Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика




Скачать 153.1 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика
Дата10.01.2013
Размер153.1 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе (декан)

«_____» __ ________2012 г


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.ДС.06 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА


Томск — 2012

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов знания в области технической эстетики и художественного конструирования изделий, а также навыки проектирования и художественно- конструкторского анализа промышленных изделий малой сложности. Задачи дисциплины:

- изучить историю развития технической эстетики в России и за рубежом;

- овладеть основными терминами и понятиями технической эстетики;

- изучить закономерности гармонизации композиции; - овладеть основами художественного конструирования простых по составу изделий; - получить навыки художественно-конструкторского анализа проекта и готового изделия.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения настоящей дисциплины студент должен:

а) знать:

- историю развития технической эстетики в России и за рубежом;

- закономерности развития техники, взаимосвязь формы и содержания в технике;

- понятия тектоники и гармонии;

- основные закономерности и основы гармонизации композиции; - основы эргономики и научной организации труда учащихся;

- принципы художественного конструирования.

б) уметь:

- формулировать художественно- конструкторский замысел; - конструировать простые по составу технические объекты учебного, бытового и производственного назначения; - выполнять художественно- конструкторский анализ проектов и готовых изделий.


3. Объемы дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

10

1

Общая трудоемкость дисциплины

80

80

2

Аудиторные занятия

40

40

3

Лекции

20

20

4

Практические занятия

20

20

5

Семинары







6

Лабораторные работы







7

Другие виды аудиторных занятий







8

Самостоятельная работа

40

40

9

Курсовая работа (реферат)







10

Другие виды самостоятельной работы.







11

Вид итогового контроля




зачёт


4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды учебных занятий (тематический план)

№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия

1.

История развития технической эстетики в России и за рубежом.

2




2.

Содержание и внешняя форма в технике. Основы композиции.

2




3.

Закономерности гармонизации композиции. Пропорции и пропорциональности. Пропорция золотого сечения.

4

2

4.

Масштаб и масштабность. Формы масштабных связей.

2

2

5.

Симметрия и асимметрия, статичность и динамичность.

2

4

6.

Метрические и ритмические ряды повторностей.

2

4

7.

Контраст и нюанс. Зрительные иллюзии.

2




8.

Принципы и методика художественного конструирования. Стадия проектирования.

2

4

9.

Качество и аттестация продукции. Обобщенный показатель качества.

2

4




Итого:

20

20

4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. История развития технической эстетики в России и за рубежом.

Лекция 1

История становления и развития технической эстетики в России: Строгановское художественное училище, Высший художественно-промышленный институт, движение производственников. Становление и развитие технической эстетики за рубежом: художественные мастерские «Моррис и Ко», промышленно- художественный союз «Веркбунд», школа «Баухауз». Место и роль технической эстетики в системе подготовки учителя технологии.

Раздел 2. Содержание и внешняя форма в технике. Основы композиции.

Лекция 2 Утилитарные и эстетические свойства промышленных изделий. Диалектическая взаимосвязь между содержанием и формой в технике. Понятие композиции художественных изделий. Основы композиции: тектоника и гармония. Закономерности гармонизации композиции.

Раздел 3. Пропорции и пропорциональность. Виды пропорций.

Лекции 3,4

Виды пропорций. Пропорция «золотого сечения» как основа пропорционирования объектов техники. Модулоры Ле Карбюзье и Пахомова. Анализ пропорционирования художественных изделий на различных структурных уровнях.

Практическое занятие 1 Конструирование школьной мебели с использованием модулоров Ле Карбюзье и Пахомова.

Раздел 4. Масштаб и масштабность. Формы масштабных связей.

Лекция 5

Понятия масштаба и масштабности в художественном конструировании изделий. Масштабность как средство создания художественной выразительности. Способы создания центра композиции путем масшта­бирования.

Практическое занятие 2

Создание центров композиции путем масштабирования деталей и узлов проектируемого изделия.

Раздел 5. Симметрия и асимметрия. Статичность и динамичность.

Лекция 6 Основные виды симметрии. Способы создания худо­жественного равновесия статичных и динамичных композиций. Симметричные и ассиметричные композиции на различных структурных уровнях проектируемых изделий.

Практические занятия 3,4

Разработка конструкций альтернативных по замыслу статичных и динамичных изделий на примере товаров бытового назначения.

Раздел 6. Метрические и ритмические ряды повторности. Лекция 7

Виды ритмических рядов, их использование в художественном конструировании. Контраст и нюанс как средство достижения художественной выразительности изделия.

Практические занятия 5,6

Построение метрических и ритмических рядов с различными видами повторностей, их сравнительный анализ.

Раздел 7. Контраст и нюанс. Зрительные иллюзии.

Лекция 8. Контраст и нюанс как средство достижения художественной выразительности изделия. Понятие и материалистические основы зрительных иллюзий. Использование зрительных иллюзий при создании гармоничной композиции.

Раздел 8. Принципы и методика художественного конструирования. Стадии проектирования. Лекция 9 .

Принципы художественного конструирования: системный подход, единство формы и содержания, гармонизация композиции. Использование компьютерной техники и специальных компьютерных программ. Многостадийность проектирования: эскизный проект, технический проект, рабочий проект.

Практические занятия 7,8 Поэтапное проектирование художественных изделий с промежуточной оценкой их качественных показателей.

Раздел 9. Качество и аттестация продукции. Обобщенный показатель качества.

Лекция 10 Методики худо­жественно-конструкторского анализа изделий. Функциональный и композиционный анализы. Обобщенный показатель качества продукции. Статистическая вариативная методика художественно- конструкторского анализа.

Практические занятия 9,10 Художественно- конструкторский анализ качества проектируемых изделий с использованием статистической вариативной методики.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная:

1. Дизайн. Иллюстрированный словарь / Г. Д. Миневрин и др. – М. : Архитектура, 2004. – 312 с.

2. Ховешникова, Н. В. Дизайн: история и теория / Н. В. Ховешникова. – М. : Омега – Л, 2005. – 378 с.

в) дополнительная:

1. Галкин, В.А. Промышленная эстетика на машиностроительных предприятиях / В. А. Галкин. – Л.: Машиностроение, 1987. – 431 с. 2. Краткая методика художественного конструирования / Ю. Б. Соловьев и др.- М.: ВНИИТЭ, 1986. – 292 с. 3. Соловьев, С.А. Декоративное оформление / С. А. Соловьёв. - М.: Просвещение, 1987. – 334 с.

4. Сомов, Ю.С. Композиция в технике / Ю. С. Сомов. - М.: Машиностроение, 1983. – 415 с. 5. Шпара, Л.Е. Техническая эстетика и основы художественного конструирования / Л. Е. Шпара. - Киев: Высшая школа, 1984. – 387 с. 6. Яснов, В.В. Декоративные свойства древесины / В. В. Яснов. - Л.: ЛАХУ, 1990. – 320 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Учебно–методический комплекс, включающий: программу курса, задания для самостоятельной работы, компьютерные тестовые задания и ответы, вариативная методика художественно-конструкторского анализа качества изделий с компьютерной программой на языке Турбо Паскаль.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


1. Оборудование и интерьер учебной лаборатории. 2. Демонстрационные плакаты. 3. Канцелярские принадлежности. 4. Изделия, изготовленные при выполнении выпускных квалификационных работ по специальности 030600. 5. Измерительный инструмент и приборы.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю


Во время лекционных занятий рекомендуется использовать проблемный метод обучения в сочетании с методом мозгового штурма в форме диспута. На практических занятиях целесообразно применять преимущественно проектный метод обучения с выполнением как индивидуальных, так и групповых проектов. Для обработки результатов художественно- конструкторского анализа проектов и готовых изделий рекомендуется составлять компьютерные программы на языке Турбо Паскаль, используя при этом умения и навыки, полученные при изучении курса «Информационные технологии».


8.2. Методические рекомендации для студентов


В соответствии с учебным планом программой дисциплины предусмотрены лекционные и практические занятия, которые проводятся в строгой логической последовательности. Поэтому, приступая к решению задач на практических занятиях, студент должен изучить теоретический материал не только по теме текущего занятия, но и по предыдущим темам. При этом нужно иметь в виду, что наиболее сложными разделами дисциплины, на которые необходимо обратить особое внимание, являются: средства гармонизации композиции на различных структурных уровнях конструируемого изделия и методика художественного конструирования.


8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов:

Раздел 1 [1,5]

1. Техническая эстетика как теория дизайна, ее связь с другими науками.

2. Когда возникла техническая эстетика как наука, кто ее основоположник?

3. Основные этапы развития технической эстетики в России.

4. Основные этапы развития технической эстетики за рубежом.

5. Воспитательное значение курса «Техническая эстетика» в технологическом образовании.

Раздел 2 [1,2, 5] 1. Что такое содержание и внешняя форма в технике? Объясните на примерах развития средств транспорта.

2. Каковы основные закономерности развития формы и содержания в техники? 3. Что такое композиция и какова ее роль в художественном конструировании?

  1. Понятия тектоники и гармонии. 5. Какие факторы влияют на формообразование изделий?

6. Тектоника и тектонические системы в архитектуре и художественном конструировании изделий.

Раздел 3 [3,6] 1. Гармонизация композиции. Чем она достигается? 2. Что такое пропорции и каково их назначение в композиции изделий? 3. Пропорция «золотое сечение», ряд «золотого сечения». 4. Что такое «Модулор», для чего он используется?

Раздел 4 [3,4,5] 1. Понятия масштаба и масштабности. 2. Формы масштабных связей (привести примеры). 3. Масштабирование элементов изделия как средство создания центра композиции (привести примеры). Раздел 5 [1,5] 1. Симметрия и асимметрия в композиции изделий. 2. Виды симметрии, зеркальная, осевая и винтовая симметрии. 3. Симметрия и статическое равновесие массы тела. Раздел 6 [1,5] 1. Метрические и ритмические ряды повторности. 2. Виды ритмических рядов. Наростающий и убывающий ритмические ряды. 3. Влияние количества членов ряда на выразительность ритма. Раздел 7 [3,4] 1. Контраст и нюанс, как средства художественной выразительности изделий. 2. Понятие и материалистические основы зрительных иллюзий. 3. Учет зрительных иллюзий при формировании гармоничных композиций проектируемых изделий. Раздел 8 [3,6] 1. Принципы художественного конструирования промышленных изделий 2. Стадии проектирования. 3. Учет закономерностей гармонизации композиции при художественном конструировании. Раздел 9 [1,2,6] 1. Обобщенный показатель качества продукции. 2. Методики худо­жественно-конструкторского анализа изделий. 3. Статистическая вариативная методика художественно- конструкторского анализа. 4. Порядок государственной аттестации качества продукции.

.

8.2.2. Перечень примерных тем заданий для самостоятельной работы:

1. Конструирование школьной мебели с использованием модулоров Ле Карбюзье и Пахомова.

2. Создание центров композиции путем масштабирования деталей и узлов проектируемого изделия.

3. Разработка конструкций альтернативных по замыслу статичных и динамичных изделий на примере товаров бытового назначения.

4. Построение метрических и ритмических рядов с различными видами повторностей, их сравнительный анализ.

5. Поэтапное проектирование художественных изделий с промежуточной оценкой качественных показателей.6. Художественно- конструкторский анализ качества проектируемых изделий с использованием статистической вариативной методики. 8.2.3 Примерный перечень вопросов к зачёту

1. Воспитательное значение курса «Техническая эстетика» в профессиональном образовании. 2. Техническая эстетика как теория дизайна, ее связь с другими науками. 3. Когда возникла техническая эстетика как наука, кто ее основоположник? 4. Назовите основные этапы развития технической эстетики в России и за рубежом. 5. Понятия содержания и внешней формы в технике, их взаимосвязь. 6. Каковы основные закономерности развития формы и содержания в техники? Объясните на примерах развития средств транспорта. 7. Что такое композиция и какова ее роль в художественном конструировании? 8. Какие факторы влияют на формообразование изделий? 9. Тектоника и тектонические системы в архитектуре и художественном конструировании изделий.

10. Гармонизация композиции. Чем она достигается? 11. Что такое пропорции и каково их назначение в композиции изделий? 12. Пропорция «золотое сечение», ряд «золотого сечения». 13. Что такое «Модулор», для чего он используется? 14. Масштаб и масштабность в композиции изделий. 15.Формы масштабных связей. 16. Масштабирование как средство создания центра композиции. 17. Симметрия и асимметрия в композиции изделий. Виды симметрии. 18. Виды симметрии. Винтовая симметрия. 19. Симметрия и асимметрия при проектировании промышленных изделий. 20. Метрические и ритмические ряды повторностей. Примеры ритмических рядов. 21. Наростающий и убывающий метрические ряды. 22. Влияние количества членов ряда на выразительность ритма. 23. Контраст и нюанс, как средство художественной выразительности изделий. 24. Материалистическое понимание зрительных иллюзий. 25. Учет зрительных иллюзий при формировании композиций художественных изделий.

26. Принципы и стадии проектирования художественных изделий. 27. Основы функционального и композиционного анализа изделий. Привести примеры. 28. Использование закономерностей гармонизации композиции при художественном конструировании. 29. Обобщенный показатель качества продукции. 30. Методики худо­жественно-конструкторского анализа изделий. 31. Статистическая вариативная методика художественно- конструкторского анализа. Пример использования. 32. Порядок государственной аттестации качества продукции.


Лист внесения изменений


Дополнения и изменения в программу учебной дисциплины ДПП.ДС.06 Техническая эстетика на 2012/2013 учебный год


В программу учебной дисциплины вносятся следующие изменения:

Без изменений.


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры «Прикладная механика»


Протокол № _______ от «___» _____________ 2012г.


Зав. кафедрой ___________________Ротштейн В. П.


Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета технологии и предпринимательства ТГПУ

Протокол № _______ от «___» _____________ 2012 г.


Председатель методической комиссии

факультета Технологии и предпринимательства ______________ Федотов А.С.


Согласовано:

Декан факультета технологии и предпринимательства _______________ Колесникова Е.В.




Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030600 «Технология и предпринимательство»


Программу составил:

к.т.н., доцент каф. ПМ _____________Бандаевский Г.И.


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры «Прикладной механики»

Протокол №_____ от «____» _____________2012 г.


Зав. кафедрой, д.ф-м.н., проф. _______________Ротштейн В.П.


Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета технологии и предпринимательства ТГПУ

Протокол №_______ от «______» ______________2012 г.


Председатель методической комиссии

факультета технологии и предпринимательства ___________ Федотов А.С.

Согласовано


Декан факультета

технологии и предпринимательства _____________ Колесникова Е.В.

Похожие:

Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 06. Историография (дпп. Ф. 06. 2 Зарубежная историография) Цели и задачи дисциплины в учебном процессе. Целью дисциплины «Зарубежная историография»
Становление и эволюция направлений и школ в зарубежной историографии XX в. Творческое наследие крупнейших историков
Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 06. Историография (дпп. Ф. 06. 2 Зарубежная историография) озо цели и задачи дисциплины в учебном процессе. Целью дисциплины «Зарубежная историография»
Становление и эволюция направлений и школ в зарубежной историографии XX в. Творческое наследие крупнейших историков
Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика iconРабочая программа учебнойдисциплин ы «Дизайн и эстетика»
Рабочая программа дисциплины "Дизайн и эстетика" является дисциплиной по выбору вуза
Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика iconТехническая эстетика в технологии машиностроения
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 17. 00. 06 «Техническая эстетика и дизайн»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных стран (дпп. Ф. 04. 1 Новая история стран запада) озо цели и задачи дисциплины. Целью дисциплины «Новая история стран Запада»
Запада является систематизированное изучение процесса модернизации Западной Европы и Америки в XVII – начале XХ вв в его экономических,...
Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных стран (дпп. Ф. 04. 2 Новая история стран азии и африки) Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки»
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии...
Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных стран (дпп. Ф. 04. 4 Новейшая история стран азии и африки) озо цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки»
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных стран (дпп. Ф. 04. 4 Новейшая история стран азии и африки) Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки»
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Программа дисциплины дпп. Дс. 06 Техническая эстетика iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 03
Целью дисциплины «История России. 1945 – 2007 гг.» является изучение студентами III курса
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница