Скачать 377.73 Kb.
|
4-я Всероссийская научно-практическая конференция «Государственное и муниципальное управление в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы» 26 октября 2006 г. Публикация в сборнике конференции Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия Л.И Воронина РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ БИЗНЕСА, ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАН РОССИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА Начало 21 века можно рассматривать как точку отсчета в поиске баланса интересов бизнеса, государства и работающего населения России. Основная задача достижения баланса интересов - это общая цель, устраивающая все перечисленные группы. Александр Солженицын образно выразился по этому поводу: «найти миродержавное начало». «Найти миродержавное начало» предстоит а различных сферах жизнедеятельности и прежде всего в наиболее значимых сферах например, в социально-трудовой. Это «поле», на котором происходит столкновение 1 интересов в занятости и безработице, относительно уровня заработной платы, условий и охраны труда, вложений в социализацию работников. В данной ситуации имеется в | виду удовлетворение потребностей работников с помощью финансовой поддержки 1 бизнеса в профессиональном обучении, содействии в карьерном росте, поддержании здоровья, приобретении жилья. В том числе, это возможность удовлетворять потребности работающих граждан в сохранении здоровья посредством посещения спортивных сооружений, развиваться духовно, получать услуги в сфере культуры. Пока же интересы бизнеса, государства и работающего населения различны. Слишком многое за последние пятнадцать лет приобрели одни и потеряли другие. К началу 21 века в группе пополнивших свое состояние оказались собственники предприятий и фирм. Многие из них стали владельцами собственности, преумножили свой капитал, завоевали не только региональные, но и международные рынки производства и сбьгга. Для большинства российских собственников и менеджеров маркетинг и его технологии стали идеологией деятельности предприятий. Преумножение капитала состоялось не только благодаря инициативе, удаче российских бизнесменов и современным технологиям управления, включая маркетинговые, но в том числе из-за резкого сокращения расходов, ранее направляемых ими в социально-трудовую сферу. Во второй группе оказались многие наемные работники, которые за прошедший период потеряли различные возможности. Как правило, это люди, получающие невысокую заработную плату, социальные услуги невысокого качества, имеющие не лучшие условия труда. В конечном итоге сформировалась группа россиян с хронически неудовлетворенными потребностями общественного характера. Российский бизнес на достаточно длительный период «забыл» о своей социальной ответственности)), которая выражалась в виде отчислений от доходов предприятий на развитие социализации работников, в том числе на создание условий для реализации социальных потребностей граждан, живущих в территориях, где расположен конкретный крупный бизнес. Многие бизнесмены молчаливо переложили все расходы на «плечи» государственной и муниципальной властей, решив, что рыночные отношения между ними и работниками, населением муниципальных сообществ укладываются в формулу «товар-деньги-товар». Российское общество, на сей раз в 20 веке, убедилось в том, что нерегулируемые интересы бизнеса, обусловленные его природой (накопления капитана), противоположны интересам работников, граждан, представляющих муниципальное сообщество. Но в бизнес - сообществе также наступило осознание того, что длительное непонимание интересов работающих граждан чревато различными последствиями. Определенную роль в этом процессе осознания сыграла государственная власть, которая по своему предназначению должна быть регулятором отношений между бизнесом и работающим населением. Но при этом государственная власть лишь недавно и далеко не окончательно определила свои отношения с бизнесом. При этом заметим, что муниципальная власть практически не является «игроком)) на этом поле, т.к. практически не имеет прав в регулировании отношений с бизнесом в социально-трудовой сфере. Мера влияния муниципальной власти на бизнес в рамках социального партнерства в социально-трудовой сфере сведена к формальному оформлению отношений посредством территориальных соглашений, которые в основном не выполняются. Одна из главных причин этих формальных, часто неэффективных отношений - отсутствие нормативной базы, которая позволяла бы органам местного самоуправления влиять па отношения с предприятиями, за исключением муниципальных, по вопросам занятости и безработицы, внешней трудовой миграции, профессионального образования, строительства жилья, учреждений здравоохранения, культуры и спорта. ![]() Необходимость сближения интересов бизнеса, власти и работающего населения назрела. Эта необходимость, «поле» общей деятельности - социально-трудовая сфера, позволяют рассматривать бизнес, власть и работающее население как «связанные группы». Действия этих связанных групп объединяет поиск миродержавного начала Согласие в социально-трудовой сфере возможно только в том случае, если стороны понимают интересы и потребности друг друга, стремятся к компромисс}', который позволяет найти некий баланс интересов, сформировать позитивные отношений и достигнуть цели. По нашему мнению, этот процесс осуществим в рамках функционирования социального маркетинга. Социальный маркетинг - это вид общего маркетинга, который функционирует как комплексное явление, в котором отражены: - отношения субъектов, относящихся к конкретному социальному институту, их функции, а также процесс удовлетворения общественных потребностей и оказания соответствующих услуг; - деятельность субъектов, направленная на достижение целей и результатов. имеющих институциональный характер. Эти структурные элементы являются объединяющим началом между общим и социальным маркетингхш. Существенным различием между ними является природа субъектов. Для субъектов социального маркетинга характерны отношения, потребности, способы их удовлетворения, детерминированные спецификой конкретных социальных институтов. Именно в определенных социальных институтах субъекты социального маркетинга проявляют свою специфическую природу и сущность, трансформируясь и влияя на окружающую их среду. Термин «социальный» приемлем для характеристики маркетинга в различных сферах, имеющих общественное и стратегическое значение. Его можно рассматривать не только с экономических позиций, но и как способ взаимодействия индивида, различных социальных групп и государства, а также как функцию управления. Кроме особенностей институализации, природа социального маркетинга детерминирована стратификацией. Сущность таковой проявляется в том, что субъекты имеют институциональные потребности, обусловленные принадлежностью к различным социальным группам.] Таким образом, методология социального маркетинга наиболее приемлема для анализа отношений бизнеса, власти и работающего населения, которые можно рассматривать как субъекты социального маркетинга Социально-трудовая сфера в данном случае является «институциональным полем», на котором происходят различные процессы и действия субъектов социального маркетинга. Отношения между бизнесом, властью и работающим населением проходят различные стадии развития. Рассматривая отношения исследуемых субъектов в рамках функционирования социального маркетинга, на каждой стадии отношений субъектов можно выделить отличия в следующих элементах:
Взяв за точку отсчета середину 90-х годов, условно можно выделить два эта-отношениях бизнеса, власти и работающего населения. Первый этап - с середины ; годов до 2004 года. Для этого этапа характерны следующие интересы и потреб-°сти субъектов социально-трудовой сферы. В результате разгосударствления собст--Нности и слабо регулируемых рыночных отношений сформировалась группа предателей бизнеса, объединенных общими интересами, потребностями и целями, что г рассматривать их как бизнес-сообщество. В ![]() ![]() В этот же период, претерпев определенные организационные и нормативно-правовые изменения, приобрели свое «лицо» органы государственной власти и местного самоуправления. Граждане, работающие в различных отраслях и учреждениях, на предприятиях разных форм собственности, дифференцировались по различным характеристикам; уровень доходов, возможности получения услуг, удовлетворяющих потребности социального характера и способствующих социализации, оплаченных не только из бюджетной сферы, но и из личных доходов. На этом этапе активной стороной в установлении отношений выступают органы государственной власти и местного самоуправления. Доминирующий фактор, который определил интересы многих губернаторов и мэров, а также повлиял на активизацию отношений с бизнесом, экономического характера. В этот период многие представители крупных финансово-промышленных групп окончательно решают, что они регулируют отношения на рынке труда и в социально-трудовой сфере, поэтому могут решать по своему усмотрению, выделять или нет денежные средства на непрофильные для них объекты (строительство жилья для работников, содержание детских садов, обучение персонала и т.д.). В этих условиях региональные власти вынуждены убеждать бизнес финансировать объекты, на которые катастрофически не хватает денег из региональных бюджетов. Различными способами, в том числе и политическими, региональные руководители пытаются влиять на представителей бизнеса, чтобы те приняли решение о финансировании социальной сферы. Именно в этой сфере российские граждане, включая работающее население, всегда получали услуги, которые позволяли удовлетворить потребности социального характера. При этом вложения в социализацию работников на многих предприятиях практически остается вне регулирования властей. Трудовой кодекс Российской Федерации в тот период не содержат механизмов, позволяющих привлекать к ответственности работодателей за невыполнение коллективных договоров или территориальных соглашений. Для многих губернаторов и мэров городов стабильное функционирование социальной сферы означает подтверждение их предназначения. Это обеспечение различных видов безопасности жизнедеятельности граждан, которое обеспечивается благодаря получению ими услуг здравоохранения, профессионального образования, занятости и т.д. Установление отношений в этот период часто зависит не от собственников предприятий, а от исполнительных директоров градообразующих предприятий: насколько им удается убедить своих работодателей в необходимости отчислений на поддержание социальной сферы.' Можно предположить, что на отношения бизнеса и власти в рассматриваемый период, помимо экономического, сильно влиял социально-психологический фактор. Воспроизводились отношения, которые были до 90-х годов 20 века. Носителями этих отношений и соответствующих принципов во многом были директора предприятий; сформировавшиеся как руководители в советский период, и назначенные собственниками в качестве наемных менеджеров. Эти люди разделяли принципы гражданской, социальной ответственности относительно территории, где расположено предприятие. и живущих на ней граждан. Иная ситуация наблюдалась в группе крупных собственников, состав которых сформировался с участием руководителей госз'дарственного аппарата, посредством росписей представителей власти. В установлении отношений этой группы собственников и представителей власти доминирующими-стали факторы экономические и со- 1 ![]() 106 Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия циально-психологические. При этом между некоторыми представителями государственной власти и бизнеса образовались тесные, порой родственные взаимосвязи и отношения, построенные на принципах личной выгоды, но отнюдь не социальной ответственности. Это во многом повлияло на возникновение коррупции и практически полной независимости бизнеса по отношению к власти и гражданскому обществу. Именно для этой группы собственников характерным было полное непонимание и забвение интересов работников и населения. Этот негативный характер отношений между властью, бизнесом, работниками и населением особенно проявился в социально-трудовой сфере в следующих отрицательных социально-экономических явлениях. Это массовые высвобождения работников во многих отраслях промышленности, умышленные банкротства предприятий, задолженности (в миллионах рублей) работникам по выплате заработной платы, наличие официально зарегистрированных безработных в государственной службе занятости, которые долго не могут найти работу, в том числе по причине низкой зарплаты, предлагаемой работодателями. Это минимальное количество вновь созданньк новых рабочих мест и трудоустроенных людей, особенно на территориях с градообразующими предприятиями. На внутреннем рынке труда характерны следующие проявления не устоявшихся институциональных отношений в социально-трудовой сфере между властью, бизнесом и работающим населением. Это достаточно низкая заработная плата по многим отраслям промышленности, ухудшение охраны и условий труда, минимальные отчисления на социальные потребности работников предприятий, отсутствие инвестиций в поддержание здоровья работников, повышение их квалификации, не желание организовывать горячее питание и оказывать помощь в приобретении жилья. Таким образом, со стороны бизнеса наблюдается игнорирование социальных потребностей работников, которое выражается в минимальных отчислениях от доходов на социализацию и на поддержание социальной сферы территорий. Можно утверждать, что в этот период отношения между бизнесом, властью и работающим населением имели слабо выраженный институциональный характер. В основном они регулировались интересами и потребностями отдельных участников, во многом зависели от личных отношений, установившихся между чиновниками и представителями бизнеса. Согласование потребностей участников сторон происходило с большим трудом, общая цель взаимодействия не была официально заявлена. Общие технологии удовлетворения потребностей и достижения цели, результатов не наблюдаются, за исключением технологии лоббирования интересов конкретных финансово-промышленных групп и отдельных собственников. Следующий период формирования отношений бизнеса, власти и гражданского общества - это 2004 год и по настоящее время. Для этого периода характерно изменение отношений бизнеса, власти и работающего населения. На отношения между бизнесом и властью, кроме экономического и социально-психологического факторов, начинают влиять иные факторы. Начиная с 2002 года, происходит изменение менеджмента в крупных компаниях. Большинство финансово-промышленных групп проводят реструктуризацию Управления активами. В результате многие директора предприятий в регионах, особенно входящих в холдинги, лишаются большой части полномочий, которые забирают Управляющие компании. Но новое содержание менеджмента в деятельности крупных российских компаний, особенно холдингов, имело и положительное значение. Стратегический менеджмент, интегрированный с маркетингом, привнес в дея-' Тельность предприятий, входящих в структуру холдингов, единую политику, практи-i Чески во все управленческие аспекты, такие как экономический, социальный, а также 8 бюджетирование и распределение доходов. Целевые установки в политике холдингов повлияли на разработку и применение стандартных технологий. Как правило, в основе многих современных управлен- 107 Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия . , „ _ , ■ - — ——— - _^_^ ческих технологий находятся стандарты, например, обслуживания клиентов, позиционирования холдингов во внешней среде, в выстраивании связей с общественностью. Единая политика холдингов и применение стандартов привело к структурированию отношений в регионах с властью различного уровня. Показательными являются заявления руководителей холдингов, имеющих предприятия в Свердловской области (Трубной металлургической компании, СУАЛа, Уральской горно-металлургической компании, Уральского банка Сбербанка России), прозвучавшие на форуме, проходившем в мае 2006 года под названием «Социальная среда корпораций - поиск эффективных подходов». Руководители холдингов объясняют свою инициативу - создание социальной среды корпораций, прежде всего, стабилизацией социально-экономической обстановки, которая сегодня наблюдается в России. Вследствие этого, по мнению собственников, крупным корпорациям нет необходимости за счет своих средств компенсировать последствия непродуманной социальной политики государства, В этих условиях крупные корпорации начали рассматривать социальные проекты как часть стратегического менеджмента и маркетинга (или бизнес - стратегии) и как способ увеличения экономической эффективности. Но в начале рассматриваемого этапа, в 2000-2004 годах, данная позиция бизнес-сообщества еще не оформилась. В то же время у российских губернаторов в тот момент практически не было механизма (управленческого, правового), позволяющего регулировать получение средств в региональные бюджеты от предприятий, необходимых и достаточных для решения социальных вопросов. В тот момент практически отсутствовала нормативная правовая база, позволявшая региональной власти воздействовать на хозяйствующие субъекты. Конечно, есть Трудовой кодекс Российской Федерации и региональные акты, регулирующие партнерство в социально-трудовой сфере, но в нем не заложены механизмы влияния на предприятия, многие из которых вошли в холдинги. В результате особенно сложно становится решать социальные проблемы территории, поскольку «наверху», в управляющих компаниях слабо представляют проблемы регионов и городов, на территориях которых расположены предприятия. Основной принцип, определяющий социальное поведение бизнеса в начале этого периода: «Мы здесь не живем, нам это не нужно». Если интересы и потребности работников предприятий, входящих в холдинги в какой-то степени учитываются, то потребности жителей этих территорий практически не удовлетворены, т.к. средств областных бюджетов, а также бюджетов муниципальных образований катастрофически не хватает. Представителям крупного бизнеса становится невыгодно договариваться с региональными и муниципальными представителями власти. Потому что все вопросы можно решать непосредственно в федеральных структурах. Наличие коррупции позволяло решать многие вопросы без особых затрат или гораздо меньших, чем возможные затраты на территориальные программы поддержки и развития социальной сферы. В результате многие финансово-промышленные группы начинают прикрывать социальные программы в регионах. Коренной перелом в отношениях между властью, бизнесом и гражданским обществом начинается в 2004-2005 годах. К этому периоду относится распространение идей, возникших в Правительстве Российской Федерации и озвученных в посланиях Президента о социальной ответственности бизнеса. В мае 2006 года эти идеи были конкретизированы в выступлении вице-премьера российского правительства Дмитрия Медведева, который предложил подготовить законопроект о фондах поддержки социально-значимых проектов.2 Можно рассматривать это предложение как появление ин- 1 ![]() ![]() ресурсы: http//www.ura.ru/print 2 Вьюгин М. Спонсоры Росселя не хотят в 90-е. СУ АЛ знает, как не переплатить «нравствен ный налог»//Интернет-ресурсы: http/Avww.ura.ru/print 108 Раздел 2, Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия статута «эндаументов» - капитальных фондов, прибыль которых направляется исключительно на благотворительные пели. Политический фактор, связанный с усилением вертикали государственной вла-бти, а также оформленными целевыми установками, начинает мощно влиять на отношения государственной власти и бизнеса. В этой ситуации российское бизнес-сообщество вынуждено признать, что экономический аспект деятельности бизнеса тесно связан с социальным. Признать, что представители бизнеса также являются частью гражданского общества и несут перед ним ответственность, следовательно, вынуждены согласовывать свои интересы с интересами общества и, прежде всего, работающего населения. Именно это осознание взаимозависимости повлияло на развитие идей и принципов национально-ориентированного бизнеса, корпоративной социальной ответственности, признания социальных потребностей населения регионов. Но специфическим фактором, повлиявшим на изменение отношений российского бизнеса, власти и гражданского общества, является источник возникновения крупного российского бизнеса. Это многоаспектный фактор. Приходится принимать во внимание экономический аспект, объясняющий появление крупного бизнеса в результате приватизации, обогащение одних за счет обнищания многочисленных других. Также значим для работающего населения и иных групп (например, пенсионеров) этический аспект. История возникновения современного российского бизнеса во многом повлияла на характер отношений граждан к крупным представителям бизнеса, на важность принципов, определяющих взаимодействие или противостояние: справедливость - несправедливость, доверие - недоверие и т.д. Результаты опросов, проведенных в 200.3 году, показывают, что граждане хорошо понимают природу происхождения крупного бизнеса и его влияние на соблюдение законодательства:
Поэтому сегодня идею корпоративной социальной ответственности российского бизнеса, несомненно, определяют такие этические принципы, как «справедливость», «необходимость богатых делиться с бедными», «признание нужд других», «взаимное доверие», «взаимная ответственность сторон» и т.д. При этом отметим, что бизнес заявляет не только о своей ответственности перед обществом, по и об ответственности государства за продуманную социальную политику. По данным крупных финансово-промышленных групп (далее - ФПГ), имеющих производство в Свердловской области, сейчас три ФПГ металлургического сектора тратят на социальные и благотворительные программы более 3 млрд. рублей, включая поддержку объектов социального назначения, дополнительные программы для сотрудников и членов их семей, молодежи и ветеранов. Результаты опросов общественного мнения, позволяют делать вывод о том, что 65% россиян хотят от бизнеса создания новых рабочих мест, 33% -Дополнительный социальный пакет для имеющихся сотрудников, 24% вклад в строительство новых социальных объектов на территориях, а 19 % - траты на благоустройство городов присутствия. Екатериыбуржцы в этих настроениях от России не отстают. Уральцы ждут вложений от бизнеса в здравоохранение (26,8%), экологию (22,3%), образование (15,9%), 1 ![]() ![]() 109 Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия науку (13,4%), спорт (8,5%), культуру (6,7%) и церковь (2,3%). При этом большая часть благотворительных программ воспринимается населением негативно - несмотря на существующее двойное налогообложение профильных центров, меценатство по-прежнему рассматривается как схема ухода от налогов.1 По нашему мнению, это одна из характеристик существующих отношений бизнеса и населения, имя которой - недоверие. Необходимость изменения отношений бизнеса с властью и гражданским обществом, включая работающее население, отразилась в тексте социальной хартии российского бизнеса, принятого 23 января 2005 года на 14 съезде Российского Союза промышленников и предпринимателей.2 Появление текста социальной хартии можно рассматривать двояко. С одной стороны, это отклик на призыв федеральной власти в адрес бизнеса «отвечать и делиться». С другой стороны, такое активное продвижение представителями крупного бизнеса идеи корпоративной социальной ответственности -это попытка уравновесить отношения прежде всего с государственной властью. Это желание бизнеса перейти на управляемые отношения, и быть, если не ведущим, но и не ведомым. По нашему млению, это желание бизнеса усиливается в процессе реализации национальных проектов. Многих бизнесменов в регионах молчаливо «обложили оброком», в качестве компенсации за не полученные ранее средства. Представляет интерес анализ основных принципов, которые сегодня закладываются в основу отношений бизнеса с обществом, работниками предприятий и населением. Бизнес провозгласил принцип экономической и финансовой устойчивости, который проявляется в свободе экономической деятельности, возможности проявления индивидуальности каждой компании, честной конкуренции. Главенствующим также является принцип корпоративной социальной ответственности, определяеющий нормы отношений бизнеса с субъектами внешней среды (властью всех уровней, гражданами) и субъектами внутренней среды (работниками). Бизнес признает один из важнейших принципов маркетинга о том, что во внешней среде реализация принципов корпоративной социальной ответственности влияет на надежное и качественное удовлетворение запросов и ожиданий потребителей товаров и услуг компаний; качество продукции. Положительно то, что представители бизнеса осознают зависимость корпоративной социальной ответственности со следующими принципами: справедливое ценообразование, добросовестная конкуренция и реклама, соблюдение этических норм ведения бизнеса, производство только качественных товаров и услуг, благоприятных и безопасных для здоровья потребителей. использование в своей деятельности безопасных и надежных товаров и услуг. Во внутренней среде корпоративная социальная ответственность, но замыслу разработчиков хартии, определяет характер отношений с работниками компаний. Среди них, по мнению разработчиков хартии, важнейшими являются: отношение к жизни человека как к высшей ценности, безопасность труда и здоровье работника как ключевые приоритеты, признание трудовых прав работников как неотъемлемой части прав человека; соблюдение установленных законом прав работников в сфере труда, признание права работника на достойное вознаграждение за результаты труда, содействие предотвращению любых форм дискриминации и принудительного труда и т.д. Анализ принципов показывает, что разработчики хартии признают обязанность бизнеса вкладывать средства в социализацию работников. К социализации в данном случае относятся раскрытие профессиональных и личных способностей, участие персонала в решении принципиальных вопросов развития предприятий, создание условий для профессионального и карьерного роста, для обучения работников, поддержание 1 ![]() 1 Текст Социальной хартии российского бизнеса (РСПП)//Материалы 14 съезда Российского Сокпа промышленников и предпринимателей. М., 2005. Там же. ПО ,110 Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия их работоспособности. Альтернативой вложения средств в социализацию работников сегодня является привлечение дешевой иностранной рабочей силы. Но нет сомнений в том, что решение проблемы социальной ответственности со стороны российских бизнесменов по отношению к иностранным рабочим еще впереди. Как «возвращение долгов» 90-х годов 20 века воспринимается заявленное в хартии участие бизнеса в развитой местного сообщества. Конкретные муниципальные образования, где живут работники компаний и их семьи, рассматриваются как объекты для поддержки в доступных для бизнеса формах усилий власти и гражданских инициатив в области экономического, социального и культурного развития территорий. Предусматривается участие бизнеса в решении общественно значимых задач на региональном и общенациональном уровне. Несмотря на декларированную благотворительность, хорошо виден рациональный подход, суть которого в том, что бизнес рассматривает все вложения в социальную сферу и благотворительные программы как эффективное средство поддержания своего бренда и регулирование отношений с властью. Некоторыми компаниями разрабатываются технологии регулирования отношений с властью, задача которых - систематизация затрат на благотворительность, регулирование отношений с муниципалитетами (в форме договоров о сотрудничестве).2 Факты вложений холдингами в развитие конкретных городов Свердловской области есть уже сегодня: это деятельность Уральской горно-металлургической компании, Трубной металлургической компании, СУАЛ-Холдинга, ЕвразХоядинга, Корпорации «ВСПО-АВИСМА». Но пока корпоративная социальная ответственность, как принцип и этическая норма, не имеет институционального характера. Процесс добровольного принятия этических норм, влияющих на регулирование отношений бизнеса и общества, с последующим участием бизнеса в удовлетворении социальных потребностей работающего населения и граждан муниципальных сообществ, видимо, будет идти медленно. Ускорение этих процессов возможно, если они будут проходить в однородной социальной группе, а именно, в среднем классе, в состав которого могут войти, кроме крупного, представители среднего и малого бизнеса. В настоящий момент представители бизнеса очень разнородны, и понятие «бизнес-сообщество» тоже условно. Оно различается по объемам собственности, уровцю доходов, профилю деятельности, формирующимся ценностям. Корпоративная социальная ответственность ориентирована на формирующийся средний класс, в состав которого должны войти многие бизнесмены. Но, по мнению некоторых исследователей, среднего класса в России в настоящее время нет, это миф, создаваемый в экономических и политических целях.3 И тем не менее наблюдается процесс институализации отношений между бизнесом, властью и населением. Признаем, что акторами в этом процессе в равной степени являются как государственная власть, так и бизнес, особенно крупный. На формальном уровне выразителями интересов бизнеса выступает Российский союз промышленников и предпринимателей. К сожалению, во многих регионах региональные структуры РСПП (предпринимателей) не имеют реального влияния на бизнес. Задача, продекларированная бизнесом в хартии, сформировать нормы и ценности, определяющие поведение работодателей в социально-трудовой сфере, повлияли на выбор PR-технологий. Возникла необходимость отчетов, в которых крупные российские компании отражают деятельность, осуществляемую на принципах корпора- 1 ![]() 2 Вьюгин М. Указ.соч. 3 Диуиов М. Миф о среднем классе// Интернет-ресурсы: http://www.russ.ru/comments/ Раздел 2. Бизнес и власть в современной России: основные принципы взаимодействия тивной социальной ответственности. Соответственно появилась и другая задача: организация внешнего аудита. В качестве субъекта внешнего аудита предполагается участие представителей общества. Полагаем, что среди них предусматривается участие. Итак, действия связанных групп, относящихся к субъектам социального маркетинга, предполагают учет интересов всех сторон, достижение конкретного результата. Что может получить бизнес, выстраивающий отношения на принципах взаимного согласования интересов и прежде всего на основе корпоративной социальной ответственности? Что приобретет власть? Насколько улучшится положение работающего населения в социально-трудовой сфере, в каких объемах будут вложения в социализацию работников? Анализ взаимодействия региональной власти, бизнеса, работающего населения показывает, что выгода, действительно, может быть обоюдной. Главы регионов, заинтересованные в повышении благополучия населения и повышения качества жизни, оказывают легитимную поддержку предприятиям, входящим в финансово-промышленные группы. Многие главы регионов, обладающие политическим опытом, последовательно выстраивают отношения с собственниками финансово-промышленных групп, например, Э. Россель - губернатор Свердловской области. Формы, которые он использует, разнообразные. Это поддержка при выборах в состав Законодательного Собрания представителей ФПГ, вкладывающих средства в развитие территорий, на которых расположены их предприятия. Это содействие в формировании позитивного имиджа руководителей, направляющих средства в развитие социальной сферы на территориях своего присутствия, например, формируемый положительный имидж Уральской горно-металлургической компании и ее руководителя Козицина. Поддержку получают проекты предприятий финансово-промышленных групп на внешнем рынке. Этому способствует активная внешнеэкономическая деятельность губернатора, направленная на привлечение зарубежных инвесторов в развитие конкретных видов производства. Серьезная помощь осуществляется по отношению к предприятиям, входящим в ФПГ, и на внутреннем рынке, через укрепление межрегиональных связей. Но в тоже время нередко встречается и прямое институциональное давление на бизнес со стороны представителей региональной государственной власти. Власть часто выстаивает свои действия, часто забывая о принципах взаимодействия, а именно -о добровольности, социальной ответственности, взаимной выгоде всех субъектов. Необходимо признать, что в сознании не только бизнесменов, но и многих представителей власти пока не сформировались такие ценности, как конкурентоспособность страны, регионов, качество жизни населения, приумножение человеческого капитала. Предстоит нелегкий путь формирования этих ценностей, которые определяют повседневное поведение бизнеса, власти и различных представителей общества. Каковы будут реальные результаты встречного движения бизнеса, власти и общества в социально-трудовой сфере, покажет жизнь. Но, несомненно, одно: это движение необходимо в целях поиска миродержавного начала и интересов России. 112 Участие в международной научно-практической Конференции Октябрь 2006 г. Цазакстан Республикасы Президентнпц жанындагы Мемлекегпк баскару академиясы Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан Республикасындагы мемлекеттж баск;ару жуйесш жацгырту: непзп басымдык;тар жане кке асыру тетжтер1 Модернизация системы государственного управления в Республике Казахстан: основные приоритеты и механизмы реализации Modernization of the public administration system of the Republic of Kazakhstan: the main priorities and implementation mechanisms Халыкаралык шлыми-практикалык конференциянын материалдары Материалы международной научно-практической конференции Materials of the international scientific conference 27 октября АСТАНА-2006 |