«Углерод»




Скачать 48.31 Kb.
Название«Углерод»
Дата07.01.2013
Размер48.31 Kb.
ТипУрок
Урок.

Тема: «Углерод».

Цели урока: повторить строение атома и аллотропию на примере углерода. Рассмотреть строение, сравнение свойств и применение алмаза и графита. Дать понятие об аморфном углероде и его сортах. Познакомить учащихся с явлением адсорбции и его практическом значении. Разобрать химические свойства углерода.

Оборудование: модели кристаллических решеток алмаза и графита, фотографии сокровищ Алмазного фонда, образцы изделий из графита(карандаши, электроды), сажи(тушь, краски, резина), древесный уголь, таблетки карболена, растворы компота, чернил; одеколона. Штатив, вата, речной песок, стакан, колба, прибор для восстановления меди из оксида меди(II), противогаз.

План урока.

  1. Строение атома.

  2. Аллотропия.

  3. Химические свойства.

  4. Применение.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Учитель сообщает тему урока, цели урока, план работы.

Обращается к учащимся с заданием.

Дайте характеристику элемента углерода по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома.

Учащиеся легко справляются с заданием.

Углерод – элемент IVгруппы, главной подгруппы II периода Z=6, А=12. Соответственно атом углерода содержит в ядре 6 протонов и 6 нейтронов и 6 электронов.

Строение его электронной оболочки можно отразить с помощью схемы:

+6С 2e,4e

Атомы углерода содержат на внешнем энергетическом уровне 4 электрона, поэтому они могут принимать 4 электрона, приобретая при этом степень окисления -4, т.е. проявлять окислительные свойства и отдавать свои электроны более электроотрицательным элементам, т.е. проявлять восстановительные свойства, приобретая при этом степень окисления +4.

II. Учитель. А теперь рассмотрим характеристику углерода – простого вещества.

Давайте вспомним. Что такое аллотропия?

Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых или сложных веществ, называют аллотропией. Простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными видоизменениями этого элемента.

Учащиеся вспоминают определение этого явления и называют причины: для углерода – различное строение кристаллических решеток.

Учитель демонстрирует модели решеток алмаза и графита:

  1. алмаз имеет объемную тетраэдрическую атомную решетку;

  2. графит – плоскую атомную кристаллическую решетку;

  3. карбин – линейную.

Ученик сообщает основные сведения об алмазе.

А что такое «карат»?

Учитель дает представление об этой единице измерения драгоценных камней.

В аравийской пустыне растет дерево каратина силиква, косточка плодов которого весит ровно 0,2 г.Этот точный вес косточка имеет всегда. Поэтому ювелиры древности применяли для своих весов такие гирьки.

Искусственно ограненные алмазы называются бриллиантами и являются предметом роскоши.

Учитель рассказывает о бриллиантах Алмазного фонда, показывает фотографии.

Звезда ордена Св. Андрея Первозванного. Алмаз «Шах»(87 каратов. Им персидское правительство расплатилось за жизнь известного писателя и дипломата А.С. Грибоедова, погибшего в Тегеране в 1829г.

Большая императорская корона (1762г. ювелир И. Позье. Общее число бриллиантов на короне – 4936 штук, весом 2858 каратов).

Ученик сообщает о графите.

Учитель. Однако больше известно применение древесного угля, основанное на его способности к адсорбции.

Поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью твердого вещества называется адсорбцией.

Учитель демонстрирует адсорбцию.

  1. В стеклянную воронку помещают рыхлый слой ваты, порошок растертого карболена (таблетки активированного угля) и небольшой слой предварительно промытого и высушенного речного песка. Воронку кладут на кольцо штатива и наливают в нее разбавленный раствор перманганата калия или вишневого компота. Под воронку помещают стакан. В него стекает бесцветная, прозрачная жидкость.

  2. В сухую колбу капают одну каплю одеколона, и колбу нагревают до образования пара. В нее опускают немного измельченного древесного угля, и колбу встряхивают. Запах полностью исчезает.

Русский химик – органик Н.Д. Зелинский совместно с инженером А. Кумантом в 1915г. создал противогаз.

Ученик показывает фильтрующий противогаз и рассказывает его устройство.


III. Учитель. Давайте рассмотрим химические свойства углерода.

  1. Окислительные свойства (при нагревании).

С водородом.

С + 2Н2=СН4 (метан)

С металлами.

2С + Са =СаС2 (карбид кальция)

3С+4Аl =Аl4С3 (карбид алюминия)

  1. Восстановительные свойства (при нагревании).

С кислородом.

С + О2 = СО2

С оксидом меди.

С + 2СuO = СО2 + 2Cu

Учащиеся записывают уравнения химических реакций.

IV. Учитель. А теперь давайте рассмотрим схему и назовем области применения углерода. Рис.. 42 стр. 131.

Ученик говорит о применении углерода.

Учитель. В заключении самостоятельная работа по заданиям(2 варианта).

Учитель раздает карточки с заданием. Время выполнения 5 мин.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание: 28, упр. 8.


Самостоятельная работа по теме «Углерод».


  1. В атоме углерода на внешнем энергетическом уровне находится:

а) 2е; б) 4е; в) 6е.

2. Высшая степень окисления атома углерода:

а) +4 ; б) +3; в) -4.

3. Формула высшего оксида углерода:

а) СО; б) СО2; в) СаС2

4. Формула летучего водородного соединения:

а) СН4 ; б) СН2; в) РН3.

5. В уравнении реакции: С + 2СuO = 2Cu + CO2 углерод проявляет:

а) окислительные свойства; б) восстановительные свойства.

6. В уравнении реакции: С + 2Н2 = СН4 углерод проявляет:

а) окислительные свойства; б) восстановительные свойства.

7. Уравнение реакции: С + О2 = СО2 относится к реакциям:

а) экзотермическим; б) эндотермическим.


МОУ СОШ с. М – Никлоаевка








Подготовила и провела: Дементьева О.В.

Похожие:

«Углерод» iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
...
«Углерод» iconУрок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых»
Показать, что углерод в природе встречается в тысячах углеродсодержащих соединениях в разных агрегатных состояниях: газообразном,...
«Углерод» iconСтатья посвящена проблеме разработки жидкостных ракетных двигателей малых тяг (жрдмт) с камерой сгорания (КС) из углерод-керамического композиционного материала (уккм).
Разработка жрд малой тяги с камерой сгорания из углерод-керамического композиционного материала
«Углерод» iconПлан-конспект урока углерод

«Углерод» iconВ каком из вариантов ответа углеводороды расположены в порядке уменьшения длины углерод углеродной связи?

«Углерод» iconПлан-конспект урока «Углерод»
Мбоу основная общеобразовательная школа №16 Автозаводского района г. Нижний Новгород
«Углерод» iconПрограмма проведения Международной конференции «Углерод: фундаментальные проблемы науки, материаловедение, технология. Конструкционные и функциональные материалы (в том числе наноматериалы) и технологии их производства»
Международной конференции «Углерод: фундаментальные проблемы науки, материаловедение, технология. Конструкционные и функциональные...
«Углерод» iconУглерод и его свойства
Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений учащихся по данной теме
«Углерод» icon«Многоликий углерод»
Обобщить и систематизировать знания о характерных особенностях углерода и его соединений; значении этих соединений в природе и жизни...
«Углерод» icon«Углерод: фундаментальные проблемы науки, материаловедение, технология»
Президент Общероссийской общественной организации специалистов в области углерода и углеродных материалов «Углеродное общество»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница