Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов)




Скачать 396.89 Kb.
НазваниеЛингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов)
страница1/3
Дата08.01.2013
Размер396.89 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


ЕЛЬКИНА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА


ЛИНГВО-СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ

КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ

(на материале англоязычных блогов)


Специальность 10.02.04 – германские языки


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Пятигорск – 2012

Работа выполнена на кафедре теории и практики перевода

Института переводоведения и многоязычия

в ФГБОУ ВПО

«Пятигорский государственный лингвистический университет»


Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Локтионова Валентина Григорьевна


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент

Алимурадов Олег Алимурадович,

ФГБОУ ВПО «Пятигорский

государственный лингвистический

университет», Институт переводоведения и

многоязычия, профессор кафедры западно-

европейских языков и культур


доктор филологических наук, профессор

Синеокова Татьяна Николаевна,

ФГБОУ ВПО «Нижегородский

государственный лингвистический

университет им. Н.А. Добролюбова»,

зав. кафедрой английского языка

переводческого факультета


 Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Уральский

государственный педагогический

университет»

Защита диссертации состоится 29 ноября 2012 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.193.02 в ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, г. Пятигорск, проспект Калинина, 9.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».


Автореферат разослан октября 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Л.М. Хачересова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Данная диссертация посвящена исследованию лингво-социокуль-турных характеристик речевой деятельности англоязычных блогеров. Сегодня мы являемся свидетелями того, как Homo Sapiens, создавая новые ареалы и средства общения в Сети, все более проявляет себя в коммуникации как Homo Computerus («человек компьютеризирован- ный»). Специфика письменно-печатной коммуникации, осуществляе- мой в электронной среде, накладывает отпечаток на выбор средств общения и коммуникативное поведение Интернет-пользователей. Коммуникативное Интернет-пространство характеризуется не только постоянным экспоненциальным ростом числа коммуникантов, но также возникновением новых и модификациями существующих в массовой коммуникации жанров и дискурсов. Неслучайно поэтому, что проблемы компьютерно-опосредованной коммуникации находятся в центре внимания специалистов в области теории информации, теории коммуникации, теории дискурса, социо- и прагмалингвистики и лингвистики текста.

На настоящий момент многие виды общения в Сети (чат, форум, ICQ) исследованы лишь фрагментарно; также недостаточно изучена блогосфера как один из наиболее развитых ареалов коммуникативного Интернет-пространства.

Актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения и комплексного описания блогосферы как одного из ареалов коммуникативного Интернет-пространства, выявления социо-прагмалингвистических ситуаций общения блогеров, рассматриваемых как особый тип личности участ- ника сетевого дискурса, установления жанровой специфики блогов (сетевых дневников) и систематизации используемых в блогах языко- вых средств. Отсутствие подобного исследования препятствует получению полноценной информации о жанрах компьютерно-опосредованной коммуникации как стремительно набирающей популярность сфере письменно-печатного общения.

Предметом исследования являются англоязычные блоги, рас-сматриваемые как тексты компьютерно-опосредованной коммуника- ции, реализуемой в сети Интернет.

Объектом исследования выступают лингвистические и социо- культурные характеристики блога как единицы, предназначенной для сетевого общения, а также мотивы и ситуации общения блогеров, рассматриваемые как особый тип личности участника сетевого дискурса.

Материалом исследования послужил корпус англоязычных блогов, содержащий 450 подкорпусов. Каждому подкорпусу соответствует транскрипт одного блога. В среднем каждый подкорпус содержит порядка 4 500 слов. Наибольший по объему подкорпус содержит 9 864, а наименьший – 1 099 слов. Весь корпус насчитывает 2 035 368 слов.

Настоящий корпус собран с помощью сайта globeofblogs.com, послужившего индексом для определения местонахождения блогов. Используя информацию, предоставленную данным Интернет-сайтом, по месту нахождения автора мы выбрали по 50 блогов с адресами в Англии, Шотландии, Уэльсе, Ирландии, а также по 5 блогов из каждого штата США. Кроме того, в тексте диссертации нами проанализированы отдельные примеры из выборки, составленной из 25 лучших англоязычных блогов мира (рейтинг журнала «Time» по состоянию на 19.02.2009).

Гипотеза данного исследования заключается в том, что лингвистическая специфика речевой деятельности в блогосфере определяется социально-культурными условиями ситуации виртуаль-ного межличностного общения.

Теоретической основой работы послужили научные концепции, связанные с исследованиями Интернет-коммуникации и изложенные в работах М.Б. Бергельсона [1999], Е.Н. Галичкиной [2001], Д. Кристала [2001; 2004], C. Герринга [1996], Г.M. Маклюэна [2003], Е.И. Горошко [2007а; 2007б], Т.Г. Добросклонской [2008], А.Е. Жичкиной и Е.П. Белинской [1999], Н.Г. Асмус [2005], Е. Горного [2003; 2004] и других ученых, а также исследования по теории коммуникации [Дейк ван, 1989; Почепцов, 1998; Луман, 2000; 2005; Кастельс, 2000; 2001; Тер-Минасова, 2000; Шарков, 2004; Кашкин, 2007; Habermas, 2004], лингвистике текста [Гальперин, 1981; Барт, 1994; Кубрякова, 2001], теории дискурса [Арутюнова, 1990; Карасик, 1998; 2000; Макаров, 2003; Harris, 1952; Prince Ellen, 1988; Schiffrin, 2003] жанроведению [Бахтин, 1986; Горошко, 2007б; Herring et al., 2004; 2006].

Целью работы является комплексное (с учетом социально-культурных, структурно-семантических и функционально-коммуни-кативных характеристик) исследование и системное описание особенностей речевой деятельности англоговорящих блогеров. В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие исследовательские задачи:

  1. сравнить по социально-культурным характеристикам реальную и виртуальную (компьютерно-опосредованную) коммуни-кацию, выделить основные особенности общения в виртуальном коммуникативном пространстве;

  2. изучить влияние особенностей виртуальной коммуникации на речевую деятельность ее участников;

  3. выявить с использованием компьютерных статистических технологий основные дистинктивные признаки, являющиеся для блога системо- и жанрообразующими;

  4. доказать синкретичность блога как одного из жанров современного компьютерно-опосредованного медиадискурса;

  5. представить на основе кластерного и контент-анализа типологическое описание блогов, функционирующих в англоязычном сетевом дискурсе;

  6. охарактеризовать лингво-социопрагматическую специфику речевой деятельности англоговорящих блогеров.

Методологическая база и принципы исследования. Его общенаучные методологические принципы – системность, антро-поцентризм и детерминизм. В соответствии с общефилософскими принципами язык представляется как материальная, объективная, динамическая и развивающаяся система, основной функцией которой является функция коммуникации.

Теоретическую основу исследования составили труды в области теории коммуникации, медиалингвистики, теории текста и дискурса, лингво- и социопрагматики, корпусной лингвистики, а также междисциплинарные исследования, осуществляемые на пересечении лингвистики с культурологией, социологией и психологией.

Основным методом исследования явился описательный метод, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и логико-смысловую интерпретацию полученных данных.

Для решения поставленных задач применялся комплексный анализ, включающий в себя, наряду с традиционными приемами компонентного, контекстуально-интерпретационного и лингво-прагма-тического анализа, также приемы факторного, кластерного и контент-анализа корпусов текстов. Использование компьютерных статисти-ческих технологий позволило получить результаты большой статистической вероятности – выше 90%.

Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней впервые:

– применены, наряду с традиционными методами и приемами исследования, приемы математической статистики и корпусной лингвистики к изучению речевой деятельности англоговорящих блогеров;

– реализована когнитивно-ориентированная контекстуально-интерпретативная модель комплексного анализа текстов, включаю-щего, наряду с традиционными приемами структурной лингвистики и прагмалингвистики, процедуры корпусной лингвистики и компьютер-ной программы автоматической обработки информации, приемы факторного, кластерного и контент-анализа;

– охарактеризован англоязычный блог как синкретичный жанр компьютерно-опосредованной коммуникации и выявлены основные типы англоязычных текстов данного жанра;

– достигнуто системное всестороннее описание социально-культурных и лингвистических характеристик речевой деятельности англоговорящих блогеров;

– представлено разработанное на основе предпринятого анализа системное описание коммуникативных ролей англоговорящих блогеров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Англоязычный блог (сетевой дневник) относится к информа-ционно-аналитическим жанрам сетевого медиадискурса. Присущая блогам интегративность элементов эпистолярных жанров с их исконной ориентированностью на диалогическую форму общения и монологических информационно-аналитических жанров массмедиа подтверждает синкретичность блога как медиажанра.

2. По своим основным структурно-семантическим и функцио-нально-прагматическим признакам англоязычный блог относится к текстам обиходно-разговорного функционального стиля. Отличие блога от текстов эпистолярного и публицистического стиля заключается в отсутствии у него четких пространственных границ и конкретного адресата, а также в возможности коллективного авторства.

3. Тематическая классификация блогов затруднена ввиду многотемности и незамкнутости их семантического пространства. В качестве лингвокогнитивной основы блога выступают речевые акты установления контакта, информирования и аргументации, продуценты которых – блогеры представляют несколько условных лингво-коммуникативных типажей.

4. Наряду с предметно-логической, концептуальной и оценочной информацией тексты англоязычных блогов содержат информацию об индивидуально-личностных характеристиках блогеров, выражаемую эксплицитно и подразумеваемую. Основным средством выражения личностно-ориентированной информации в англоязычных блогах является вымышленное имя блогера (ник), которое создается по нескольким реккурентным ономастическим моделям.

5. Информационно-воздействующий потенциал блога обусловлен как актуальностью освещаемой в нем тематики, так и возможностью установления обратной связи между участниками виртуальной коммуникации, их соавторства/коллективного авторства, а также используемыми средствами экспрессивизации, интенсификации и эмотивизации речи.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены на Междуна-родной научной конференции «Новые идеи в лингвистике XXI века» (Пятигорск, 2009), на II Международной научно-практической конфе-ренции «Информационные технологии в гуманитарном образовании» (Пятигорск, 2009), ежегодной внутривузовской научной конференции «Университетские чтения ПГЛУ» (Пятигорск, 2009; 2010; 2011), а также публиковались в изданиях из перечня ВАК Министерства образования и науки РФ: Вестнике Пятигорского государственного лингвистического университета (Пятигорск, 2011), Вестнике Май-копского государственного технологического университета (Майкоп, 2011), Вестнике Северо-Осетинского государственного университета (Владикавказ, 2011).

По теме диссертации имеется 10 публикаций общим объемом 4,31 п.л.

Теоретическая значимость данной работы заключается в комплексном исследовании объекта, раскрывающем мотивы ведения блогов, когнитивные механизмы их порождения и особенности функционирования в компьютерно-опосредованной коммуникации. В результате проведенного исследования достигнуто всестороннее описание жанра блога как новой синкретичной формы межличност-ного общения, специфичной для сетевого дискурса. Кроме того, данная работа вносит определенный вклад в развитие медиа- и корпусной лингвистики.

В работе предложена и успешно апробирована авторская методика комплексного анализа, включающая, наряду с тради-ционными методами и приемами лингвистических исследований, технологии корпусной лингвистики, компьютерных программ автоматической обработки информации, приемы математической статистики (факторный и кластерный анализ).

Практическая ценность работы заключается в том, что использованный в ней междисциплинарный подход и комплексный анализ могут быть экстраполированы на изучение других жанров дискурса Интернет-коммуникации и для разработки новых исследовательских методик, в том числе – с применением информационных технологий. Результаты исследования могут найти применение при чтении курсов лекций по квантитативной лингвистике, теории межкультурной коммуникации, лингвостилисти-ческой интерпретации текста. Отдельные разделы работы могут быть использованы в преподавании теории иностранных языков (теорети-ческой и коммуникативной грамматики, лексикологии, стилистики), общего языкознания и семиотики, для создания учебно-методических рекомендаций по устной и письменной речи английского языка, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ в бакалавриате и магистратуре по направлению подготовки 035700 – «Лингвистика». Кроме того, данные, полученные в результате выполненного анализа англоязычных блогов, имеют практическую ценность для совершенствования поисковых систем (websearching).

Структуру данной диссертации определили цель и задачи исследования. Композиционно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, списка источников примеров и четырех приложений.

Во Введении отмечается новизна избранной темы, аргументи-руется ее актуальность, обосновывается выбор объекта и предмета исследования, указываются методологические основания его дальнейшего изучения, выдвигается гипотеза, определяются цели и задачи исследования, формулируются положения, выносимые на защиту. Здесь также раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, отмечаются основные принципы отбора исследуемого материала, методология и методы его описания, раскрывается композиция работы.

В первой главе диссертации «Развитие теории межличностной коммуникации в трудах отечественных и зарубежных исследователей ХХ-ХХI века» представлен аналитический обзор достижений гуманитарных дисциплин в изучении межличностной коммуникации, разграничены понятия реальной и виртуальной коммуникации и обоснована актуальность изучения текстов, используемых в виртуальном общении. В первом разделе главы наряду с дифференциацией понятий реальной коммуникации и реального межличностного общения отмечаются основные культурно-истори-ческие события, связанные с возникновением виртуального коммуни-кативного пространства, определяющего специфику компьютерно-опосредованного общения.

В последующих разделах главы отмечено, что компьютерно-опосредованная коммуникация – активно развивающийся способ осуществления как межличностной, так и массовой виртуальной коммуникации со своими особыми отношениями между участниками, их целями и средствами общения. Перечисленные особенности, а также использование наряду с традиционными инновационных технических средств и особых знаков и знаковых систем привели к возникновению в виртуальном коммуникативном пространстве особого – сетевого дискурса.

Отсутствие специальных исследований, посвященных выявлению структурно-семантических и функционально-прагматических характе-ристик дискурса компьютерно-опосредованной коммуникации, в том числе – функционирующих здесь жанров препятствует получению исчерпывающей информации о сетевом дискурсе, в том числе – о медиадискурсе как об одном из его сегментов. Все вышеизложенное определяет необходимость дальнейшего изучения и систематизации социально-культурных и лингвистических особенностей речевой деятельности авторов текстов сетевого дискурса.

В первой части второй главы «Социально-культурные условия формирования и функционирования блогов в компьютерно-опосредо-ванной коммуникации» рассмотрены вопросы социально-культурной специфики виртуального общения, мотивы и потребности в общении блогеров как участников компьютерно-опосредованной коммуни-кации, в среде которой функционирует жанр блога, и отмечены некоторые подходы к его исследованию. В заключительных разделах главы акцент сделан на выявлении социально-групповых особенностей речевого поведения англоговорящих блогеров, что позволило в итоге представить описание их основных коммуникативных ролей. В результате установлено, что блог является полностью сложившейся письменно-печатной формой виртуального общения. Порождение текста блога диктуется и контролируется авторской интенцией (коммуникативным намерением). Основными текстообразующими (интенциональными) категориями блога как текста сетевого дискурса являются идеологема, номинация, оценочность, интерпретация, тональность.

В третьей главе «Квантитативный анализ англоязычных блогов» описывается методика, ход и результаты факторного и кластерного анализа, проведенного на материале корпуса англоязычных блогов, определяется коммуникативный регистр (стиль) письменно-печатной речи, свойственный сетевому дискурсу, проводится выявление и дифференциация текстотипов, функционирующих в блоговом регистре сетевого дискурса.

В Заключении подводятся итоги и формулируются выводы, касающиеся теоретической и практической частей работы.

Библиография представляет собой список научных работ отечественных и зарубежных авторов, относящихся к тематике настоящего исследования и использованных при его проведении, а также список справочной литературы и Интернет-ресурсов.

В Списке источников примеров приводится перечень Интернет-адресов англоязычных блогов, материалы которые нашли отражение в тексте работы.

В Приложениях приводятся: представленная в схематичной форме классификация блогов по различным параметрам, таблица распределения самых популярных социальных сетей Интернета в различных странах, диаграмма распределения возраста пользователей блогплатформы LiveJournal, а также список грамматических, синтаксических, лексико-грамматических и семантических тегов, выделенных Д. Байбером.

  1   2   3

Похожие:

Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов) iconЛ. Ю. Щипицина Комплексная характеристика жанра компьютерно-опосредованной коммуникации (на примере веб-страниц новостных агентств)
Комплексная характеристика жанра компьютерно-опосредованной коммуникации (на примере веб-страниц новостных агентств)
Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов) iconМетафорическая номинация речевой деятельности (на материале глаголов русского и английского языков)
Работа выполнена на кафедре сопоставительной филологии и межкультурной коммуникации государственного образовательного учреждения...
Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов) iconДискурс как единица актуализации речевой деятельности
Когда коммуникантами выступают представители разных культур, то в коммуникации приобретают особое значение социокультурные факторы....
Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов) iconЛингво-аргументативные особенности стратегий вежливости в речевом конфликте (на материале педагогического дискурса)
Работа выполнена в гоувпо «Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского»
Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов) iconДискурсивные стратегии и тактики в рамках телепублицистического дискурса (на материале русскоязычных и англоязычных информационных программ)
Работа выполнена на кафедре переводоведения и межкультурной коммуникации Саратовского государственного
Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов) iconРечь, речевая деятельность
А. А. Леонтьев знакомит читателей с теорией речевой деятельности, с принципами исследования речевой деятельности, психолингвистикой...
Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов) iconЭтические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета
Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые...
Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов) icon«Основы теории коммуникации»
«Основы теории коммуникации» для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации»)
Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов) iconОсобенности декодирования разными социальными группами смыслов, транслируемых средствами массовой коммуникации (на материале мультсериалов)
Работа выполнена на кафедре этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Лингво-социокультурные особенности речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале англоязычных блогов) iconЗимняя И. А. З-62 Лингвопсихология речевой деятельности
З-62 Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: нпо «модэк», 2001. — 432 с....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница