Здравоохранения и социального развития российской федерации




НазваниеЗдравоохранения и социального развития российской федерации
страница1/4
Дата10.01.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минздравсоцразвития России)


Рахмановский пер., 3, г. Москва, ГСП-4, 127994

тел.: 628-44-53, факс: 628-50-58


02. 08-2010 № 22 - 3 -2476

Секретариат Российской

трёхсторонней комиссии по

регулированию социально-

трудовых отношений

103274, Москва, Краснопресненская

наб., д. 2


В соответствии с пунктом 4 Единого плана первоочередных мероприятий Российской трёхсторонней комиссии на II полугодие 2010 г. и реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы Минздравсоцразвития России направляет материалы по вопросу

«Реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2009 году и предложениях по совершенствовании законодательства Российской Федерации в целях повышения эффективности работы по профилактике профессиональных заболеваний».


Приложение: на 30 л. в 1-ом экз.


Член Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений, директор Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнёрства


Н.В.Жарова


О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2009 году и предложениях по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях повышения эффективности работы по профилактике профессиональных заболеваний


Одной из важнейших задач Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 170-р, является снижение смертности трудоспособного населения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до уровня развитых европейских стран. Для реализации Концепции Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей разработана и реализуется Программа действий по улучшению условий и охраны труда, предусматривающая мероприятия по переходу к оценке и управлению профессиональными рисками на рабочих местах, оптимизации страховых тарифов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Материалы по вопросу «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2009 году и предложениях по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях повышения эффективности работы по профилактике профессиональных заболеваний» подготовлены Минздравсоцразвития России на основе мониторинга состояния условий и охраны труда по итогам 2009 года, исходя из анализа статистических и оперативных данных Росстата, Роструда, Роспотребнадзора, Фонда социального страхования Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с поручением, предусмотренным пунктом 80 Плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 года № 1273-р.

При подготовке материала использованы предложения общероссийских объединений профсоюзов,

общероссийских объединений работодателей, органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, Международной организации труда, ряда научных и общественных организаций, а также материалы общероссийского мониторинга состояния условий и охраны труда.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА


В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В этой связи базовым принципом государственной политики Российской Федерации в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Целью государственной политики в области охраны труда является защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - государства, работодателей и работников.

Основными целевыми показателями эффективности реализации государственной политики в области охраны труда являются:

  • сокращение числа работников, пострадавших или погибших в результате несчастных случаев на производстве;

  • снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;

сокращение доли промышленных предприятий с неудовлетворительными условиями труда.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА


Государственная политика в области условий и охраны труда в 2009 году реализовывалась в соответствии с Конституцией Российской Федерации, задачами, поставленными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351, требований статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации «Основные направления государственной политики в области охраны труда», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Программа действий по улучшению условий и охраны труда на период 2008-2010 г.г.


В соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 года № 170-р, в 2009 году продолжалась реализация Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы (приказ Минздравсоцразвития России № 586 от 13 октября 2008 года).

Программа направлена на достижение следующих стратегических задач:

снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

повышение качества условий труда на рабочих местах;

снижение смертности от предотвратимых причин; улучшение здоровья работающего населения.

Реализация Программы организована путем выстраивания эффективных партнерских отношений с основными участниками системы управления Охраной труда.

Основными целевыми показателями программы на 2009 г. являлись:

1. Снижение количества работников, погибших в результате несчастных
случаев на производстве со смертельным исходом (2008 г. - 4 150 человек, 2009
. - 3 124 человека, снижение на 24,7%).

2. Снижение количества застрахованных работников, пострадавших в
1езультате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности

на 1 рабочий день и более (целевое значение на 2009 г. - 80 000 человек, фактическое количество по данным ФСС РФ - 70 756 человек, снижение на 1,6%).

3. Снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не
отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (целевое значение на 2009 г. -
,3,5 %, фактически по данным Росстата - 27,5%).

4. Снижение удельного веса женщин, занятых в условиях, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам (целевое значение на 2009 г. - 15,5% ,
фактически по данным Росстата - 21,3%).

5. Увеличение удельного веса устраненных нарушений в общем
количестве выявленных нарушений по вопросам охраны труда" (целевое
значение на 2009 г. - 87,5% , фактически по данным Роструда устранено 88,4%
нарушений).

Для достижения программных целевых показателей в 2009 году продолжалась работа по созданию современной системы управления охраной руда, обеспечения безопасных условий трудовой деятельности, в том числе путем совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в области охраны труда.

Для обеспечения предусмотренного Программой совершенствования нормативно-правового обеспечения в сфере охраны труда подготовлены законопроекты:

о внесении изменений в действующие законодательные акты, прежде сего, в Трудовой кодекс Российской Федерации с целью введения в него понятия «профессиональный риск» и установления обязанностей субъектов рудовых отношений в части оценки, контроля и управления профессиональными рисками, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью усиления ответственности

субъектов трудовых отношений за нарушения законодательства об охране труда.

Кроме того, продолжена работа, по принятию нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 206-ФЗ «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» внесены изменения в статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации, что позволило определить стандарты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда и не затрагивающие вопросы технического регулирования, обязательными к применению и сохранить их место в уже сложившейся системе нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанные изменения будут способствовать дальнейшему развитию нормативного обеспечения в области охраны труда.

Подготовлен также проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда».

Приняты приказы Минздравсоцразвития России № 416н от 12 августа
2008 г., №> 541н от 1 октября 2008 г., № 543н от 3 октября 2008 г., № 582н от 22
октября 2008 г. и № 315н от 22 июня 2009 г. регламентирующие обеспечение
средствами индивидуальной защиты соответственно работников сельского и
водного хозяйства, работников сквозных профессий и должностей всех
отраслей экономики, работников жилищно-коммунального хозяйства,
работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятых на
работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах,
выполняемых в особых температурных условиях или связанных с
загрязнением, регламентирующий обеспечение указанных категорий

работников средствами индивидуальной защиты.

Утверждены и зарегистрированы в Минюсте России приказы Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н и 46н, устанавливающие нормы и условия выдачи молока, равноценных пищевых продуктов и лечебно-профилактического питания работникам, занятым во вредных условиях труда, а также приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», устанавливающий порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиях труда, а также на работах с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением.

С целью совершенствования нормативного обеспечения охраной труда Минздравсоцразвития России разрабатывает проекты 9 Межотраслевых правил по охране труда, в том числе пересматривает 5 действующих Межотраслевых правил по охране труда.

Для достижения основной цели Программы в течение 2008-2010 годов за счет средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, в 2009 году был реализован Перечень мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов.

В результате завершения в 2010 году реализации Программы будут завешены следующие основные задачи:

  1. Разработана новая система управления охраной труда на основе ^пользования инструментов оценки, контроля и управления профессиональными рисками в зависимости от условий труда на рабочих местах и состояния здоровья занятых на них работников. Основой системы отравления профессиональными рисками должна стать оценка условий труда га каждом рабочем месте с выявлением вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников, по результатам которых должны осуществляться мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также профилактика профессиональных заболеваний работников.

  2. Проведена модернизация структуры нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, направленная на совершенствование системы управления охраной труда в организациях.

3. Сформированы информационные ресурсы системы управления
профессиональными рисками.

Решение указанных задач будет обеспечено путем реализации следующих основных мероприятий:

в целях формирования системы управления охраной труда на основе ^пользования инструментов оценки, контроля и управления профессиональными рисками подготовлен законопроект «О внесении вменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части установление понятий «профессиональный риск» и «управление профессиональным риском»;

приняты нормативные акты, устанавливающие требования к системе 'правления охраной труда на всех уровнях на основе управления профессиональными рисками, регламенты и процедуры управления профессиональными рисками;

принят нормативный акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий четкую структуру подзаконных нормативных актов в области охраны труда (стандарт безопасности труда - правила по охране труда - санитарно-гигиенические требования к факторам производственной среды);

развернута информационно-аналитическая автоматизированная система мониторинга профессиональных рисков в Российской Федерации.

Таким образом, на завершающем этапе реализации Программы действии по улучшению условий и охраны труда в результате осуществления казанных мероприятий будет сформирована правовая, организационная и

информационная база перехода в сфере охраны труда к управления профессиональными рисками.

Реализация мер, направленных на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

Финансирование предупредительных мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профзаболеваемости, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации

В 2009 году финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваемости осуществлялось в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 6.08.2009 г. № 573н.

К числу предупредительных мер, финансируемых за счет средств Фонда, были отнесены такие основные меры, как:

а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

б) проведение мероприятий по приведению уровней запыленности и
загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на
рабочих местах в соответствие с государственными нормативными
требованиями охраны труда;

в) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых
температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных
специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной
защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии
с типовыми нормами или в соответствии с предложениями по улучшению
обеспеченности средствами индивидуальной защиты, указанными в протоколе
оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на
рабочем месте, оформленном по результатам аттестации рабочих мест по
условиям труда;

г) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с
вредными и (или) опасными производственными факторами.

Кроме того, в целях усиления профилактической составляющей предупредительных мер список был расширен путем включения в него мероприятий по обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно - профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н (зарегистрировано в Минюсте России 20 апреля 2009 г. № 13796).

Всего Фондом социального страхования Российской Федерации в 2009 году израсходовано на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных

заболеваний работников около 4,3 млрд. рублей, что на 13% больше, [ем в 2007 году.

Вместе с тем, анализ структуры расходов на предупредительные меры за последние три года (2007 - 2009 г.г.) показал, что основная доля средств была нaправлена на приобретение СИЗ (от 46% до 51%) и санитарно-курортное лечение (от 29% до 34%).

При этом на такие важные мероприятия по обеспечению безопасности на производстве, как аттестация рабочих мест по условиям руда и приведение в норму уровней запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны работодателями тратилось от 2% до 17% выделяемых средств.

С учетом результатов анализа в 2010 году в целях повышения эффективности предупредительных мер перечень мероприятий, финансируемых за счет средств ФСС РФ, предлагается расширить, включив в [его следующие мероприятия:

обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных работников, в первую очередь занятых в субъектах микро- и малого бизнеса;

проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых нa работах с вредными условиями труда;

оснащение предприятий транспорта приборами регистрации учета рабочего времени водителей (тахографы), а также приборами контроля алкогольного опьянения (алкотестеры).

В целях обеспечения целевого использования средств работодателями их выделение будет осуществляться только на основании плана мероприятий, разработанного по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

В 2009 году аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась в соответствии с «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям руда», утвержденным приказом Минздравсоцразвития № 569 от 31 августа 007 года.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится пока недостаточно высокими темпами, как по объемам, так и качеству работ. Для аттестации всех рабочих мест, с учетом пятилетнего срока действия результатов аттестации, необходимо ежегодно проводить обследование более 20% рабочих мест.

В соответствии с Порядком аттестации рабочих мест по условиям труда в госинспекции труда работодателями предоставляется информация по аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях.

Анализ представленных в государственные инспекции труда результатов аттестации рабочих мест по условиям труда свидетельствует о наличии существенных проблем в обеспечении на рабочих местах условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также в проведении аттестаций рабочих мест по условиям труда.

Так, в Российской Федерации за 2009 год в 9994 организациях с количеством работников более 1020 тыс. человек была проведена аттестация более 538 тыс. рабочих мест с количеством работников более 768 тыс. человек, занятых на этих рабочих местах. Было установлено, что 436 тыс. работников заняты на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Анализ результатов аттестации более 538 тыс. рабочих мест по условиям труда показал, что в среднем 63,7% не отвечают гигиеническим требованиям условий труда, а на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда работает не менее 56% занятых.

Поскольку основной целью новой системы управления охраной труда является переход от реагирования на страховые случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников, совершенствование системы управления профессиональными рисками должно базироваться на оценке условий труда на каждом рабочем месте с выявлением вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке здоровья занятых на этих рабочих местах работников, по результатам, которых необходимо осуществлять мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, профилактике профессиональных заболеваний работников и назначении им соответствующих компенсаций.

В этой связи на первое место выходит достоверность проведения указанных оценок и, соответственно, компетентность, и независимость организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Вместе с тем, в настоящее время существует проблема, связанная с формированием института оценки условий труда на рабочих местах.

До сентября 2008 г. аттестация рабочих мест осуществлялась работодателем самостоятельно, т.е. он сам формулировал задачи, обеспечивал финансирование и делал заключение о состоянии рабочего места. При таком подходе неизбежно возникал конфликт интересов, и ставилась под сомнение достоверность оценки условий труда.

Поэтому был предпринят ряд мер нормативного характера, направленных на формирование независимого института оценки состояния условий труда, в объективности и компетентности которого не сомневались бы ни работники, ни работодатель.

Основное направление - создание института неаффилированных аттестующих организаций.

Одним из механизмов, обеспечивающих подтверждение компетентности организаций в сфере оказания услуг в области охраны труда, является аккредитация аттестующих организаций.

В этой связи на основании статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации принят приказ Минздравсоцразвития России от 1.04.2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых

необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций,

оказывающих услуги в области охраны труда».

В соответствии с Правилами аккредитация организации, оказывающей услуги в области охраны труда, осуществляется в уведомительном порядке.

Минздравсоцразвития России осуществляет аккредитацию путем внесения сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней со дня регистрации заявления.

При этом сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными.

Установлен исчерпывающий перечень требований, которым должна безусловно соответствовать аттестующая организация.

Это:

наличие измерительного оборудования и приборов;

наличие квалифицированного персонала;

наличие руководства по качеству работ, содержащего признанные методики измерений и др.

Контроль за деятельностью аккредитованной организации, оказывающей услуги в области охраны труда, включая соблюдение аккредитованной организацией критериев аккредитации, государственных нормативных требований охраны труда в сфере деятельности в соответствии с областью аккредитации, осуществляется Рострудом на основе проверки сведений, предоставленных аттестующей организацией.

Аттестация должна осуществляться в различных отраслях экономики, где существует большое количество неоднородных рабочих мест (стационарных, нестационарных и др.).

На завершающем этапе модернизации системы оценки условий труда необходимо создать систему стандартов аттестации рабочего места по условиям труда, учитывающих отраслевую специфику, а также специфику проведения отдельных видов работ.

Эти стандарты крайне необходимы для того, чтобы результаты аттестации рабочих мест по условиям труда были стандартизированными и, таким образом, признаваемыми всеми участниками трудовых отношений: работодателем - работником - государством. Именно эти стандарты позволят осуществлять эффективный контроль со стороны государства за качеством проводимой работы.

В этой связи стоит также задача пересмотра требований, в первую очередь, санитарно-эпидемиологических, в целях повышения эффективности оценки совокупного влияния различных вредных производственных факторов на человека.

Таким образом, в течение 2010 - 2011 г.г. предстоит сформировать целостную систему стандартов безопасности труда, устанавливающих единые требования к выявлению рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда в рамках проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Кроме того, в условиях формирования инструментов оценки профессиональных рисков на базе аттестации рабочих мест по условиям труда усиливается роль государственной экспертизы условий труда.

Неправильная или недостоверная оценка условий труда, допущенная при проведении аттестации рабочих мест, в значительной степени влияет на безопасность работников, поэтому вопрос о качестве ее проведения выходит на первый план.

В соответствии со статьей 21б Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в соответствии с установленным порядком ее организации и проведения.

При реализации положений статей 215, 216, 2161 с учетом разграничения
полномочий между федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
трудовых отношений в настоящее время возникла насущная потребность в
совершенствовании (модернизации) существующего порядка


осуществления государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и его адаптации к специфике перехода к экономическим методам стимулирования работодателя в улучшении условий труда.

В рамках проводимой работы формируется концепция реформирования государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации как двухуровневой системы, организационно состоящей из взаимосвязанных между собой структурных элементов: федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; его территориальных органов (государственные инспекции труда); органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

В целях повышения эффективности и качества проведения государственной экспертизы в Российской Федерации в 2010 году будет завершено создание сети лабораторий государственной экспертизы условий труда и подготовка высококвалифицированных специалистов-экспертов.

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты


В соответствии с требованиями статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие декларирование соответствия или сертификацию специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Важным этапом в направлении обеспечения работников высокоэффективными качественными СИЗ, стало принятие в 2009 году технического регламента «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1213.

Принятие технического регламента «О безопасности средств индивидуальной защиты» преследует следующие цели:

обеспечение безопасности человека в рамках требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании;

предоставление максимально возможной свободы выбора потребителям средств защиты;

снижение объемов нормативно-технической документации в области регулирования производства и обращения средств индивидуальной защиты;

"прозрачности" системы контроля безопасности продукции;

разграничение ответственности контрольных органов и производителя;

защиту потребителей от информации, вводящей в заблуждение.

При разработке технического регламента учитывались требования Директивы Европейского союза № 89/686 "О средствах индивидуальной защиты" от 21 декабря 1989 г. и Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции Федерального закона от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ).

Технический регламент устанавливает:

минимально необходимые обязательные требования по безопасности к средствам индивидуальной защиты;

требования к средствам индивидуальной защиты при обращении их на рынке;

правила идентификации;

порядок подтверждения соответствия;

порядок государственного надзора и контроля.

Принятие данного технического регламента должно обеспечить:

-упорядочение нормативной базы, регулирующей нормы безопасности средств индивидуальной защиты;

-создание условий для безопасной работы в среде опасных и вредных факторов;

-баланс между необходимым уровнем безопасности и уровнем технического и экономического состояния производителей и потребителей.

Кроме того, в развитие t положений статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года № 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Основной новизной указанного нормативного правового акта является приведение его в соответствие со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации, а также возможность приобретения работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды, предоставление работникам СИЗ на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке, и в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ, возможность замены одного вида СИЗ другим в зависимости от условий труда, а также электронного учета выдачи СИЗ работникам.

Вышеуказанный порядок обеспечения СИЗ, позволяет работодателю осуществить и обеспечить государственные гарантии по защите от вредных и опасных производственных факторов с учетом его финансово-экономического положения, а также расширяет возможности по обеспечению работников СИЗ на предприятиях малого бизнеса.

Кроме того, ведется также системная работа по пересмотру существующих и принятию новых типовых норм обеспечения работников СИЗ.

Таким образом, в Российской Федерации ведется полномасштабная работа по реализации государственной политики в области условий и охраны труда в части обеспечения СИЗ работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также в особых температурных условиях и связанных с загрязнением. Указанная работа осуществляется по следующим направлениям:

- совершенствование принципов и методологии обеспечения СИЗ в
условиях реформирования системы управления охраной труда путем внесения
изменений в действующее законодательство об охране труда;

- улучшение обеспеченности и расширения номенклатуры, используемых
СИЗ для работников различных видов экономической деятельности путем
пересмотра, действующих и издания новых типовых норм выдачи СИЗ;

- повышения качества и эффективности использования СИЗ как
обращающейся на рынке продукции в результате утверждения технического
регламента «О безопасности средств индивидуальной защиты».

  1   2   3   4

Похожие:

Здравоохранения и социального развития российской федерации iconПриказ от 19 марта 2009 года n 127 о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Внести в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2005 г. №82 «о центральной...
Здравоохранения и социального развития российской федерации iconПриказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 июня 2005 г. N 400 "О ведомственных наградах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации"
В целях поощрения работников системы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также других граждан,...
Здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации письмо от 24 июня 2008 г. N 4406-рх
Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, общественных организаций по вопросу осуществления оборота...
Здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ от 17 мая 2010 года n 353н о первой помощи
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации...
Здравоохранения и социального развития российской федерации iconПриказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 5 декабря 2005 г. N 757 г. Москва о неотложных
В соответствии с пунктом 101 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного...
Здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Об утверждении порядка опубликования и размещения на официальном сайте министерства здравоохранения и социального развития российской...
Здравоохранения и социального развития российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации письмо от 16 декабря 2011 г. N 12-1/10/2-12710
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, рассмотрев по компетенции обращение по вопросу разъяснения...
Здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской федерации информационное письмо
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в рамках реализации мероприятий региональных программ модернизации...
Здравоохранения и социального развития российской федерации iconРоссийской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения и социального развития Управлением Росздравнадзора...
Здравоохранения и социального развития российской федерации iconСоциального развития российской федерации
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по волгоградской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница