Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе




Скачать 411.44 Kb.
НазваниеФормирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе
страница1/2
Дата10.01.2013
Размер411.44 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2



На правах рукописи


АЛЕКСАНДРОВ Артем Анатольевич


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Калининград

2012

Работа выполнена в ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный

университет им. Иммануила Канта»


Научный руководитель: доктор педагогических наук,

доктор психологических наук, профессор

Серых Анна Борисовна


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Серякова Светлана Брониславовна

кандидат филологических наук, доцент

Шкуркина Юлия Анатольевна


Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Новосибирский педагогический

государственный университет»


Защита диссертации состоится «15» марта 2012 г. в 15:00 на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта» по адресу:
г. Калининград, ул. А. Невского, 14, административный корпус, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке БФУ им. И. Канта.

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Министерства образования и науки РФ http://www.vak.ed.gov.ru «13» февраля 2012 г.

Автореферат разослан «13» февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Н.В. Самсонова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность исследования. Современный специалист по социальной работе должен обладать умениями вызывать интерес в обществе к результатам собственной профессиональной деятельности и заручаться общественной поддержкой, направленной, прежде всего, на проведение гуманной социальной политики. Одним из путей обращения специалиста по социальной работе к обществу являются средства массовой информации.

Многими учеными из области связей с общественностью отмечается, что современные средства массовой информации в России – важнейший социальный институт, который имеет огромное значение в процессах массовой коммуникации и осуществляет гибкие формы информационного контроля. Обеспечивая массовую коммуникацию, средства массовой информации оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на социальные процессы в обществе и, в том числе, участвуют в решении проблем социальной защиты, помощи и поддержки населения, его различных групп, слоев и общностей (П.Д. Павленок). В связи с этим, первостепенной задачей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе становится задача осуществления ими связей с общественностью с помощью средств массовой информации. Кроме того, отмечается, что средства массовой информации необходимы как способ профилактической деятельности и организации различных форм самопомощи индивидам, группам, семьям, организациям с целью решения ими различных проблем.

Учитывая сложность, многогранность и разнообразие профессионального поля взаимодействия специалиста по социальной работе со средствами массовой информации и ее представителями, профессиональная подготовка специалистов в области социальной работы должна носить интегративный, комплексный и междисциплинарный характер. В связи с этим важным направлением профессионального обучения будущих специалистов по социальной работе является целенаправленное формирование у них профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации.

Состояние научной разработанности проблемы. Различные проблемы профессиональной компетентности специалистов по социальной работе, а также ее структуры, характеристики и видов затрагиваются в фундаментальных работах С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, А.А.Вербицкого, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, И.А. Зимней, В.И.Курбатова, И.М.Лавриненко, Г.Ф. Нестеровой, Н.М. Платонова, П.Д.Павленка, И.Ф.Поручника, А.Н. Сидорова, Е.Г. Студеновой, С.В.Тетерского, Л.В.Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Н.Б.Шмелевой и др. Исследования взаимодействия средств массовой информации и специалистов по социальной работе, описание механизмов данного взаимодействия, их этических норм и принципов широко освещены в трудах западных авторов (M.Alridge, B.Franklin, I.R.Kulman, J.Akamatsu, E.Misener, K.Montgomery, N.H.Nariman, N.Parton, W.J.Reid, A.Wroe и др.). К сожалению, в отечественной литературе изучению роли средств массовой информации в социальной работе и стратегиям взаимодействия с ними специалистов по социальной работе отведено не так много внимания. Нами были обнаружены лишь один информационно-аналитический отчет, раскрывающий профессиональный имидж социальной работы и роль СМИ в повышении ее престижа (Ю.Р.Вишневский, Я.В. Дидковская, Н.Б. Качайнова, Е.Н.Нархова, М.В.Полухина) и отдельные научные статьи, фрагментарно и косвенно затрагивающие роль СМИ в социальной работе и проблемы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в его взаимодействии с ними (Я.В. Дидковская, А.В. Локалов, М.В. Певная и др.).

В связи с этим возникают противоречия между:

  • между социальным заказом на подготовку специалистов по социальной работе и уровнем их готовности к выполнению профессиональных задач в области взаимодействия со СМИ;

  • необходимостью формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе и невозможностью в полной мере удовлетворить эту потребность из-за недостаточно высокого уровня теоретической и методической разработанности данной проблемы в практике высшей школы.

Представленные противоречия определили проблему исследования: каковы содержание и психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе в процессе их профессиональной подготовки в вузе? В соответствии с проблемой определена тема диссертационного исследования: «Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе».

Цель нашего исследования: обосновать модель эффективного формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе в высшей школе.

Предмет исследования: процесс формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе.

Гипотеза исследования – формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе будет успешным, если:

  1. определены сущность, содержание и структура профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации специалиста по социальной работе;

  2. смоделирована, обоснована и апробирована модель формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе;

  3. эффективность процесса формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе будет обеспечена определением и внедрением совокупности психолого-педагогических условий и Эго-факторов;

  4. целенаправленное формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе будет осуществляться в рамках спецкурса «СМИ и социальная реклама в социальной работе», реализуемого с помощью проектных методов обучения, кейс-методов, методов коллективного творчества и группового тренинга.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой в работе ставились следующие задачи:

  1. Уточнить сущность понятия «профессиональная компетентность взаимодействия со средствами массовой информации специалиста по социальной работе» на основе особенностей и структуры профессионального поля взаимодействия специалиста по социальной работе со СМИ.

  2. Разработать модель формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе и ее содержательно-технологическое обеспечение в процессе профессиональной подготовки.

  3. Выявить критерии и показатели уровня сформированности профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе и ее компонентов.

  4. Выявить и экспериментально проверить совокупность психолого-педагогических условий и Эго-факторов успешного функционирования модели формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили: положения и принципы компетентностного (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, Г.К. Селевко, В.В.Сериков, А.И.Субетто, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов и др.); личностно-ориентированного (Н.И. Алексеева, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, М.В.Кларин, И.Б. Котова, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н.Леонтьев, П.Г. Щедровицкий и др.); системного (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.К.Загвязинский, В.В. Краевский и др.); технологического (Л.Е. Никитина, С.Н.Майорова-Щеглова) подходов. Кроме того, в основу диссертационного исследования легли труды ведущих отечественных ученых, раскрывающие особенности профессиональной подготовки специалистов, в том числе и специалистов в области социальной работы, в высшей школе (Л.Ф.Алексеева, С.А.Беличева, В.Г. Бочарова, А.А. Деркач, С.И. Григорьев, В.И. Жуков, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, В.И. Курбатов, А.Н.Сидоров, Е.А.Соколков, Л.В. Топчий и др.).

Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной, учебно-методической и нормативно-правовой литературы по проблеме исследования; систематизация, сравнение, прогнозирование, планирование; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; метод моделирования; методы тестирования и решения профессиональных задач; статистические методы обработки данных.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2009 по 2012 гг.

На теоретико-поисковом этапе (2009-2010 гг.) осуществлялось теоретико-методологическое исследование проблемы формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе; изучалась научная, учебно-методическая и нормативно-правовая литература; были определены теоретические положения исследования.

На опытно-поисковом этапе (2010-2011 гг.) разрабатывалась модель формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе и программа опытно-экспериментальной работы; уточнялись положения исследования; проводился констатирующий и формирующий эксперименты, в ходе которых осуществлялась реализация и проверка психолого-педагогических условий и Эго-факторов формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе.

На обобщающем этапе (2011-2012 гг.) был проведен контрольный эксперимент; осуществлялись анализ, обобщение и систематизация полученных результатов; осуществлялась теоретическая интерпретация и корректировка основных положений; оформлялась рукопись диссертационного исследования.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Балтийского федерального университета им. И. Канта. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 76 студентов специальности «Социальная работа».

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Определены функции и профессиональные области взаимодействия специалиста по социальной работе со средствами массовой информации.

  2. Уточнены сущность, структура и содержание понятия «профессиональная компетентность взаимодействия со средствами массовой информации специалиста по социальной работе» и раскрыто содержание ее компонентов: личностного, когнитивного и деятельностно-поведенческого.

  3. Разработана модель формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе, а также ее содержательно-технологическое обеспечение.

  4. Выявлены психолого-педагогические условия и Эго-факторы, необходимые для эффективной реализации модели формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении научно-педагогического представления о теории и практике формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе; уточнении основных направлений профессиональной деятельности специалиста по социальной работе во взаимодействии со СМИ. Результаты диссертационного исследования дополняют современные научные представления о возможностях формирования у студентов специальности «Социальная работа» различных видов профессиональной компетентности, в том числе и во взаимодействии со СМИ.

Практическая значимость исследования заключается в следующем в том, что содержащиеся в нем положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблем эффективной подготовки специалистов по социальной работе в высшей школе. Кроме того, разработано научно-методическое обеспечение формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе: диагностический инструментарий и учебная программа спецкурса «СМИ и социальная реклама в социальной работе».

Обоснованность и достоверность обусловлена теоретическим анализом проблемы; опорой на психолого-педагогические труды отечественных и зарубежных ученых, современные педагогические концепции профессиональной подготовки специалистов, методологически обоснованной логикой исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и выводы были озвучены лично соискателем и получили одобрение на научных конференциях, семинарах, чтениях: в Балтийском федеральном университете им. И. Канта (ежегодно); международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы» (Воронеж, 2011г.), «Современное образование: вызовы времени – новые решения» (Калининград, 2011г.) и др.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин Балтийского федерального университета им И. Канта, а также нашли свое отражение в научных статьях и докладах.

Внедрение результатов исследования осуществлялось при проведении разработанных автором практических занятий по подготовке будущих специалистов по социальной работе. Материалы исследования внедрены в учебный процесс кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин Балтийского федерального университета им. И. Канта. Автором по результатам исследования опубликованы научные статьи по теме исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Выделяются четыре области профессиональных действий специалиста по социальной работе в области взаимодействия со средствами массовой информации: коммуникационная, организаторская, информационно-аналитическая и презентационная. Коммуникационная область включает профессиональные действия специалиста по социальной работе, связанные с построением и поддержкой социальных контактов с представителями средств массовой информации и лицами, способными оказать финансовую/спонсорскую помощь в разработке, организации и реализации социально-значимых проектов. Организационная область состоит из таких профессиональных действий специалиста по социальной работе, как организация его совместной деятельности с журналистами и специалистами в области PR, организация и проведение пресс-конференций; организация со средствами массовой информации совместных мероприятий. Информационно-аналитическое поле профессионального взаимодействия специалиста по социальной работе со СМИ представлено, прежде всего, его действиями в работе с большими объемами информации и ее анализом (написание публицистических статей, бюллетеней, информационных листовок, писем, комментариев, очерков в доступной для широкого круга людей в форме). Презентация себя как специалиста в области решения социальных проблем общества и продвижение социальных услуг являются основными действиями в презентационной области взаимодействия специалистов по социальной работе со средствами массовой информации.

  2. Под профессиональной компетентностью взаимодействия со средствами массовой информации специалиста по социальной работе нами понимается интегральная характеристика его личности, отражающая систему профессиональных компетенций, достаточных для выполнения им всего спектра необходимой деятельности: поддержке профессионального имиджа; просвещения, популяризации знаний и профилактики социальных проблем общества; фандрайзинга; создания и распространения социальной рекламы; участия в создании и реализации образовательных программ.

  3. Модель формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе базируется на компетентностном, системном, личностно-ориентированном, деятельностном подходах и включает в себя целевой (генеральная и парциальные цели); теоретико-методологический (теоретико-методологические основания и принципы); субъектный (взаимодействие в системе «преподаватель-студент-эксперт-заказчик»); содержательный (спецкурс «СМИ и социальная реклама в социальной работе, проектная деятельность студентов); организационно-функциональный (функции, методы и формы обучения) и результативный (критерии, уровни и результат) компоненты.

  4. Психолого-педагогическими условиями функционирования модели формирования профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе являются: отражение в содержании базовых дисциплин профессионального цикла проектных технологий подготовки специалистов в области социальной работы; актуализация просоциальной активности студентов; создание позитивного микроклимата сотворчества и сотрудничества в отношениях «преподаватель-студент-заказчик»; активизация субъектной позиции студентов в процессе реализации им проектной деятельности; мотивационное обеспечение социально-проектной деятельности студентов. В качестве Эго-факторов выступают интеллектуальный потенциал личности; рефлексия и самооценка; просоциальная активность и эмоционально-психическое состояние.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 201 источник (из них 13 на иностранном языке), приложения.

  1   2

Похожие:

Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе iconТематический план «Инновационные технологии социальной работы с несовершеннолетними и семьями»
Формирование профессиональной компетентности специалистов в области социальной работы с несовершеннолетними и семьями
Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе iconФормирование профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием
Хмыль Александр Александрович – проректор по учебной работе и социальным вопросам, доктор технических наук, профессор
Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе iconОтдел по работе со средствами массовой информации
Сегодня, 4 декабря в 16. 00 в мукиИ «Тольяттинская филармония» пройдет праздничное мероприятие, посвященное Международному Дню добровольцев,...
Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе iconМетодические рекомендации по проведению информационно-разъяснительной кампании Начальник Департамента общественных связей и взаимодействия со средствами массовой информации М.
Глобальной целью кампании является формирование у молодежи новой «пенсионной культуры», основанной на принципе «Твоя будущая пенсия...
Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе iconРазвитие социальной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта в вузе
Гоу впо «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр им. В. И. Ленина, 76
Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе iconФормирование аутопсихологической компетентности будущих специалистов помогающих профессий социономического типа
Работа выполнена в фгаоу впо «Балтийский федеральный универ­ситет имени Иммануила Канта»
Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе iconСамостоятельная работа 71 117 117 Отчетность: Зачет 7 семестр 8 семестр 6 семестр цели и задачи дисциплины дисциплина «Социальная защита населения в регионе»
Целью данной дисциплины является: формирование системы теоретических знаний в области социальной защиты населения; подготовка будущих...
Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе iconФормирование адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе
Защита состоится 16 апреля 2011 г в 10. 00 часов на заседании диссертационного совета дм 212. 009. 07 при гоу впо «Астраханский государственный...
Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе iconОтдел по работе со средствами массовой информации
С 10 по 16 мая в «Тольятти Теннис Центр» пройдет международный теннисный турнир itf «Кубок тзс»
Формирование профессиональной компетентности взаимодействия со средствами массовой информации у будущих специалистов по социальной работе iconФормирование ноксологической компетентности студентов технического вуза будущих специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности
Студентов технического вуза – будущих специалистов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница