Скачать 165.71 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор (декан факультета) ________________________________ «____»___________________2011 года ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.ДС.01 НОВЕИШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА В ЭТНИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ 1. Цели и задачи курса. Целью курса «Новейшая история стран Запада в этническом измерении» является ознакомление студентов с проблемами существования современных мультикультурных, полиэтнических обществ, при этом акцент делается на этнической составляющей проблемы демографического развития стран Европы и Америки, идеологии и практики мультикультурализма и федеративного строительства в странах Запада. Достижение поставленной цели предполагает решение задач:
2. Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, освоивший курс «Идеология и политика мультикультурализма: страны Запада и Россия» должен знать:
Студент должен уметь:
3. Объем курса и виды учебной работы:
4. Содержание курса. 4.1. Раздел курса и виды занятий (Тематический план):
4.2. Содержание разделов курса. Раздел I. Введение в научно-понятийное пространство и предметную область дисциплины. Тема 1. Соотношение понятий «культура» и «этнос»/«этничность». Понятие культура в гуманитарном дискурсе и повседневной бытовой практике. Культура как формы жизнедеятельности человека, созданные и создаваемые им в процессе развития. Культура как искусственная среда, внебиологические способы адаптации к окружающей среде. Материальная культура. Нематериальные проявления культуры (языки, религии, политические системы и др.). Применение понятия «культура» к этническим обществам. Понятие этноса и этничности. Основные подходы к изучению этничности: онтологический и функциональный (конструктивизм, инструментализм). Тема 2. Демография и как система научного знания: объект, предмет, методы исследования. Основные понятия: население/народонаселение, структура/состав населения, воспроизводство населения, виды движения населения: естественное (пространственное) и социальное. Источники сведений о народонаселении: переписи и иные виды статистического учета; списки, регистры и др. Этнодемография как пограничная дисциплина: предмет, объект, метод. Этнический состав населения. Динамика численности народов. Тема 3. Понятие мультикультурализма. Термин «мультикультурализм» и его варианты в научном дискурсе и общественной практике. Мультикультурализм как «культурное многообразие», «множественность культурных традиций». Мультикультурное общество, его основные характеристики. Сферы применения понятия «мультикультурализм»: демографическая характеристика общества, идеологическая или нормативная сфера, сфера политики (стратегия и практика управления обществом). Базовые модели практического мультикультурализма: американский мультикультурализм (модель резервирования квот) и европейская («французская»), модель формального равенства). Тема 4. Этнофедералистика: предметная область исследований. Этнос как объект и субъект политики. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики. Этнополитика как объект международного права. Раздел II. Демографические и этнодемографические процессы в странах Запада во второй половине ХХ – начале XXI вв. Тема 1. Этнический состав населения в странах Запада. Особенности естественного воспроизводства различных этносов. Факторы изменения этнического состава населения. Различия в показателях естественного прироста. Этническая аккультурация и ассимиляция. Изменение этнического самосознания. Этнические аспекты рождаемости и смертности. Тема 2. Институт семьи, брак и развод в системе воспроизводства населения в странах Запада. Демографическая и семейная политика в странах Европы и Америки. Государственные программы регулирования рождаемости. Современные тенденции этнодемографического развития стран Запада. Тема 3. Миграционные процессы и миграционная политика в странах Европы и Америки во второй половине XX - начале XXI века: типы миграции (внешняя и внутренняя; временная, сезонная и маятниковая; социально-экономическая и трудовая) и основные миграционные потоки. Раздел III. Американский (США, Канада, Австралия) и европейский (Франция, Германия, Англия) опыт мультикультурализма: идеология и политическая практика. Тема 1. Мультикультурализм в США. США как мультиэтничное общество на иммигрантских основах. Идеология и политика американского мультикультурализма: от концепции «плавильного тигля» (идея образования общности на основе англосаксонской культуры с протестантской религиозной доминантой, WASP) до теории культурного плюрализма (модель «миски салата», «этнической мозаики»). Официальное поощрение «культурного многообразия». Политика «утвердительных действий», «позитивной дискриминации». Современные проблемы американского мультикультурализма. Феномен «дискриминации наоборот». Тема 2. Политика мультикультурализма в Канаде. Специфика канадской культурной мозаики. Англо-канадцы и франко-канадцы как доминирующие общности, аборигенное население. Концепция многокультурности как официальная политика канадского правительства; основные направления государственной поддержки политики мультикультурности. Проблема «квебекского сепаратизма». Коренные народы в Канаде. Политика канадских властей по отношению к аборигенам. Особенности канадского варианта мультикультурализма. Государственное субсидирование этнической сегрегации общества. Тема 3. Австралийский союз как поликультурное государство. Политика «белой Австралии» (конец XIX – середина ХХ вв.). Обращение к политике мультикультурализма: внутри и внешнеполитические факторы. Эволюция политики мультикультурализма: от этноцентристской (1970-е гг.) до гражданской (вторая половина 1980-х гг.). Вопросы культурного плюрализма в программах ведущих политических партий страны (последняя треть ХХ – начало ХХI в.). Институциональная структура мультикультурализма в АС: государственные институты, публично-правовые учреждения, органы местного самоуправления. Федерация советов этнических меньшинств. Достижения и издержки политики мультикультурализма в Австралии. Равноправие без единства. Тема 4. Европейская модель мультикультурализма (Франция, Германия, Англия). Доктрина мультикультурализма в Европе. «Культурная мозаика» европейских обществ, становление доктрины мультикультурализма (конец ХХ в.). Идеология и практика мультикультурализма во Франции. Гражданско-ассимиляционистская модель и интеграционный подход. Германия как поликультурное государство. Современная Англия: проблемы существования поликультурного общества. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной политики европейских стран. Проблема иммиграции в европейских странах. «Добровольная геттоизация» мигрантов и ее социальные последствия. Исламский фактор в Европе (Великобритания, Франция, Германия). Раздел IV. Международный опыт федерализма в контексте регулирования этнополитических проблем: страны Запада и Россия. Тема 1. Страны Северной Америки (США, Канада) в свете этнофедералистских исследований. США: государственное устройство, органы федеральной власти, органы власти штатов. Индейские общины в политической системе США. Этнический состав населения и этническая идентичность американцев. Этнические противоречия и этническая политика в США. Канада: особенности этической структуры населения. Возникновение федеративного союза. Эволюция федерации, «новый федерализм». Франко-английский дуализм в 1960-1970-е гг. Политический курс Б. Малруни – новое видение федерализма. Противоборство вокруг статуса Квебека в 1990-е гг. Проблемы коренного населения Канады. Правовое регулирование вопросов языка и культуры. «Федерализм посредством переговоров». Тема 2. Федеративная политика в странах Западной и Юго-Восточной Европы в контексте решения этнополитических проблем. Швейцария: этнический, языковой и конфессиональный состав населения. Принципы швейцарского федерализма. Проблемы отношений между Союзом и кантонами. Бельгия: этническая структура населения страны. Государственное устройство: лингвистические (фламандоговорящие и франкоговорящие) регионы как федеральные единицы. Правовое регулирование в свете национальной культуры и традиций. Испания. Государственное устройство: «федерация автономий». Испанский парадокс: страна без этносов. Особенности и структура групповой идентичности в Испании. Этничность в социокультурной системе испанского общества. Югославия. Система этнического федерализма СФРЮ. Этнический фактор и государственное устройство СРЮ: особенности Черногории, автономии в составе Сербии. Республика Босния и Герцеговина. Государственное устройство: Мусульмано-хорватская федерация (Федерация Боснии и Герцеговины) и Республика Сербская. Тема 3. Этническое измерение российского федерализма. Специфика отечественной модели федерализма (СССР/РСФСР, РФ). Современные концепции реформирования государственного устройства России (этнический аспект): унитаристские, федералистские и конфедералистские. Этнические риски российского федерализма: формирование этнократических элит; проблема соотношения этнического принципа построения федерации и обеспечения национальной безопасности страны, сохранения ее целостности; опасность дезинтеграции правового и экономического пространства России и др. 5. Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение курса. 6.1 Рекомендуемая литература. 6.1.1. Основная литература:
6.1.2. Дополнительная литература:
6.2 Средства обеспечения освоения курса. Рабочая программа по дисциплине «Новейшая история стран Запада в этническом измерении», методические указания к курсу, составленные на кафедре всеобщей истории ТГПУ. 6.2 Средства обеспечения освоения курса. Рабочая программа по дисциплине «Новейшая история стран Запада в этническом измерении», методические указания к курсу, составленные на кафедре всеобщей истории ТГПУ. 7.2.Материально-техническое обеспечение дисциплины. Видеомагнитофон, DVD-плеер, телевизор. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 8.1. Методические рекомендации преподавателю. Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого периода в их конкретно-историческом измерении. Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических источников изучаемого периода, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы. Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений. Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов, знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение промежуточных контрольных работ. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный экзамен, на котором проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Примерный перечень вопросов к экзамену:
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История Программу составил: Доцент кафедры всеобщей истории, к.и.н. Г.В. Грошева |