Образовательная программа по географии основного общего образования




Скачать 460.84 Kb.
НазваниеОбразовательная программа по географии основного общего образования
страница1/3
Дата10.01.2013
Размер460.84 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3
Образовательная программа по географии основного общего образования

Программа по географии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.

Программа является базовой, т.е. определяет минимальный объём содержания курса географии для основной школы.

Программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов, минимальным перечнем практических работ; примерное тематическое планирование; рекомендации по оснащению учебного процесса.

Общая характеристика учебного предмета.

В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

- целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- социально-значимые качества личности; гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнёрство; гражданскую и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

Курс географии в основной школе – учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и хозяйства Земли, ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрологии, климатических процессов, распределения растительности и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

Цели изучения географии в основной школе.

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических социально-экологических, социально-экономических и геополитических процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

-понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Требования к результатам обучения.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.

В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

1.Ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

2.Гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.

3.Личностные результаты:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

4.Метапредметные результаты:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

5.Предметные результаты:

Знать/понимать:

- основные географические понятия и термины;

- различия плана, глобуса, географических карт по содержанию, масштабу и способам картографического изображения;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- географическую зональность и поясность;

- географические особенности природы материков и океанов;

- географию народов Земли;

- связь между географическим положением и природными условиями

Уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

Приводить примеры:

- использования и охраны природных ресурсов;

- адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов;

Составлять:

- краткую географическую характеристику разных территорий на основе разных источников географической информации и форм её представления;

Определять:

- на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

Применять:

- проборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

- представлять результаты в разной форме;

- выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Место курса географии в базисном учебном плане.

В соответствии с БУПом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения, а также курс «Природоведения», содержащий общие сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии. Данные курсы являются пропедевтическими.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

География изучается с 6 по 9 классы. В 6 классе – 1 час в неделю, в 7-9 классах – 2 часа в неделю.

6 кл. «География. Начальный курс физической географии» - 34 ч.

7 кл. «География. Материки и океаны» - 68 ч.

8 – 9 кл. «География России» -136 ч.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Блок «География Земли»

«География. Начальный курс физической географии». 6 класс. 34 часа.

Программа данного курса соответствует образовательному стандарту по географии и полностью реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Цели и задачи курса: -познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии; -начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку; -начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты; -сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, литосфере, гидросфере, биосфере; -начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.

Раздел 1. Введение.

География как наука. Предмет географии. История изучения Земли и развитие географии. Выдающиеся географические открытия. Знаменитые путешественники и исследователи. Современный этап научных географических исследований.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие. Персоналии: Эрастофен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Фернан Магелан, Эль Кано, Иван Фёдорович Крузерштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Раздел 2. Земля и Вселенная.

Земля – часть Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их главные следствия. Причины смены для и ночи, времен года. Распределение тепла и света на поверхности Земли. Тепловые пояса. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель. Персоналии: Клайд Томбо.

Раздел 3. Географические модели Земли.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Аэрофотоснимки и комические снимки. Ориентирование на местности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты, градусная секта. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот и глубин. Разнообразие карт.

Основные понятия: стороны света, план местности, географическая карта, румбы, географическая широта, географическая долгота, географические координаты, легенда карты, условные знаки.

Раздел 4. Природа Земли и человек.

Внутреннее строение Земли и литосферы. Состав Земной коры: минералы, горные породы, полезные ископаемые. Строение земной коры: литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Зависимость рельефа от строения земной коры. Внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Неблагоприятные и опасные явления в земной коре, меры предупреждения и борьбы с ними. Человек и литосфера.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя, верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические), землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и метаморфические), рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Гидросфера – водная оболочка Земли. Части гидросферы. Круговорот воды в природе. Мировой океан. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в океане. Мировой океан и его роль в формировании климатов Земли. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности и особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность. Человек и гидросфера.

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, сточные и бессточные озёра, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Состав и строение атмосферы. Нагревание атмосферы, температура воздуха распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменения температуры с высотой. Атмосферное давление. Направления и сила ветра. Постоянные ветры. Типы воздушных масс. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на Жизнь и деятельность людей.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, воздушные массы.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы. Построение графиков измерения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Прогноз погоды. Климат, климатообразующие факторы, климатические пояса. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Человек и климат. Адаптация человека к климатическим условиям местности.

Основные понятия: погода, роза ветров, типы погоды, климат.

Биосфера Земли. Определение и границы биосферы. Возникновение жизни. Биологический круговорот веществ. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Биологический круговорот. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира. Почва как особое природное образование. Строение и разнообразие почв. Главные факторы почвообразования. Основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Человек и почвенный покров.

Основные понятия: биосфера, почва, плодородие, заповедник, красная книга МСОП. Персоналии: В.И. Вернадский, В.В. Докучаев.

Географическая оболочка Земли. Строение, основные свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные, антропогенные. Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные Зоны Земли. Состав, строение и свойства природных комплексов суши и океана. Человек и географическая среда: взаимовлияние и взаимозависимость.

Основные понятия: природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон природной зональности.

Требования к уровню подготовки учащихся.

1.Учащиеся должны называть и показывать:

Форму и размеры Земли. Полюса, экватор, наальный мередиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт. Части внутреннего строения Земли. Основные формы рельефа. Части Мирового океана. Виды вод суши. Причины изменения погоды. Типы климатов. Виды ветром, причины их образования. Виды движения воды в океане. Пояса освещенности Земли. Географические объекты, предусмотренные программой.

2.Учащиеся должны приводить примеры:

Различных видов карт. Горных пород и минералов. Типов погоды. Взаимовлияния всех компонентов природы.

3.Учащиеся должны уметь определять:

Стороны горизонта на местности (ориентироваться). Относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте. Осадочные и магматические горные породы. Направление ветра.

4. Учащиеся должны уметь описывать географические объекты.

5. Учащиеся должны уметь объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура.

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабродор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Беренгов, Гибралтарский, Магеланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Чёрное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабродорское, Перуанское, Куросио, Бенгальское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озёра.

  1   2   3

Похожие:

Образовательная программа по географии основного общего образования iconРабочая программа по географии основного общего образования
Программа разработана на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2012 г и
Образовательная программа по географии основного общего образования iconОбразовательная программа основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов II ступени обучения (нормативный срок освоения 5 лет), в дальнейшем...
Образовательная программа по географии основного общего образования iconОбразовательная программа начального общего, основного общего образования
Образовательная программа предназначена для совершенствования и развития образовательного процесса основного общего образования....
Образовательная программа по географии основного общего образования iconСтандарт основного общего образования по географии
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Образовательная программа по географии основного общего образования iconСтандарт основного общего образования по географии
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Образовательная программа по географии основного общего образования iconОсновной образовательной программы основного общего образования мсош №34
...
Образовательная программа по географии основного общего образования iconОбразовательная программа основного общего образования
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования в гимназии №1528 являются
Образовательная программа по географии основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Образовательная программа по географии основного общего образования iconОбразовательная программа основного общего образования моу «Репьевская школа»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Образовательная программа по географии основного общего образования iconРабочая программа по географии 9 класс
Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница