Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры




НазваниеКонцептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры
страница1/4
Дата07.01.2013
Размер0.67 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи


КОЖЕМЯКИН Евгений Александрович


КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ДИСКУРСНОЙ ФОРМЫ БЫТИЯ КУЛЬТУРЫ


Специальность 24.00.01 – теория и история культуры


Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

доктора философских наук


Белгород

2009 г.

Работа выполнена на кафедре философии

ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет»


Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Кротков Евгений Алексеевич


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Резник Юрий Михайлович


доктор философских наук, профессор

Скрипник Константин Дмитриевич


доктор философских наук, профессор

Финогентов Валерий Николаевич


Ведущая организация ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет»


Защита состоится 18 сентября 2009 г. в 14.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.015.05 по философским наукам при Белгородском государственном университете (308015 г. Белгород, ул. Победы, 85).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белгородского государственного университета (308015 г. Белгород, ул. Победы, 85).


Автореферат разослан «___» ____________2009 г.

Автореферат размещен на сайте: http://www.bsu.edu.ru


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент Т.И.Липич


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования выражается в двух основных аспектах, связанных, во-первых, с трансформациями в современной науке и, во-вторых, с состоянием современных знаково-символических и коммуникативных процессов в культуре.

Первый аспект – это существенные процессы обновления, трансформации и переоценки накопленного философско-культурологического знания о том, что составляет их предметную область исследований. Эти изменения в большей степени затрагивают такие ключевые категории, как культура, язык, дискурс.

Для современного научного знания симптоматичным является обращение сразу нескольких отраслей знания (философии, культурологии, социологии, политологии, психологии, антропологии) к анализу языка и речи. Исследовательские интересы фокусируются на изучении роли языка в конструировании социокультурной реальности, в обосновании повседневности, к анализу языка как идеологического инструмента, способа упорядочивания социокультурных отношений, (вос)создания социокультурного порядка и т.д. Уже не принято считать, что язык лишь обслуживает внешнюю деятельность; теперь полагают, что язык сам непосредственно является деятельностью. Все реже можно встретить тезис о том, что язык – это средство мышления. Напротив, всё более распространенным является утверждение о том, что язык и есть мышление. А это означает, что наши психические процессы и наша субъективность если и не обладают в абсолютной мере языковой природой, то в значительной степени обусловлены языком. Язык стал объектом даже идеологической критики вследствие того, что теперь он рассматривается как инструмент манипуляции сознанием и нормирования социального поведения.

Столкнувшись с «человеческим» измерением языка (то есть с полаганием его в области желаний, намерений, действий и взаимодействий людей), исследователи пришли к выводу, что принципы функционирования и организации языка на абстрактном уровне не проявляются и «не работают» на уровне человеческого взаимодействия. Иными словами, люди используют язык по иным законам, нежели те, по которым он организован. Специфика использования языка зависит от социального, исторического, коммуникативного, экономического и прочих контекстов, а это означает, что язык может быть инструментом достижения определенных целей — социальных, экономических, политических и т.д. По существу, сформулирован новый предмет для исследования – дискурс1, а одним из методологических междисциплинарных проектов изучения культуры становится дискурсный подход (дискурс-анализ). Этот подход не пересматривает базовые представления о культуре, к чему часто прибегают многие неклассические методологические схемы анализа, а синтезирует и развивает их, несколько меняя акценты в содержании понятия культуры и обнаруживая новые связи между его аспектами.

Второй аспект актуальности темы исследования связан с трансформациями в коммуникативном пространстве современной культуры. Интенсификация процессов коммуникации в современном мире достигает тех масштабов и той степени, при которых переплетение языка с действительностью приводит к образованию своего рода «плавильного котла», в котором предмет становится сложно отличить от его наименования, а номинируемое действие – от самого поступка. С семиотической точки зрения, в процессе коммуникации, обслуживающей культурные практики, первичная знаковая система уступает место вторичной – знаково-символической (семантико-информационной) системе. Дискурс становится первичной реальностью (а в таких областях жизни человека, как политика, художественное творчество – зачастую единственной реальностью). В науке и в повседневном общении всё чаще высказывается мысль о том, что современный человек живет преимущественно в дискурсной, а не предметной реальности, то есть в мире конструируемых ценностей и смыслов, а не вещей и фактов; в мире зависящих от контекста конвенций, а не универсальных норм; в мире знаков, а не предметов, которые они обозначают. Культура – это во многом то, что и как люди говорят.

Актуальность философско-культурологического подхода к изучению дискурса культуры становится в большей степени очевидной в контексте распространенного факта непонимания людьми языка, текстов, контекстов медицинского, юридического, политического, образовательно-педагогического дискурсов. С одной стороны, такие - институциональные (дисциплинарные) - тексты прочно вплетены в культурную ткань нашей жизни, но, с другой стороны, мы испытываем неудачу, пытаясь понять их содержание без помощи «специалистов» и «профессионалов». Нам требуются посредники (своего рода «дискурсные переводчики») для понимания текстов законов, медицинских диагнозов, административно-бюрократических документов, сакральных текстов. Более того, тексты, циркулирующие в различных сферах культуры, часто бывают не согласованы по своему содержанию, что приводит к затруднениям «междискурсного» диалога. Это представляет собой парадоксальную ситуацию, поскольку, казалось бы, понимание сообщения и адекватной реакции на него полагается в качестве главной задачи этих дискурсов. Работа с текстами, которые регламентируют и упорядочивают нашу жизнь, требует наличия некоторого свода правил их составления и понимания, а также групп «профессионалов», которые обеспечивали бы перманентную актуализацию текстов, определенных моделей поведения, легитимированных текстами. Все это говорит о том, что культура в значительной степени сегодня бытийствует в дискурсной форме и требует соответствующей методологии её изучения.

Степень разработанности проблемы.

Дискурсный подход к изучению культуры базируется на пересечении ряда дисциплин (философии культуры, культурологии, философии языка, семиотики, лингвистики текста, социолингвистики, социологии культуры, лингвокультурологии) и подразумевает выделение ряда взаимосвязанных феноменов (дискурс, язык, культура, текст, концепт, мышление) в качестве предмета научного анализа. Проблема исследования имеет междисциплинарный и многоаспектный характер и принимает различные трактовки в зависимости от научной дисциплинарной традиции или фокуса исследовательского внимания.

Наиболее глубоко и всесторонне исследованной на сегодняшний день является проблема феномена культуры, её содержания и функций, нашедшая отражение в работах классиков мировой и отечественной философии культуры и культурологии, таких как Н.А.Бердяев, М.Вебер, Э.Гуссерль, И.Кант, Э.Кассирер, К.Леви-Стросс, А.Ф.Лосев, Ф.Ницше, О.Тоффлер, З.Фрейд, О.Шпенглер, К.-Г.Юнг, К.Ясперс и других. Идеи вышеназванных исследователей получили своё развитие во второй половине ХХ века в работах современных отечественных авторов, среди которых Л.М.Баткин, М.М.Бахтин, Г.Д.Гачев, А.Я.Гуревич, П.С.Гуревич, В.Е.Давидович, Г.В.Драч, Б.С.Ерасов, Н.С.Злобин, Э.В.Ильенков, Л.Г.Ионин, М.С.Каган, С.М.Климова, Д.С.Лихачёв, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Е.М.Мелетинский, М.К.Петров, В.П.Римский, В.М.Розин, Ю.С.Степанов и другие2; в работах этих исследователей рассмотрены продуцирующая, познавательная, смыслообразующая функции культуры. И.А.Ильяева, определяя специфику отношений между индивидами в зависимости от типов общения в социокультурном пространстве, выделяет три основные уровня общения – субъект-субъектное, межличностное и межиндивидуальное, которые характеризуют различные типы культуры – межличностно-повседневный, групповой, институциональный3.

Фундаментальность и масштабность содержания категории «культура» ставит перед исследователями задачу построения унитарных дескриптивных моделей культуры. Так, Ю.М.Резник, основываясь на системных идеях К.Маркса, Т.Парсонса, П.Сорокина и Ю.Хабермаса, конструирует «социально-системологическую» концепцию, на основе которой осуществляет системный анализ культуры4. В рамках этой концепции культурные феномены рассматриваются в единстве онтологических и феноменологических (субъектных) предметов, а также познавательных, ценностных, нравственных, символических, психологических и практических аспектов взаимодействия между людьми. В.Н.Финогентов, обосновывая многоуровневый характер темпоральной структуры бытия, выделяет несколько типов процессуальности (хаос, функционирование и развитие), характеризующих как человеческий универсум, так и различные формы бытия культуры5.

Огромное значение для исследования имеет диалогическая концепция культуры, разработанная отечественными авторами – М.М.Бахтиным, В.С.Библером, М.К.Петровым, Б.Ф.Поршневым, О.М.Фрейденберг, а также зарубежными - К.Ясперсом, М.Бубером, Ю.Хабермасом и другими. В данной концепции, с разных позиций, диалог рассматривается как основная характеристика взаимодействия в рамках культуры и как одна из форм актуализации культуры, а также как способ мышления и форма речевого бытия. Коммуникация как условие повседневного бытия культуры проанализирована в работах П.Бергера, Н.Лумана, Ю.Хабермаса, А.Шюца.

Обоснованию знаково-символического и прагматического характера культуры посвящены работы таких авторов, как М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, З.Г.Минц, М.К.Петров, Н.В.Топоров, И.И.Ревзин, Б.А.Успенский, Р. Барт, К.Гирц, А.Греймас, Ю.Кристева, К.Леви-Стросс, Ц.Тодоров, У.Эко и других6. В рамках этого – культурно-семиотического – подхода основополагающим элементом культуры номинируется язык (код, «гиперкод», «знаковая система») как, в широком смысле, система означающих и означаемых, определяющих характер и содержание культурных концептов, моделей поведения индивидов и системы взаимоотношений. Основные принципы этого подхода сформулированы в рамках семиотической концепции Ч.Пирса, Ч.Морриса и структурно-лингвистической концепции Ф.де Соссюра. Говоря о принципиальной значимости этого подхода для нашей работы, нельзя не отметить существенные результаты культурно-семиотических исследований таких отечественных авторов, как А.А.Ветров, Б.В.Марков, С.Т.Махлина, Н.Б.Мечковская, Л.П.Морина, Г.Г.Почепцов, К.Д.Скрипник, Ю.С.Степанов, В.Ю.Сухачев, С.В.Чебанов, Л.Ф.Чертов и других7. Основные положения представителей семиотического и культурно-семиотического подходов позволили нам рассматривать культуру в системе ее знаково-символических, концептно-знаковых и семиотических характеристик, предопределенных историческим континуумом и когнитивной деятельностью индивидов.

Исследования в области лингвокультурологии, берущие начало в трудах А.А.Потебни, В.Гумбольдта, Ф.Боаса, Э.Сепира, Б.Уорфа, развивают идею о детерминированном характере связи между языковой системой и культурой, делая акцент на механизмах закрепления и воспроизводства культурных феноменов в языковых практиках. Среди наиболее значимых лингвистических и лингвокультурологических работ следует назвать исследования Н.Д.Арутюновой, В.З.Демьянкова, В.В.Иванова, В.В.Красных, В.А.Масловой, А.В.Полонского, Ю.Е.Прохорова, Г.Г.Слышкина, В.Н.Телия, Н.И.Толстого, В.Н.Топорова, Т.В.Цивьян и других8.

Прагматический подход к исследованию культуры, развивающий семиотическое направление и ориентированный на интерпретацию связи между знаком, мышлением и действиями индивида в конкретном социокультурном контексте, представлен работами У.Куайна, Дж.Остина, Ч.Пирса, Р.Рорти, Дж.Сёрля, Э.Щеглофф, Дж.Юла и других9.

Интерес к дискурсу проявился в связи с проблематизацией языка как философско-социальной категории, а также в связи с изменением взгляда на язык как в лингвистике, так и в других гуманитарных дисциплинах. В этом контексте принято говорить о «лингвистическом повороте» в философии, культурологии и социально-гуманитарных дисциплинах, который имел место в конце XIX – начале ХХ веков и связывается с работами влиятельных авторов, среди которых Л.Витгенштейн, Ч.Пирс, Г.Фреге, М.Хайдеггер, М.М.Бахтин.

Ключевые подходы к анализу дискурса начинают формироваться практически в то же время, когда выделяется категория дискурса как самостоятельного предмета исследований. Формирование дискурс-анализа как относительно самостоятельной дисциплины связывается, в первую очередь, с работами французских, немецких, а также британских и американских исследователей 60-х – 70-х годов – П.Анри, К.-О. Апеля, Ж.Бодрийяра, Дж.Брауна, Х.-Г.Гадамера, Ж.Граймса, Ж.Женнетта, В.Камлая, Э.Кассирера, У.Кинча, Ж.Коке, Ж.Курте, В.Лабова, Ж.Лакана, А.Леконта, П.Лоренцена, Д.Мальдидье, Ж.Отье-Ревю, М.Пеше, П.Рикера, А. фон Савиньи, П.Серио, Р.Томлина, С.Томпсона, Э.Тугенхадта, М.Фуко, Ю.Хабермаса, М.Шароля, М.Хэллидей, У.Чейф, Дж.Юл и других10. В работах указанных авторов дискурс трактуется не только как лингвистический феномен, но и как основа и условие существования любой культуры.

К концу 70-х годов ХХ века окончательно формируются и активно развиваются направления и школы дискурс-анализа, среди которых наиболее влиятельными и продуктивными являются: а) французская школа дискурс-анализа (П. Анри, Ж.Ж. Куртин, М. Пешё и др.); б) теория речевых актов (Дж. Остин, Дж. Р. Сёрль и др.); в) конверсационный анализ (Г. Сакс, Э. Щеглов, Г. Джефферсон и др.); г) Бирмингемская школа дискурс-анализа (М. Кулхард, Дж. Синклер и др.); д) социолингвистика (У. Лабов, Дж. Фишман, С. Эрвин-Трипп и др.); е) критический дискурс-анализ (Т.А. ван Дейк, Р. Лакоф и др.); ж) немецкая школа дискурс-анализа (К.-О.Апель, А.фон Савиньи, Э.Тугендхат, Ю.Хабермас и др.).

Следует выделить две доминантные теории, радикально повлиявшие на содержание большинства дискурсных исследований: теорию дискурсивных формаций (теорию археологии и генеалогии) Мишеля Фуко (получившее в дальнейшем свое развитие в теории «автоматического анализа дискурса» Мишеля Пешё) и психоаналитическую теорию дискурса Жака Лакана.

В связи с развитием идей М.Фуко о регламентирующем характере дискурсной практики возникает интерес к институционализированным видам дискурса. В отечественной и зарубежной науке ведущими исследователями различных институциональных дискурсов являются: в сфере исследований политического дискурса – В.И.Карасик, В.П.Макаренко, П.Б.Паршин, О.Ф.Русакова, Е.И.Шейгал, Т.А. ван Дейк, Р.Водак, Э.Лаклау, Ш.Муфф, Л.Чулиараки и другие11; в сфере изучения религиозного дискурса – М.Н.Ересько, В.И.Карасик, Н.Б.Мечковская, Н.Л.Мусхелишвили, О.А.Прохватилова, В.Н.Финогентов, Ч.Каррен, Дж.Никсон, Р.Рорти, Т.Фитцджеральд и другие12; в области анализа образовательно-педагогического дискурса – Т.В.Ежова, А.М.Корбут, Д.Ю.Король, А.А.Полонников, Т.В.Тягунова, С.С.Харин, Б.Бернстайн, Дж.Симонен, С.Суидлер и другие13; в области изучения юридического дискурса – А.С.Александров, Е.А.Кротков, А.В.Поляков, Т.А.ван Дейк, Т ван Левен и другие14. В работах указанных авторов с различных позиций и в контексте различных научных дисциплин рассматриваются проблемы субъекта дискурса, когерентности дискурса, полифакторности его динамики, типологизирующих признаков.

Между тем научное использование понятия «дискурс» далеко от однозначности. Категория «дискурс» закрепляется в научном пространстве еще в Средневековье, однако, в истории науки, в том числе философии и культурологии, наблюдаются существенные трансформации смыслового содержания от эпистемологической интерпретации дискурса до понимания его как объекта, обладающего автономной онтологией. Во второй половине ХХ века дискурс начинает использоваться как философско-культурологическая категория, что связано преимущественно с двумя тенденциями. Во-первых, семиотическая и культурно-семиотическая традиция интерпретации культуры как системы знаково-символических форм и ценностно-концептуального содержания (как системы текстов) сталкивается с необходимостью категориального закрепления не только результатов кодирования и декодирования реальности (эту функцию выполняет категория текста), но и коммуникативно-когнитивных процессов порождения, воспроизводства и трансляции культурных смыслов. Во-вторых, повышенный интерес структурализма и постструктурализма к механизмам, условиям и структурам «производства знания, идентичности и культуры» также обусловливает потребность в категории, которая могла бы фиксировать объективные и субъективные аспекты процессуальной деятельности по трансляции и образованию смыслов в системе культуры. Эти две тенденции обусловили стремительную эскалацию термина «дискурс» в пространстве современных наук.

Вместе с тем, уже к концу ХХ века сложилась ситуация, в которой термин «дискурс» широко используется учеными, но в то же время не имеет точного научного определения, выражаясь в бесконечном множестве дефиниций. Термин «дискурс» становится «философски-модным», зачастую не выражая ничего определённого или, напротив, претендуя на «дефиниционную тотальность», в соответствии с которой «дискурсом» часто обозначается чрезмерно широкий спектр предметов. Тем не менее, неоднозначное использование этого термина следует трактовать и как свидетельство его актуальности, и как указание на неразрешенные проблемы методологического характера, выражающиеся в формулировании категориального и аналитического аппарата изучения смыслообразовательных и смыслорепродуктивных культурных процессов.

В российской философской и культурологической науке термин «дискурс» появился относительно недавно – в конце 80-х годов ХХ века – и первоначально представлял собой результат интеграции в отечественную философию и теорию культуры идей французского структурализма и постструктурализма, а также основных результатов аналитической философии, философии языка и англо-американских лингвоаналитических теорий. В последнее десятилетие многие отечественные культурологи подчеркивают актуальность и методологическую значимость термина «дискурс» для исследований культуры. В той или иной мере к использованию термина «дискурс» и к изучению дискурсов культуры прибегают такие авторы, как А.А.Грякалов, И.Т.Касавин, С.С.Неретина, В.Н.Порус, В.М.Розин, В.П.Руднев, А.Я.Флиер и многие другие15. Большое значение для решения задачи интеграции понятия «дискурс» в философские и культурологические исследования имеет интерпретация В.М.Розиным теории дискурса как «междисциплинарной площадки»16, позволяющей преодолеть изолированность и ограниченность узкоспециализированных наук о культуре, в том числе – отечественной культурологии. В контексте нашей работы ключевыми представляются базовые положения об унитарной многопараметральной модели дискурса, разработанные и обоснованные в работах Е.А.Кроткова17.

Наряду с бесспорно значимыми для изучения проблемы результатами работ вышеуказанных подходов, школ, направлений, авторов, их анализ дает основание сделать следующие выводы об исследовательских лакунах и перспективах современной методологии дискурсного анализа культуры:

- не достаточно ясно сформулированы методологические основания и специфика дискурсного подхода в культурологическом знании. Несмотря на достаточно активное использование категории дискурса в отечественной и зарубежной культурологии, пока не выработаны однозначно сформулированные теоретические положения, принципы и основания анализа дискурса как формы культуры;

- на сегодняшний день не существует общепринятой дефиниции дискурса в аспекте его смыслообразующего и смыслорепродуктивного действий, а также отсутствует четко сформулированное представление о возможностях и ограничениях дискурсного анализа культуры;

- до сих пор не сформулированы положения методологического характера, которые бы позволили создать не узко дисциплинарную, а унитарную философско-культурологическую схему (модель) дискурса;

- в имеющихся исследованиях отечественных и зарубежных авторов не достаточно полно раскрыты параметры, принципы и основания спецификации дискурсов, которые бы способствовали более эффективной идентификации и экспертизе конкретных текстов культуры;

- в современных работах не сформулировано решение «проблемы субъекта дискурса», который трактуется либо как «эффект дискурса», либо как его функция, либо как его автор.

Несмотря на значительные достижения ряда подходов в изучении смыслообразующей деятельности в системе культуры, у исследователей все еще нет целостной и в то же время детальной картины о структурных и динамичных характеристиках дискурса в системе культуры, что связывается с определенными методологическими ограничениями того или иного подхода. Так, культурно-семиотический подход представляется крайне важным для анализа культуры как системы отношений между людьми, а также между человеком и природой, выраженных в знаках; но в то же время он в известной степени оставляет лакуны в понимании процессуального аспекта смыслотворчества и смысловыражения, системы возможностей и условий производства, актуализации и акцентуации семиотических отношений в культуре.

Объектом представленной работы является культура как система идей, ценностей, концептов и релевантных им моделей человеческого опыта и взаимодействия между людьми.

Предметом работы является дискурсная форма культуры, рассмотренная в аспекте методологических принципов, подходов и инструментов её изучения.

Целью работы является концептуализация дискурсной формы бытия культуры и обоснование методологии ее исследования.

Задачи работы:

  1. Осуществить анализ категории культуры в системе её ключевых бинарных оппозиций и обосновать выделение дискурсной формы её бытия.

  2. Выявить и классифицировать основные подходы к проблематизации дискурса в исследованиях культуры.

  3. Разработать общую дефиницию понятия «дискурс», учитывающую многообразие его трактовок, и уточнить его сущностные черты в связи с коррелирующими понятиями.

  4. Изучить функции дискурса в системе культуры как основание методологии его анализа.

  5. Выделить и обосновать структурные компоненты (систему параметров) дискурса.

  6. Проанализировать системообразующие связи между параметрами дискурса и выявить спецификации дискурсов в системе культуры.

  7. На основании реконструкции концепции «археологии и генеалогии» дискурсных формаций Мишеля Фуко, а также теорий дискурса Мишеля Пешё, Жака Лакана и Фредерика Джеймисона определить характер институциональности дискурса в системе культуры.

  8. Интерпретировать проблему субъекта дискурса.

  9. Выявить специфику политического дискурса в аспекте его структурных компонентов и системообразующих связей между ними.

  10. Осуществить философско-культурологическую интерпретацию религиозного дискурса как единства структурных компонентов, связей и отношений.

  11. Интерпретировать юридический дискурс в контексте философско-культурологического подхода к изучению его структуры и системообразующих связей и отношений.

  12. Определить специфику образовательно-педагогического дискурса на основе применения философско-культурологической модели анализа дискурса.

Теоретико-методологические основы диссертационной работы обусловлены спецификой объекта и предмета исследования, требующих использования разнообразных принципов, методов и подходов, позволяющих наиболее продуктивно реализовать поставленные цель и задачи. Теоретико-методологическую базу исследования составили:

- междисциплинарный подход, позволивший использовать основные теоретические достижения не только философии и культурологии, но и лингвистики, политологии, семиотики, психоанализа, социальной психологии, социологии в области изучения культуры и различных типов дискурса;

- диалектический подход, позволивший рассмотреть культуру в системе ее бинарных оппозиций, а также сформулировать представление о базовой проблеме дискурса, как его специфицирующем и системообразующем ключевом коммуникативно-когнитивном противоречии;

- системный подход, позволивший рассмотреть дискурс как форму культуры и как гибкую (мягкую) систему в единстве его параметров, значений и внутренних межпараметральных связей, обусловливающих его когерентность и динамику;

- функциональный подход, который был применен при рассмотрении функций как основы методологии изучения дискурса и при анализе прагматического аспекта дискурсных феноменов в культуре;

- семиотический и культурно-семиотический подходы, позволившие рассмотреть дискурс и как смыслообразующую деятельность, и как знаково-смысловую систему семантических, синтаксических и прагматических связей, а также выявить специфику взаимодействия единиц дискурса и культуры общественного института.

Научная новизна:

  1. Проанализирован феномен культуры в системе бинарных оппозиций, что позволило обосновать выделение дискурсной формы ее бытия и установить возможности дискурсного подхода к интерпретации культуры.

  2. Выявлены и классифицированы подходы к проблематизации дискурса в исследованиях культуры.

  3. Классифицированы основные трактовки понятия «дискурс» в междисциплинарном научном поле, предложена общая дефиниция понятия «дискурс», учитывающая многообразие его трактовок, и уточнены сущностные черты понятия «дискурс» в связи с коррелирующими понятиями «текст», «язык», «стиль», «речь» и «мышление».

  4. Определена и описана методология анализа культурно-функциональных оснований дискурса.

  5. Разработан и обоснован философско-культурологический подход к описанию структурных компонентов (построению системы параметров) дискурса и классификации дискурсов.

  6. Проанализированы системообразующие связи и отношения, что позволило сформулировать основания спецификации дискурсов в системе культуры.

  7. Определен характер институциональности дискурса, выражающийся в регламентации и дифференциации социокультурных практик и отношений, нормализации и стандартизации когнитивно-коммуникативной деятельности, категоризации и систематизации ценностно-смыслового поля культуры.

  8. Интерпретирована проблема субъекта как необходимого основания и условия дискурса.

  9. Выявлена специфика политического дискурса в аспекте его структурных компонентов и системообразующих связей между ними.

  10. Осуществлена философско-культурологическая интерпретация религиозного дискурса как единства структурных компонентов, связей и отношений.

  11. Интерпретирован юридический дискурс в контексте философско-культурологического подхода к изучению его структуры и системообразующих связей и отношений.

  12. На основе применения философско-культурологической модели анализа дискурса определена специфика образовательно-педагогического дискурса.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Ретроспективный анализ подходов к интерпретации культуры позволил выявить основные бинарные оппозиции, которые, с одной стороны, фиксируют ее основные аспекты и, с другой стороны, выражают содержание научных дискуссий о сущности культуры. К таким бинарным оппозициям относятся: «универсальное - уникальное», «означающие - означаемые», «социализация - интериоризация», «индивидуальное – общественное», «диалог - полилог», «структура – жизненное поле», «регламентация - творчество», «процесс – результат», «язык и действительность», «мышление и действительность», «контекст и текст». Выделение этих бинарных оппозиций актуализирует проблему диалектической связи между формой и содержанием культуры. Мы интерпретируем форму культуры как упорядоченный способ репрезентации её содержания (идей, ценностей, концептов, моделей опыта и взаимодействия). Трансформационный, событийно-деятельностный и смыслопорождающий потенциал культуры требует выделения дискурсной формы её бытия, под которой мы понимаем коммуникативно-когнитивный, процессуально-динамический, генеративно-трансформационный план выражения смысловых компонентов культуры.

  2. Изучение становления, развития и современного состояния категории дискурса в науке о культуре позволяет выделить четыре наиболее разработанных подхода к его проблематизации: формальный, прагматический, структурно-функциональный и критический. Различие между подходами заключается в оценке функций и места дискурса в системе культуры, в акцентуации его различных аспектов, а также в интерпретации связи между дискурсом, субъектом и социокультурной действительностью. В то же время в современной философии и теории культуры назрела объективная необходимость формулирования основ общей теории и методологии дискурса, которая сможет интегрировать все преимущества указанных подходов, а также учесть результаты, полученные в различных отраслях социально-гуманитарного знания.

  3. В соответствии с типами подходов к проблематизации дискурса выделяются четыре основные его трактовки – формальная, прагматическая, структурно-функциональная и критическая. Осуществляя попытку совмещения этих трактовок, мы предлагаем следующую дефиницию: дискурсэто регламентируемая определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и воспроизводящая деятельность, рецепция которой формирует или изменяет картину мира и модели опыта. Дискурс как коммуникативно-когнитивное процессуальное явление реализуется посредством тематически выраженных семиотических образований (текстов в широком смысле) в единстве их лингвистического, ментального и предметного аспектов (плана выражения и плана содержания). Уточнив содержание понятия «дискурс» в связи с коррелирующими понятиями «текст», «язык», «стиль», «речь», «мышление», мы утверждаем следующее: использование категории дискурса в культурологическом исследовании позволяет зафиксировать процессуально-деятельностный аспект смыслообразования и смысловоспроизводства в системе культуры; определить нормирующее и ограничивающее действие знаково-символических культурных форм; выявить генерирующий, репродуктивный и трансформирующий культурно-семиотический потенциал; описать условия и механизмы производства и трансформации текстов культуры, а также изучить стратегии институционализации и легитимации общественных отношений знаково-символическими средствами.

  4. На основании изученных теорий и концепций дискурса, предложенной дефиниции термина «дискурс» и учитывая процессуально-деятельностную природу дискурса, мы выделяем когнитивную, ценностную, конструирующую и информационно-коммуникативную функции дискурса в системе культуры. Эти функции направлены на формирование и воспроизводство смыслов культуры, а также регламентируемых ими социокультурных практик. В рамках каждой из перечисленных функций дискурса формулируются свои специальные критерии результативности и оценочные характеристики (например, «логично – нелогично», «эффективно – неэффективно», «желательно – нежелательно», «приемлемо – неприемлемо», «полезно – неполезно» и т.д.).

  5. Предлагаемый нами философско-культурологический подход к изучению дискурса предполагает анализ культурно-обусловленных структурных компонентов дискурса и связей между ними, а также определение интегрирующей дискурс коммуникативно-когнитивной проблемы. Решение этой стратегической задачи предполагает построение открытой (незамкнутой) модели дискурса, представляющей собой гибкую (мягкую) систему коррелирующих параметров. На основании предложенной дефиниции дискурса мы относим к его параметрам следующие: онтологический (предметная область дискурса), телеологический (цели дискурса), языковой (языковые, стилистические и жанровые средства, а также речевые акты), когнитивный (формы, методы и процедуры познания), текстовый (типы и виды текстов), контекстный (типы и виды контекстов) и коммуникативный (статусы, роли, условия, способы и сферы общения). Содержание каждого из параметров может служить основанием классификации (логического деления) дискурсов. Открытость предложенной модели означает возможность выделения и иных параметров дискурса, которые могут быть в дальнейшем обнаружены в культурологических и социально-гуманитарных исследованиях.

  6. Системообразующие связи между структурными элементами дискурса (межпараметральные корреляции) разделяются на ментально-когнитивные (представленные феноменами сознания и познания субъекта дискурса) и социально-коммуникативные (представленные феноменами общения субъектов дискурса). Функции и базовая коммуникативно-когнитивная проблема, выраженные, главным образом, в телеологическом и онтологическом параметрах дискурса, определяют содержание всех структурных компонентов дискурса и их корреляции. Анализ базовой проблемы дискурса, содержания и иерархии его структурных компонентов (параметров) позволяет установить его специфику, в то время как на основе изучения межпараметральных корреляций выявляется степень когерентности, открытости, динамики дискурса, а также его границы. Диагностика социально-коммуникативных корреляций позволяет определить репродуктивный характер культуры, а ментально-когнитивных – её генеративный характер. Распознание аутентичного смысла высказываний в дискурсе возможно благодаря анализу не столько тематики, сколько границ дискурса, то есть тех дискурсных пространств, где возникают энтропийные процессы в отношении смысловых структур.

  7. Реконструкция «археолого-генеалогической» концепции дискурса Мишеля Фуко, а также теории дискурса Мишеля Пешё, Жака Лакана и Фредерика Джеймисона позволяет определить характер институциональности дискурса, выражающийся в регламентации, традиционализации и дифференциации социокультурных практик и отношений, нормализации и стандартизации когнитивно-коммуникативной деятельности, категоризации и систематизации ценностно-смыслового поля культуры. В то же время дискурсные практики не сводятся исключительно к регламентации деятельности и мышления, но предполагают и творческую (созидающую и преобразующую) деятельность субъекта.

  8. Мы понимаем субъекта дискурса как необходимое его условие. Субъект и генерирует дискурс, и испытывает его принуждающее действие. Однако даже в условиях дискурсной регламентации у субъекта есть реализуемая им свобода интерпретации, следования и установления правил дискурса. Следование дискурсному принуждению свидетельствует о стремлении человека к сохранению, воспроизводству и адаптивной трансформации культурного опыта. Наличие такой свободы и такого стремления обусловливает рефлексивный, интенциональный и преимущественно рациональный характер дискурса.

  9. Функциональный аспект политического дискурса связан в большей степени с конструированием особого типа реальности и отношений, и в меньшей - с отражением действительности. Ключевыми концептами являются «власть», «политика», «доминирование и подчинение». Политический дискурс строится относительно решения проблемы власти и цели достижения, поддержки и воспроизведения власти. Цель конструирования политической реальности достигается в политическом дискурсе с помощью оперирования неоднозначными представлениями об объектах, не строго определенными понятиями, а также амбивалентными представлениями об адресатах политических высказываний. Политическая дискурсная практика организуется таким образом, что «размытость» её основных категорий способствует включению в её поле большего числа субъектов. Инструменты политического дискурса гораздо богаче политических целей, что обусловливает манипулятивный характер дискурса – в частности, возможность вуалировать базовую цель достижения и удержания власти.

  10. Параметры религиозного дискурса обусловлены воздействующей и ценностной функциями и выражают его «внутреннее напряжение», связанное с невозможностью рационального (языкового) выражения мистического опыта и духовных переживаний. К базовым концептам религиозного дискурса относятся «вера», «Бог», «спасение». Религиозный дискурс выступает как механизм актуализации ценностно-нормативных и догматических основ религии, а также как средство контроля и регуляции соответствия действий и мыслей индивида установленным религиозным стандартам. Он представляет собой в высокой степени суггестивное и рефлексивное явление; его рефлексивность не сводится исключительно к рациональным механизмам обоснования и объяснения, но имеет отношение также и к догматическим нормам интерпретации. Условие веры требует от субъекта «внутреннего усилия» при осуществлении религиозной дискурсной практики.

  11. Когнитивная и конструирующая функции юридического дискурса рационализируются в целях нормирования, диагностики, контроля общественных отношений. Ключевыми концептами юридического дискурса является «право», «закон», «свобода». Базовые тексты в значительной степени предопределяют содержание остальных параметров дискурса юридической культуры. Юридический дискурс организуется относительно решения проблемы регулирования социальных отношений между индивидами, что предопределяет его «отчуждающее» действие в отношении субъекта дискурса. «Отчуждение» права достигается с помощью языковых средств и речевых актов, особенностей организации познавательного процесса, формализации коммуникации, снижения значимости экзистенциального контекста дискурсной практики. Объективная реальность и составление суждений о ней обусловлены в юридическом дискурсе риторическими, формально-логическими, аргументативными средствами. Оценка истинности юридических высказываний осуществляется не только на основе их соответствия внеязыковой реальности, но и на основе их соответствия предыдущим текстам, высказываниям, понятиям, а также формально-логическим нормам и носит ригорический характер.

  12. Информационно-коммуникативная и когнитивная функции являются системообразующими для образовательно-педагогического дискурса. Специфика этого типа дискурса связана с особенностями когнитивных процессов адресатов, а также с характером и условиями учебно-воспитательного взаимодействия. Ключевыми концептами являются «личность», «индивид», «знания», «умения», «навыки», «социализация». Проблема образовательно-педагогического дискурса имеет два аспекта. Во-первых, она выражается в поиске и реализации адекватных когнитивных и коммуникативных средств, репрезентирующих идеалы образования и обеспечивающих социализацию субъектов. Во-вторых, она связана с противоречием между индивидуально-личностными свойствами и опытом с одной стороны и унифицирующим характером культурного института образования – с другой. Эта проблема проявляется как различение базовых предметов дискурса («индивид» и «личность»), как конфликт между самовосприятием ученика и его педагогической описательной «моделью», как рассогласование между экзистенциальным контекстом дискурса и формированием социокультурных субъектов. Результатом образовательно-педагогического дискурса является не только передача определенных ценностей, знаний и навыков, но и формирование дискурсной компетентности индивида, а также легитимация права выражения некоторого мнения в определенной социокультурной сфере.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В данной работе предложены методологические принципы, подходы и инструменты анализа дискурса как сложного, динамичного и открытого явления культуры. Предложенная дефиниция и интерпретация содержания категории дискурса могут способствовать консолидации междисциплинарных дискурсных исследований. Дискурсная матрица культуры, предложенная в данной работе, может послужить для идентификации и спецификации дискурсных единиц, а также для прогнозирования развития и совместимости различных дискурсов в системе культуры.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке концептуального и методологического аппарата культурологических исследований социокультурных феноменов, а также для разработки методологии комплексных исследований культурных институтов и дискурсных практик.

Представленные результаты диссертации могут использоваться при разработке учебно-методических материалов, в преподавании курсов философии, культурологии, политологии, теории права, педагогики, религиоведения, спецкурсов по проблемам коммуникации, а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Апробация результатов исследования. Основное содержание диссертации нашло отражение в монографии и статьях в журналах из списка ВАК. Результаты исследования апробированы в разработке учебных курсов «Основы теории коммуникации», «Современные теории массовой коммуникации», «Методы изучения общественного мнения», в спецкурсах «Дискурс-анализ СМИ», «Качественные методы социального исследования», прочитанных на факультете журналистики и на социально-теологическом факультете Белгородского государственного университета. Материалы диссертации обсуждались на Международном конгрессе Ассоциации исследователей СМИ и массовой коммуникации (IAMCR) «Media and global divides» (Стокгольм, 2008), Первом Российском культурологическом конгрессе (Санкт-Петербург, 2006), 4-й Международной конференции «Коммуникация в современной парадигме социального и гуманитарного знания. Коммуникация – 2008» (Москва, 2008), а также на всероссийских и международных симпозиумах, конференциях, научных школах, семинарах и чтениях: «Коммуникативные стратегии культуры» (Новосибирск, 2002), «Социальная идентичность в изменяющемся обществе» (Новосибирск, 2005, 2006, 2007), «Предъявления мира в гуманитарных дискурсах XXI века» (Луганск, 2008, 2009), «Дискурсология: методология, теория, практика» (Екатеринбург, 2007), «Дискурсный подход к изучению науки и культуры» (Белгород, 2004, 2007, 2008), «Журналистика – 2008» (Минск, 2008), «Журналистика и медиаобразование» (Белгород, 2007, 2008), «Розетовские чтения» (Минск, 2007), «Векторы развития современной России» (Москва, 2007), «Политический дискурс в России» (Москва, 2007), «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигма» (Белгород, 2006), «Нарративные измерения коммуникации» (Тернополь, 2003), «Политики субъективации в университетском образовании» (Минск, 2006), «Коммуникативный поворот современного образования» (Минск, 2004), «Гуманитарные науки: вызовы и достижения» (Бургас, 2004), «Социокультурная динамика региона» (Белгород, 2003), «Коммуникация, диалог, дискурс» (Белгород, 2003), «Образование. Наука. Производство» (Белгород, 2002), «Синергетика в современном мире» (Белгород, 2000) и ряде других, общим числом более 20.

Результаты исследования нашли отражение в научных проектах и грантах: гранте Минобразования России и администрации Белгородской области 2003-2004 гг. «Проблема культурно-идеологических проектов в современной западной философии» и гранте Белгородского государственного университета «Построение унитарной модели дискурса» (№ ВКГ 180-07).

Основные результаты работы над темой диссертации были также апробированы в рамках участия в международной программе академического обмена (Луисвильский Университет, США, 2006).

Некоторые результаты работы получили апробацию в ходе руководства подготовкой диссертации Переверзева Е.В. на тему «Философско-культурологический анализ политического дискурса КНР», представленной на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры (защита состоялась 29.06.2008).

Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на методологических семинарах и заседаниях кафедры философии, а также кафедры языка и стиля массовых коммуникаций Белгородского государственного университета.

Структура работы. Работа включает содержание, введение, 4 главы, заключение, список литературы.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во
  1   2   3   4

Похожие:

Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры iconПрограмма учебной дисциплины спец курс «Символические формы бытия»
Прояснение символической природы бытия, специфики разнообразных символических форм культуры (религия, искусство, наука) и символических...
Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры iconТеоретико-методологическое обоснование преподавания образовательного компонента физической культуры в начальной школе
Охватывает все процессы приобщения к культуре обучения и физического воспитания, с помощью которых ребенок приобретает социальную...
Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры iconЕвгений Александрович Общая теория документа: методологическое обоснование
Охватывает ряд общенаучных и частных методов исследовательской работы
Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры iconКурс «История и культура повседневности»
Цель курса – дать целостное представление о культуре, сформировать новый концептуально-методологический ракурс исследований культуры...
Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры iconЦенности культуры и время
В книге рассматриваются проблемы понимания и особенностей познания культуры и ее ценностей, обсуждается проблематика структурирования...
Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры iconПрограмма воспитания родителей «Учимся вместе»
Обоснование. Цели, задачи. Критерии эффективности. Содержание -1 раздел- школа психологической грамотности; 2 – факультет правовой...
Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры icon«бытия» и«творчества» в современном образовании взрослых
Именно такими базовыми понятиями являются понятия «культуры», «бытия» и «творчества». Эти понятия наполняются человеком экзистенциальным...
Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры iconМ. А. Сиверцев судьбы культуры
Бытия. Вл. Соловьев — в диалектике “Божественного всеединства” и “Отвлеченных начал”, — в идее диалектического преодоления отчуждения...
Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры icon«Развитие гимназии как центра духовно-нравственного воспитания учащихся на основе национальной культуры и объекта стратегического менеджмента в новых социально-экономических условиях»
Управленческий документ, концептуально определяющий стратегические и тактические цели, задачи, способы (механизмы) их реализации
Концептуально-методологическое обоснование дискурсной формы бытия культуры iconРабочая программа Социология наименование дисциплины по учебному плану Код дисциплины по учебному плану б. 5 Для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»
Цель – дать теоретическое и методологическое обоснование социологии, выявить основные особенности данной области социогуманитарного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница