Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология




Скачать 411.44 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология
страница1/4
Дата05.01.2013
Размер411.44 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Негосударственное образовательное учреждение

Институт бизнеса, психологии и управления





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА


Специальность 030301 Психология

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра психологии


Химки 2008


Баклановский С.В. Дисциплина «Психология конфликта»


Учебно-методический комплекс. Предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология» Института бизнеса, психологии и управления. – Химки, Институт бизнеса, психологии и управления, 2008. – 27 с.


Рецензент: канд. психол. н. Жуков А.М.


Аннотация Материалы дисциплины «Психология конфликта» сформированы по темам, охватывающим основные подходы к проблемам психологии конфликта: сущность, виды, классификации конфликтов; методологические основы системной концепции исследования конфликтов; основные теоретические подходы и особенности научного исследования внутриличностного конфликта; психологические условия и способы предупреждения социальных конфликтов; способы и приемы разрешения межличностных конфликтов; особенности участия психолога в конфликте в качестве третьего лица. Комплекс включает методические рекомендации к изучению каждой темы.


ОБСУЖДЕНО


на заседании кафедры_____________


протокол № от « » ________ 2008 г.


Зав. кафедрой

____________

Подпись


СОГЛАСОВАНО


декан социально-гуманитарного факультета

____________ Иншаков В.Ф.

Подпись



Компьютерный набор. Мымрин А.В.

Компьютерная верстка.


Формат 60x90/16. Гарнитура Times New Roman. Усл. п. л. 3,00. Тираж 100 экз. Отпечатано в НОУ ИБПУ.

Полное или частичное воспроизведение и размножение каким-либо способом допускается только с письменного разрешения Института бизнеса, психологии и управления.


НОУ «Институт бизнеса, психологии и управления», 2008 г.


Содержание



1. Рабочая программа дисциплины……………………………………………………..

4

1.1. Организационно-методическое описание дисциплины……………………………..

4

1.2. Тематический план и распределение часов по дисциплине. ……………………….

6

1.3. Содержание учебной дисциплины. …………………………………………………..

8

1.4. Вопросы к экзамену ……………………………………………………………………

13

1.5. Литература по курсу……………………………………………………………………

15

2. Планы и методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям, выполнению лабораторных работ……………………………………


16

2.1. Планы семинарских и практических занятий…………………………………………

16

2.2. Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям...

20

3. Методические рекомендации, указания по написанию курсовых, контрольных работ и рефератов …………………………………………………………………………


18

3.1. Темы реферативных работ…………………………………………….........................

18

3.2. Методические рекомендации, указания по написанию реферативных работ……………………………………………………………………………………………


19

4. Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы. ……………………………………………………………………………………………


24

4.1. Задания для самостоятельной работы…………………………………………………

24

4.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы…………..

26


1. Рабочая программа дисциплины


1.1. Организационно-методическое описание дисциплины


Цель дисциплины - сформировать у обучаемых общие теоретические знания сущности социального конфликта и его влиянии на личности и коллектив; изучить методологические подходы к исследованию конфликтов в разных сферах общественной жизни, основным формам их предупреждения и завершения, дать представление об организации принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях и роли психолога в завершении конфликтного взаимодействия.


Задачи дисциплины:

- сформировать целостное представление о задачах конфликтологии как науки, структуре, причинах, динамике, функциях конфликтов в социальном взаимодействии;

- выработать базовые умения и навыки по изучению особенностей социальных конфликтов в коллективах и личностных особенностей, влияющих на конфликтное взаимодействие;

- дать обучаемым практику самостоятельной выработки форм и методов предупреждения и завершения конфликтного взаимодействия в различных ситуациях;

- привить умения и навыки практического использования знаний по основным проблемам курса в целях выработки рекомендаций и решений по обеспечению конструктивного влияния в конфликтных ситуациях.


Место дисциплины в подготовке СПЕЦИАЛИСТА.

Дисциплина базируется на теоретико-методологических основах и историческом опыте науки, осваиваемых студентами при изучении дисциплин «Общая психология», «Социальная психология».

Дисциплина «Психология конфликта» является составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки по специальности «Психология» согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Она предназначена для вооружения студентов системой теоретических знаний, практических навыков и умений, анализа и диагностики особенностей, а так же управления социальным взаимодействием в конфликтных ситуациях. Изучение дисциплины осуществляется в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами, раскрывая и подчеркивая место «Психология конфликта» в системе психологического знания и в структуре практической деятельности психолога.


Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

Обучаемый, изучивший данную дисциплину, должен


иметь представление:

- о роли, которую социальные конфликты играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации, общества и человечества в целом;

- о роли информации в конфликтом взаимодействии;

знать:

- методологические проблемы психологии конфликта, сущность, типологию, эволюцию, структуру, динамику, функции конфликтов;

- влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликтах;

- методы и приемы диагностики, предупреждения и конструктивного разрешение различных типов и видов конфликтов;

уметь:

- выявлять особенности протекания и влияния конфликтов на процессы жизнедеятельности личности в различных организациях и коллективах;

- формировать положительную мотивацию к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов;

- оказывать помощь в завершении конфликтных ситуаций;

- определять условия, способы и приемы предупреждения межличностных конфликтов;


иметь опыт (навык):

  • анализа конфликтных ситуаций и взаимоотношений в коллективе;

  • диагностики личностных особенностей влияющих на конфликтность.



1.2. Тематический план и распределение часов по дисциплине


Наименование темы

Всего

В том числе аудиторные

Количество

часов

самостоятельной

работы

студентов

Лекции

Практические и семинарские занятия

д/о

з/о

о/з

д/о

з/о

о/з

д/о

з/о

о/з

д/о

з/о

о/з

Тема 1. Психология конфликта как наука. Задачи конфликтологии на современном этапе.

3

4,5

5

1

0,5

0,5







0,5

2

4

4

Тема 2. История становления и развития

современной конфликтологической теории и практики.

4

4,5

5

1

0,5

0,5

1




0,5

2

4

4

Тема 3. Методологические основы системной концепции исследования конфликтов.

9

8

6,5

2

1

1

1

1

0,5

6

6

5

Тема 4. Классификация и функции конфликтов.

8

7

6,5

2

1

2







0,5

6

6

4

Тема 5. Динамика конфликтного взаимодействия.

4

6

5,5

1




1







0,5

3

6

4

Тема 6. Объективные причины социальных конфликтов.

5

4

5

1




1










4

4

4

Тема 7. Субъективные причины социальных конфликтов

3

5,5

5,5

1

0,5

1




1

0,5

2

4

4

Тема 8. Особенности конфликтов в ведущих сферах жизнедеятельности личности.

6

7

6

2

1

1










4

6

5

Тема 9. Основные теоретические подходы

и особенности научного исследования внутриличностного конфликта.

10

10

7,5

4

1

2

1

1

0,5

5

8

5

Тема 10. Организация и методы конфликтологического исследования.

7

9

11

2

1

2







1

5

8

8

Тема 11. Психологические условия и способы предупреждения

социальных конфликтов.

7

5

7,5

2




2

1




0,5

4

5

5

Тема 12. Психология неконфликтного общения.

7

6

5,5

1




1

2




0,5

4

6

4

Тема 13. Принципы и условия конструктивного завершения конфликтов

2

4

5,5

1




1







0,5

1

4

4

Тема 14. Способы и приемы разрешения межличностных конфликтов

7

5,5

7

1

0,5

1

4

1

1

2

4

5

Тема 15. Особенности участия психолога в конфликте в качестве третьего лица.

8

5,5

4,5

4

1




2

0,5

0,5

2

4

4

Тема 16. Переговоры как способ завершения конфликта.

10

8,5

6,5

2







2

0,5

0,5

6

8

6

Итого по дисциплине

100

100

100

28

8

17

14

5

8

58

87

75



1.3. Содержание учебной дисциплины


  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология iconУчебно-методический комплекс по направлению 030300 «психология» по специальности 030301 «психология»
Экспериментальная психология: Учебно-методический комплекс/ Авт сост. Н. С. Ломоносова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – с
Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»
«Дубна» (филиал «Угреша») 2 курса дневного отделения, очной формы обучения. Программа составлена в соответствии с Государственным...
Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психология конфликта»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика»
Содержание учебно-методического комплекса (умк) по учебному курсу " Педагогика и психология " Раздел Организационно-педагогическое...
Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология icon«Психология развития и возрастная психология» Кафедра: психологии Специальность: 030301 Психология
Преподаватели: кандидат психологических наук, доцент Постникова Маргарита Игоревна (лекции, зачет)
Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины психология и педагогика для студентов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 26 с
Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология icon«зоопсихология» для студентов, обучающихся по специальности
Маршинин Б. А., Савина А. К. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Зоопсихология и сравнительная психология" для специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Психология конфликта»
Условия, необходимые для изучения курса – минимум знаний в области выше указанных дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология iconУчебно-методический комплекс направление 030300. 62 «психология»
Психология социальной работы: Учебно-методический комплекс / Авт сост. М. А. Молчанова. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – с
Учебно-методический комплекс дисциплины психология конфликта специальность 030301 Психология iconУчебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений по дисциплине «Музыкальная психология и психология музыкального образования»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. В учебно-методическом комплексе...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница