Методические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения




НазваниеМетодические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения
страница1/11
Дата09.01.2013
Размер0.99 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»


кафедра биологии с курсом медицинскоЙ генетики


БОТАНИКа


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


для САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА


ЗАОЧНОЙ формы обучения


Краснодар, 2010 г.




УДК 581 (075.8)

ББК 28.5

Б 86


методические указания по БотаникЕ

Для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения.

Краснодар, 2010 г., 75 с.

Методические указания составлены на основе Программы по ботанике для

студентов фармацевтических факультетов, утвержденной МЗ РФ 23 июня 2000

года и рабочей программы по ботанике (Краснодар, 2010 г.)?

Предназначено для студентов 1 и 2 курсов фармацевтического факультета заочной формы обучения Кубанского государственного медицинского университета (г. Краснодар).

Рекомендовано к изданию по решению Центрального методического совета КГМУ (протокол № 4 от 29.11.01 г.)


Составители: кандидат медицинских наук, доцент Нефедова Л.В.,

кандидат биологических наук Обухова Н.А.,

кандидат биологических наук, ассистент Голубцова Г.А.,

кандидат биологических наук Мороз А.Н.


Под редакцией доктора медицинских наук, профессора Голубцова В.И.


Рецензенты:


доктор фармацевтических наук, профессор КГМА Сампиев А.М.


доцент кафедры ботаники Кубанского государственного университета, кандидат биологических наук Сергеева В.В.


ВВЕДЕНИЕ


Ботаника является одной из базовых дисциплин в системе подготовки специалистов на фармацевтическом факкльтете.

Стратегической целью изучения дисциплины является формирование системати-ческих знаний, умений и навыков по основным разделам общей ботаники, интегрирование менталитета современного провизора, создание преемственности для усвоения базовых фармацевтических дисциплин.

Методические указания предназначены для эффективной работы студентов заочной формы обучения.

Структура методических указаний позволяет успешно использовать их не только на практических занятиях, но и во внеучебное время в процессе самостоятельной внеаудитор-ной работы.


Рекомендуемая последовательность освоения дисциплины:



  1. Подбор литературы, самостоятельное изучение ее с конспектированием и составлением ботанического словаря.

  2. Самопроверка знаний по вопросам, приведенным в рабочей программе

  3. Выполнение контрольной работы и представление ее в учебную часть не позднее, чем за месяц до начала сессии.

  4. Проведение наблюдений и сбор гербария в природе

  5. Выполнение индивидуальной работы.

  6. Оформление гербария.

  7. Изучение русских и латинских названий лекарственных растений, представленных в списке для обязательного ознакомления.

В период сессий студенту-заочнику необходимо отработать лабораторный практикум и овладеть теоретическим материалом по объектам, изучаемым на занятиях.

В конце семестров студент сдает зачеты по контрольной работе, лабораторно-практическим занятиям, по гербарию, индивидуальной работе, а по завершению курса сдает экзамен. Экзамен сдается в тестовой форме, вопросы к экзамену в приложении 3.

Для сдачи экзамена необходимо иметь зачет по контрольной работе, гербарий, индивидуальную работу, а также тетрадь по лабораторным работам.


Список литературы

Основная литература.





  1. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника:Учебник для вузов. – СПб.:Спец.Лит, Издат.СПХФА, 2001.- 680 с.

  2. Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника высших или наземных растений. М.2000 г.

  3. Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. В 2-х т. – Т. 1- М.: Высш. шк., 1982.

  4. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. – М.: Колос, 1982.-432 с.


Дополнительная литература.

  1. Барыкина Р.П., Кострикова Л.Н., Кочемарова И.П., Лотова Л.И., Транковский Д.А.

Чистякова О.Н. Практикум по анатомии растений. – М.: Госвузиздат, 1963.-267 с.

  1. Воронин Н.С. Руководство к практическим занятиям по анатомии и морфологии

растений. – М.: Просвещение, 1972.-160 с.

  1. Васильев А.Е., Воронин .С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.И., Шорина Н.И. Ботаника, морфологияи анатомия растений. – М.: Просвещение, 1988.

  2. Жебрак А.Р. Курс ботаники с основами общей биологии. – М.: Медгиз, 1961.-356 с.

  3. Жуковский П.М. Ботаника. – М.: Высш. шк., 1964.-668 с.

  4. Журбин А.Н. Курс ботаники с основами общей биологии. – М.: Медгиз, 1968.-504 с.

  5. Курсанов Л.И., Комарницкий Н.А., Раздорский В.Ф., Уранов А.А. Анатомия и

морфология растений. В 2-х т. – Т. 1-М.: Просвещение, 1966.-423 с.; Т.2-389 с.

  1. Комарницкий Н.А., Кудряшов Л.В., Уранов А.А. Систематика растений. – М.:

Учпедгиз, 1975.-608 с.

13. Лейсле В.Ф. Ботаника. – М.: Высш. шк., 1966.-350 с.

14. Рейвс П., Эверт Р. Акхорн С. Современная ботаника. В 2-х т. – Т. 1-М.: Мир, 1990.-

347 с.; Т. 2, 1990.-344 с.

15. Тахтаджан А.Л. Система и филогения цветковых растений. – М.- Л.:Наука, 1966.-611 с.

16. Тахтаджан А.Л. Основы эволюции морфологии покрытосеменных. – М.; Л.: Наука,

1964.

17. Тутаюк В.Х. Анатомия и морфология растений. – М.: Высш. шк., 1980.- 317 с.

18. Эсау К. Анатомия растений. – М.: Мир, 1969.-564 с.

19. Яценко-Хмелевский А.А. Краткий курс анатомии растений.– М.; Л.: Наука, 1961.


ЗАНЯТИЕ № 1 «___» ___________ 200__ г.


ТЕМА: Строение растительной клетки.


ЦЕЛЬ: Знакомство с микроскопом, правилами работы с микроскопом, техникой

приготовления препарата «раздавленная капля», изучение структуры растительной клетки, ее органоидов и включений.


ОБОРУДОВАНИЕ: Микроскоп МБР-1, листья комнатных растений, луковица репчатого лука, предметные и покровные стекла, зерна пшеницы, овса, риса, клубень картофеля.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Клетка. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных организмов.

  2. Сходства и отличия животных и растительных клеток.

  3. Формы и размеры растительных клеток.

  4. Протопласт и его производные.

  5. Особенности строения органоидов в связи с выполняемыми функциями.

  6. Включения клетки, их виды.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

  1. Изучите устройство микроскопа и правила работы с ним.

  2. Изготовьте временный препарат эпидермы с нижней стороны листа комнатного растения.

Техника изготовления:

    1. Вымойте и тщательно вытрите предметное и покровное стекла.

    2. Нанесите на предметное стекло каплю воды.

    3. Пинцетом снимите эпидерму с нижней стороны листа комнатного растения. .

    4. Поместите кожицу в каплю воды на предметное стекло.

    5. Накройте покровным стеклом.

    6. Найдите и рассмотрите при малом увеличении участок эпидермы.

    7. Рассмотрите препарат сначала при малом увеличении (х8), а затем при большом (х40) увеличении.

    8. Зарисуйте прозрачные клетки кожицы и обозначьте ее основные части (клеточную стенку, цитоплазму), найдите замыкающие клетки устьиц и обозначьте в них хлоропласты, устьичную щель, рассмотрите расположение побочных клеток устьичного аппарата и определите его тип. Сделайте вывод.




  1. Включения клетки.

    1. Растительные клетки отличаются интенсивной синтетической деятельностью. Включения - это продукты вторичного синтеза, временно выведенные из обмена веществ. Все включения можно разделить на три группы: запасные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), продукты обмена (алкалоиды, гликозиды, эфирные масла, смолы и т.д.) и физиологически активные вещества( витамины, фитогормоны, фитонциды ). Вещества, нерастворимые в воде, образуют в клетках оформленные включения в виде капель (жиры), зерен (крахмал, белки), кристаллов (оксалаты кальция). Растворимые продукты обмена (алкалоиды, гликозиды, пигменты и т.д.) входят в состав клеточного сока, который накапливается в вакуолях клетки. Форма, величина включений специфична для отдельных семейств и родов растений и используется как диагностический признак.

    2. Приготовьте временные препараты крахмальных зерен картофеля, пшеницы, овса, кукурузы. Для этого сделайте бритвой тонкие срезы клубня картофеля, размоченных семян пшеницы, овса, кукурузы, поместите их на предметное стекло в каплю воды и накройте сверху покровным стеклом. Зарисуйте препараты. Отметьте на рисунках простые и сложные зерна.




    1. Изготовьте временный препарат сухой чешуи лука и найдите при малом увеличении клетки с одиночными крупными палочковидными кристаллами оксалата кальция. Рассмотрите их при большом увеличении и зарисуйте несколько клеток с кристаллами. Сделайте обозначения. Рассмотрите, что собой представляют другие виды отложений оксалата кальция (друзы, рафиды) и сделайте вывод об их диагностическом значении.



4. Самостоятельная работа. Заполнить таблицу:

Таблица 1. Органоиды растительных клеток.

Структуры и органоиды клетки




Функции


Эндоплазматическая сеть




Комплекс Гольджи




Лизосомы




Рибосомы




Митохондрии




Пластиды




Микротрубочки




Вакуоль




Ядро





Ядрышко



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Методические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения iconКонтрольное задание №1 по микробиологии и вирусологии Методические указания для студентов заочного отделения фармацевтического факультета
Методические указания предназначены студентам фармацевтического факультета заочной формы обучения медицинских и фармацевтических...
Методические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения iconКонтрольное задание №2 по микробиологии и вирусологии Методические указания для студентов заочного отделения фармацевтического факультета
Методические указания предназначены студентам фармацевтического факультета заочной формы обучения медицинских и фармацевтических...
Методические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения iconМетодические указания к практическим занятиям и рабочая тетрадь по ботанике для студентов фармацевтического факультета
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов...
Методические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения iconМетодические указания для студентов факультета экономики и менеджмента очно-заочной формы обучения
Цель данных методических указаний – на основе текстов по экономике, а также сопутствующих им упражнений изложить грамматику, предусмотренную...
Методические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения iconКультурология методические указания для студентов заочной формы обучения
Культурология: Методические указания для студентов заочной формы обучения / Сост. Н. А. Завершинская, Р. Н. Черникова. – 3-е изд.,...
Методические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения iconКультурология методические указания для студентов заочной формы обучения
Культурология: Методические указания для студентов заочной формы обучения / Сост. Н. А. Завершинская, Р. Н. Черникова. – 3-е изд.,...
Методические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения iconМетодические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения 17 7 Тематика контрольных работ 19
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института
Методические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения iconМетодические указания по курсу для студентов заочной формы обучения по сокращенным программам. Вологда: Вогту, 2005. 24 с
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения по сокращенным программам специальности 080502
Методические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности Прикладная информатика в экономике 010502. 65 Хабаровск 2007 цели и задачи курса «информационный менеджмент»
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Методические указания по Ботанике для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения iconМетодические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Налоги и налогообложение: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / сост. А. Н....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница