Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра»




Скачать 300.44 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра»
страница1/3
Дата09.01.2013
Размер300.44 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Начинающему библиотекарю!

Стать библиотекарем не сложно, для этого необходимо желание и широкий кругозор. Библиотекарь – это самая гуманистическая профессия, задачей которой является общение с читателями, пользователями услуг библиотеки, а так же осуществление многообразных технологических процессов и операций, связанных с работой с документным фондом библиотеки с ее информационно-поисковыми системами.

Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна необходимо специальное образование.
Работа с данным методическим пособием — первый шаг на пути профессионального образования. Оно поможет вам не только познакомиться с особенностями библиотечного дела, но и окажет поддержку при организации деятельности вашей библиотеки.
Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю.Вып.1» и последующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра».


Что такое библиотека?

Библиотека - это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

Основные функции библиотеки — информационная, культурная, образовательная, досуговая.

Абонент библиотеки — это физическое или юридическое лицо, зарегистрированное библиотекой как ее постоянный пользователь.

Библиотечная услуга — конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации, массовые мероприятия и пр.).

Документ — социальная информация, зафиксированная на любом материальном носителе в целях ее хранения, распространения и использования.


Основная внутрибиблиотечная документация в школьной библиотеке.

Общая

- Положение о школьной библиотеке.

- Правила пользования библиотекой.

- Годовой и месячный планы работы.

- Анализ работы за предыдущий год.

- Паспорт библиотеки.

- График и расписание работы библиотеки.

По основному фонду

- Книга суммарного учета /хранится постоянно/.

- Инвентарные книги /хранятся постоянно/.

- Папка с копиями накладных /3 года/.

- Акты о проведении инвентаризации (проверки) фонда. /10лет/

- Папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.) /10 лет/

- Тетрадь учета принятых книг взамен утерянных /3года/

- Тетрадь (или картотека) учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (бр.)

- Дневник работы школьной библиотеки /+ тетрадь ежедневной статистики/

- Журнал учета библиографических справок.

- Читательские формуляры.

По учебному фонду

- Книга суммарного учета.

- Папка с копиями накладных по доставке учебников.

- Папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.)

- Копии бланков-заказов учебников.

- Картотека учебников.

- Журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры.

- Отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.


Расшифровка библиотечных терминов 

 

Аудиовизуальный документ (АВД) - документ, содержащий изобразительную и/или звуковую и текстовую информацию, воспроизводимую с помощью технических средств.

 

Библиотечный фонд — упорядоченная совокупность документов, формируемая библиотекой для хранения и предоставления во временное пользование читателям и абонентам.

Балансовая стоимость фонда - стоимость библиотечного фонда, отражаемая в бухгалтерском учете.

Выбытие из фонда — движение фонда в связи с исключением, перестановкой в другие подразделения библиотеки и списанием документов из библиотеки.

Движение фонда - процесс поступления и выбытия доку­ментов, отражаемый в библиотечной учетной документации.

Единица учета фонда — унифицированная единица исчис­ления величины и движения фонда.

Единица хранения фонда - отдельный документ или их совокупность, учитываемые при хранении как элемент фонда.

Индивидуальный учет - регистрация в учетной форме каждого экземпляра документа или каждого названия документа, поступающего в фонд библиотеки или выбывающего из него.

Исключение документа из фонда - изъятие из библиотечного фонда и снятие с учета библиотеки непрофильных, дефектных, дублетных, ветхих, устаревших документов, а также утраченных по каким-либо причинам.

Книжный памятник - редкий или особо ценный документ, отличающийся выдающимися историческими, научными, художественно-эстетическими и полиграфическими достоинствами и отнесенный к фонду редких и ценных документов.

Переоценочный коэффициент - утвержденный Правительством Российской Федерации цифровой множитель, применяемый при расчетах стоимости библиотечных фондов.

Поступление в фонд — пополнение фонда библиотеки в результате получения обязательного экземпляра, покупки, подписки, дарения, обмена или любого другого способа.
Проверка фонда — периодический переучет документов с целью подтверждения их наличия, а также установления их соответствия учетным документам.

Рыночная цена - цена, складывающаяся на рынке соответствующей продукции (книг, АВД, электронных изданий), с учетом экономической ситуации, тенденции спроса и предложения, конкуренции.

Суммарный учет - регистрация в учетной форме всех видов документов партиями с целью получения точных сведений о величи­не, составе фонда библиотеки и происходящих в нем изменениях (поступлении, перемещении, выбытии).

Учет библиотечного фонда - комплекс операций, обеспечивающих фиксацию сведений о величине, составе и движении фонда по установленным правилам.

 


Тема №1


Прием и учет вновь поступивших документов (изданий) в библиотеку.

/извлечения из «Инструкции об учете библиотечного фонда» в библиотеках ОУ от 24.08.2000 №2488/


Единицы учета.

Основные единицы учета поступлений и выбытия в библиотечном фонде:

1) название - каждое новое или повторное издание, другой документ отличающиеся от остальных заглавием, выходными данными или другими элементами оформления;

2) экземпляр - каждая отдельная единица документа, включаемая в фонд или выбывающая из него.

Общая величина фонда учитывается в экземплярах и названиях.


Основными единицами учета периодики являются экземпляр и название.

- для журналов - экземпляр (том, номер, выпуск) и название издания за все годы его поступления в фонд.

- для газет - единицей учета, является годовой комплект и название газеты за все годы поступления в фонд.

АВД - являющиеся приложением к другим видам документов, отдельному учету не подлежат.

Единицами учета фонда электронных изданий являются: дискета и оптический диск (CD-ROM и мультимедиа), а также название: диск-приложение не учитывается как отдельный экземпляр, если представляет собой вкладку (вложение) в издание.


Учет поступления документов в фонд библиотеки.

Виды и формы учета библиотечного фонда в школьной библиотеке.


В школьной библиотеке обязательны два вида учета фонда: индивидуальный, суммарный.

При учете поступления документов в фонд выделяются документы временного хранения, которые не ставятся на баланс. К ним относятся брошюры: (объем до 48с); листовки (объем до 4с); календари; плакаты; методические разработки; программы; материалы, подлежащие после списания раздаче учащимся и педагогам (конкретный перечень библиотеки определяют самостоятельно).

Суммарный учет.

Суммарному учету полежат все виды документов (кроме газет). Производится учет, партиями по одному сопроводительному документу (счет-фактура, накладная, акт).

В случае отсутствия сопроводительного документа составляется акт приема.

Формой суммарного учета является книга в традиционном или машиночитаемом виде. «Книга суммарного учета» (КСУ) состоит из 3-х частей:

- часть 1 - «Поступление в фонд»;

- часть 2 - «Выбытие из фонда»;

- часть 3 - «Итоги движения фонда».

Запись в КСУ ведется с момента поступления в библиотеку первой партии документов.

Сведения о поступивших в библиотечный фонд документах фиксируются в 1-й части КСУ «Поступление в фонд » в показателях: дата и номер записи, источник поступления, номер и/или дата сопроводительного документа, количество поступивших документов (всего, в том числе, но видам, содержанию), стоимость приобретенных документов.


Библиотеки вправе вводить дополнительные показатели, учитывающие специфику

конкретной библиотеки.

Ежегодно запись начинается с №1 (часть 1).


Документы, не подлежащие записи в инвентарную книгу, записываются в 1-й части КСУ без указания ее стоимости, а затем наравне с другими документами распределяются по содержанию.

Номер записи в КСУ проставляется в графе № 1 инвентарной книги.

На периодические издания, поступившие по подписке, один раз в год составляется акт, на основании которого в КСУ записывается количество поступивших журналов /в экз. и назв./ и их распределение по содержанию. Стоимость журналов не указывается. Акт на поступление периодических изданий в бухгалтерию не сдается.

Сведения о выбывших из библиотеки документах отражаются, во 2-й части КСУ / нумерация записей из года в год продолжается (графа 2 - № акта по порядку)/, с указанием причин исключения («Передано», «Списано по ветхости» и т.п.).

Поступления АВД, микроформ, электронных изданий на машиночитаемых носителях (CD-ROM, мультимедиа, дискета) отражается в первой части КСУ с дальнейшей детализацией по видам документов.

Итоги движения фонда подводятся в обязательном порядке за учебный год.


Индивидуальный учет.


Индивидуальный учет каждого экземпляра документа или каждого названия документа производится с помощью методов инвентаризации с присвоением документу инвентарного номера или регистрации документа без присвоения ему инвентарного номера. Индивидуальный номер закрепляется за документом на все время его нахождения в фонде библиотеки.

Формами индивидуального учета документов являются книжная (инвентарная книга), карточная (карточка учетного каталога), регистрационная карточка на определенный вид документа (в том числе электронного или АВД).

Формы индивидуального учета документов в обязательном порядке должны содержать следующие показатели: дата записи, номер записи в «КСУ библиотечного фонда» инвентарный номер, автор и заглавие, год издания, цена, отметка о проверке, номер акта выбытия.

В примечании указывается наличие и вид приложения к основному документу. Индивидуальный учет изданий, АВД, микроформ, электронных изданий осуществляется в отдельной для каждого вида форме индивидуального учета.


Документы, записанные в инвентарную книгу, относятся на баланс школы.

Инвентарная книга — важнейший документ библиотеки, который хранится наравне с денежными документами. Переписка (восстановление) инвентарной книги запрещается, за исключением особых случаев, на которые издается отдельный приказ, согласованный с высшей инстанцией (это может быть контролирующий финансовый орган). Инвентарные книги хранятся в библиотеке постоянно.


Страницы в инвентарной книге нумеруются. Титульный лист и его оборотная сторона в нумерацию страниц не входит. Каждая страница рассчитана на 25 инвентарных номеров.

На каждой строчке делается одна запись. Инвентарные книги имеются двух видов:

200 страниц на 5000 инвентарных номеров и 300 страниц на 7500 инвентарных номеров.

Каждый экземпляр документа, подлежащий инвентаризации, записывается в инвентарную книгу и получает отдельный, лишь ему присвоенный номер.

Номер проставляется на каждой строчке инвентарной книги, во избежание ошибок номер проставляется до записи издания в инвентарную книгу.

Необходимые для записи в инвентарную книгу сведения о книге берутся с титульного листа, недостающие сведения — из выходных данных.

В графе «Отметки о проверке» во время проверки библиотечного фонда условными значками отмечается наличие или отсутствие данного издания в фонде; эти значки для каждого года проверки должны быть разными по цвету или изображению.

В графе «Автор и заглавие» приводится фамилия автора и заглавие издания. Инициалы авторов не указываются; при наличии двух авторов через запятую пишутся фамилии обоих; при наличии трех авторов пишется фамилия первого с указанием «и др.»; при наличии четырех и более авторов издание записывается под заглавием. Между фамилией автора и заглавием не следует оставлять свободного промежутка или ставить тире. Не следует также заключать заглавие в кавыч­ки. Заглавие, состоящее из нескольких слов, разрешается сокращать, но так, чтобы можно было понять его смысл. При записи длинного заглавия (более 5 слов) записываются первые 2--3 слова. Обязательно указываются порядковые номера томов, частей и выпусков.

При записи на одной странице дублетов одного и того же документа или многотомного издания с одним заглавием в последующих строках графы ставят кавычки и указывают (при записи многотомных изданий) порядковый номер тома.

В графе «Год издания» указываются две последние цифры года выхода, документа в свет. Если оно выпущено в другом веке, тогда год документа пишется полностью. При записи на одной странице инвентарной книги произведений с одним годом издания, в последующих строках графы ставятся кавычки.

Графа «Цена», разделена на две подграфы: рубли и копейки /47.00/

В графе, в котором оформлено исключение данного документа, указывают номер акта, и через тире — последние две цифры года его составления, например: «4-07».

В графе «Примечания» указывают исправление ошибок, допущенных при записи в инвентарь; разного рода серьезные дефекты, обнаруженные в документе; особенности наиболее ценных изданий. Исправленные ошибки должны быть заверены зав. библиотекой (библиотекарем) и директором школы.

Каждый документ записывается на языке оригинала чернилами (пастой) черного (синего) цвета. Записи в инвентарной книге следует производить аккуратно, разборчивым почерком.

Брошюры и периодические издания в инвентарные книги не вносятся.

После приема партии книг и ее суммарного и индивидуального

учета на сопроводительном документе (накладная, акт) делается запись: «Книги в количестве ... экз., на сумму . . . руб.. . . коп. получены и записаны в книгу суммарного учета под № ... В том числе приняты на баланс ... экз. на сумму ... с записью в инвентарную книгу за № ... Кроме того, получено ... экз. документов временного хранения на сумму ... руб., ... коп., не подлежащие постановке на баланс, дата, подпись». Оригинал сопроводительного документа передается в бухгалтерию, а копия остается в библиотеке.

Тема №2


ИСКЛЮЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ИЗ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА.


Перечень причин исключения до­кументов из фонда:

« ветхость (физический износ), дефектность,

устарелость по содержанию,

дублетность, непрофильность,

ут­рата (с указанием конкретных обстоятельств утраты: пропажа из фондов открытого доступа или по МБА, утеря читателями, хищение, в результате бедствий стихийного и техногенного характера, по неустановленным причи­нам /недостача/)».


Рассмотрим некоторые из этих понятий:

Понятие «ветхость»

Под это понятие подбирают документы, исключаемые по таким причинам:

1. Естественное старение полиграфических материалов,

2. Физическая изношенность изданий в результате ис­пользования читателями

(книговыдачи),

3. Преднамеренная порча изданий читателями, (в тех случаях, когда кон­кретный

виновник не может быть установлен).


Понятие «устарелость»

Основной причиной исключения изданий из фонда является уменьшение общественной необходимости в них, что объективно выражается в значительном уменьшении спроса, а на практике оценивается зачастую как ус­тарелость. Причина «устарелости» требует к себе предельно осторожного отношения. По этой причине исклю­чаются из фонда школьных библиотек издания, полностью утратившие свою информативность и актуальность в политическом, научном и производственном отношениях или в связи с выходом аналогичных произведений, ос­вещающих вопрос более полно и точно, в свете современных научных знаний, в форме, соответствующей совре­менным требованиям.

Однако процесс устаревания неоднозначен. Многие документы теряют актуальность как источники научной информации, но могут сохранять статус культурно-исторического памятника. Желательно сохранять в фонде хотя бы один экземпляр изданий общественно-политической литературы, имеющих кумулятивный и справочный ха­рактер.

     Устаревшими по содержанию считаются документы, утратившие свою актуальность, научную и практическую ценность, что определяется путем ознакомления с их содержанием.
     К таким документам относятся:

  • научная, научно-популярная, производственная, учебная, методическая и справочная техническая литература, устаревшая в научном и производственном отношении и непригодная для научного и практического использования;

  • общественно-политическая литература, издания по экономике народного хозяйства и другие материалы, утратившие актуальность, научную и историческую ценность;

  • популярные издания по естественным наукам, медицине, и другим наукам, если имеются документы, характеризующие тему или проблему с современных научных позиций;

  • справочники и материалы для поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения РФ – после выхода новых изданий;

  • учебники и учебные пособия – после выхода новых аналогичных учебников и пособий;

  • документы, изданные в помощь общественно-государственной подготовке, – после выхода новых, дополненных и переработанных изданий;

  • научно-популярные документы, очерковая и справочная литература по историко-партийной тематике, а также по вопросам внешней политики и международного положения, утратившие актуальность, научную и историческую ценность и непригодные для практического использования;

  • правовые акты и массовая юридическая литература – после принятия новых законодательных актов;

  • справочные документы, утратившие актуальность и практическую ценность, не пользующиеся читательским спросом;

  • другие документы, признанные комиссией утратившими актуальность, научную и историческую ценность, и непригодные для практического использования.

 Издания произведений художественной литературы не изымаются и не списываются как устаревшие по содержанию.



Отдельные категории изданий теряют актуальность настолько медленно, что исключать их из фонда даже при значительном уменьшении спроса нецелесообразно вплоть до естественного физического обветшания. К чис­лу подобных изданий относятся, в частности, следующие:

  • Большие и малые универсальные энциклопедии.

  • Энциклопедические словари.

  • Отраслевые энциклопедии.

  • Языковые словари (кроме, орфографических словарей)

  • Литература о выдающихся политических и государственных деятелях, деятелях науки и культуры, воена­чальниках, спортсменах и т.д., мемуары - кроме произведений явно панегирического толка.

  • Издания по искусству и искусствоведению.

  • Картографические атласы (кроме, учебных).

  • Литература по родному краю.

  • Местные издания.

  • Литература по библиотековедению.

  • Кулинарные книги.



Ранее существующие нормативные документы не отражали библиотечную практику по исключению доку­ментов из фондов и указывались всего лишь две - три причины, по которым документы выбывают из библиотеки. Это вводило библиотекарей и работников контролирующих органов в заблуждение: получалось, что исключение по другим причинам как бы незаконно.

С выходом новой инструкции положение изменилось, ассортимент стал существенно шире.

По причине утраты (указать конкретное обстоятельство утраты: пропажа из фонда открытого доступа, утеря читателями, хищение, в результате хранения не соответствующим стандартным).

Документы исключаются в тех случаях, когда утрата произошла в результате стихий­ного бедствия или хранения в условиях, не соответствующих стандартным.

Отличие «полной утраты» от порчи вследствие одних и тех же факторов в том, что в последнем случае испорченные документы можно приложить к акту (представить комиссии).

По причине «хищения» исключаются в случае, если совершенно умышленное противоправное их изъятие из фондов с корыстной целью.

По причине «недостача» производится исключение изданий из фонда, если при инвентарной проверке выяв­лено расхождение между данными библиотечного учета и фактическим наличием документов. Издания, находя­щиеся на руках у читателей, относятся к числу фактически имеющихся при условии, что факт выдачи конкретным читателям подтверждается документально.

Остановимся на причине «недостача» более подробно. В методических рекомендациях Центральной библиотечно-информационной комиссии Минобразования читаем:

«Норматив списания документов из фондов открытого доступа по неустановленным причинам (недостача) должен составлять не более 0,1% от объема книговыдачи».

Расчет допустимого размера недостачи (в экземплярах) производится по формуле «к» умножить на Книговыдачу и разделить на среднюю цену издания.


Если, за пять лет, библиотекарь выдала 90 000 экземпляров, то допус­тимый размер недостачи составит: 90 000 умножим на 0,1 и разделим на 100. Получаем в экземплярах - 90 (экз.)

Допустимый размер недостачи составляет в денежном выражении 90 умножить на 30, (средняя стоимость недостающей книги), получим 2700 рублей. Т.е., при выданных 90 000 экземплярах недостача 90 экземпляров на сумму 2700 рублей считается нормой и спи­сывается без вопросов, все, что сверх этих показателей - необходимо представить объяснительную записку, а ре­шение о дальнейшем списании или возмещении принадлежит комиссии по проверке фонда.


Относительно документов временного хранения можно сказать, что они подразделяются в школьной библиотеке на периодические издания и документы обеспечения собственно учебного процесса.

Рекомендуют исключать из фондов школьных библиотек по истечении следующих сроков хранения:

  • годовые комплекты всех газет - после двух лет хранения;

  • журналы могут исключаться после трех - пяти лет хранения».

Конечно, и раньше было, что журнал журналу рознь, но теперь в условиях дефицита подписки вполне вероятен пересмотр хранения каждого отдельного номера журнала или газеты.


Выбытие документов из фонда оформляется актом об исключении и отражает­ся

в « Книге суммарного учета» и в формах индивидуального учета фонда. В каждом акте фиксируются сведения о документах, исключаемых по одной причине:

ветхость (физический износ), дефектность, устарелость по со­держанию;

дублетность, непрофильность,

утрата /с указанием конкретных обстоятельств утраты: пропажа из фондов открытого доступа, утеря читателями, хищение, в результате бедствий стихийного и техно­генного характера, по неустановленным причинам (недостача)/.

Акты на списание документов визируются комиссией по сохранности фондов. Завизированные акты утверждаются директором МОУ, руководителем «РЦ»

и председателем КУМИ /в 2экз./

К акту прилагается список документов, подлежащих исключению.

На основании актов об исключении книг бухгалтерия снимает с баланса библиотеки стоимость выбывших документов.

При выбытии изданий, не состоящих на балансе библиотеки (периодика, брошюры и т.п.), составляется акт, который в бухгалтерию не передается. Количество документов, списанных по этому акту, вычитается из общего количества документов, записанных в КСУ (часть 3.Итоги движения библиотечного фонда)

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра» iconО чем пишут в журналах и газетах
Мы будем публиковать тематические обзоры наиболее актуальных и спрашиваемых статей (за последний период). Надеемся что представленный...
Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра» iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра» iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра» iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра» iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра» iconМетодические рекомендации для педагогов образовательных учреждений
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра» iconМетодические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра» iconМетодические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей
Печатается по решению Редакционного Совета «Ресурсного центра» г о. Новокуйбышевск
Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра» iconМетодические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений
Составитель: Дугинова Е. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»
Методические рекомендации «Начинающему библиотекарю. Вып. 1» ипоследующие выпуски, будут вашими помощниками. Материал в пособии представлен кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе Медиатеки «Ресурсного центра» iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Особенности работы
Составитель: Лобина С. А. – методист отдела специального и психологического сопровождения «Ресурсного центра»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница