского государственного университета

им. Н.И.Лобачевского Г.С.Зайцева

Похожие:

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Риторика Рекомендуется для направления подготовки
«Отечественная филология», основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологи
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Практическая риторика Рекомендуется для направления подготовки
«Прикладная филология», основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологии
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История русского литературного языка Рекомендуется для направления подготовки
В процессе освоения данной учебной дисциплины обучающийся формирует и демонстрирует следующие компетенции
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Компьютерные технологии в обучении языку и литературе Рекомендуется для направления подготовки
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в литературоведение Рекомендуется для направления подготовки
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700–...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современный русский язык и культура речи Рекомендуется для направления подготовки
...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение в спецфилологию: введение в прикладную филологию Рекомендуется для направления подготовки
Дисциплина представляет собой вариант учебной дисциплины «Введение в спецфилологию», входящий в профиль «Прикладная филология» и...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Методика преподавания русского языка в средней школе Рекомендуется для направления подготовки
«Отечественная филология (Русский язык и литература)», «Преподавание филологических дисциплин (Русский язык и литература)»
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) «Иностранные языки (практический курс)» (Английский язык) Рекомендуется для направления подготовки
Целью освоения дисциплины «Иностранные языки (практический курс)» (на примере английского языка) является практическое овладение...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Педагогическая риторика Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История зарубежной (мировой) литературы Рекомендуется для направления подготовки
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница