Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры




НазваниеРазвитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры
страница1/4
Дата08.01.2013
Размер0.51 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


ФАБРИКА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА


Развитие готовности студентов к межкультурной

коммуникации в образовательном процессе

вуза физической культуры


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ


на соискание ученой степени кандидата

педагогических наук


Челябинск 2010


Работа выполнена на кафедре социально-гуманитарных наук

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет физической культуры»


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Липская Лариса Алексеевна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Найн Александр Альбертович;

кандидат педагогических наук, доцент

Усанова Ольга Григорьевна


Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»


Защита состоится 14 октября 2010 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 311.005.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в конференц-зале Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры» по адресу: 454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».

Текст автореферата размещен на официальном сайте университета:

www.uralgufk.ac.ru 13 cентября 2010 года.


Автореферат разослан 13 cентября 2010 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор А. М. Кузьмин


Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность проблемы и темы исследования. В современных условиях глобализации и интеграции культур государство ориентирует российские университеты не только на профессиональную подготовку, но и на развитие культуры личности, готовой к самостоятельной деятельности в новой поликультурной среде, к активному взаимодействию с представителями других культур на основе терпимости и миролюбия.

После подписания Россией Болонской декларации активизировалась академическая мобильность студентов и преподавателей, все большее число университетов приобретает интернациональный характер, интегрирующий в международные и межгосударственные контакты. Отсюда и усилившийся в современной науке интерес к процессу взаимодействия и взаимовлияния, который, однако, ограничивался дискуссиями преимущественно в сфере преподавания иностранных языков. Вместе с тем, в последнее время в педагогическом дискурсе генерируется идея развития не только «языковой личности», но и личности, способной сознательно отбирать и включать в процесс межкультурного диалога элементы различных культур.

Об актуальности роли образования в подготовке молодого поколения к межкультурному взаимодействию говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании» и отмечается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, вне зависимости от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, а также способствовать формированию общечеловеческих качеств личности будущего специалиста на основе усвоения универсальных ценностей мировой культуры. В связи с этим актуальной становится проблема подготовки студентов к межкультурной коммуникации в более широком образовательном контексте, в том числе в контексте изучения культурологических дисциплин в вузе.

Учебные заведения, реализующие подготовку специалистов в сфере физической культуры занимают особое место в системе высшего образования. Их выпускники – это спортсмены, отстаивающие честь страны на соревнованиях разного уровня, в том числе и на международных. Поэтому владение навыками межкультурной коммуникации имеет существенное значение для студентов университета физической культуры, их спортивной и будущей профессиональной деятельности, предполагающей широкие межкультурные контакты с представителями иных культур, в том числе и национально-культурные контакты внутри страны. Однако проведенные нами исследования показали, что студенты не обладают глубокими знаниями и достаточными навыками межкультурной коммуникации, слабо осознают свои и чужие национально-культурные особенности, не всегда готовы строить отношения с представителями других культур на основе терпимости и миролюбия. В образовательном процессе вуза не уделяется должного внимания воспитанию у них толерантного и уважительного отношения к иным культурам.

Актуальность исследования развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры обусловлена также тем, что в научно-педагогической литературе данная проблема разработана не в полном объеме, что определило основное направление нашего исследования.


Степень научной разработанности проблемы исследования. В современной науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. В научной литературе накоплен достаточно обширный теоретический материал, который раскрывает сущность и специфику межкультурной коммуникации (Т. Г. Грушевицкая, И. А. Зимняя, В. Д. Попков и др.), коммуникации и общения (А. А. Бодалев, А. И. Волкова и др.), в том числе профессионально-педагогического (Л. В. Богданова, В. С. Грехнев и др.), особенности развития у студентов коммуникативной готовности (В. К. Дьяченко, А. А. Найн и др.), готовности к профессиональной деятельности (А. Я. Найн, Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков, В. А. Сластенин и др.).

Внимание ученых-педагогов сосредоточено преимущественно на устранении барьеров и межкультурного недопонимания в процессе общения (В. А. Кан-Калик, А. П. Садохин и др.). В то же время, недостаточно разработанной остается проблема развития готовности студентов к межкультурной коммуникации на основе толерантности и взаимоуважения в процессе культурологической подготовки. Развитие толерантности, в том числе межкультурной, рассматривается учеными (А. Г. Асмолов, Г. Ахтиямова, Г. В. Безюлева и др.) в основном в процессе профессиональной или иноязычной подготовки (Л. Р. Слобожанкина).

Среди ученых-педагогов нет единства в трактовке взаимосвязанных между собой понятий «общение», «коммуникация», «межкультурная коммуникация», не сформулированы четкие критерии готовности к межкультурной коммуникации, которая раскрывается только в аспекте лингвистического подхода (В. В. Сафонова, С. Г. Тер-Минасова В. П. Фурманова и др.), а с позиций коммуникативного и культурологического подходов эта проблема исследовалась не в полном объеме. Не определены особенности, содержание, средства и методы развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры. В современной педагогической теории и практике существует настоятельная потребность в разработке процессуальной модели готовности студентов вуза физической культуры к межкультурной коммуникации.

Анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы, передового педагогического опыта позволяет выявить ряд противоречий между:

- потребностью общества в становлении нового поколения молодых граждан, способной к жизнедеятельности в поликультурном мире, к осуществлению культуросозидательной деятельности и недостаточным уровнем готовности к межкультурной коммуникации студентов вуза физической культуры;

- утверждением культурологической парадигмы как основы развития высшего образования и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике проблемы развития готовности к межкультурной коммуникации студентов на основе коммуникативного и культурологического подходов;

- потребностью в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса подготовки студентов к межкультурной коммуникации и недостаточной разработанностью методики и педагогических условий, способствующих ее эффективному развитию у студентов вуза физической культуры.

Необходимость разрешения данных противоречий определила проблему нашего исследования: каковы педагогические условия развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры.

Таким образом, необходимость исследования проблемы развития готовности студентов вуза к межкультурной коммуникации обусловлена:

- на научно-теоретическом уровне - требованиями современной педагогической теории и практики в научном обеспечении процесса развития готовности студентов вуза физической культуры к межкультурной коммуникации с позиции коммуникативного и культурологического подходов;

- на научно-методическом уровне - недостаточным обоснованием и разработкой методики обучения и воспитания культуры общения, основанной на диалоге культур, терпимости и миролюбии, дающих возможность успешного построения взаимоотношений с представителями других культур.

Актуальность и социальная значимость рассматриваемой проблемы, необходимость ее решения на теоретическом и практическом уровне послужили основанием для определения темы нашего исследования «Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры».

В своем исследовании мы вводим ограничение: работа выполнена в рамках культурологической подготовки студентов вуза физической культуры и учитывает специфику их профессиональной направленности.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективности процесса готовности студентов к межкультурной коммуникации в вузе физической культуры.

Объект исследования: целостный образовательный процесс вуза физической культуры.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в процессе профессиональной подготовки.

В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой процесс развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры будет более эффективен при реализации следующих педагогических условий:

- создание поликультурного образовательного пространства, в котором студент и преподаватель ориентированы на толерантную и диалогичную направленность в межкультурной коммуникации;

- использование креативных методов, нестандартных заданий (составление и решение тестов, ребусов, учебного лото, домино, кроссвордов, опросных карт и др.), направленных на творческую реализацию знаний и умений в межкультурной коммуникации;

- разработка и реализация программно-методического обеспечения развития межкультурной компетентности студентов.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования.

1 Выявить степень разработанности проблемы развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в современной психолого-педагогической теории и практике.

2 Разработать и внедрить процессуальную модель, обеспечивающую эффективное развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры.

3 Экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, способствующий эффективности процесса готовности студентов вуза физической культуры к межкультурной коммуникации.

4 Разработать методические рекомендации для преподавателей и студентов, направленных на совершенствование процесса готовности к межкультурной коммуникации обучающихся.

Методологической основой исследования явились:

- на философском уровне – диалектический метод познания, заключающийся в целостном и всестороннем рассмотрении явлений и процессов во взаимосвязи, причиннообусловленности и развитии (Г. Гегель и др.); концепции о духовном единстве в общении с «Другим» (Л. Фейербах, Н. А. Бердяев и др.) философские положения о культуре как мире общения и диалога (М. С. Каган, А. А. Леонтьев, Э. В. Соколов и др.), о диалоговом, межличностном общении (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман и др.), различные аспекты современной философии образования (Б. С. Гершунский, Л. А. Липская и др.);

- на общенаучном уровне – социокультурный (В. В. Сафонова, С. Г. Тер-Минасова и др.); культурологический (О. Ю. Афанасьева, Н. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, В. А. Сластенин, Н. А. Шубина и др.); коммуникативный (Е. Ю. Бикметов, Г. А. Китайгородская, Л. П. Разбегаева, О. Г. Усанова и др.) подходы;

- на конкретно-научном уровне - концепции отечественных и зарубежных ученых о сущности и значении таких социально-педагогических феноменов, как коммуникация (Э. В. Соколов, Ф. И. Шарков) и межкультурная коммуникация (К. Гейхман, Л. И. Грушаева, С. Г. Тер-Минасова, Э. Холл и др.). В работе используются положения, которые лежат в основе содержания взаимосвязи категорий «общение» и «коммуникация» (Г. М. Андреева, М. С. Каган, А. А. Найн, А. В. Соколов), межкультурных компетенций (М. Бирам, Н. Н. Васильева, А. П. Садохин и др.); развития готовности к отдельным видам деятельности (К. М. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Рубинштейн, Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков и др.); концепции современного вузовского образования (В. А. Беликов, И. Ф. Исаев, А. Я. Найн, З. М. Уметбаев); гуманистические, профессиональные аспекты образования и воспитания студентов вуза физической культуры (З. Т. Бикбулатов, А. М. Кузьмин, Г. Н. Сериков и др.).

Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 2006 по 2010 гг. на базе кафедры социально-гуманитарных наук Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры». Дополнительная база исследования: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств», Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет». Всего в эксперименте на различных этапах участвовало 122 студента и 7 преподавателей вузов. Исследование предусматривало три этапа:

На первом этапе (2006-2007 гг.) – теоретико-поисковом - проводился теоретический анализ исследуемой проблемы; разрабатывался понятийный аппарат; проводились пилотажные исследования; изучалась система культурологической подготовки студентов в вузе физической культуры, что позволило сформулировать рабочую гипотезу, определить пути решения проблемы, составить план экспериментальной работы. Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; прогностические методы; анализ документов; обобщение и анализ эффективного педагогического опыта; обсервационные методы; методы опроса.

На втором этапе (2007-2008 гг.) опытно-экспериментальном - уточнялись задачи, гипотеза, разрабатывалась теоретико-методологическая стратегия исследования, осуществлялся поиск новых концептуальных подходов к проблеме развития готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры, что позволило разработать процессуальную модель развития готовности студентов вуза физической культуры к межкультурной коммуникации. В рамках предложенной модели обосновывались и экспериментально проверялись педагогические условия и инновационные методики, направленные на развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации. Методы исследования: теоретическое моделирование; прогностические методы (экспертная оценка, оценка, самооценка и др.); диагностические (анкетирование, интервьюирование, тестирование и др.); обсервационные (прямое и косвенное наблюдение); праксиметрические (анализ результатов, продуктов учебной деятельности студентов); методы математической статистики.

На третьем этапе (2008-2010 гг.)контрольно-обобщающем - был продолжен формирующий эксперимент, завершена апробация педагогических условий; осуществлен анализ эффективности опытно-экспериментальной работы и проведена необходимая коррекция; обрабатывались и систематизировались полученные результаты, уточнялись выводы; завершалось оформление диссертационного исследования; разрабатывались практические рекомендации и предложения, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы высшей школы. Методы исследования: анализ и структурирование эмпирических данных; обработка результатов методами математической статистики и компьютерного моделирования.

  1   2   3   4

Похожие:

Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры iconОтчет о работе научно образовательного центра
В 2011 году ноц межкультурной коммуникации выполнял работу над темой: «Межкультурная коммуникация и перевод. Отражение межкультурной...
Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры iconРазвитие готовности студентов сервисных
Развитие готовности студентов сервисных специальностей к разработке и использованию баз данных в процессе обучения информатике
Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) «утверждаю» Директор Института культуры
Цель курса – формирование у студентов основ научной и нравственной мировоззренческой культуры в понимании природы этнических различий,...
Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры iconРазвитие информационной культуры будущих юристов в образовательном процессе вуза
Охватывает сознание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентацией  все то, что составляет...
Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 03 Введение в теорию межкультурной коммуникации цели и задачи дисциплины Основная цель курса «Введение в теорию межкультурной коммуникации»
Основная цель курса «Введение в теорию межкультурной коммуникации» направлена на формирование и систематизацию знаний, позволяющих...
Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры iconПрограмма спецкурса «Основы межкультурной коммуникации»
Цель курса: обучение студентов теоретическим и практическим знаниям в области межкультурной коммуникации, усвоение знаний по вопросам...
Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры iconРазвитие научных исследований и организация научной деятельности в сфере физической культуры и спорта
Сахалинском. Окончил педагогический факультет Хабаровского института физической культуры, факультет истории Хабаровского педагогического...
Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры iconАрефьев О. Н. Самоорганизация образовательной системы колледжа: Моногр. / Науч ред. Г. Д. Бухарова
Анисимова, В. А. Исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: формирование, становление, развитие: Моногр....
Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена для студентов факультета физической культуры специальностей 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»
Изложена программа подготовки к государственному междисциплинарному экзамену, включающая теорию и методику физической культуры и...
Развитие готовности студентов к межкультурной коммуникации в образовательном процессе вуза физической культуры iconУчебное пособие по практикуму по профессиональной коммуникации английского языка для студентов, обучающихся по специальности 080102 «Мировая экономика»
Учебное пособие предназначено для студентов-экономистов III курса факультета экономики и права мглу, рассчитано на 32 часа аудиторной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница