Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей




НазваниеРазвитие конфликтологической компетентности будущих учителей
страница1/5
Дата11.01.2013
Размер0.59 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи





СГОННИКОВА Евгения Михайловна


РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ


13.00.08 – Теория и методика профессионального образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Шуя   2010


Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»



Научный руководитель:


доктор педагогических наук, профессор

Качалова Людмила Павловна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Дмитриева Елена Николаевна


кандидат педагогических наук, доцент

Шкабара Ирина Евгеньевна



Ведущая организация:


ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»





Защита состоится «16» сентября 2010 года в__часов на заседании Диссертационного совета Д 212.302.01 по присуждению ученой степени кандидата и доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: 155908, г. Шуя Ивановской обл., ул. Кооперативная, д. 24, ауд. 220.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»


Автореферат разослан « » _______2010 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент






Н.В. Лысых

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования проблемы и темы исследования. В соответствии с современным состоянием общества, которое характеризуется кризисом социально-политического и финансово-экономического взаимодействия, обостряются многочисленные конфликты в различных сферах общественной жизни. Система образования, являясь социальным институтом, должна реагировать на сложившуюся ситуацию и способствовать снижению напряженности и нестабильности в российском обществе через преодоление конфликтов между субъектами образовательного процесса. Однако будущие учителя не всегда оказываются способными конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Значительная часть выпускников педагогического вуза обладает низким уровнем конфликтологической компетентности и оказывается неспособна практически применять полученные знания. Одним из факторов повышения уровня конфликтологической компетентности у будущих учителей является поиск актуальных педагогических условий и средств организации данного процесса, практической реализации рефлексивно-творческого подхода к конструктивному разрешению педагогических конфликтов. В связи с этим в условиях модернизации российского образования в ряду ведущих проблем высших учебных заведений, имеющих социальную направленность и требующих незамедлительного разрешения актуальных противоречий, особое значение приобретает конфликтологическая компетентность будущего учителя.

Актуальность развития конфликтологической компетентности на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что социальный заказ государства в образовании предполагает развитие педагога, способного решать сложные социально-педагогические задачи, умеющего организовывать учебный процесс и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, легко адаптирующегося к новым обстоятельствам и стремящегося к самосовершенствованию, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании». Успешная реализация этой задачи определяется высоким уровнем профессиональной компетентности будущего педагога, оперативностью, гибкостью, самостоятельностью, творческим характером его педагогического мышления в процессе разрешения конфликтных ситуаций.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования проблемы развития конфликтологической компетентности будущих учителей обусловлена тем, что, несмотря на множество работ, посвященных проблеме педагогического конфликта (А.Я. Анцупов, В.И.Журавлев, М.М.Рыбакова, И.А. Рудакова, Б.И. Хасан и др.), компетентности и компетенции (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.В. Новогородцева, А.В. Хуторской, и др.), конфликтологической компетентности (В.В. Базелюк, Д.В. Ивченко, Н.В. Куклева, Е.П. Хорошилова и др.), педагогической рефлексии (А.А. Бизяева, Т.М. Давыденко, Л.П. Качалова, А.Я. Найн, Н.Я. Сайгушев и др.), и проблеме конструктивного разрешения педагогических конфликтов в образовательном процессе (К.В. Багмет, С.В. Баныкина и др.), необходимо отметить, что проблема развития конфликтологической компетентности будущих учителей недостаточно изучена, в частности, не в полной мере раскрыт потенциал комплекса рефлексивно-педагогических приемов в качестве средства, непосредственно направленного на развитие конфликтологической компетентности будущих учителей, не выявлены педагогические условия, способствующие повышению эффективности данного процесса.

На научно-методическом уровне актуальность определяется несоответствием между потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса развития конфликтологической компетентности и недостаточностью содержательного и методического аспектов использования комплекса рефлексивно-педагогических приемов в качестве средства развития конфликтологической компетентности будущих учителей в условиях современного образования. Причинами этого является отсутствие разработанной модели развития конфликтологической компетентности на основе комплекса рефлексивно-педагогических приемов.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие противоречия между:

  • возросшей потребностью общества и школы в педагогах, обладающих высоким уровнем конфликтологической компетентности, которые способны конструктивно разрешать конфликтные ситуации в педагогическом взаимодействии и существующей системой профессиональной подготовки будущих учителей, не обеспечивающей в полной мере развитие у них необходимых компетенций;

  • потребностью практики в теоретическом обосновании и методическом обеспечении процесса развития конфликтологической компетентности будущих учителей и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке.

На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: Каковы педагогические условия развития конфликтологической компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки?

Данная проблема определила выбор темы исследования «Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей».

Цель исследования: Теоретически обосновать и доказать опытно-экспериментальным путем эффективность педагогических условий развития конфликтологической компетентности у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих учителей.

Предмет исследования: развитие конфликтологической компетентности у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Гипотеза исследования: эффективное развитие конфликтологической компетентности у будущих учителей в процессе их подготовки в вузе возможно, если:

- выявлена сущность названной компетентности, а ее развитие определено как одна из приоритетных задач в целостной системе профессиональной подготовки учителя;

- создана и реализована в учебном процессе педагогического вуза структурно-функциональная модель развития конфликтологической компетентности у будущих учителей, включающая комплекс рефлексивно-педагогических приемов (мотивационно-побуждающие приемы; приемы заданного игрового моделирования; приемы конструктивного выхода из ситуации; приемы эвристического движения; приемы активного осмысления; приемы эмпатического соучастия; приемы творческой интроспекции; приемы творческого моделирования разрешения конфликта; приемы незаконченных педагогических предложений; приемы оценивающих работ «Я в конфликтной ситуации»; приемы самопознания; приемы многоступенчатого выбора; приемы алгоритмических предпосылок по разработке схемы анализа конфликтной ситуации; приемы творческого воплощения);

- реализован комплекс педагогических условий развития конфликтологической компетентности будущих учителей (введение терминологического словаря конфликтологических понятий и интенсифицирующее воздействие на развитие конфликтологической компетентности посредством комплекса рефлексивно-педагогических приемов с опорой на имеющийся опыт).

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Выявить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.

  2. Уточнить характеристики понятий «конфликтологическая компетентность» и «рефлексивно-педагогический прием», отражающих специфику содержания профессиональной подготовки будущих учителей в русле поставленной цели.

  3. Разработать структурно-функциональную модель развития конфликтологической компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки.

  4. Выявить и обосновать комплекс педагогических условий развития конфликтологической компетентности будущих учителей.

  5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность развития конфликтологической компетентности будущих учителей на основе использования комплекса рефлексивно-педагогических приемов.

Методологической основой исследования являются: системный подход, разработанный в философии и в педагогической науке (Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.); личностно-деятельностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.); компетентностный подход (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Д.А. Иванов, Ю.Е. Уфимцева и др.) и рефлексивно-творческий подход (В.В. Алексеев, М.В. Кумарин, Ю.Н. Кулюткин, Т.С. Сухобская и др.). Эти подходы позволяют рассматривать развитие конфликтологической компетентности будущих учителей на основе комплекса рефлексивно-педагогических приемов с позиции целостной системы компонентов в многообразных отношениях и связях.

Теоретическую основу исследования составляют труды ученых в области педагогики высшей школы (П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский и др.), представления о педагогическом конфликте как о необходимом условии развития личности (Ф.М. Бородкин, Б.С. Волков, В.И.Журавлев, Л.А. Петровская, В.П. Ратников, Б.И. Хасан, А.И. Шипилов и др.); представления о понятии педагогической рефлексии (Г.М. Андреева, А.А. Бизяева, В.К. Зарецкий, Л.П. Качалова, А.Ю. Лозовой, А.Я. Найн, Н.Я. Сайгушев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, С.Е. Смирнова, Л.А. Соколова и др.); представления о понятии компетенции и компетентности (И.Г. Галямина, В.С. Леднев, И.В. Новогородцева, О.В. Соколова, А.П. Тряпицына, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской, А.А. Черемисина, М.А.Чошанов и др.); представления о понятии конфликтологической компетентности (В.В. Базелюк, Е.Е. Ефимова, Д.В. Ивченко, Н.В. Куклева, В.И. Митюк Е.П.Хорошилова и др.); методы конфликтологических и психолого-педагогических исследований (А.Я. Анцупов, А.П. Беляева, Н.В. Гришина, М.А. Данилов и др.); теоретическому обоснованию содержания и особенностей конфликтов в педагогическом процессе (С.В. Баныкина, М.М. Рыбакова, С.Ю. Темина и др.); содержанию психолого-педагогической диагностики конфликтов в педагогическом процессе (Э.Ю. Васильев, М.М. Кашапов, Э.И. Киршбаум и др.); поиску механизмов конструктивного разрешения педагогических конфликтов (К.В. Багмет, А.С. Белкин, Л.В. Симонов, Н.Е. Щуркова и др.).

Методы исследования: теоретический анализ и синтез при изучении и обобщении научных источников; психолого-педагогический анализ учебного процесса; педагогическое моделирование; наблюдение; анкетирование; интервьюирование; беседа; тестирование; метод иллюстративно-монографического описания; метод изучения результатов деятельности; опытно-экспериментальная работа; статистические методы; анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (факультет иностранных языков и филологии), ГОУ ВПО «Шадринский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. Н.А. Шолохова» и НОУ ВПО «Уральский международный институт туризма». На разных этапах опытно-экспериметнальной работы было задействовано 130 студентов.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе исследования (2005-2006) осуществлялся теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, логико-методологический анализ понятий, были определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования. Уточнялись понятия «конфликтологическая компетентность» и «рефлексивно-педагогический прием». Намечена программа и методика эмпирической проверки гипотезы, определены цель и задачи опытно-экспериментальной работы. На данном этапе проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходного уровня сформированности конфликтологической компетентности у будущих учителей, изучалась степень соответствия содержания образовательно-воспитательного процесса в вузе целям и задачам подготовки будущих учителей к конфликтологически компетентной деятельности, обосновывалась психолого-педагогическая целесообразность его модернизации в аспекте разрешения выявленных противоречий.

На втором этапе исследования (2007-2008) продолжалось изучение психолого-педагогической литературы, уточнение гипотезы, разрабатывались теоретические основы опытно-экспериментальной работы, методические рекомендации к спецкурсу «Педагогическая конфликтология: конфликтологическая компетенция учителя»; намечались принципы организации работы; на основе системного, личностно-деятельностного, компетентностного и рефлексивно-творческого подходов, определенных в теоретической части исследования, и на основе констатирующего эксперимента была разработана структурно-функциональная модель развития конфликтологической компетентности будущих учителей посредством комплекса рефлексивно-педагогических приемов; подготовлена и проведена практическая реализация разработанной модели в учебно-воспитательном процессе (формирующий эксперимент). Основными на данном этапе явились эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, методы тестирования, метод анализа результатов деятельности будущих учителей, метод иллюстративно-монографического наблюдения.

На третьем этапе (2009-2010) осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались выводы, проводилось оформление диссертационного исследования (итогово-обобщающий этап). Основными на данном этапе явились методы качественной и количественной обработки результатов опытно-экспериментальной работы: анализ письменных работ и устных ответов студентов, обработка данных, метод иллюстративно-монографического наблюдения за развитием конфликтологической компетентности будущих учителей на основе комплекса рефлексивно-педагогических приемов.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

  • дополнены структурно-содержательные характеристики конфликтологической компетентности как единства мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого, рефлексивного и организационно-деятельностного компонентов;

  • разработан и обоснован комплекс рефлексивно-педагогических приемов, стимулирующих поиск конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций на основе анализа и критического осмысления поступков и обеспечивающих переход от объектной к субъектной позиции в процессе развития конфликтологической компетентности будущего учителя;

  • разработана структурно-функциональная модель развития конфликтологической компетентности, включающая в себя мотивационно-целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный блоки, реализация которой обеспечена комплексом содержательных и организационных педагогических условий;

  • выявлены и обоснованы уровни сформированности конфликтологической компетентности, отражающие переход будущего учителя от объектной к субъектной позиции.

    Теоретическая значимость исследования заключается:

  • в обогащении понятия конфликтологической компетентности будущего учителя, которую мы рассматриваем как интегративное качество личности, включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, рефлексивный и организационно-деятельностный компоненты, отражающие стремление к приобретению конфликтологических знаний, осознание профессиональной ответственности за принимаемые решения и применение навыков конструктивного разрешения педагогических конфликтов в адекватных ситуациях;

  • в уточнении понятия «рефлексивно-педагогический прием», как способ воздействия, направленный: на анализ и критическое осмысление поступков субъектов педагогического взаимодействия, формирование самооценки и построение программы самосовершенствования для конструктивного разрешения педагогических конфликтов;

  • в введении терминологического словаря конфликтологических понятий в профессиональную подготовку учителя;

  • в теоретическом обосновании структурно-функциональной модели развития конфликтологической компетентности будущих учителей.

    Практическая значимость исследования: разработаны и внедрены в практику образовательного процесса педагогического вуза программа и методические рекомендации, способствующие повышению уровня конфликтологической компетентности будущих учителей и стимулирующие научно-исследовательскую деятельность студентов. Автором разработаны и апробированы методические рекомендации к спецкурсу «Педагогическая конфликтология: конфликтологическая компетенция учителя», включающие совокупность типичных конфликтных ситуаций в педагогической деятельности, имеющие целью развитие практических умений и навыков поиска конструктивного решения для успешного осуществления педагогической деятельности и способствующие, в целом, развитию конфликтологической компетентности будущих учителей.

    Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены четкостью исходных методологических позиций, применением комплексной совокупности методов, соответствующих цели и задачам исследования; проведением исследования в неразрывной связи с практической деятельностью; сочетанием качественного и количественного анализа; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы; апробацией материалов исследования.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования на различных этапах докладывались, бсуждались и были одобрены на научных конференциях и семинарах: «Творческая рефлексия в контексте подготовки будущих учителей» (Шадринск, 2006); «Теоретический анализ основных понятий исследования по теме «педагогическая рефлексия как средство формирования готовности студентов к разрешению конфликтных ситуаций» (Шадринск, 2006); «Педагогическая рефлексия как средство активизации учащихся в процессе обучения иностранному языку» (Бирск, 2006); «Роль педагогической рефлексии в воспитании конфликтологической компетенции учителя» (Шадринск, 2007); «Конфликтная компетентность учителя в аспекте личностно-ориентированного обучения» (Москва, 2007); «Структурно-содержательная характеристика конфликтологической компетенции» (Москва, 2008); «Педагогическая рефлексия и формирование конфликтологической компетенции» (Екатеринбург, 2008); «Комплекс рефлексивно-педагогических приемов как средство воспитания конфликтологической компетенции» (Воронеж, 2009); «Педагогическая рефлексия как средство достижения эффективности обучения» (Екатеринбург, 2009); «Реализация компетентностного подхода в воспитании конфликтологической компетенции будущих учителей» (Екатеринбург, 2009); «Комплекс педагогических условий развития конфликтологической компетентности» (Екатеринбург, 2009), «Конфликтологическая компетенция: воспитание или формирование?» (Красноярск, 2009), «Конфликтологическая компетентность будущих учителей в рамках гуманизации образования» (Магнитогорск, 2009), «Модель воспитания конфликтолгической компетентности на основе комплекса рефлексивно-педагогических приемов» (Москва, 2009).

    Результаты диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», ГОУ ВПО «Шадринский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. Н.А. Шолохова» и НОУ ВПО «Уральский международный институт туризма», о чем имеются акты о внедрении.

Положения, выносимые на защиту:

    1. Закономерность развития конфликтологической компетентности будущих учителей на основе комплекса рефлексивно-педагогических приемов заключается в органичном переходе будущих учителей от объектной к субъектной позиции при разрешении конфликтных ситуаций в образовательном процессе, в последовательном усвоении компонентов конфликтологической компетентности, в стремлении к конструктивному исходу при разрешении педагогических конфликтов в образовательном процессе.

    2. Структурно-функциональная модель развития конфликтологической компетентности будущих учителей, состоящую из четырех блоков: мотивационно-целевого, содержательного, процессуального и оценочно-результативного и предполагает целевое согласование взаимодействия структурно-содержательных компонентов конфликтологической компетентности с функциями рефлексивно-педагогических приемов.

    3. Успешность реализации разработанной структурно-функциональной модели обеспечивается при соблюдении комплекса педагогических условий (введение терминологического словаря конфликтологических понятий и интенсифицирующее воздействие на развитие конфликтологической компетентности посредством комплекса рефлексивно-педагогических приемов с опорой на имеющийся опыт).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во Введении дано обоснование актуальности темы, сформулированы противоречия, обуславливающие выбор проблемы, определены цель, объект, предмет, сформулированы гипотеза и задачи исследования, отражены методы исследования, обозначены новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Развитие конфликтологической ко мпетентности как педагогическая проблема» рассматриваются теоретические аспекты проблемы в философских, психологических и педагогических исследованиях; определятся конфликтологическая компетентность, выявляется ее сущность и содержание; уточняется понятие рефлексивно-педагогических приемов как средства развития конфликтологической компетентности.

Проблема развития конфликтологической компетентности у будущих учителей занимает одно из важных мест в современных научных исследованиях. Для более точного определения понятия «конфликтологическая компетентность» мы обратились к теоретическому анализу философской, социологической, психолого-педагогической, литературы и рассмотрели исходные понятия «конфликтология», «педагогическая конфликтология» и «компетентность».

В философском аспекте конфликтология представляет собой область научных знаний о путях и способах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий в жизни общества, государства; в социально-психологическом – область научных знаний о путях и способах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий и гармонизации отношений между отдельными людьми, группами, объединениями. В педагогическом аспекте конфликтология определяется как область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе.

Особо следует выделить отдельное направление в данной науке - педагогическую конфликтологию, которая возникла как синтетическая отрасль научных знаний о педагогических конфликтах вследствие межнаучного взаимодействия конфликтологии и педагогики и в настоящее время находится в стадии становления. Педагогическая конфликтология представляет собой отрасль научных знаний о природе, причинах, видах педагогических конфликтов, динамике возникновения и формах их развития, способах их предупреждения и конструктивного разрешения.

Под компетентностью в социальном плане подразумевается совокупность знаниевых компонентов в структуре сознания человека, то есть система информации о наиболее существенных сторонах жизни и деятельности человека, способах реализации своих компетенций; в педагогическом плане компетентность - это профессионально-сформированное качество личности, включающее деятельностные, процессуальные знания о способах реализации компетенций.

Обращаясь к анализу научной литературы, мы находим различные подходы к определению понятия «конфликтологическая компетентность», которая рассматривается как: 1) «интегральная характеристика субъективной стороны профессионального труда, качество человека как субъекта труда, сочетание психических свойств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, способность выполнять определенные трудовые функции в ситуациях межличностного конфликта с субъектами профессиональной деятельности» (Д.В. Ивченко); 2) «уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной или педагогической ситуации» (Б.И. Хасан); 3) «интегративное свойство личности будущего учителя, характеризующее его конфликтологическую готовность к разрешению педагогических конфликтов, обеспечивающую эффективную реализацию сформированных соответствующих базовых конфликтологических компетенций в реальной педагогической деятельности» (В.В. Базелюк).

Синтезировав вышеизложенные исходные понятия и проанализировав имеющиеся исследования, под конфликологической компетентностью мы будем понимать интегративное качество личности, включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, рефлексивный и организационно-деятельностный компоненты, отражающие стремление к приобретению конфликтологических знаний, осознание профессиональной ответственности за принимаемые решения и применение навыков конструктивного разрешения педагогических конфликтов в адекватных ситуациях.

В современной психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к выделению компонентов конфликтологической компетентности. Проанализировав имеющиеся исследования (В.В. Базелюк, Е.Е. Ефимова, Д.В. Ивченко, Н.В. Куклева, В.И. Митюк, Е.П.Хорошилова и др.), структурно-содержательную характеристику конфликтолгической компетентности в нашем исследовании мы рассматриваем как сочетание следующих компонентов: мотивационно-ценностного (система побуждений, вовлекающих или препятствующих вступлению индивида в конфликтное взаимодействие с окружающими), когнитивного (знания по теории и практике педагогического конфликта, стили конфликтного поведения и их применимость в различных ситуациях), эмоционально-волевого (проявление настойчивости, воли, дополнительных усилий, способность к саморегуляции, самодисциплине, наличие самоконтроля, адаптационной мобильности), рефлексивного (отражение анализа своей личности, своих собственных состояний и действий в педагогическом конфликте, понимание состояния и действий другого субъекта педагогического конфликта) и организационно-деятельностного (способность к практической реализации конфликтологических знаний и умений).

В качестве средства развития вышеназванных компонентов конфликтологической компетентности будущего учителя мы рассматриваем комплекс рефлексивно-педагогических приемов. Обращаясь к определениям понятий «комплекс» и «прием», мы находим, что в самом общем смысле комплекс– это совокупность предметов, действий, свойств или явлений, составляющих одно целое, а приём – это способ познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни.

Опираясь на эти определения, в нашем исследовании под рефлексивно-педагогическими приемами, направленными на становление компонентов конфликтологической компетентности, мы понимаем способы воздействия, направленные на анализ и критическое осмысление поступков субъектов педагогического взаимодействия, формирование самооценки и построение программы самосовершенствования для конструктивного разрешения педагогических конфликтов.

Нами были рассмотрены различные приемы и на этой основе разработан комплекс рефлексивно-педагогических приемов:

  1. Мотивационно – побуждающие приемы: 1) создание задачи, опирающейся на прошлый опыт в области разрешения конфликтной ситуации; 2) создание конфликтной ситуации, близкой к предыдущей по внешним признакам, но не позволяющей разрешить её известным способом; 3) дискуссия по выявлению «дефицита» конфликтологических знаний для разрешения предыдущей ситуации; 4) постановка целей и задач на основе анализа своих знаний, и «дефицита» знаний, необходимых для конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

  2. Приемы алгоритмических предпосылок по разработке схемы анализа конфликтной ситуации: разработка схемы рефлексивного анализа конфликтной ситуации преподавателем совместно с будущими учителями.

  3. Приемы творческого воплощения: 1) описание возникшей ситуации; 2) определение ее причин и содержания; 3) описание ситуации глазами ученика и учителя; 4) определение момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт; 5) определение приемов воздействия; 6) анализ поведения субъектов конфликтного взаимодействия и ошибки; 7) описание вариантов отношений с учеником после конфликта.

  4. Приемы многоступенчатого выбора: 1) выбор наиболее трудного, наиболее лёгкого, наиболее понравившегося задания; 2) из наиболее понравившихся заданий выбор тех, за которые учитель положительно оценит; 3) самостоятельный поиск нового способа разрешения конфликтных ситуаций из числа наиболее трудных, наиболее лёгких и наиболее понравившихся заданий.

  5. Приемы оценивающих работ «Я в конфликтной ситуации»: 1) написание работ по блочному принципу - работа состоит из четырех блоков - терминологический блок, блок на установление общего компонента в предложенных заданиях, блок «чистого знания» и блок написания сочинений и рефератов на заданную тему с применением конфликтологических знаний и рефлексивно-аналитических навыков.

  6. Приемы активного осмысления: рефлексивно-творческие дискуссии, дебаты, круглые столы, мозговой штурм - обсуждение и решение проблемы, выслушивание точек зрения других людей, способность увидеть многомерность задачи.

  7. Приемы эвристического движения: ответить на вопросы в процессе разрешения конфликтной ситуации: «Какова истинная первопричина возникшей ситуации и что явилось поводом для ее возникновения?», «Кто вовлечен в конфликт и почему?», «Кто заинтересован в конфликте и почему?», «Кто инициатор конфликта, кто жертва, кто наблюдатель, кто подстрекатель?», «Кто может быть посредником в разрешении конфликта?», «С чего следует начать разрешение конфликта?», «Каков наиболее продуктивный вариант разрешения конфликта?».

  8. Приемы творческого моделирования разрешения конфликта: 1) смоделировать, изобразить в виде схемы, рисунка ситуации возникновения конфликта; 2) смоделировать все вероятностные стратегии поведения участников конфликта и выхода из него; 3) детально смоделировать собственные шаги, действия по выходу из ситуации и разрешению ее; 4) смоделировать все возможные компромиссы; 5) составить обобщенную модель своих действий по разрешению конфликта.

  9. Приемы эмпатического соучастия: (личная аналогия) основан на технике вчувствования во внутренние переживания оппонента.

  10. Приемы творческой интроспекции: участник конфликтной ситуации ставит себя на место своего оппонента, воспроизводит чувства, которые, по его мнению, этот оппонент испытал в данной ситуации; делает вывод о мотивах и внешних побудителях поведения, целях и устремлениях.

  11. Приемы заданного игрового моделирования: 1) представление себя в роли участников конфликтной ситуации, демонстрация варианта ее разрешения и возможных отношений между ее участниками после разрешения; 2) оспаривание оппонентами предложенных вариантов разрешения конфликтных ситуаций; попытка доказать конструктивность варианта разрешения ситуаций; 3) использование консультации для конструктивного обмена мыслями; 4) выяснение истинных мотивов и целей участников конфликта, определение зоны взаимных интересов.

  12. Приемы конструктивного выхода из ситуации («шаг за шагом»): 1) выслушать всех участников конфликта; 2) проанализировать ситуацию; 3) представить себе как будут развиваться события; 4) мысленно проиграть применение всех известных методов разрешения конфликта с учетом ситуации; 5) выбрать наиболее оптимальный вариант разрешения; 6) определить наилучшее место, время и условия, возможные компромиссы для разрешения конфликта; 7) разрешить конфликт и извлечь из него урок.

  13. Приемы незаконченных педагогических предложений: будущим учителям предлагается продолжить мысль и закончить предложение, обосновывая свои высказывания.

  14. Приемы самопознания: составление «Карты знаний»: указание открытий, трудностей, вопросов, возвратных ходов, воспроизведение в письменной форме своего пути движения в учебном материале при овладении конфликтологическими знаниями.

Основное воздействие, оказываемое рефлексивно-педагогическими приемами на развитие компонентов конфликтологической компетентности отражено в табл.1. Однако, необходимо отметить, что каждый отдельно взятый прием оптимально способствует становлению всех компонентов конфликтологической компетентности у будущих учителей.

Таблица 1.

Комплекс рефлексивно-педагогических приемов,

направленных на развитие компонентов конфликтологической компетентности



  1   2   3   4   5

Похожие:

Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей iconАндросова М. П. Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста в условиях сельского доу
Абрамова Н. А. Управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-развивающего образования. Якутск:...
Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей iconПлан работы шмо учителей естественно-математического цикла 2010 2011 уч год
Цель: развитие профессиональной компетентности учителей, направленное на создание
Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей iconРазвитие социальной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта в вузе
Гоу впо «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр им. В. И. Ленина, 76
Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей iconФормирование готовности будущих учителей иностранного языка к реализации региональной языковой образовательной политики
Автор акцентирует внимание на принципах подготовки будущих учителей к данному виду деятельности и на результатах эксперимента, который...
Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей iconФормирование полихудожественной компетентности будущих учителей изобразительного искусства
Защита состоится 24 декабря 2010 г в 10. 00 час на заседании диссертационного совета д 212. 027. 02 в Волгоградском государст­венном...
Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей iconРабочая программа по дисциплине (Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе)
Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий...
Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей iconСтановление и развитие конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период
Работа выполнена на кафедре социальной психологии и педагогики ноу впо «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»
Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей iconРазвитие творческого потенциала будущих учителей образовательной области «искусство» (в системе педагогического образования)
Защита диссертации состоится «26» сентября 2006 г в 15. 30 час на заседании диссертационного совета д 008. 015. 01 в Государственном...
Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей iconФормирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе

Развитие конфликтологической компетентности будущих учителей iconКарагандинский государственный медицинский университет сферы компетентности выпускника
Методическое пособие предназначено для преподавателей вуза и сотрудников научных лабораторий. В данном методическом пособии изложены...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница