Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция»




Скачать 300.1 Kb.
НазваниеРабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция»
страница1/2
Дата07.01.2013
Размер300.1 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

(РГТЭУ)


Кафедра Философии


Одобрено УМС факультета _____________


Протокол №__от «___»___________20__г.


Председатель _________________________


Рабочая программа


Наименование дисциплины: Этика делового общения


Рекомендуется для направления подготовки специальности

100700.62 - Торговое дело по профилю «Коммерция».


Квалификации (степени) выпускника БАКАЛАВР


ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ



Согласовано:


Учебно-методическое управление

РГТЭУ


«____» ________________20__г.


____________________________



Рекомендовано кафедрой:


Протокол № _3___

От «_11__»октября ______________2011г

Зав.кафедрой _________________________





Москва 2011г.

Содержание

стр.


  1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………….3

  2. Место дисциплины в структуре ООП…………………………………3

  3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………...3

  4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………….5

  5. Содержание дисциплины………………………………………...…….5

    1. Содержание разделов и тем дисциплины……………………………..5

    2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами…………...……8

    3. Разделы (модули) и темы дисциплин и виды занятий. __

  6. Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ……….9

  7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) ……………………12

  8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:………12

а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии);

б) основная литература;

в) дополнительная литература;

г) программное обеспечение;

д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………...14

10. Образовательные технологии………………………………………….14

11. Оценочные средства. (ОС)…………………………………………….14


1. Цели и задачи дисциплины: Изучение этики делового общения в высших учебных заведениях ста­вит своей целью повышение качества этического сознания про­фессионалов бизнеса и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентаций и этических стандартов в деловой сфере, овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.


2. Место дисциплины в структуре ООП: Этика делового общения относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ( Б.В.1.07). Студент должен обладать следующими входными знаниями: различать основные этические понятия, ориентироваться в различных нравственных ситуациях; уметь выделять добродетельные формы поведения, сопереживать человеческим горестям. Данная дисциплина является предшествующей для социологии, психологии бизнеса, культурологи, бизнес риторики, экологии.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



    Способность применять основные законы социальных, гуманитарных наук в профессиональной деятельности ( ПК-1);







(ОК-1),(ОК-3), (ПК-1), (ПК-8), (ПК-9),

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: - сущность морали и нравственные основы поведения в деловом общении;

- историю становления этики и этикета делового общения;

-основные принципы этики делового общения;

-основы делового общения и его различные виды;

-правила служебной, управленческой, профессиональной этики деловых отношений;

- правила делового этикета, принятые в современном деловом сообществе, их ценность и назначение.

Уметь: - ориентироваться в различных ситуациях макро - и микроэтики делового общения;

- видеть гуманистический смысл этики делового общения как основы нравственной регуляции делового поведения и общения;

- четко формулировать основные нравственные качества личности делового человека;

- использовать технологии этики и этикета деловых отношений в практике делового общения;

- устанавливать деловые контакты на основе осознания социальной ответственности бизнеса.

Владеть: - культуры этико-делового мышления и поведения;

- целенаправленного использования богатого арсенала методов, требований, технологий, принятых в его будущей профессиональной деятельности;

- анализа процессов деловой жизни и конфликтных ситуаций;

- решения профессиональных задач с учетом нравственной ценности человеческой личности.






4. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестр


3

Аудиторные занятия ( всего)

36/2




В том числе:







Лекции

12




Практические занятия ( ПЗ)

12




Семинары ( С)

12




Самостоятельная работа ( всего)

36




В том числе:






Подготовка к докладу

8




Работа с основной и дополнительной литературой

16




Выполнение заданий поисково-исследовательского и творческого характера

6




Подготовка к зачету

6




Вид промежуточной аттестации

зачет

3

Общая трудоёмкость часы

72






5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Этика делового общения как наука

Этика как философская дисциплина. Основные этапы ее развития. Понятие морали и морального поступка. Теории морального развития личности. Этика общечеловеческая и профессиональная. Этика делового общения: сущность, закономерности и тенденции развития в XXI веке. Место этики делового общения среди других наук. Основные категории деловой морали. Функции этики делового общения. (ОК-1), (ОК-3)

Тема 2. Структура этики делового общения

Макроэтика и микроэтика делового общения. Корпорация и государство. Корпорация и общество. Корпорация и природная среда. Корпорация и инвестор. Корпорация и клиент. Вертикальный и горизонтальный срез делового общения. Основные этические противоречия деловой сферы. (ОК-1), (ПК-1)


Тема 3. Принципы этики делового общения

Современные требования к деловым отношениям. Принципы этики делового общения: принципы личности, принципы профессионала, принципы гражданина России, принципы гражданина Мира. Нравственная ориентация личности и деловое общение. Профессиональный и корпоративный этические кодексы. Международные и национальные комитеты как регуляторы нравственности в профессиональных отношениях. Роль менеджеров по этике в организации. (ОК-3), (ПК-8)

Тема 4. Деловое общение

Понятие, виды и функции делового общения. Формальные и неформальные виды общения. Средства общения: вербальные и невербальные. Основные барьеры делового общения. Умение грамотно взаимодействовать и общаться с деловыми партнерами - основа успешной карьеры, способности располагать к себе партнеров по бизнесу, быть хорошим собеседником. Функция невербальной коммуникации - установление эмоционального контакта с собеседником и его поддержка в течение всего процесса делового взаимодействия. Идентификация, эмпатия и рефлексия – механизмы установления взаимопонимания в деловых отношениях. Учет региональных и национальных традиций, мировоззрения собеседника в процессах деловых контактов и их форм. Необходимость в постоянном совершенствовании коммуникативной культуры делового человека. (ОК-3).


Тема5. Формы деловой коммуникации

Понятие деловой коммуникации, ее виды и функции. Устные и письменные виды коммуникации. Деловая корреспонденция. Проведение выставок, презентаций и конференций. Празднества и юбилеи. Прием посетителей. Беседы с сотрудниками. Производственные совещания. Этика использования технических средств деловой коммуникации. Этика телефонного разговора. Этические нормы использования Интернета. Этика рекламной деятельности. (ОК-3).


Тема6. Деловые переговоры и их национальные особенности.

Организация переговоров: подготовка, начало, содержание и анализ результатов. Соблюдение и учет национальных стилей ведения переговоров – условие реализации совместных проектов.

Характерные особенности этики деловых отношений и стратегий переговорных процессов в западных странах. Западный стиль ведения переговоров. Особенности американского стиля переговоров. Российский стиль ведения переговоров.


Тема 7. Деловой этикет

Понятие этикета, его функции и принципы, основные вехи в его истории. Имидж делового человека. Внешний вид и манеры поведения сотрудников. Внешний вид как «визитная карточка» делового человека и необходимый компонент имиджа делового человека. Роль первого впечатления от встречи с коллегой или деловым партнером. Приветствия, представления, поздравления. Подарки в деловой сфере. Визитная карточка и ее назначение. Оформление рабочего места, кабинета. (ОК-3)

Тема 8. Служебные взаимоотношения

Стили руководства: командный, коллегиальный и либеральный. Методы стимулирования критического и творческого мышления специалистов в деловой сфере. Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях. Причины и профилактика служебных конфликтов. Этические аспекты критики, поощрений. Эталоны поведения начальника и подчиненного. Справедливость и ответственность как выражение правильности, целесообразности и нормы в деловых отношениях. Справедливость и проблема одобрения или осуждения деловым сообществом решений, программ, поведения деловых партнеров. Справедливость и вопросы вознаграждения за труд. Справедливость как стимулирующий фактор в отношениях руководителя и подчиненных.(ПК-8)


Тема 9.Корпоративная культура и сплоченность рабочей группы

Понятие и типы корпоративных культур. Сплоченность рабочей группы. Феномены межличностного взаимодействия в группе. Конформизм. Межличностная аттракция. Негативизм. Готовность к кооперации с коллегами, работе в команде и самостоятельно. Мобинг как нарушение принципов толерантности и честности в межличностных отношениях. (ОК-3),(ПК-9)

Тема 10. Социальная ответственность

Зависимость экономических показателей деятельности сотрудника, фирмы, учреждения от защищенности и стабильности деловых отношений. Социальная ответственность и справедливая оценка результатов деловых отношений. Ответственность организации перед обществом. Основные подходы к корпоративной социальной ответственности. Направления социально ответственного поведения корпораций. Социальная ответственность и деятельность руководителя и подчиненных.(ПК-8)


5.2. Разделы и темы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование разделов и тем дисциплины

Лекц.

Практич.

занятия

Семин.

СРС

Всего

1.

Предмет этики делового общения.

Тема 1. . Этика делового общения как наука.

Тема 2.Структура этики делового общения

Тема 3. Принципы этики делового общения



4


2


1


1



4


-


2


2



4


2


-


2



12


4


4


4



24


8


7


9



2.

Закономерности делового общения.

Тема 4. Деловое общение


Тема 5. Формы деловой коммуникации

Тема 6. Деловые переговоры и их национальные особенности.

Тема 7. Деловой этикет





4


2


2





4


2


2





4


2


2





12


4


2


2


4



24


6


6


6


6

3.

Макоэтика и микроэтика делового общения


Тема 8. Служебные взаимоотношения

Тема 9. Корпоративная культура и сплоченность рабочей группы


Тема 10. Социальная ответственность




4


2


2





4


2


2



4


2


2




12


4


4


4



24


8


10


6

























Всего

12

12

12

36

72


6. Практические занятия и семинары.

№ п/п

№ раздела (модуля) и темы дисциплины

Наименование семинаров, практических и лабораторных работ

Трудо-емкость

(часы)

Оценочные средства

Форми-руемые компе-тенции

1

2

3

4

5

6

1.

1

1. Семинарское занятие: Этика делового общения как наука.


2

Выполнение тестовых заданий.


(ОК-1), (ОК-3)

2.

1

1. Практическое занятие: Структура этики делового общения



2

Выполнение тестовых заданий.


Написание эссе о самых важных нравственных проблемах в деловых отношениях


(ОК-1), (ПК-1)

3.

1

1. Семинарское занятие: Принципы этики делового общения

2. Практическое занятие: Контрольная работа на тему: Различия профессиональных и корпоративных этических кодексов.


2


2

Текущий контроль


Проверка контрольной работы и разбор её итогов

(ОК-3), (ПК-8)


ОК-3), (ПК-8)


4.

2

1. Семинарское занятие: Деловое общение

2. Практическое занятие: Правила и практика эффективного ведения диалога.

2


2

Текущий контроль


Обсуждение итогов практикума.

(ОК-3),

5.

2

1. Практическое занятие: Технология самопрезентации в деловом общении с учетом социальной перцепции.


2

Тест «Определение уровня коммуникабельности»

(В.Ф. Ряховский).

(ОК-3)

6.

2

1. Практическое занятие: Сравните различные модели проведения переговоров.

2


2

Тест «Моя тактика ведения переговоров»


Разбор доводов в пользу той или иной позиции.




7.

2

1. Семинарское занятие: Деловой этикет


2



Доклады и видеопрезентации по деловому этикету.

(ОК-3)

8.

3

1. Семинарское занятие: Служебные взаимоотношения.

2. Практическое занятие: Контрольная работа: Различные стратегии поведения в конфликте.


2


2

Текущий контроль


Проверка контрольной работы и разбор её итогов

(ПК-8)

9.

3

1. Семинарское занятие: Корпоративная культура и сплоченность рабочей группы


2

Тестирование



(ОК-3), (ПК-9)

10.

3

1. Практическое занятие: проведение ролевой игры на тему: « Руководитель и подчиненный в ситуации делового конфликта».


2



Написание эссе о развитии меценатства в России.



(ПК-8)



7. Примерная тематика курсовых проектов ( работ)

Не предусмотрена.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1.Баркова Э.В., Титов В.А. Этика и этикет: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2007

2.Кибанов В.Г., Захаров Д.К., Коновалова В.К. Этика деловых отношений. - М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Колтунова М.В., Деловое общение. - М.: Логос, 2008.

4. Рогожин М.Ю., Документы делового общения - М.: РДЛ, 2009

5. Амнов И.И., Психология делового общения — М.: Омега-Л, 2008

6. Бороздина Г.В., Психология делового общения — М.:ИНФРА-М, 20010

7. Комарова Л.В., Технологии делового общения в управленческой деятельности — М.:

Изд-во РАГС, 2008

8. Логинова А.С. Этикет и культура поведения секретаря-референта: - М: ООО «Журнал

управление персоналом»


б) дополнительная литература:


  1. .Южин В.И. Энциклопедия этикета- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2007

  2. .Кузнецов И.Н. Деловая этика и деловой этикет — Ростов-на-Дону:Феникс,2007

  3. .Кузнецов И.Н. Современный деловой этикет- М.: ГроссМедиа; Росбух, 2007

  4. .Кукушин В.С. Деловой этикет - М.: МарТ,2010

  5. .Измайлова М.А. Деловое общение- М.: Дашков и Ко, 2008

  6. .Карпов А.В. Психология менеджмента- М.: Гардарики, 2005

  7. .Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса - М.: Дашков и К, 2006

  8. .Ричард Т. Де Джорж. Этика бинеса; Учебный курс для колледжей и университетов- М.: Равновесие; Рипол Классик, 2005

.

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Интернет- ресурсы:


  1. www.etiquette.ru Этикет в современном мире

  2. www.elitarium.ru – методы социального влияния

  3. www.rambler.ru – понятие этикета

  4. www.stylemania.ru – этикет для женщин

  5. www.womakineurope.com – правила этикета в Европе

  6. www.glossary.ru – определение этикета

  7. www.allinfo100.narod.ru/kakdarit.html - Как дарить подарки

  8. www.acapod.ru – что, кому, когда дарить

  9. www.etiket.net.ru - подарки

  10. www.pr-dialog.com - о подарках

  11. www.pizdr.h1.ru – как дарить подарки

  12. www.7days.belta.by – откуда пришел обычай дарить подарки

  13. www.frankland.ru/os.html - осетинский этикет

  14. www.zhestov.net – о невербальном общении

  15. www.nonverbal.freest.org – невербальное общение

  16. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82 - об этикете

  17. http://www.koryazhma.ru/articles/etiket/ - правила этикета

  18. http://www.krugosvet.ru/articles/66/1006651/1006651a1.htm - правила речевого этикета

  19. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002744 – деловой этикет




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Этика делового общения» используется компьютерный класс, специализированная аудитория с ПК и компьютерным проектором и библиотечный фонд РГТЭУ.


10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:


11. Оценочные средства (ОС):

  1   2

Похожие:

Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция» iconРабочая программа дисциплины «информационные системы в экономике» Рекомендуется для направления подготовки 100700 Торговое дело
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция» iconРабочая программа и методические указания
Коммерция (торговое дело) №203 мжд/сп от 23 марта 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом специальности 080301 Коммерция...
Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “ Виртуальное предприятие” для студентов 5 курса заочного отделения специальность 351300 Коммерция (торговое дело)
Программа дисциплины «Виртуальное предприятие» подготовлена в соответствии учебным планом для студентов специальности 351300 Коммерция...
Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена
Коммерция (торговое дело) №203 мжд/сп от 23 марта 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 080301 Коммерция...
Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция» iconПрограмма междисциплинарного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 100700 «Торговое дело»
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих на направление 100700 «Торговое дело» магистратуры тпу
Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция» iconМетодические указания по подготовке и защите вкр составлены на основе требований к содержанию и уровню подготовки выпускника
Коммерция (торговое дело) №203 мжд/сп от 23 марта 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 080301 Коммерция...
Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция» icon«утверждаю» Направление: 100700. 62 -торговое дело Профиль Коммерция Срок обучения- 5 лет

Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция» iconА. Л. Гудков «29»июня 2012 г
В результате освоения дисциплины «Психология и этика профессиональной деятельности» формируются следующие общекультурные (ОК) компетенции...
Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция» iconРабочая Учебная программа дисциплины
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100700. 68 «Торговое дело»
Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700. 62 Торговое дело по профилю «Коммерция» iconПримерная программа модуля «Таможенные процедуры» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело
Дисциплина «Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры» (наименование дисциплины будет меняться)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница