Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края




Скачать 216.65 Kb.
НазваниеЛегенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края
Дата11.01.2013
Размер216.65 Kb.
ТипДокументы
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края.

Подборка сделана учителем биологии МБОУ СОШ№8

г. Каменск – Шахтинска Слизкой В.Ф.


«Заветной мечтой моей всегда было видеть, чтобы люди останавливались у растений с таким же интересом, с таким же затаенным дыханием, с каким останавливаются они перед новым паровозом, усовершенствованным трактором, невиданным еще комбайном, незнакомым самолетом, или перед неизвестной конструкцией машины»

Иван Владимирович Мичурин.

Эти слова были сказаны выдающимся русским ученым много

лет назад, но остаются актуальными и в наше время. Мир растений – это удивительный мир живых существ, от которых зависит жизнь всего живого на нашей планете. Это нам известно из учебников, это мы слышали на уроках биологии. Мы любуемся самыми красивыми цветами, восхищаемся самыми большими деревьями, читаем об удивительных растениях в энциклопедиях и справочниках, как правило, не обращаем внимания на растения, растущие возле нашего дома, в нашем микрорайоне, городе. И почти ничего не знаем о дикорастущих деревьях и кустарниках. Вот тополь, это акация, вяз, ясень. Это шиповник, боярышник. Но очень мало знаем, или ничего не знаем о траве, растущей у нашего дома, которая рядом с нами всегда с самого детства.

Что она из себя представляет? Какое имеет название? Может быть, стоит остановиться и присмотреться к ней «с таким же интересом, с таким же затаенным дыханием» с каким мы останавливаемся перед диковинной вещицей?

Кроме того, почти все травянистые растения нашего края имеют чудодейственную лекарственную силу.


Я не степью хожу - я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты - природой написанный странный рецепт.

За полоской слабительных резко запахли

Удивительно сильные мятные капли.

Масса детской присыпки качается тут,

И прекрасные рвотные дико растут.

И мне видится: тонкие корешки

В аккуратные сыплются порошки,

И качаются склянки с ромашкой на пробке,

И пилюли слагаются с веток в коробки.

Вы горячкой больны - вам накапали степь,

Вы в жару - нате степь в лопуховом листе...

С.Кирсанов.

Чтобы рассказать детям о самых обычных растениях нашей малой Родины, я собрала из разных источников стихи, сказки и легенды о них. Это позволяет сделать уроки биологии более интересными, привить любовь к родной природе, расширить кругозор учащихся, провести межпредметные связи с географией, историей, литературой. Некоторые из них представляю вашему вниманию. Они могут пригодиться как на уроках, так и для внеурочных мероприятий.


Зверобой продырявленный (Ивановская трава, Иванова кровь, кровавник, семибратная кровь, хворобой)


Листочки – парные.

Цветочки – янтарные,

Плоды коварные:

И лечат и калечат.

Народное название «Ивановская трава» связано с тем, что зверобой начинает цвести в Иванов день, а название «Иванова кровь» — с легендой о смерти Иоанна-Крестителя.

Царь Галилеи Ирод заключил Иоанна Крестителя в темницу за то, что Иоанн обличил Ирода в прелюбодеянии и сказал, что он не должен был жениться на Иродиаде — жене своего брата. Иродиада возненавидела Крестителя и, втайне желая его погубить, всячески настраивала Ирода против пророка. Ирод же боялся Иоанна, считая его святым и прислушиваясь к его проповедям, но в то же время страшился народного гнева, если с Иоанном случится что-то недоброе. Однако Иродиада сумела выждать момент. По случаю своего дня рождения Ирод давал пир приближенным. Коронным номером программы была пляска дочери Иродиады — красавицы Саломеи. Растроганный и восхищенный царь Ирод сказал девице, что исполнит любое ее желание. Саломея, посоветовавшись с матерью, попросила голову Иоанна Крестителя. Царю не понравилась эта просьба, но слово было дано при таком количестве свидетелей, что отступить было невозможно. И вынужден был Ирод послать оруженосца с приказанием
принести голову Крестителя на блюде. Что и было исполнено. Но пока палач нес на блюде голову пророка во дворец, на землю упало несколько капель крови, и на том месте выросла трава, впитавшая кровь Иоанна. Это трава зверобоя. Листья и лепестки венчика зверобоя содержат ярко-красный пигмент, похожий на кровь.

Наиболее известное название — зверобой — произошло, по одним предположениям, от казахского «джерабай», обозначающего «целитель ран», по другим из-за способности зверобоя вызывать заболевание овец. Причем заболевали не все животные, в корм которых попал зверобой, а только белые либо пестрые и только в яркий солнечный день. На голове у таких животных образуются припухлости, разрастающиеся в язвы, появляется сильнейший зуд. При сильном отравлении животное может даже погибнуть. Но стоит заболевшей овце перейти в тень, через некоторое время все болезненные явления исчезают. Оказывается, некоторые вещества, содержащиеся в этой траве, повышают чувствительность кожи к ультрафиолетовым лучам.

На Дону зверобой считался волшебным растением. В сельской местности, набивая детям матрацы, к соломе обязательно добавляли богородскую траву- чабрец, чтобы ребенку снились сладкие сны, и зверобой, чтобы запах этого растения ограждал ребенка от испуга во сне. А взрослые парни и девушки гадали на стеблях зверобоя. Скрутят в руках и смотрят, какой сок появится: если красный- значит, любит, если бесцветный — не любит. Старики считали, что зверобой отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей.




Ковыль.

В степи седой, как пыль,

Колышется ковыль.


Милая, родная Донская степь. Сколько же утренних зорь, весенних и летних ночей провел в Донской степи уроженец этих мест, известных всему миру писатель М.А. Шолохов, чтобы в своих произведениях рассказать о прелестях донской степи, красивой во все времена года. «Родимая степь под низким донским небом. Ковыльный простор с многочисленными курганами, в мудром молчании берегущими зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по-сыновьи целую тебя» «Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывал, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа» ( «Тихий Дон»)

Донская степь - пора буйного разгула степной природы. Каких только трав не
растет в наших краях... Но ковыль, особенная голубая трава – символ степи.
Легенда рассказывает, что после великого сражения с монголо - татарами пришли люди на поле битвы и начали хоронить тысячи убитых русичей, но их было так много, что холмиков могильных делать не стали , разровняли землю, чтобы ромашки в степи выросли и другие цветы. Только вместо ромашки, чудная трава стала произрастать, жесткая, стеблистая, а под осень каждая травинка выбросила белые волосы. Поседела, выходит, в поле от горюшка людского. В старину ковыль - траву за украшение считали. Всем бы хорош ковыль, только красота иной раз бедой обворачивается. Овцы, коровы набредут на, ковыльные заросли, досыта наедятся - гибнут все.

Еще ковыль - это растение - барометр. Его ось, как часовая пружинка, изменяется от влажности воздуха.

И в песнях казаки ковыль вспоминают.

Да ни травушка,

Она не ковылушка,

Да не ковылушка.


Не ковылушка, ой!

Да немножачка,

Да тебе травушки посеяно

Да ну посеяно.


Ну, посеяно, ой!

Да немножачка,

Да тебе травушки породилось,

Да ну породилось.


Ну, породилась, ой!

Да запимала ж да трава

Да она землю лучшаю,

Да землю лучшаю.


Ландыш.

Цветок как бубенчик,

Беленький венчик.

Цветет он не пышно,

Звенит ли? Не слышно…



Что это? Конечно самый ароматный цветок нашего края – ландыш.

Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».

Происхождение русского названия неясно. Существует несколько предположений. Согласно одному, слово ландыш произошло от «гладыш» — из-за гладких листьев, по другому – от слова «ладан» - за приятный запах цветков; по третьему – от польского выражения, обозначающего «ушко лани».

Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтичных легенд. Старинное русское предание рассказывает о безнадежной любви водяной царевны Волховы к удалому Садко. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она среди стройных берез Садко и Любаву. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слезы покатились из ее синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы - символ верности, любви и нежности. Убитая горем, навсегда ушла Волхова в свое холодное подводное царство.

У народов Западной Европы ландыши - это и жилища маленьких лесных человечков - эльфов, и ожерелье Белоснежки превратившееся в серебристые колокольчики. По другим преданиям - это фонарики гномов.

В христианской мифологии ландыши - это горючие слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А. И. Куприн, С. Ковалевская, Чайковский, А. А. Фет. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь и верность.

Полные восхищения стихи посвятил ландышу Валерий Брюсов:

Ландыш милый, ландыш нежный

Белый ландыш, ландыш снежный

Наш цветок!

Встал ты меж зеленых створок,

Чтоб тебя, кто только зорок,

Видеть мог.

Колокольчики качая

В воздухе веселом мая,

Бел и чист.


Ты, как звезды, в травах светишь.

Ты узором тонким метишь

Полный лист.

Восковой и весь нездешний

Ты блаженней, ты безгрешней

Всех цветов.

Белый, белый, белый, белый

Беспорочный, онемелый

Тайный зов...

Та же тема неразрывности весны и ландыша звучит в стихотво­рении С. Я. Маршака:

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят,

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

Любимый поэтами цветок известен и как лекарственное растение, выдержавшее испытание временем. С древности и по настоящее время он широко применяется в медицине. Особой популярностью он пользовался в средние века. Известно, что Коперник был не только великим ученым, современники его знали главным образом как хорошего врача. Сохранился его прижизненный портрет, на котором ученый изображен с цветком ландыша в руке. В те времена ландыш был символом врачебного искусства.


ЛОПУХ (репейник)

Не тот лопух, что в зарослях у стен

А тот, кто, мучаясь подагрой и лысея,

Лопух ногою топчет, между тем,

Познать целебность корня, не умея.

А. Бузни



Русское название «лопух» произошло от древнерусского «лоп» лист, растение получило его из-за широких листьев. Латинское название лопуха – лапа томентоза: «лаппа» - от греческого «хвататься», «цепляться», а «томентоза» по латыни означает «войлочная». Действительно, какое растение может быть навязчивее лопуха? Даже само слово «лопух» приобрело нарицательное значение и в разговор» речи применяется ко всем растениям с крупными листьями, а так же к людям простоватым, которых ничего не стоит обмануть. В этом отразилось представление о лопухе как о самом обычном растении, которое можно встретить под любым забором и в каждой канаве. И, кажется, что нет ничего проще лопуха. А между тем уже в древности его отличали как лекарственное растение. Из летописей известно, что в лекарственных целях широко использовал лопух врач Александра Невского. Кроме того, корни этого растения не только богаты витаминами, они содержат 12% белковых веществ,0,8% жиров и 45% углеводов. Их можно использовать в пищу, они не только питательны, но и вкусны.

А вот такую люди о нем сложили загадку:

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держится на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь –

На себе их все найдешь.


ТИМЬЯН ПОЛЗУЧИЙ

(чабрец, богородская трава, лимонный душок и др.)


Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых,

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай.

Что за травка, отвечай?

Конечно это чабрец, душистее растения в нашей местности просто не найти.

Есть версия, что чабрец является древнейшим культовым растением, у всех народов существовал обычай принесения чабреца в жертву богам: обычно он сжигался в храмах или на алтарях. Благоуханный дым возносился к небу, лаская обоняние богов и вызывая их благосклонность. В Древней Греции он посвящался Афродите, в Риме — богу времени Сатурну, а на Дону чабрец называют богородской травой. В обычае было в день Успения Богородицы пучками ароматной травы украшать ее иконы. Видовое название свидетельствует об особенностях расположения растения в пространстве: стебли его «ползают».

С древности чабрец почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь. Наверное, поэтому нюхали измельченный в порошок чабрец при обмороках, использовали в приготовлении настоек от кашля, добавляли в травяные сборы для придания особого аромата травяному чаю.

Чабрец предпочитает открытые солнечные места, лучше всего растет на каменистой песчаной или меловой почве. При заготовке травы следует быть очень осторожными, срывать или срезать только молодые цветущие побеги, т.к. сильно нарушенные растения восстанавливаются плохо.


Полынь горькая (нехворощь, дурнопьян)


Представить нашу степь без полыни невозможно.

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода,

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще меда.

Не знаю как другой, но я

Весь слух, весь – жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

А.Г.Гарнакерьян.


Считалось, что полынь охраняет от дурного влияния и несчастья.

Русское название полынь произошло от славянского «полети» — гореть, опять-таки из-за очень горького вкуса, от которого во рту горит.

На Руси — это обрядовое растение. В начале лета праздновали девичий праздник Семик. В этот день молодежь «гоняла русалок». Девушки весь день носили полынь у себя под мышками для пред. охранения от ведьм и русалок. Увидев девушку с растрепанными волосами, на вопрос ее: «Что у тебя в руках?» нельзя отвечать «мя­та» или «петрушка», иначе русалка защекочет до смерти. Нужно сказать «полынь» — и русалка тотчас исчезнет. Кроме того, в праздник полынь служила приворотным зельем, стоило только во время игр хлестнуть избранника стеблями полыни.

У многих поэтов и писателей полынь ассоциируется с образом Родины. Известность приобрела повесть о емшан-траве (тюркское назва­ние полыни), содержащаяся в Волынской летописи и переложенная на стихи в XIX в. поэтом А. Н. Майковым. Поэма названа «Емшан».

Два брата-хана — Сырчан и Отрок — кочевали в широкой половецкой степи, совершали набеги на Русь, брали богатый полон, пировали, празднуя победу. Но пришлось жестоко поплатиться им за грабежи на русской земле.

То с русской силой Мономах

Всесокрушающий явился —

Сырчан в донских залег мелях,

Отрок в горах Кавказских скрылся!

Долго не могли оправиться ханы от разгрома, но вот умер Моно­мах, и захотел Сырчан, чтобы вернулся брат в родные степи. Шлет он к нему певца с наказом:

Он там богат, он царь тех стран,

Владыка надо всем Кавказом —

Скажи ему, чтоб бросил все,

Что умер враг, что спали цепи,


Чтоб шел в наследие свое,

В благоухающие степи!

Но Отрок равнодушно внимает призыву брата, напевы родных песен не трогают его. Он подает знак, чтобы певца увели.

И взял пучок травы степной

Тогда певец и подал хану —

И смотрит хан — и, сам не свой,

Как бы почуяв в сердце рану.

Запах степной полыни пробудил у хана воспоминания о родине.

И вдруг, взмахнувши кулаком,

«Не царь я больше вам отныне! —

Воскликнул: смерть в краю родном

Милей, чем слава на чужбине!»


Не менее трогательные строки посвятил полыни современный поэт А.Малышко:

В степи былинной где-то кони мчат,

Над степью в небе лебеди кричат

И свист стрелы, пронзительный и злой,

Полынь трава, ты слышишь над собой.

А ты встаешь из-под крутых копыт,

Свой стойкий дух, как иллюзорный щит,

Вновь поднимаешь, богатырь былинный,

Ты, дерзкий куст, мой горький куст полынный!

В старину считалось, что полынь впитала в себя всю горечь люд­ских страданий, и поэтому нет травы горше полыни. Древнеримский поэт Овидий писал: «Печальный полынь торчит по пустынным полям, горькое растение соответствует своему месту». За горечь полынь названа вдовьей травой, и сама она стала олицетворением горечи:

«горька, как полынь», — часто говорим мы. О ней сложены поговорки:

Полынь после меду горче самой себя,

Чужая жена — лебедушка, а своя — полынь горькая,

Речи как мед, а дело — как полынь.

Но это очень ценное лекарственное растение. Для лечения болезней полынь используют с глубокой древности. Плиний писал, что путник, имеющий при себе полынь, не почувст­вует усталости в дальней дороге. Ее применяли при желудочных и разных заболеваниях, в качестве мочегонного и глистогонного средства, при лихорадке и т. п. Авиценна рекомендовал ее при морской болезни. Он говорил о ней: «...Это прекрасное, удивительное лекарство (для аппетита), если пить ее отвар и выжатый сок десять дней», отзывался о ней как о сильнейшем противоядии, а также считал, если развести чернила соком полыни, мышь не будет грызть нап­исанную ими книгу. Очевидно, эта проблема была актуальной и тысячу лет назад. В средние века полынью лечили самые разные заболевания и прежде всего желудочные.


КРАПИВА ДВУДОМНАЯ

Все знают сказку Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди», в которой принцесса Эльза плела своим братьям рубашки , чтобы расколдовать их.

По словам доброй волшебницы, принцесса могла только одним
способом спасти своих братьев — диких лебедей: сплести для них кольчуги из стеблей крапивы. Возможно ли это? Да, потому что это растение в давние времена использовалось для получения волокон, из которых ткали ткани. Крапива получила свое название отдревнерусского слова «коприна» - шелк.

У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы - ведьм и русалок. Поэтому на Ивана Купала по хлевам вешали пучки крапивы. По народному поверью, русалки и ведьмы больше всего боятся осины и крапивы. Следующее за Троициным днем воскресенье называют «Русальным говеньем» и «Крапивным заговеньем». В этот день для защиты от русалок принято было стегать друг друга крапивой.

Крапива используется также и в пищу. Из ее листьев готовят супы, салаты, пюре. Особенно популярна она в меню кавказских народов, известных своим долголетием. Ее употребляют отваренной в молоке, в качестве начинки в варениках и рожках, в смеси с толчеными орехами и пряностями. Бабушка рассказывала, что ели ее и у нас на Дону в тяжелые военные и послевоенные времена.

Не один раз благодаря своей питательности крапива выручала народ в тяжелые годы испытаний:

Я цветы обходил стороной

Их считал за ненужное диво.

Я искал те места, где крапива

Неприступной стояла стеной.

Обжигаясь зеленым огнем,

Обрезал ей колючие ножки.

Необычного цвета лепешки,

Обжигаясь, мы ели потом.

Улыбаюсь любому счастливо.

На задворках стоит крапива,

Словно память тех грозных годов.

В.Сергин.


Народный фольклор отмечает:

«Жгуча крапива родится, да в щах пригодится».

Стебли крапивы покрыты большим количеством жгучих волосков, поэтому она очень жгучая. Это тоже отражено в пословицах и загадках. «С ним водиться, что в крапиву садиться», «Хоть и не огонь, а жжется», «Сама холодная, а обжигает», «Какую траву и слепой знает?».

Как лекарственное растение крапива известна давно и используется и сейчас. Кроме того это настоящая кладовая витаминов: витамин К, аскорбиновая кислота, каротин, витамины группы В, органические кислоты.


Бессмертник.


Нельзя не упомянуть еще об одном травянистом растении донской степи – бессмертнике. Его название говорит само за себя. Но вот какую легенду о нем сложил народ. Давно это было. Во времена татарского нашествия на Русь.

У одной женщины — казачки погибла вся родня в боях, дом был сожжен, муж,

будучи раненым, попал в плен. Угнали в плен и ее престарелого отца и

малолетнего сынишку. Погоревала она и... пошла по следам завоевателей. Долго

она шла через безлюдные степи, жара и холод донимали ее. Бездолье. Лишь

волки выли по ночам. Шла она больше года.

В изветшавшем, оборванном платье, босая, с обветренным лицом и

кровоточившими воспаленными губами пришла она в Орду. Воины привели ее к

хану. «Что ты хочешь, женщина? И откуда ты?» - спросил хан. Она ответила:

«Твои воины уничтожили наш хутор, вытоптали поля, угнали скот, многих

людей убили или угнали с собой. Я осталась одна. Пришла к тебе, хан. У тебя в

плену мой престарелый отец, малолетний сын и муж. Без них я не смогу жить.

Разреши мне, хан, взять их домой, а если нельзя, то я лучше останусь здесь и в

неволе разделю их судьбу»...

Хан задумался. Он понял, какой подвиг совершила эта женщина, и оценил его:«Ты мужественная женщина и достойна награды! Ты - верная жена, любящая мать и дочь». Хан решил проверить ее ум: «Всех отпустить я не могу. Выбери из них кого хочешь, но одного».

Женщина задумалась, опустила голову, и слезы закапали из ее глаз. Затем она

подняла голову и, глядя на хана сквозь слезы, тихо сказала: «Отца!»

Хан поразился: «Но почему? Твой отец уже достаточно пожил, если тебе не жаль

мужа, то пожалей ребенка. Ведь он - твой сын? И сын, и муж могут пропасть в

неволе?!»

Женщина, подавляя рвавшиеся наружу рыдания, пояснила: «Я еще не старая и

значит, у меня еще может быть другой муж и ... ребенок. А вот отца у меня уже

никогда не будет. Я выбираю отца». Хан был потрясен: «Ты не только

мужественная, но еще и мудрая женщина». Он долго смотрел на стоящую перед

ним женщину, затем нагнулся и сорвал цветок похожий на ромашку, только сиреневого цвета и приказал : « Иди с ним по моей Орде, пока он не завянет. Если за это время найдешь своих, забирай их, и идите домой». «А если не успеешь, не взыщи – останешься здесь сама».

Женщина посмотрела на цветок, взяла его в руки и … улыбнулась сквозь слезы. Цветок тот был донской бессмертник. Он может жить без воды и не вянуть много месяцев, и даже лет.

Вот как в своем стихотворении о бессмертнике написал поэт А.В.Софронов.


Спустился на степь предвечерний покой,

Багряное солнце за тучами меркнет…

Растет на кургане над Доном- рекой

Суровый цветок – бессмертник.

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета…

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром.

С ним рядом на гребне кургана лежит

Казак молодой белозубый,

И кровь его темною струйкой бежит

Со лба на холодные губы.

Хотел ухватиться за сизый ковыль

Казак перед самою смертью,

Да все было смято, развеяно в пыль,

Один лишь остался бессмертник.

С ним рядом казак на полоске земли

С разбитым лежит пулеметом;

И он не ушел, и они не ушли –

Полроты фашистской пехоты.

Чтоб смерть мог казак молодой пережить

И в памяти вечной был светел,

Остался бессмертник его сторожить-

Суровый победы свидетель.

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета…

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, несгибаемый ветром.


ОДУВАНЧИК


Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

Р. Рождественский





Одуванчик лекарственный, или обыкновенный (подойничек, молочай, молокоед, пустодуй, пушник, плешивец, еврейская шапка, русский цикорий) Русское название «одуванчик» растение получило из-за необычайной легкости, с которой при малейшем дуновении воздуха созревшие плодики-семянки на пушистых летучках отрываются от цветоложа и разлетаются. Оставшееся голым цветоложе напоминает плешивую голову. Поэтому в средние века одуванчик называли монашеская голова, а в России с этим связаны названия пустодуй, пушник, плешивец, еврейская шапка.

О происхождении же самого одуванчика существует поэтическая легенда

В маленьком хуторе в глубине степей жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала всем, кто хотел, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово и даже одно ее появление было желанно людям. За это ее прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли. Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет любимый.

Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей желтой косынкой и оттуда выпало несколько золотых монеток. Подхватил их ветер и стал носить по свету. "Гам, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор назвали по имени молочницы одуванчиками. Обратили внимание люди и на удивительную способность одуванчика предсказывать ненастье; ученые назвали такую способность фототропизмом.

Любят в народе одуванчик. О нем сложены загадки:

Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится.

На лугу у реки золотые огоньки,

дождь заморосил, огоньки погасил.


Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух


.

Горец птичий ( спорыш)

Невзрачный,

Цветом бело-розоватый

И запах среди трав не различишь,

Но силою своею узловатою

Кровотеченье усмирит спорыш.

А. Бузни.

Кто же не знает этой травки – муравки. Шагните за порог своего дома и вы сразу ее увидите или даже можете наступить, не причинив ей никакого вреда. Спорыш растет у нас повсюду, где селится человек.

Русское название «спорыш» дано растению за способность быстро, споро отращивать отрезанные либо поврежденные побеги. Еще одно русское название «топтун-трава» связано с поразительной устойчивостью растения к вытаптыванию. И люди по ней ходят, птица и скот на ней пасутся, даже телеги и машины ездят, а ей все нипочем. А наделила траву такой устойчивостью, говорят, старая колдунья, которая хотела во что бы то ни стало досадить людям. И было это так. Ходила раз старая колдунья в горы за травами. На обратном пути утомилась и присела отдохнуть. Смотрит, а навстречу ей поднимается из долины маленькая зеленая травка. Стала расспрашивать старая, куда и зачем направляется травка. А та жалуется: совсем вытеснили ее люди, все луга распахивают, все заросли корчуют, совсем ей житья не стало, и решила она уйти подальше в горы, чтобы ей никто не мешал и она никому не мешала. Призадумалась колдунья и придумала, как досадить людям. Уговорила она проворную травку вернуться. «Но теперь, — сказала она, — ты будешь заселять поля и огороды, сады и клумбы, человек будет изгонять тебя, у него ничего не получится». Как сказала колдунья, так и случилось. Что уж человек ни делал — и с корнем вырывал траву, и ногами вытаптывал, и машинами выпалывал, но изгнать упрямую травку смог. Мало того, что она выбирает почву порыхлее и побогаче, она так разрастается, что никакие травы рядом с ней расти не могут, призадумался человек: а нельзя ли ее приспособить себе на пользу, придумал. Оказалось, что она способна дарить здоровье больным, служит питательным кормом для птиц и домашнего скота, полезна домашнем хозяйстве. Вот так и просчиталась колдунья. Подарила, оказалось, человеку доброго помощника.

В восточнославянской мифологии спорыш — символ плодородия. Белорусы, например, представляли его в виде белого кудрявого паренька, который ходит по полю.

В разных странах издавна почитают траву спорыша в качестве лекарственной. В народной медицине ее применяют в виде отвара, порошка и свежего сока из цветущей травы. Она считается противовосполительным и мочегонным средством, а также средством, способным регулировать обмен веществ. Поэтому ее рекомендуют при почечнокаменной и желчнокаменной болезни. В народной медицине Западной Европы и России ее употребляли при туберкулезе , так как было замечено, что при лечении спорышом у больных улучшается аппетит и увеличивается масса тела. Часто траву спорыша используют в смеси с другими травами. Например, при воспалении легких рекомендуется смесь из равных частей травы спорыша, листьев мать-и-мачехи и цветков черной бузины. Наружно в виде примочек и сока свежего растения применяют для лечения гнойных ран.


Трава у дома моего

Траву у дома топчем мы,

Не зная, как она полезна.

Лечебных свойств в траве той бездна,

И Солнца ноты в ней видны.


Трава заменит нам врачей:

Об этом знает даже кошка,

Когда весною понемножку

Жует молоденький пырей.


И если хворь вдруг валит с ног,

То с организмом будь ты нежен.

Отвар травы ты выпей свежий,

Чтобы здоровью он помог.


И удивишься - станет лучше!

Повысит твой иммунитет,

Ведь человечество с травою

Уж дружит миллионы лет.


Подорожник у дороги.

Лечит тело, руки, ноги.

И крапиве равных нет –

Витаминов в ней букет.


Чистотел найдешь везде:

В южной, средней полосе.

Хоть сорняк, но он полезный,

Лечит нас от всех болезней.


А шиповника плоды –

Лета лучшие дары;

Завари и попивай,

С ним здоровье добывай.


Яркий, солнечный цветочек

Желтой радости комочек,

Одуванчиком лечись

Силой солнца зарядись.


Список использованной литературы:


1.Балабай И. В. Растения, которые нас лечат. Кишинев. 1988г

2.Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. Л., 1965г

3.Верзилин Н. По следам Робинзона. Л., 1974г

4.Ивченко С. Загадки цинхоны. М., 1965г

5.Ивченко С. Занимательно о ботанике. М., 1972г.

6.Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях. М.,1992г

7.Сборник стихов Донских поэтов. Ростов – на – Дону., 1989г


Похожие:

Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края iconЛитература августанович Ф. М. О дикорастущих врачебных растениях Полтавс­кой губернии. В кн.: Труды комиссии учрежденной при универ­ситете Владимира для описания губерний Киевского учебного окру­га. Киев, 1853
Августанович Ф. М. О дикорастущих врачебных растениях Полтавс­кой губернии. — В кн.: Труды комиссии учрежденной при универ­ситете...
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края iconH. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»
В. Смирнова. «Герои Эллады», «Легенды. Предания. Бывальщины», «Скандинавские сказания о богах и героях»
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края iconКонкурс проводится с целью выявления победителя на получение права пользования недрами Темерницкого участка Донского месторождения минеральных вод
Темерницком участке Донского месторождения в Ростовской области (приказ №486 от 02. 12. 2011 г.)
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края iconДата образования Литературной гостиной 1993 год
Это добровольной объединение творческих сил города, основанное на общем интересе к литературно-художественному наследию нашей Родины,...
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края iconДополнительно оплачиваются: входные билеты в музеи,экскурсионное обслуживание в музеях, питание (по желанию)
Туристическая компания «Круиз» рада предложить Вам экскурсии по Ростову и Ростовской области, которые расскажут об истории Донского...
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края icon«созвездие», «сокровища», легенды разных народов о созвездии «Большая медведица», таблицы ключевых слов для создания легенды, звёздочки для творческой работы и составления созвездий
Тип занятия: ознакомление с новым материалом, с использованием технологии «Развитие критического мышления»
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края iconМихаил Веллер Легенды Арбата Михаил Веллер Легенды Арбата в москве есть все, кроме правды
Правда разбита камуфляжным узором и растворена в хитросплетениях вымысла, подслащая ядовитый столичный настой, которым смазаны богатства...
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края iconПрограмма 2100 Учитель Панкова Л. И. Я. Аким Стихи А. Барто Знаю, что надо придумать (стихи) Г. Граубин
А. Курляндский Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и самых больших ребят
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края iconИсторическое описание земли войска донского
В. Д. Сухоруков. Историческое описание Земли Войска Донского. – Рос­тов-на-До­ну, 2005. – с
Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края iconБлейк У. Избранные стихи. Сборник. Сост. А. М. Зверев. На англ и русск яз
Уильям Блейк. Избранные стихи Составление, предисловие и комментарии А. М. Зверева Блейк У. Избранные стихи. Сборник. Сост. А. М....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница