Скачать 487.06 Kb.
|
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» АРЗАМАССКИЙ ФИЛИАЛ _____________________________________________________________ Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Методические рекомендации по выполнению курсовых работ и их тематика для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Арзамас 2010Бухгалтерский управленческий учет; Арзамас; - АФ РУК, 2010;- с. 21. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ и их тематика составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ 17 марта 2000г. Рецензент: Романова М.М., старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Методические рекомендации по выполнению курсовых работ и их тематика обсуждены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита «12» сентября 2007 г., протокол №1 Зав.кафедрой____________В.А.Мельников 1. ЦЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НЕЙ ТРЕБОВАНИЯ 1.1 Цель подготовки курсовой работы «Бухгалтерский управленческий учет» является одной из основных базовых дисциплин для подготовки экономистов по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Методические рекомендации по выполнению курсовых работ и их тематика по данной дисциплине разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом университета. Целями подготовки курсовой работы являются: расширение, углубление и закрепление полученных при изучении дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» теоретических знаний и практических умений студентов по специальности, приобретение навыков решения практических задач и ситуаций, умений связать вопросы теории с практикой хозяйствования; получение навыков свободного владения элементами научного исследования, т.е. методикой: - отбора, изучения и обобщения теоретической информации, полученной из разных источников; - изучения и критической оценки действующей практики в отдельной хозяйственной структуре (организации, предприятии, фирме, корпорации и др.), далее именуемой «организация», формирования данных бухгалтерского управленческого учета и отчетности; - подготовки объективных выводов и внесения конкретных предложений по улучшению практики организации и ведения бухгалтерского управленческого учета, в полной мере отвечающих интересам (запросам) внутренних пользователей и, в первую очередь, - улучшению финансового состояния. 1.2 Требования, предъявляемые к курсовой работе К курсовой работе предъявляется ряд основополагающих требований. Она должна: - быть выполненной на высоком теоретическом уровне на основе творческого изучения соответствующих законодательных и нормативных актов, регламентных документов по бухгалтерскому управленческому учету, учебной литературы, монографий, материалов периодической печати и др.; - отражать добросовестное отношение студента к использованию, во-первых, практического материала; во-вторых, опубликованных в печати предложений отдельных авторов, для чего необходимы в курсовой работе ссылки на фамилию автора, наименования печатного труда и издательства, а также на место и год издания, номер страницы; - содержать как теоретическую часть, которая должна отражать полные и глубокие теоретические знания студента по изучаемым вопросам, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать полученные знания по специальности для решения поставленных в работе задач. Использование практического материала должно быть в органической связи с теоретическими вопросами либо по тексту соответствующего параграфа, либо в конце его. 2. ВЫБОР И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Темы курсовой работы закрепляются за студентами из Тематики курсовых работ по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет», утвержденной решением кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита (Приложение 1). Конкретную тему курсовой работы студент определяет согласно порядковому № в журнале посещаемости студентов. Студент выбирает одну из предложенных тем курсовой работы с учетом возможности ознакомления с практикой организации и постановки В исключительных случаях за студентом может быть закреплена предложенная им тема курсовой работы, при наличии веских аргументов (отсутствие базы для подбора практического материала по всем трем темам, соответствующим его фамилии; тема его выпускной квалификационной работы в будущем и др.). В таких случаях тема курсовой работы за студентом очной формы обучения закрепляется на основании его заявления на имя заведующего кафедрой. Студент заочной формы обучения оформляет заявление лишь в случае отступления в выборе темы от общеустановленного порядка. В случае самостоятельного выбора студентом темы курсовой работы, но не закрепленной за ним кафедрой по какой-либо причине, указанная работа возвращается студенту без допуска к защите или рекомендации к доработке. Решением кафедры назначается руководитель курсовой работы. 3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Последовательность выполнения курсовой работы студент вправе определять самостоятельно. Однако опыт показывает, что наиболее рациональной и логически обусловленной является следующая последовательность подготовки курсовой работы: - предварительное ознакомление с основными теоретическими положениями по теме курсовой работы, что позволит студенту иметь более полное представление о ее содержании, а следовательно, квалифицированно составить ее план; - составление плана, ныне именуемого в письменных работах «содержание»; - тщательное изучение (для всей курсовой работы сразу или в последовательности изложения материала) источников информации (законодательных актов, нормативных документов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, учебников и учебных пособий, монографий, наиболее оперативной и новой информации - из журналов, газет и других источников периодической печати; цифровых материалов - статистических данных и др.; - подбор, систематизация, тщательное изучение и критическая оценка практического материала; - написание текста курсовой работы, включая выводы и предложения (заключение); - систематизация и подготовка списка использованных источников информации; - подбор в определенной последовательности и нумерация приложений к курсовой работе; целесообразно их номера определять, как правило, в последовательности использования данных в текстовой части работы; в числе первых приложений могут быть, в зависимости от темы курсовой работы, копии устава и учредительного договора, учетной политики и других основополагающих документов организации, на материалах которой подготовлена работа; - завершение оформления курсовой работы. Выбрав тему курсовой работы, студент определяет ее содержание (составляет план). План курсовой работы является одной из важных ее составных частей, способствующей последовательному изучению источников информации и сбору (подборки) практического материала, а также полному и логическому изложению текстовой части работы. В связи с вышеизложенным разработке плана работы или хотя бы его проекта (при наличии возможности согласования его с преподавателем - рецензентом кафедры) со стороны студента должно быть уделено особое внимание. К составлению плана (проекта плана) студент должен приступить после предварительного ознакомления с основными теоретическими положениями по теме курсовой работы. Это позволит студенту иметь более полное представление о содержании курсовой работы, а следовательно, квалифицированно составить ее план. Составленный план может быть уточнен, т.е. подкорректирован студентом в ходе подготовки курсовой работы. Практикой установлено, что многие студенты испытывают трудности при составлении плана любой работы (научно-студенческого доклада, курсовой работы и др.). В связи в этим в настоящих Методических рекомендациях приведено примерное содержание (план) курсовой работы по некоторым темам (Приложение 2), а также перечень основных источников информации, касающихся вопросов бухгалтерского управленческого учета (Приложение 3). Указанный перечень, наряду с информационным его значением, позволит студентам сориентироваться также в порядке оформления списка использованных источников информации. Традиционно сложилась структура курсовой работы, основными элементами (частями) которой являются следующие. 1. Титульный лист. 2. Содержание (прежнее название «План»). 3. Введение. 4. Основная часть (нумерация глав которой, без указания слова «глава» должна быть следующей: 1., в т.ч.: 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.; 2., в т.ч.: 2.1, 2.2, 2.3 и т.д.) 5. Заключение. 4. Список использованных источников информации. 5. Приложения Титульный лист является первой страницей письменной, в частности, курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам (Приложение 4): 1) оформляется обязательно печатным шрифтом (или набранным на компьютере); 2) в верхнем его поле указывают полное наименование учебного заведения и название кафедры, по которой выполняется курсовая работа; 3) в средней части страницы записывают название темы курсовой работы; 4) далее указываются курс обучения студента, форма обучения (очная или заочная), специальность, номер академической группы студента - очника (шифр студента - заочника), фамилия, имя и отчество (полностью); 5) ниже (ближе к правому краю листа) печатают фамилию, имя и отчество преподавателя - научного руководителя, а также его ученую степень и ученое звание; 6) в нижнем поле страницы (посредине) указывают место выполнения работы и год ее выполнения (без слова «год»). Содержание. Образец оформления содержания (плана) курсовой работы по одной из тем представлен в Приложении 2. Введение. Основное содержание этой важной части курсовой работы должно быть примерно следующее: - обосновывается актуальность темы курсовой работы; - раскрываются цель и поставленные задачи, т.е. пути достижения цели; - указывается объект и предмет исследования, его информационная база; - раскрывается практическая значимость исследования; - описывается структура работы. Основная часть. Содержание основной части курсовой работы должно точно соответствовать ее теме и полно раскрывать все вопросы плана. В целях избежание книжного и инструктивного характера изложения материала в курсовой работе ее автор должен предварительно с особой тщательностью осмыслить каждый абзац, параграф, пункт или каждую статью первоисточников и изложить в работе после творческой их переработки стилистического и редакционного характера по принципу «Словам тесно, а мыслям просторно». В то же время все используемые положения должны быть достаточно аргументированными. Очень важно соблюсти при этом последовательность изложения, выстроить «мостик», т.е. логический переход от одной мысли к другой. Статус студента ВУЗа, тем более университета, обязывает его избегать стилистических погрешностей и грамматических ошибок. В основной части работы дается организационно-экономическая характеристика экономического субъекта, на материалах которого подготовлена работа (с какого времени функционирует организация, ее организационно-правовая форма и форма собственности, основные виды деятельности, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности за последние два года или за истекающий период отчетного года и соответствующий период предшествующего года, перспективы развития деятельности организации). Основные показатели деятельности организации целесообразно оформить аналитической таблицей, примерная форма которой приведена ниже. Таблица 1 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Заря» за 200_ - 200_ г.г.
При подготовке курсовой работы должен быть использован практический материал:, т.е. данные бухгалтерского управленческого учета и внутренней отчетности конкретной организации за последний отчетный период: квартал, год. Примерный перечень используемого практического материала приведен ниже при раскрытии состава приложений к курсовой работе. Практический материал должен быть использован за последний отчетный период (год или в зависимости от темы курсовой работы, только за первый квартал, первое полугодие, 9 месяцев), а также за соответствующий период предшествующего года. Первичные и сводные документы, данные учетных регистров целесообразно использовать за последний месяц отчетного квартала или года (март, июнь, сентябрь, декабрь). При этом в учетных регистрах следует указывать итоги не только за отчетный месяц, но и нарастающие с начала года (при их наличии). На основании первичных и сводных документов, заполненных работниками базовой организации, в курсовой работе должна быть дана критическая оценка, например, с позиции: - не использования отдельных действующих унифицированных форм документов; - несоблюдения правила полноты, правильности и аккуратности их заполнения; - несвоевременности их представления материально ответственными лицами в бухгалтерию; - нетщательности проверки и несвоевременности их бухгалтерской обработки; - несвоевременности утверждения отдельных документов руководителем организации; - и др. Кроме того, исходя из действующих положений должна быть дана оценка правильности и своевременности ведения записей в учетных регистрах, а также отражения соответствующих показателей в бухгалтерской внутренней отчетности. Соответствующую оценку со стороны автора курсовой работы должны получить также организация и программное обеспечение автоматизации учетных работ, в т.ч. автоматизированного составления бухгалтерской внутренней отчетности. В исключительных случаях (при отсутствии таковой в организации, по которой производился сбор практического материала) в работе должны быть представлены хотя бы теоретические положения по автоматизации соответствующих участков учетных работ и указаны перспективы ее внедрения в вышеназванной организации. Заключение. Как показывает практика, студенты наименее знакомы со структурой этой части курсовой работы и поэтому испытывают большие трудности при ее подготовке. В заключении должны быть представлены выводы и предложения, как итоги работы автора в соответствии с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении. Они являются обобщенным результатом творческого подхода студента к изучению широкого круга соответствующих законодательных актов и нормативных документов по бухгалтерскому учету (если это предусмотрено темой работы), других источников информации по теме курсовой работы, а также по организации и постановке бухгалтерского управленческого учета в экономическом субъекте, на материалах которого подготовлена курсовая работа. Наряду с обобщениями теоретического характера в заключении следует отметить положительные стороны в работе организации, а также, выявленные недостатки: в формировании учетной политики (по соответствующим объектам учета), организации бухгалтерского управленческого учета, по документальному оформлению хозяйственных операций и их отражению на бухгалтерских счетах, ведению учетных регистров, отражению исследуемых объектов учета в бухгалтерской внутренней отчетности, по организации систем бюджетирования и внутреннего контроля и др. Особое внимание следует уделить последствиям тех или иных выявленных недостатков, в т.ч. их влиянию на финансовое состояние организации в целом. Таким образом, в заключении излагаются, как результаты глубокого изучения студентом теории и практики по соответствующей теме, выводы о постановке бухгалтерского управленческого учета и контроля на отдельном участке учетной работы организации - объекта исследования; предложения по распространению передового опыта и устранению имеющихся недостатков в целях повышения в непростых условиях рыночных отношений роли бухгалтерского управленческого учета для развития финансово-хозяйственной деятельности данной организации. При этом следует обосновать целесообразность и эффективность применения на практике каждого из названных предложений. Степень детализации выводов и предложений в заключительной части может быть разная в зависимости от того, даются они впервые или были уже сформулированы ранее в ответах на отдельные вопросы плана курсовой работы. В последнем случае их следует изложить лишь в виде тезисов. Выводы и предложения должны быть пронумерованы, написаны четко, последовательно, грамотно. Список использованных источников информации является составной частью курсовой работы и показывает степень изученности студентом вопросов темы. В связи с этим в список должны включаться только те источники информации, которые действительно изучены студентом и в большей или меньшей мере использованы в работе. Возможны различные способы группировки материалов: алфавитный, систематический и др. Каково бы ни было расположение источников информации в списке, во всех случаях в начале перечня размещают: - Законы Российской Федерации; - Указы Президента Российской Федерации; - -постановления Правительства Российской Федерации; - приказы и иные акты Министерства финансов РФ и других министерств и ведомств РФ; - правовые акты субъектов РФ и местных органов управления и т.п. Далее все остальные материалы должны быть сгруппированы определенным образом. Самым распространенным способом их группировки является расположение строго в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий публикаций (если фамилии авторов не указаны). Работы одного автора указывают по алфавиту названий работ или датам издания (при этом его фамилию и инициалы записывают по каждой работе, не заменяя кавычками). Работы авторов-однофамильцев размещают в алфавите инициалов. Обязательными элементами библиографического описания источников являются: - фамилия автора и его инициалы; - заглавие; - выходные данные (место издания, наименование издательства, год издания); - количество страниц. Примеры библиографических описаний документов приведены в настоящей методической работе (Приложение 5). Приложения. Конкретные виды и количество приложений определяются темой курсовой работы. Однако в общем виде их состав должен быть примерно следующий. - учетная политика организации по бухгалтерскому управленческому учету. В случае ее значительного объема достаточно использовать лишь отдельные разделы, соответствующие теме курсовой работы; - положение по бюджетированию; - положение по организации внутреннего контроля; - регламентные документы; - первичные документы, соответствующие регистры аналитического и синтетического учета (карточки по отдельным счетам, журналы, ведомости, сальдово-оборотная или сальдовая ведомость, и др.); - внутренние и внешние бухгалтерские отчеты за отчетный и предшествующий годы; - аналитические данные; - другие приложения. Подшивают приложения (в виде ксерокопий или напечатанные, переписанные от руки без каких - либо изменений) в конце курсовой работы после списка использованных источников информации. 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовую работу студент выполняет на стандартных форматом А4 (210x270) листах писчей бумаги (на одной стороне) машинописным способом, на компьютере. Объем курсовой работы (без учета приложений) должен составлять: в машинописном или компьютерном варианте - 30 - 35 страниц. Текст курсовой работы должен быть напечатан, а приложения к ней в виде документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и других - заполнены разборчиво, грамотно, четко и аккуратно. Работа выполняется на одной стороне стандартного листа форматом А4 (210*297) в рукописном или машинописном варианте с полями: левое -20 мм, правое - 10 мм, нижнее - 20 мм, верхнее - 20 мм. Шрифт - Times New Roman 14, межстрочный интервал - 1,5. Листы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, проставляемыми посредине внизу страницы. Нумерация страниц проставляется, начиная с 3 листа. Название раздела (главы) пишется прописными буквами и расоолагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия раздела (главы) не ставится, название не подчеркивается. Название раздела (главы) отделяется от последующего текста интервалом в одну строку. Каждый раздел (глава) начинается с новой страницы. Подразделы (параграфы) должны иметь двойную нумерацию арабскими цифрами (например: 1.1.). Название подраздела (параграфа) отделяется от последующего текста интервалом в одну строку. Части подраздела (параграфа) могут иметь тройную нумерацию (например: 1.1.1.). Дальнейшее деление не допускается. Подразделы (параграфы) начинаются на той же странице, где заканчивается предыдущий подраздел (внутри раздела). Аналитические таблицы в курсовой работе рекомендуется оформлять в следующем порядке: - слово «Таблица» предшествует ее наименованию и пишется с левой стороны без абзацного отступа; - нумерация таблиц должна быть сквозной и осуществляться арабскими цифрами в пределах всей работы; - заголовок таблицы начинается с заглавной (прописной) буквы; номер года или иной период времени, за который представлены показатели финансово-хозяйственной деятельности организации и другие данные, указывают в графах таблицы, а если еще и над таблицей, то в целях наглядности - справа; - подкрашивать и подчеркивать наименование таблицы (как и отдельных глав, вопросов в текстовой части работы) стандартом не допускается; - нумерация граф подлежащего таблицы (номер по порядку, показатели, единицы измерения и др.) целесообразна заглавными буквами, а графы сказуемого, т.е. содержащих числовые показатели, - арабскими цифрами; - при переносе показателей таблицы на следующую страницу целесообразно повторить не наименования граф, а лишь их номера; - таблица должна быть «закрыта», т.е. подчеркнута снизу; - размещают таблицу в текстовой части работы, по возможности после абзаца, в котором дается первое упоминание о ней. Ее данные должны быть считываемы без излишнего перелистывания страниц; - показатели таблицы должны иметь «органическую» связь с текстом курсовой работы, т.е. в работе необходима тесная связь теоретических положений и практического материала, а не только ссылка на номер таблицы или приложение. Таблица 1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Заря» за 200_-200_ г.г.
Продолжение таблицы 1
Ссылки на таблицы в тексте обязательны, при этом следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (отдельной от таблиц). Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и своего порядкового номера, разделенных точкой. Например: Рисунок 3.2. (второй рисунок третьего раздела). Слово «Рисунок» и наименование располагают под иллюстрациейследующим образом: Рисунок 1 - Классификация расходов и доходов организации. Ссылки на иллюстрации в тексте обязательны, при этом следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела. Расчетные формулы должны помещаться на отдельной строке. Формулы нумеруются арабскими цифрами, помещаемыми в круглых скобках справа от формулы. Нумерация формул в пределах раздела, например 2.3. - (формула третья, второго раздела). После формулы ставится запятая и с новой строки после слова «где» идет расшифровка каждого обозначения. Расшифровке подлежат только обозначения, встречающиеся впервые. Ссылки на формулы в тексте обязательны. Например, ![]() где Здн - запас в днях; Зср - средний запас в сумме за период; Т0 - однодневный товарооборот за этот же период. При выполнении обязательных расчетов на ПЭВМ студент должен изложить методику расчета, привести основные расчетные формулы, блок-схему алгоритма, обосновать выбор исходных данных и провести анализ полученных результатов. Все размерности физических величин должны даваться в системе СИ. Ссылки на использованные источники должны нумероваться арабскими цифрами по порядку появления в списке и помещаться в квадратные скобки, например: [35, c. 218]. Список литературы указывается в соответствии с требованиями к оформлению библиографических списков (см. ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»). (Приложение 5) Примеры оформления библиографического описания 1) Книжные издания: Рожков И.Я. Реклама: планка для профи / И.Я. Рожков. – М. : Издательский дом «Страница», 1999. – 200 с. – ISBN 5-93393-001-6. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка / О.Н. Мельников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский дом «МЕЛАП», 2004. – 170 с. – 1000 экз.– ISBN 5-94112-023-0. Экономика труда / Под ред. Н.А. Горелова. – СПб. : Питер, 2007. – 208 с. – (Краткий курс). – ISBN 978-5-91180-086-4. 2) Журнальные издания: Уходя в глубину… : выделение и анализ бизнес-процесса на примере морского порта / Кондратюк И.А. // Российское предпринимательство. – 2007. – № 3. – С. 45-48. Кукор Б.Л. Фитнес для интеллекта : организационно-управленческие работы с интеллектуальными ресурсами организаций малого и среднего бизнеса в условиях вхождения России в ВТО / Кукор Б.Л., Мельников О.Н., Курьянович Н.В. // Креативная экономика. – 2007. – № 4. – С. 76-83. 3) Электронные ресурсы: Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 – 1916 гг.) : статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://brocgaus.ru/index.htm. – Загл. с экрана Приложения. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения, если их больше одного, должны обозначаться заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Сокращение слов, кроме общепринятых аббревиатур, в курсовой работе не допускается. Курсовая работа должна быть сшита, иметь титульный лист и бланк рецензии, оформленных в соответствии с Приложением 4. 5. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ После написания и надлежащего оформления студент подписывает курсовую работу с указанием даты ее завершения (после списка использованных источников информации, т.е. до приложений) и не позже установленного срока представляет на кафедру бухгалтерского учета, анализа и аудита. Одновременно или после защиты работы студентом возвращается настоящая методичка «Тематика курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению» в адрес, по которому она была получена ранее. Полученную курсовую работу от студента непосредственно или через научно-методический отдел лаборант кафедры регистрирует в Журнале учета курсовых работ, указывая в нем Ф.И.О. студента, № академической группы или шифр студента-заочника, дату представления, дату передачи ее научному руководителю на проверку и др., а после защиты курсовой работы - оценку. В ходе проверки отдельные замечания и пояснения преподаватель указывает на полях или оборотной (незаполненной) стороне соответствующих листов (ошибки по содержанию, в т.ч. в бухгалтерских отчетах, незамеченные студентом; неточное оформление аналитических таблиц, грамматические ошибки и др.). По результатам проверки курсовой работы научный руководитель пишет рецензию, т.е. заключение о качестве всей работы. В рецензии отмечаются положительные стороны работы и ее недостатки (по содержанию, недостаточное использование практического материала, по оформлению и др.). В случае, если курсовая работа не отвечает основным предъявляемым требованиям, она возвращается студенту на доработку или существенную переработку. Причинами этого могут быть следующие: - курсовая работа подготовлена не по своему варианту и без разрешения на это заведующего кафедрой бухгалтерского учета; - содержание курсовой работы не соответствует ее теме; - использованы во многом устаревшие по содержанию источники и документы; - полное отсутствие или недостаток использования практического материала; - использованы в работе показатели финансово-хозяйственной деятельности не за последний отчетный квартал или год и даже не за предпоследний соответствующий период; - отсутствие «органической» связи, т.е. взаимоувязки текстовой части работы с имеющимися в ней приложениями в виде копий учетной политики организации; соответствующих теме курсовой работы учетных регистров, бухгалтерских отчетов, сальдово-оборотной или сальдовой ведомости по счетам и др. С учетом вышеназванных требований научный руководитель допускает или не допускает курсовую работу к защите. Во всех случаях работа возвращается студенту через лаборанта кафедры бухгалтерского учета и с соответствующей отметкой в Журнале учета курсовых работ. Повторно представленная работа (после доработки) также должна получить соответствующую отметку в названном журнале кафедры. Получив положительную рецензию на курсовую работу, студент готовится к ее защите. Защита курсовой работы предполагает выявить полноту, глубину знаний студента по указанной в ней теме по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет», а также самостоятельность их изложения. Студент должен хорошо владеть содержанием работы; ориентироваться в данных аналитических таблиц, бухгалтерских внутренних отчетов, учетных регистров и других приложений, а также четко и быстро проводить связь их данных с текстовым материалом. Сроки защиты курсовых работ студентами очной и заочной форм обучения устанавливаются кафедрой в соответствии с учебными планами, конкретные даты защиты отдельных работ определяются научным руководителем (рецензентом). Защита указанных работ ведется на заседаниях комиссий, назначаемых заведующим кафедрой бухгалтерского учета. В их состав включаются и научные руководители (рецензенты). На защите комиссия может предложить студенту кратко изложить содержание отдельных вопросов курсовой работы или раскрыть выводы и предложения; дать ответы на замечания рецензента, вопросы председателя и членов комиссии и т.д. Особое внимание при этом уделяется тем вопросам организации и ведения бухгалтерского управленческого учета, по которым имеются критические замечания в адрес практики учета и отчетности, предложения по их устранению и совершенствованию действующей в организации практике бухгалтерского управленческого учета в целях рационального использования отчетных данных внутренними пользователями для принятия наиболее эффективных управленческих решений. На защите курсовой работы студент должен показать свободное владение теоретическими положениями и практикой организации и ведения бухгалтерского управленческого учета по соответствующей теме, убедительно отвечать на поставленные вопросы и, в случае необходимости, аргументировано оппонировать (оспаривать) чье-либо мнение, отличное от его взгляда. На основании курсовой работы, рецензии научного руководителя и результатов защиты комиссия определяет оценку по балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка проставляется в рецензии на курсовую работу, а в экзаменационную ведомость соответствующей группы - только студентов очной формы обучения. В зачетную книжку записывается лишь положительная оценка. По решению кафедры защита отлично выполненных курсовых работ может быть заменена докладом студента на научно-студенческом семинаре или научно-студенческой конференции. Студент, отлично выполнивший и защитивший курсовую работу по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет», как и по другим дисциплинам, имеет преимущественное право при выборе и закреплении за ним соответствующей темы выпускной квалификационной работы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
![]() | Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения «Финансы и кредит»; 080109. 65 (сокр.) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; 080109. 65 (пол.) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;... | ![]() | Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине Общими методическими рекомендациями по написанию и оформлению курсовых работ для студентов заочной формы обучения по специальностям:... |
![]() | Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» В подготовке программы итогового квалификационного экзамена по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» принимали... | ![]() | Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Государственный бюджет» И. Г. Лукашевич на основании общих методических рекомендаций по написанию и оформлению курсовых работ для студентов заочной формы... |
![]() | Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» Катков Ю. Н., Шварц Э. С., Шварц М. Р. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Бухгалтерский управленческий... | ![]() | Программа производственной преддипломной практики для студентов специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Гос впо, положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений впо с учётом рабочих учебных планов по специальности... |
![]() | Методические рекомендации по написанию курсовой работы по экономической теории для студентов дневного отделения специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Методические рекомендации предназначены для студентов дневного отделения специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», также... | ![]() | Российский государственный торгово-экономический университет (ргтэу) новосибирский филиал учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности программа Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальности... |
![]() | Рабочая программа по дисциплине математика в экономике для специальности 080109 бухгалтерский учет, анализ и аудит Программа предназначена для подготовки дипломированных специалистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Это накладывает... | ![]() | Методические указания к выполнению самостоятельных работ для студентов специальностей 080105. 65 Финансы и кредит; 080109. 65 Бухгалтерский учёт анализ и аудит; Калининград Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |