«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань




Скачать 95.27 Kb.
Название«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань
Дата07.01.2013
Размер95.27 Kb.
ТипУрок
Тема урока: «Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М.Ю. и учитель биологии Сидинкина Е.Н. СОШ № 6 г. Сарань.


Цели урока: раскрыть основные составляющие глобальных проблем,

охарактеризовать их и представить пути решения проблем.

Отработка навыков самостоятельной работы уч-ся, продолжение

работы над выработкой системного мышления уч-ся.

Воспитание должного отношения к окружающим и природной

среде.

Тип урока: интегрированный.

МПС - всемирная история, биология, история Казахстана, география, экономика, экология, ЧОП.

Оборудование: мультимедийный школьный кабинет.

Ход урока.

1 Орг. момент.


2 Повторение пройденного материала прошлого урока( учитель истории).

Глобальными проблемами называют проблемы, охватывающие весь мир и всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего, и требуют для своего решения объединённых усилий всех государств и народов.

Глобальные проблемы охватывают отношения:

  • между двумя общественными системами;

  • между человеком и обществом;

  • между обществом и природой.

То есть в своём взаимодействии проблемы образуют треугольник: население-социально-экономическое развитие общества- окружающая среда.


Глобальные проблемы человечества


Мир и разоружение Продовольственная


Энергетика и сырьё Мирное освоение космоса


Экологическая Демографическая


Освоение мирового Преодоление отсталости

Океана развивающихся стран


Повторение эмблем пройденных четырёх проблем ( продовольственной, освоение мирового океана, энергетики и сырья, преодоление отсталости развивающихся стран). Всё повторение проводится с помощью интерактивной доски (флипчарт), последняя страница флипчарта, знакомит уч-ся с эмблемами проблем, которые будут освещены во время урока.

3 Объяснение нового материала.


  • Работа первого блока по проблеме – «Мир и разоружение»;

Для работы уч-ся создана презентация, иллюстрирующая материал.

Учёные подсчитали что за последние 5,5 тыс. лет на нашей планете произошло 15 тыс. воин. Это значит, что во все исторические эпохи войны накладывали отпечаток на развитие общества. Но никогда прежде не было реальной угрозы уничтожения целых стран и континентов. Она возникла в связи с созданием ядерного. Химического и бактериологического оружия в сочетании с ракетной техникой. В конце 20 века на военные цели расходовалось 1 трил. долларов в год. Виды оружия:

Стрелковое оружие и боевая техника – в 1992 г. Казахстан подписал европейскую конвенцию об обычных вооружениях.

Химическое оружие – в 1993 году Казахстан подписал документы о нераспространении химического оружия.

Бактериологическое оружие.

Ядерное оружие – самое страшное и разрушительное.( демонстрируется видеоролик ядерного взрыва). В 1993 году Казахстан объявил себя безъядерной зоной, подписав Лиссабонское соглашение. Все 1117 ядерных боеголовок были вывезены на территорию РФ и утилизированы. Закрыт также был и Семипалатинский ядерный полигон, который создал огромное количество экологических проблем, например, на месте одного из ядерных взрывов образовалось озеро.

Но на территории Казахстана существовал и ещё один полигон. Небольшая испытательная станция на острове Возрождение в Аральском море действовала в 1936-1937 г.г.. Впоследствии полигон возобновил свою работу в 1954 г.. Это самый крупный полигон, где методом распыления и подрыва испытывали бактериологическое оружие на основе сибирской язвы, чумы, туляримии, кулихорадки, бруцеллёза, сапа и других особо опасных бактерий. Все испытания проводившиеся на острове Возрождения, сопровождались противоэпидемическими мероприятиями, полигон обрабатывался дезрастворами. Кроме того, температура на острове летом достигает 45 градусов по Цельсию, что позволяет через 10 дней после проведённого очередного испытания «естественным путём» свести к 0 уровень бактериологического загрязнения почвы. Полигон функционировал до 1992 года.

Внешняя политика многих государств исходит из того, что фатальной неизбежности войны нет, и предотвратить её можно. В последние годы идеи нового политического мышления, необходимости вступления человечества в новый мирный период начали пробивать себе дорогу и становиться господствующими в международных отношениях. В результате оказались возможными первые шаги в деле оздоровления международной ситуации и разоружения, улучшения взаимопонимания и доверия между странами.

ООН как самая крупная международная организация взяла на себя ответственность за процесс разоружения ( слайд с эмблемой ООН и основными мероприятиями по разоружению). В рамках Конференции по разоружению и Генеральной Ассамблеи достигнуты значительные подвижки в области разработки и укрепления многосторонних правовых документов и создания и упрочения зон, свободных от ядерного оружия. Важную роль здесь играет и Комиссия по разоружению.





  • Работа второго блока по проблеме – «Экология»;

В данном блоке мы рассмотрели экологические проблемы нашей республики.

Семипалатинский ядерный полигон. Полигон расположен на территории Семипалатинской (Восточно-Казахстанской) области, Павлодарской и Карагандинской областей, в 130 км. северо-западней г. Семипалатинска на левом берегу реки Иртыш. Полигон занимает площадь 18000 квадратных километров. Первое испытание на полигоне было проведено 29 августа 1949 г.. Мощность бомбы составили 22 килотонны. Создание полигона было частью атомного проекта и оказалось впоследствии весьма удачно – рельеф позволял производить испытания в штольнях, скважинах и на открытой местности. С 1949 г. по 1989 г. на Семипалатинском полигоне было произведено не менее 456 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств. Суммарная мощность ядерных зарядов испытаний за период 1949-1963 г.г. на полигоне в 2 500 раз превысила мощность атомной бомбы сброшенной на Хиросиму. Семипалатинский ядерный полигон был закрыт указом № 409 Президента РК 29 августа 1991 г..

Три тысячи квадратов, как говорят эксперты, должны быть навсегда вычеркнуты из землепользования. Это так называемые «красные зоны», где уровень радиации превышает 20 и 30 тысяч мкр./ час. Это эпицентры взрывов, атомные озёра, стеклянные поляны. Всё что требуется,- оградить эти опасные зоны от доступа людей. А самые грязные зоны окопать глубокими траншеями, чтобы не только люди, но и скот не забредал. И главное, все жители населённых пунктов полигона должны иметь карту, где красным цветом будут отмечены эти зоны. Ядерный полигон не умер. И будет жить ещё как минимум миллион лет. Если учесть, что активность радиационного излучения плутония равномерно снижается наполовину каждые 24 тысячи лет, то как раз через миллион лет радиационный фон ядерной земли Семипалатинского полигона сравняется с природным. В память о событиях, проходивших на Семипалатинском полигоне был воздвигнут этот монумент ( весь текст иллюстрируется слайдами презентации).






  • Работа третьего блока по проблеме – « Мирное освоение космоса»;

Человечество издавна пользуется данными из космоса, например, ориентирование по звёздам, предсказания погоды, астрологические прогнозы. Но реально воспользоваться возможностью и изучать космос ближе и лучше, человек получил лишь с середины 20 века.

    • 04.10.1957 г. в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли.

    • Первыми существами побывавшими в космосе стали собаки – Белка и Стрелка.

    • 12.04.1961 г. в космосе побывал первый человек Ю. Гагарин. Полёт длился 108 минут.


Все запуски производились в СССР с космодрома Байконур, находящемся в Казахстане. Байкону́р (казах. Байқоңыр; Государственный испытательный космодром № 5) — первый и крупнейший[1] в мире космодром, расположен на территории Казахстана, недалеко от поселка Тюратам. Занимает площадь 6 717 км².Имеет большое международное значение. С космодрома возможны запуски всех типов ракет-носителей. Один из трех космодромов планеты, наряду с космодромами Мыс Канаверал, США и Цзюцюань, Китай, предназначенных для запуска аппаратов с космонавтами на борту. Орбита МКС была подобрана с учётом широты Байконура — с него планировали осуществлять (и осуществляют) основные запуски. Байконур начал строиться 12 января 1955 года, стал космодромом в 1957. В 1970-80-х являлся крупнейшим космодромом Советского Союза. После распада СССР в начале 1990-х космодром отошёл Казахстану. Арендуется Россией до 2050 года.С космодрома Байконур был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первый полёт человека в космос, запускались пилотируемые космические корабли серий «Восток», «Восход», «Союз», орбитальные станции серий «Салют», «Мир», система многоразового использования «Энергия»«Буран», межпланетные космические аппараты, искусственные спутники Земли.Космодромом производится более 50 % годового количества запусков космических аппаратов России, а по суммарной массе выводимых полезных нагрузок — более 80 %, в том числе 100 % запусков на геостационарную орбиту.

Сейчас человечество использует для своих нужд различную информацию, полученную из космоса:

      • точный прогноз погоды;

      • разведка полезных ископаемых;

      • изучение рельефа земной поверхности;

      • изучение звёздных систем и галактик;

      • новый раздел медицины – космическая медицина;

      • изучение возможности жизни на других планетах и их спутниках.





  • Работа четвёртого блока по проблеме – « Демография»

Демография – наука о народонаселении. В мире существует 2 типа воспроизводства населения: демографический взрыв и демографический кризис. Для первого типа воспроизводства населения характерны типичные высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста населения и относительно низкие показатели смертности. Этот тип воспроизводства характерен для развивающихся стран Африки и Латинской Америки ( работа уч-ся во флипчарте – на карте Африки он при помощи маркера обводит регион развивающихся стран Африки, где характерен демографический взрыв). Однако лидерами по воспроизводству населения в мире являются Китай и Индия ( уч-ся указывает на карты стран и знакомит с их девизами в области демографической политики: у Китая девиз « одна семья- один ребёнок» у Индии девиз « нас двое нам двоих детей). Также демонстрируются таблицы демографических прогнозов и роли в увеличении народонаселения, как развивающихся стран, так и развитых стран. К положительным чертам демографического взрыва можно отнести – прилив новых сил, рост трудовых ресурсов, а с другой стороны создаёт дополнительные трудности в борьбе за преодоление отсталости, осложняет решение многих социальных вопросов.

Второй тип воспроизводства населения – демографический кризис особенно характерен для высоко развитых стран Европы ( уч-ся показывает страны Европы и выделяет Германию. Так как самой старой нацией на рубеже 20 и 21 веков была немецкая нация). Для стран, где преобладает демографический кризис, характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности, прироста населения. Это ведёт к увеличению числа пожилых людей. Демографическая политика этих стран направлена стабильность естественного прироста населения и экономические стимулы для повышения рождаемости.

Демографическая политика Казахстана направлена на увеличение населения. Чтобы оценить ситуацию в республике нужно посмотреть ряд таблиц: « Количество населения и его снижение», « Уровень зарплаты», « Показатели качества жизни в Казахстане», « Сравнительная таблица уровня жизни в Казахстане и других странах мира» ( вся информация демонстрируется на слайдах).Учёные говорят что сейчас в Казахстане продолжение беби-бума, который начался в 2000 году. Возможно население республики к 2015 году достигнет 17 миллионов человек. Росту населения в республике способствуют факторы:

  • приезд оралманов;

  • правительственная демографическая программа;

  • снижение темпов эмиграции из республики.

Главный путь решения демографической проблемы изменение социально-экономических условий жизни людей, графически это можно выразить следующим образом:

Рост численности населения в особенности городского.

Производственная и непроизводственная деятельность человека.







Развитие производственных сил.


индустриализация



Интенсификация сельского хозяйства и лесного хозяйства.



Истощение природных ресурсов.


Развитие транспорта и развитие туризма и отдыха.



Ухудшение окружающей среды



Данная схема объясняется уч-ся, используя флипчарт.




4 Закрепление пройденного материала всей темы.

Учитель биологии провела закрепление материала, используя интерактивную доску.

5 Проверка изученного материала с помощью тестовых оболочек.

Уч-ся пересаживаются за компьютеры и выполняют тестовое задание, которое заранее было оформлено в тестовые оболочки. Тест включал 8 вопросов по каждой из глобальных проблем.

Тестовая оболочка покажет уч-ся, после выполнения задания, ошибки, процент правильно отвеченных вопросов и выставит оценку.

6 Подведение итогов урока.

Уч-ся выставлены оценки за выполненное задание. Оценена их работа по подготовке к выбранным ими проблемам.

Похожие:

«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань iconЯ. А. Коменский «Интегрированный урок: компьютерные технологии + география + биология с использованием интерактивной доски по теме: «Глобальные экологические проблемы человечества»»
«Интегрированный урок: компьютерные технологии + география + биология с использованием интерактивной доски по теме: «Глобальные экологические...
«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань icon«Белки органические биополимеры» ( интегрированный урок биология-химия)
...
«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань iconУрок Подготовили и провели: Учитель истории и обществознания Гильметдинова Г. М., учитель химии Ахмадеева В. В
Учитель истории и обществознания Гильметдинова Г. М., учитель химии Ахмадеева В. В
«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань iconУрок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн”
Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова...
«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань iconУрок биологии 8 кл. «Гигиена пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний»
Должность, преподаваемый предмет: учитель биологии, химии и экологии; биология, химия, экология
«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань iconКурс лекций «Глобальные эколого-экономические проблемы» Лекция Экологические проблемы на разных этапах развития общества
Экологические проблемы по значимости не имеют аналогов в истории человечества. Сегодня только осознание их и деятельность, направленная...
«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань iconУрок биологии в 9 классе по теме «Вид и его критерии»
Бабушкина Л. А., учитель биологии, моу долгодеревенская сош, Сосновский район, Челябинская область
«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань iconРабочая программа Рачковой Нины Николаевны
Петрова Е. В., учитель биологии, моу «сош№49 г. Саратова», Швецова О. И., учитель биологии, моу «сош№49 г. Саратова»
«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань iconРазработка урока. Обществознание, 9 класс
Разработчик: учитель истории и обществознания моу сош №42 г. Краснодар Дворцова Е. Г
«Глобальные проблемы человечества». Интегрированный урок обществознание и биология подготовили учитель истории Надёжкина М. Ю. и учитель биологии Сидинкина Е. Н. Сош №6 г. Сарань iconУрок по биологии тема: «одноклеточные животные» Автор: учитель химии и биологии моу «Чубаевская оош» Михайлова Вера Михайловна чубаево 2009 Представленный урок по биологии
Представленный урок по биологии подготовлен для учащихся 7 классов общеобразовательной школы. Урок проводится в кабинете биологии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница