Министерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный




НазваниеМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный
страница1/9
Дата10.09.2012
Размер1.09 Mb.
ТипТесты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт филологии и языковой коммуникации


Риторика

Контрольно-измерительные материалы

(Тесты)

Для студентов, обучающихся по направлению 031000.62 – филология


Красноярск

2010

Одобрено на заседании кафедры общего языкознания и риторики Института филологии и языковой коммуникации СФУ

«30» мая 2010 г.

протокол №____

Зав. кафедрой Г. А. Копнина







Тесты составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031000.62 – филология




УДК (ББК)

Автор-составитель

А. Н. Смолина


Риторика. Контрольно-измерительные материалы (Тесты): Для студентов гуманитарных факультетов



© СФУ, 2010


© А. Н. Смолина, 2010



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данные тесты – часть контрольно-измерительных материалов учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) «Риторика», выполненного нами в соавторстве с А. П. Сковородниковым, Г. А. Копниной и А. В. Щербаковым. Тесты подготовлены преимущественно на основе лекций по риторике Г. А. Копниной, адресованных студентам 4-го курса Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, обучающимся по направлению 031000.62 – филология, и являются дополнением к основному курсу. В предлагаемых вариантах текстов отражены также сведения, которые студенты могут получить в процессе обучения из дополнительных источников: базовых учебников по риторике, хрестоматий и словарей, указанных в УМКД «Риторика».

В предлагаемых тестах дополнительно в небольшом объёме проверяются знания, полученные студентами в процессе изучения «Культуры речи» и «Стилистики», необходимые для подготовки к восприятию новой лингвистической информации риторического характера и способствующие успешному овладению техникой риторического анализа текста. В частности, это касается вопросов второй части, при ответе на которые следует указать вид связи между предложениями предлагаемого текста, определить функциональный стиль и тип текста, определить жанр и т.п.

Особое внимание при подготовке к тестированию (помимо лекций и указанной в рабочей программе литературе) необходимо уделить следующим источникам:

  • Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. / О. М. Казарцева. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 496 с.

  • Клюев Е. В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и вузов / Е. В. Клюев. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 224 с.

  • Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

  • Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике / А. К. Михальская. − М.: Изд.центр «Академия», 1996. − 189 с.

  • Радциг С. И. История древнегреческой литературы: Учебник. С. И. Радциг. – 5-е изд. – М. : Высш. школа, 1982. – 487 с.

  • Рождественский Ю. В. Теория риторики. Издание 2-е, исправленное / Ю.В. Рождественский. – М.: Добросвет, 1999. – 482 с.

  • Рузавин Г.И. Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 351с.

  • Хрестоматия по античной литературе. Том I / Под ред. Н. Ф. Дератани, Н. А. Тимофеева. – М. : Издательство «Просвещение», 1965. – 678 с.

  • Хрестоматия по античной литературе. Том II / Под ред. Н. Ф. Дератани, Н. А. Тимофеева. – М. : Издательство «Просвещение», 1965. – 650 с.

  • Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. Редактор М. И. Панов; сост. М. И. Панов, Л. Е. Тумина. – М. : ООО «Агентство «КРПА» Олимп», 2005. – 960 с.


Предлагаемые тесты могут быть успешно использованы одновременно в качестве контрольного и обучающего источника в процессе преподавания коммуникативных дисциплин (прежде всего «Русский язык и культура речи») студентам, обучающимся по специальности «филология», а также по таким специальностям, как «философия», «история», «политология», «религиоведение», «юриспруденция», «психология», «связи с общественностью».


ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВ

На выполнение тестирования отводится 90 минут. Работа состоит из 2-х частей.

Часть 1-ая включает 27 заданий (А 1 – А 27). Ответы на поставленные вопросы даются одним из четырёх указанных ниже способов:

1) формулируются самостоятельно и записываются в отмеченном чертой отрезке текста, например: ИНВЕНЦИЯ;

  1. выбирается и отмечается ответ из четырёх предложенных ниже (только один вариант правильный), например: в;

  2. устанавливается соответствие терминов понятиям, которые располагаются в двух колонках; ответом должно быть сочетание цифр и букв; в данном задании используются не все цифры второго столбца; пример: 1г2в3д;

  3. устанавливается последовательность элементов, например: бвагд

Часть 2-ая состоит из 10-ти заданий (В 1 – В 8) и выполняется по предложенному тексту. Ответы на вопросы даются двумя способами: формулируются самостоятельно и записываются в отмеченном чертой отрезке текста; выбирается и отмечается один правильный ответ из четырёх предложенных (например, а).


Тематика тестов отражена в следующей таблице:


1.Общие понятия риторики, история её становления и развития

1.1. Введение в риторику. История становления и развития риторики в аспекте учения о риторическом идеале

1.1.1. Риторика как наука об эффективной речи и её основные понятия

1.1.1.2.История становления и развития риторики в аспекте учения о риторическом идеале

1.2. Речевое поведение и нравственный кодекс оратора



1.2.1. Понятие речевого поведения. Речевое событие и речевая ситуация

1.2.2. Нравственный кодекс оратора, принципы и правила эффективного общения

2. Риторика монологической и диалогической речи

2.3. Риторика монолога

2.3.1.Классический риторический канон и его этапы. Изобретение речи (инвенция)

2.3.2. Расположение речи (диспозиция) и искусство аргументации

2.3.3. Словесное оформление мысли (элокуция)

2.3.4. Запоминание и произнесение речи

2.3.5. Оратория. Роды и виды красноречия

2.4. Риторическая культура диалога и полилога

2.4.1 Искусство ведения деловой беседы

2.4.2. Искусство светской беседы



Вариант 1

Часть 1

А 1. РИТОРИКА, ОБЪЕКТОМ ИЗУЧЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ КЛАССИЧЕСКИЙ РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН, ОРАТОРИЯ, РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДИАЛОГИЧЕСКОМ И ПОЛИЛОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ, УЧЕНИЕ О РИТОРИЧЕСКОМ ИДЕАЛЕ, НАЗЫВАЕТСЯ ________.

А 2. МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ …

а) майевтика

б) гомилетика

в) оратория

г) эристика

А 3. ОСНОВАТЕЛЕМ СОФИСТИКИ И АНТИЧНОЙ РИТОРИКИ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО УЧЁНОГО, ЖИВШЕГО В 5 ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ, ________.

А 4. НАЗВАНИЕ ФИЛОСОФОВ, УЧИТЕЛЕЙ РИТОРИКИ, ЖИВШИХ В V ВЕКЕ ДО НАШЕЙ ЭРЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ, ОБУЧАВШИХ ПРАКТИЧЕСКОМУ КРАСНОРЕЧИЮ ЗА ПЛАТУ, СОСТАВЛЯВШИХ РЕЧИ ДЛЯ НУЖД ГРАЖДАН – ________.

А 5. ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА АДРЕСАТА, ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ ЦЕЛЬЮ ГОВОРЯЩЕГО И СЛУЖАЩЕЕ ДОСТИЖЕНИЮ ОПРЕДЕЛЁННОГО РЕЗУЛЬТАТА, – ЭТО РЕЧЕВОЙ ________.

А 6. СООТВЕТСТВИЕ ТЕРМИНОВ ПОНЯТИЯМ:


1) этос

а) введение в систему речи новой фактуры речи



2) пафос

б) словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи

3) логос

в) намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определённую и интересующую его тему




г) условия, которые получатель речи предлагает её создателю


А 7. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА (ПО А. К. МИХАЛЬСКОЙ):

а) этико-эстетический

б) логико-аргументативный

в) экспрессивно-эмоциональный

г) коммуникативно-прагматический

А 8. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ:

а) коммуникативная цель

б) коммуникативная компетенция

в) коммуникативная стратегия

г) коммуникативная интенция

А 9. СОВОКУПНОСТЬ ОБЩИХ МЕСТ И СПОСОБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ЭТАПЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ – ЭТО ________.

А 10. ТОП, КОТОРЫМ НАПИСАН ТЕКСТ «СТИХИ РАСТУТ, КАК ЗВЁЗДЫ И КАК РОЗЫ, КАК КРАСОТА – НЕНУЖНАЯ В СЕМЬЕ» НАЗЫВАЕТСЯ ________.

А 11. СООТВЕТСТВИЕ НАЗВАНИЙ МЕТОДОВ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯМ:

  1. дедуктивный метод

изложения

а) метод развёртывания сообщения, предполагающий перемещение в структуре речевого целого от частного к общему

  1. индуктивный метод

изложения

б) метод развёртывания сообщения, предполагающий движение от общего к частному

  1. аналогический метод

изложения

в) метод последовательного изложения одного вопроса за другим, отвечающий логике движения мысли

  1. стадиальный метод изложения




г) метод расположения материала вокруг конкретной проблемы с постоянным возвратом к обозначенной проблеме, но уже на новом витке в ходе углублённого анализа




д) метод сопоставления фактов в целях перенесения закономерности, выявленной при анализе хорошо изученного объекта, на менее изученный объект



А 12. ПРОЦЕСС, ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРОГО ОРИЕНТИРУЮТСЯ НА РАЗРАБОТАННУЮ В РИТОРИКЕ ЛОГИЧЕСКУЮ ОПЕРАЦИЮ КОМБИНИРОВАНИЯ СУЖДЕНИЙ, ПОДБОР ПОДТВЕРЖДЕНИЙ СКАЗАННОМУ – ЭТО ________.

А 13. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДОВОДУ:

а) истинность

б) непротиворечивость

в) оценочность

г) достаточность

А 14. ЗАКОН, ГЛАСЯЩИЙ «ВСЯКОЕ СУЖДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ НЕИЗМЕННЫМ, ТО ЕСТЬ ТОЖДЕСТВЕННЫМ САМОМУ СЕБЕ», НАЗЫВАЕТСЯ ЗАКОНОМ ________.

А 15. ПОНЯТИЕ ПОЭТИКИ, СТИЛИСТИКИ И РИТОРИКИ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ, СОГЛАСНО КВИНТИЛИАНУ, ТАКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА ИЛИ СЛОВЕСНОГО ОБОРОТА В ДРУГОЕ, ПРИ КОТОРОМ ПОЛУЧАЕТСЯ ОБОГАЩЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ ________.

А 16. СООТВЕТСТВИЕ НАЗВАНИЙ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯМ:

1) аллитерация

а) намеренный пропуск союзов при однородных членах

2) анафора

б) повтор согласных звуков

3) эпифора

в) преднамеренный многократный повтор союзов

4) полисиндетон

г) повторение одинаковых или однотипных языковых единиц в конце каждого отрезка речи




д) повторение одинаковых или однотипных языковых единиц в начале каждого отрезка речи


А17. СТИЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ ПРОПУСК ПОДРАЗУМЕВАЕМОГО ЭЛЕМЕНТА ВНУТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ЭТО ________.


А 18. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РИТОРИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ – ЭТО ________.

А 19. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ ТРОПОВ И ФИГУР В РУССКОЙ РИТОРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ:

а) Н. Ф. Кошанский

б) М. В. Ломоносов

в) В. Н. Топоров

г) К. П. Зеленецкий

А 20. СПОСОБ ЗАПОМИНАНИЯ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ПРОСТОМ ЗАУЧИВАНИИ ИНФОРМАЦИИ, НАЗЫВАЕТСЯ ________.

А 21. В СОВРЕМЕННОЙ РИТРИКЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ПАМЯТИ :

а) кинетический

б) слуховой

в) моторный

г) зрительный

А 22. ТИПЫ ЖЕСТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ:

а) жесты-модификаторы

б) изобразительные жесты

в) жесты, выражающие сочувствие

г) указательные жесты

А 23. РОД РЕЧИ, К КОТОРОМУ ОТНОСЯТСЯ ВУЗОВСКАЯ И ШКОЛЬНАЯ ЛЕКЦИИ, НАУЧНЫЙ ДОКЛАД, НАУЧНЫЙ ОБЗОР, НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ, НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛЕКЦИЯ НАЗЫВАЕТСЯ ________.

А 24. СООТВЕТСТВИЕ ВИДА РЕЧИ ЕЁ ЦЕЛИ:


1) информационная

а) развлечение

2) воодушевляющая

б) заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чём его просит оратор: приступить к новым действиям, прекратить прежние действия

3) убеждающая

в) внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение, воодушевить слушателя

4) призывающая

г) логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение, заставить согласиться в спорном вопросе




д) пробудить любознательность, дать представление о предмете


А 25. ФОРМА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ «Я И СОБЕСЕДНИК», СОСТОЯЩАЯ ИЗ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ РЕПЛИК И ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ СОБОЙ КОММУНИКАТИВНОЕ ЕДИНСТВО НАЗЫВАЕТСЯ ________.

А 26. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРЫ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ:

а) передача информации

б) начало беседы

в) принятие решений

г) аргументирование

д) опровержение доводов собеседника

А 27. ИСКУССТВО ВЕСТИ СПОР «НА ПОБЕДУ», «НА УБЕЖДЕНИЕ» ОППОНЕНТА НАЗЫВАЕТСЯ


а) софистика

б) эристика

в) гомилетика

г) майевтика


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Министерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный  iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 270800. 62 «Строительство»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный  iconОсновная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 140400. 62 «Электроэнергетика и электротехника»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный  iconСибирский федеральный университет истори я и философия науки (Философия науки)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный  icon«Сибирский федеральный университет» утверждаю директор Института
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный  icon«сибирский федеральный университет» утверждаю ректор сфу
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»...
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный  iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный  iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный  iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный  iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный  iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «южный федеральный университет» технологический институт в г. Таганроге (тти южного федерального университета)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница