Программа дисциплины дисциплина Риторика




НазваниеПрограмма дисциплины дисциплина Риторика
страница1/5
Дата10.09.2012
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5


Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт филологии и языковой коммуникации


УТВЕРЖДАЮ
Директор института
филологии и языковой
коммуникации

Куликова Л.В. /___________/

«___» ____________2008 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина Риторика


Укрупненная группа 030000 Гуманитарные науки


Направление 031000.62 Филология


Институт филологии и языковой коммуникации


Кафедра общего языкознания и риторики


Красноярск

2008

Учебная программа дисциплины


составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

030000 Гуманитарные науки

Направления 031000.62 Филология


Программу составил доцент кафедры общего языкознания и риторики, канд. филол. наук Копнина Галина Анатольевна


Заведующий кафедрой Щербаков А.В.___________

«21» мая 2008 г.


Учебная программа обсуждена на заседании кафедры общего языкознания риторики «21» мая 2008 г. протокол № 64

Заведующий кафедрой Щербаков А.В.________


Учебная программа обсуждена на заседании НМСИ филологии и языковой коммуникации

«21» мая 2008 г. протокол № 1

Председатель НМСИ Анисимов К.В._____________


Дополнения и изменения в учебной программе на 200__/200__ учебный год.

В учебную программу вносятся следующие изменения: ______________________________________________________________________________________________________________________________________


Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 200__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой А.В. Щербаков


Внесенные изменения утверждаю:

Директор Института филологии и

языковой коммуникации Л.В. Куликова


1. Цели и задачи изучения дисциплины


1.1. Цель преподавания дисциплины


Рабочая программа предназначена для студентов отделения филологии 6-го семестра очной формы обучения по направлению 031000.62 – «Филология».

Дисциплина «Риторика» является органичным продолжением изучения закономерностей функционирования «языка в действии» (В.Г. Костомаров), рассмотрение которых осуществлялось в рамках дисциплины «Культура речи и стилистика». Но если в курсе «Культура речи и стилистика» изучались преимущественно ортологические нормы и функционально-стилистические нормы и их разновидности, то в «Риторике» полученные знания обобщаются с опорой на более подробное изучение коммуникативных и этических норм в процессе овладения технологией речевого воздействия. «В актуальной риторике, – пишет Л.К. Граудина, – должны быть усилены культурно-этические универсалии, которым придавалось огромное значение в трудах корифеев – Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Ломоносова, Кони. В наши дни они совершенно выпали не только из сферы преподавания, но, к сожалению, также из этики общежития многих членов общества» [Граудина 2000: 53]. В процессе изучения коммуникативных дисциплин у студентов должно происходить формирование речевой культуры, предполагающей высокую общую культуру человека, культуру мышления, сознательную любовь к языку. Поэтому цель изучения дисциплины «Риторика»формирование таких коммуникативных компетенций (знаний, умений и навыков), которые позволили бы ему с опорой на нравственные категории совершенствовать свою речевую деятельность с целью достижения ее большей эффективности.


1.2. Задачи изучения дисциплины «Риторика»:

1) формирование таких профессиональных концептуальных (теоретических) компетенций, как:

а) знание истории риторики, её современного состояния, основных тенденций развития;

б) понимание статуса риторики в кругу других коммуникативных дисциплин и осознание её значимости в развитии демократического общества;

в) знание основных принципов и правил эффективного речевого общения, этапов создания речевого произведения (риторического канона);

г) знание основ риторической аргументации и правил ведения конструктивного спора;

д) общее представление об основных закономерностях использования риторических приемов и выразительных средств языка в различных сферах речевой деятельности;

е) знание правил мнемоники, особенностей звучащей речи;

ж) знание правил ведения деловой и светской бесед;

з) понимание сущности явления речевого манипулирования, знание стратегий и тактик противостояния речевой манипуляции;

и) знание специфики и содержания отечественного риторического идеала;

2) формирование следующих технологических (практических) компетенций:

а) умение выбирать стратегию и тактики общения, устанавливать речевой контакт и корректировать свое поведение в соответствии с ситуацией и коммуникативным намерением;

б) умение строить монологическую речь, руководствуясь правилами риторического канона;

в) умение грамотно произносить речь с точки зрения ее звукового оформления и использования паралингвистических средств;

г) умение аргументированно излагать свою точку зрения и вести дискуссию в соответствии с принципами и правилами конструктивного спора;

д) владение навыками эффективного использования выразительными средствами русского языка в разных ситуациях общения;

е) владение тактиками противостояния манипулятивному речевому воздействию;

ж) умение вести беседу (деловую, светскую и др.) в соответствии с правилами эффективного общения;

з) умение анализировать речевые поступки с точки зрения их успешности / неуспешности и делать из этого анализа практические выводы;

и) владение терминологическим аппаратом современной риторики (неориторики);

к) владение методом комплексного лингвориторического анализа текста.

Реализация названных задач призвана сформировать следующие компетенции, отраженные в ГОС ВПО:

а) универсальные (общие): общенаучные (ОНК): способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук (ОНК-1); способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-3); способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОНК-4); инструментальные (ИК): способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке (ИК-2); способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-5); социально-личностные и общекультурные (СЛК): способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (СЛК-1); настойчивость в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (СЛК-2); способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (СЛК-3); способность к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к толерантности; способность к социальной адаптации (СЛК-4); способность и готовность работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (СЛК-5); способность понимать культуру социальных отношений, критически переосмысливать свой социальный опыт (СЛК-6);

б) профессиональными, в том числе: концептуальными (КТК): знание основ теории устной и письменной коммуникации (КТК-5); знание теоретических основ лингвистического учения о тексте и дискурсе (КТК-6); общее представление об основных литературоведческих и лингвистических категориях (КТК-7); общее представление об истории, современном состоянии перспективах филологии (КТК-9); технологическими (ТПК): владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ТПК-1); владение основными методами филологического анализа (ТПК-2); владение методами и приемами устной и письменной коммуникации (ТПК-5); владение методами и приемами обработки и трансформации различных типов и видов тестов (ТПК-7); владение методами и приемами создания разных типов и видов текстов (ТПК-8); владение навыками выразительного чтения (ТПК-9); владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ТПК-12); владение терминологическим аппаратом современной филологической науки (ТПК-14).


1.3. Межпредметная связь


Для успешного изучения дисциплины «Риторика» необходимы знания, умения и навыки прежде всего в области культуры речевого общения и стилистики. "…Изучение того, как надо – объект культуры речи и предмет ее теории (что и по каким основаниям кодифицировать); что есть, реально существует в разных сферах и видах речевого общения, как в них функционирует язык – объект функциональной стилистики, почему это так, что вызывает такое функционирование языка – выявление доминанты каждого функционального стиля, организующей именно такое функционирование языка – предмет функциональной стилистики, или теории функционально-стилевой дифференциации литературного языка; как лучше добиться мастерства речи – объект риторики, теория мастерства – ее предмет" [Сиротинина 1998: 52-53]. Оратор не сможет добиться мастерства речи, если не будет знать, как надо говорить в той или иной коммуникативной ситуации.

Риторическое образование призвано обучать эффективному, целесообразному общению в различных коммуникативных ситуациях. Однако оно должно также способствовать нравственному развитию, совершенствованию личности. Поэтому для изучения дисциплины «Риторика» студентам необходимо усвоение следующих основных модулей и разделов:

Модуль I. Основные понятия риторики, история её становления и развития.

Раздел 1. Введение в риторику. История становления и развития риторики в аспекте учения о риторическом идеале.

Раздел 2. Речевое поведение и нравственный кодекс оратора.

Модуль II. Риторика монологической и диалогической речи.

Раздел 3. Риторика монолога.

Раздел 4. Риторическая культура диалога и полилога.

Дисциплина «Риторика» является одной из основных дисциплин, формирующих коммуникативную компетентность специалиста-выпускника высшего учебного заведения. Её изучение необходимо для последующего усвоения тем курса «Общее языкознание», а также дисциплин специализации «Риторика» («Деловая риторика», «Педагогическая риторика», «Политическая риторика» и др.).


2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего кредитных единиц (часов)

Семестр


8

Общая трудоемкость дисциплины

2,63 (95)

2,63 (95)

Аудиторные занятия:

1,41 (51)

1,41 (51)

лекции

0,47 (17)

0,47 (17)

практические занятия (ПЗ)

0,94 (34)

0,94 (34)

семинарские занятия (СЗ)

-

-

лабораторные работы (ЛР)

-

-

другие виды аудиторных занятий

-

-

промежуточный контроль

-

-

Самостоятельная работа:

1,22 (44)

1,22 (44)

изучение теоретического курса (ТО)

0,56 (20)

0,56 (20)

конспектирование первоисточников

0,14 (5)

0,14 (5)

курсовой проект (работа)

-

-

расчетно-графические задания (РГЗ)

-

-

реферат

0,14 (5)

0,14 (5)

домашние задания и упражнения, в том числе

подготовка к ролевым и деловым играм

0,22 (8)

0,22 (8)

контрольная работа

0,16 (6)

0,16 (6)

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен




3. Содержание дисциплины


3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Раздел дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)

ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)

ЛР

зачетных единиц

(часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)

Реализуемые компетенции


1

Введение в риторику. История становления и развития риторики в аспекте учения о риторическом идеале

0,05 (2)

0,05 (2)

-

0,14 (5)

ОНК-3, ОНК-4, ИК-5, СЛК-5, КТК-5, КТК-7, КТК-9, ТПК-14

2

Речевое поведение и нравственный кодекс оратора

0,05 (2)

0,11 (4)

-

0,14 (5)

ОНК-1, ОНК-4, ИК-2, СЛК-1, СЛК-4, КТК-5, ТПК-14

3

Риторика монолога

0,29 (10)

0,5 (18)

-

0,56 (20)

ОНК-1, ИК-2, ИК-5, СЛК-1, СЛК-2, СЛК-3, КТК-5, КТК-6, ТПК-1, ТПК-2, ТПК-5, ТПК-7 ТПК-8, ТПК-9, ТПК-12

4

Риторическая культура диалога и полилога

0,09 (3)

0,28 (10)

-

0,39 (14)

ОНК-1, ИК-5, СЛК-2, СЛК-3 - СЛК-5, КТК-5, ТПК-5, ТПК-12, ТПК-14



3.2. Содержание разделов и тем лекционного курса


Модуль I. Общие понятия риторики, история её становления и развития - 0,1 (4 ч.).


Раздел I. Введение в риторику. История становления и развития риторики в аспекте учения о риторическом идеале (2 часа).


  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа дисциплины дисциплина Риторика iconРабочая программа риторика код дисциплины по учебному плану: дв «Риторика» Для студентов направления: 080200. 62 «Менеджмент»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями
Программа дисциплины дисциплина Риторика iconРабочая программа дисциплины Правовая риторика Направление подготовки 030900. 68 «Юриспруденция»
Цель освоения дисциплины «Правовая риторика» − формирование и развитие коммуникативных навыков, достижение риторической грамотности...
Программа дисциплины дисциплина Риторика iconКомплекс дисциплины Риторика Москва
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика». – 2-е изд., испр и доп. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 63 с
Программа дисциплины дисциплина Риторика iconАннотация рабочей программы дисциплины «Риторика»
«Экономика». Дисциплина реализуется на факультете гуманитарного образования Самарского государственного технического университета...
Программа дисциплины дисциплина Риторика iconРабочая программа Дисциплина «Риторика»
Направление подготовки (специальность) «Государственное и муниципальное управление»
Программа дисциплины дисциплина Риторика iconРабочая программа дисциплины Для студентов специальности 030501. 65- «Юриспруденция»
Риторика [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2012. 46 с
Программа дисциплины дисциплина Риторика iconРабочая программа Учебная дисциплина б 5 Педагогическая риторика
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Программа дисциплины дисциплина Риторика iconПояснительная записка Кружок «Риторика»
Дополнительная образовательная программа кружка «Риторика» для 1-ого класса составлена на основе программы курса Т. А. Ладыженской...
Программа дисциплины дисциплина Риторика iconРабочая программа по курсу «Риторика»
...
Программа дисциплины дисциплина Риторика iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Введение. Риторика в ряду других наук. Риторика и культура речи. Риторика и логика. Риторика и практическая стилистика. Различие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница