Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009
страница1/6
Дата05.01.2013
Размер0.9 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Украины

Министерство образования

Автономной Республики Крым

Крымский Гуманитарный университет


Социология

Учебно-методическое пособие

для студентов всех специальностей


Ялта 2009


ББК

УДК


Социология: Учебно-методическое пособие для изучения курса. Для студентов всех специальностей / Составитель: к.ф.н. Мирошников О.А. – Ялта: КГУ, 2009.


Печатается по решению ученого совета Крымского гуманитарного университета. Протокол № от 28.08.2009 г.


Рецензент:

кандидат философских наук,

доцент Т. П. Разбеглова


Содержание

Введение

Учебный план курса «Социология»

Содержательный модуль 1. Социология как наука

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина

Тема 2. Становление и основные этапы исторического развития социологии

Содержательный модуль 2. Общество как предмет социологического анализа.

Тема 3. Общество как социокультурная система

Тема 4. Социальная структура и социальная стратификация общества

Содержательный модуль 3. Структурные элементы общества и культуры, их социологическое исследование.

Тема 5. Социология культуры

Тема 6. Личность как объект и субъект общественных отношений

Тема 7. Социология образования

Тема 8. Социология семьи

Тема 9. Социальные конфликты и пути их разрешения

Тема 10. Социология политики

Содержательный модуль 4. Социологические исследования как инструмент социального познания.

Тема 11. Методика и техника социологических исследований

Комплекс индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов.

Темы контрольных работ.

Методические рекомендации к выполнению контрольных (самостоятельных) работ

Тестовые задания

Список литературы


Пояснительная записка


Социология является наукой об обществе как реальном целостном организме и механизмах его развития. В соответствии с этим в пособии изложены основные положения общей социологической теории об обществе, его структуре и подструктурах, социальных механизмах его формирование и развитие.

Современная концепция развития образования в Украине исходит из того, что выпускник любого вуза, будущий специалист в той или иной сфере деятельности должен обладать знаниями об обществе. Иначе он не сможет стать полноценной личностью, самодеятельным субъектом, принимающим ответственные решения за свою судьбу и судьбы других людей. Способность же к принятию рациональных решений в жизни не приходит стихийно, а формируется в ходе систематического приобретения знаний и опыта. На приобретение таких знаний и ориентировано преподавание социологии в качестве учебной дисциплины.

Данное учебно-методическое пособие рассчитано на студентов-заочников всех специальностей, а также на студентов спецфакультета. Пособие подготовлено с таким расчетом, чтобы максимально облегчить усвоение программы данной дисциплины. Для удобства усвоения курса, каждая тема подразделена на несколько разделов, снабжена контрольными вопросами, заданиями, списком рекомендованной литературы. Последовательность тем отражает логику восприятия нового для студента круга проблем.

Содержательный модуль 1. Социология как наука

Тема 1. Социология как наука и учебная дисциплина.


Предмет и объект социологии.

Термин «социология» - производное от двух слов: латинского – societas-и греческого- logos – слово, понятие, учение. Буквальный перевод слова «социология» - наука об обществе. Но общество изучается целым рядом дисциплин (история, демография и т.д.). Для того, чтобы понять особенности социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между предметом и объектом социологии.

Объектом социологического исследования являются социальные связи, социальные воздействия, социальные отношения и способ их организации.

Предметом социологии является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов- личностей, социальных общностей, социальных институтов.

Социология- это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии и системы через составные элементы: личности, социальной общности, институты.


Структура социологии

В структуре социологии можно выделить три уровня:

1. Уровень фундаментальных исследований (теоретическая социология);

2. Уровень прикладных исследований (изучение актуальных проблем на основе существующих функциональных знаний);

3. Социальная инженерия (уровень практических внедрений научных знаний).

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро и микросоциологию. Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни тесно взаимосвязаны, так как, непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определённых социальных систем, структур и институтов.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология, социология образования, социология семьи и т. д.

Социология и другие науки об обществе


Социология, как и многие другие науки, вычленялась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. В целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более чётко появляется в предмете исследования. О предмете социологии речь уже шла выше.

Предметной же сферой социально-философских размышлений является исследования общественной жизни с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Наиболее сложной является проблема различения социологии и эмпирических наук об обществе. В значительной мере эта проблема остается переменной в отношении конкретных социальных наук и отраслевых социологий, например, демографии и социологии брака и семьи, экономической теории и экономической социологии и т.д.

Решение вопроса о специфики социологии непосредственно связано с ответом на вопрос: когда социология появилась как самостоятельная наука? Это является содержанием темы 2.


Контрольные вопросы и задания

  1. Что общего и в чем отличие объекта и предмета социологии как науки?

  2. Чем отличается предмет социологии от предметов других наук об обществе?

  3. На чем базируется утверждение о социологии как об одной из ведущих социально-гуманитарных дисциплин?

  4. В чём проявляется специфика социальных закономерностей?

  5. Каковы основные задания социологической науки на данном этапе?


Литература

  1. Воронцов А.О. О предмете социологии как общей науки об обществе// Социс.- 1991-№5

  2. Вебер М. Избранные произведения.- М., 1990.

  3. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1986.

  4. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М.,1992.



Тема 2. Становления и основные этапы исторического развития социологии


Возникновение социологии

Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х гг. 19 века. Для ответа на вопрос о времени появления социологии опираются на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает. Что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х гг. 19в. после опубликования О.Контом 3-го тома «Курса позитивной философии» в 1939 г., где он впервые выдвинул термин «социология» и сформулировал задачу изучения обществ на научной основе. Именно это претензия – поставить учение об обществе на научную основу - и явилась тем отправным фактом, который и привел к формированию и развитию социологии.

Вывод, приведший О.Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона развития и кооперации труда. Благодаря этим факторам, появляются социальные и профессиональные группы, растёт разнообразие в обществе и повышается материальное людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества. Поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатации людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистичная мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества – чувства солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласию и призвана, по мнению О.Конта, социология.

Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человека.

В истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Принято говорить о 3 критериях научности: классического, неклассического и промежуточного, эклектического.

Классический тип научности был представлен такими видными социологами как О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм. Основные виды классической методологии сводятся к следующему:

  1. Социальные явления подчиняются законам общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов.

  2. Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук.

  3. Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.

  4. Важнейшими критериями научности являются объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозаключительные рассуждения, но описывать социальную действительность независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашёл своё отражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем и М.Вебером. В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существование двух типов научного знания: наук о природе (естествознание) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология, по их мнению, это пограничная наука и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук всё лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным факторам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук – метод понимания и отнесения к ценностям.

Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе Маркса и Энгельса и их последователей. При создании этого учения Маркс и Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов.

Наиболее развитые социологические исследования считают, что если в ХХ веке центром социологической мысли была Западная Европа, то начиная с 20 гг. ХХ в. США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Решающее значение для быстрого развития социологии в США имели 2 взаимосвязанных фактора:

-быстрое прохождение социологией всех стадий внешней институционализации и большой объём конкретных, эмпирических социальных исследований.

Приоритет эмпирических исследований в США диктовался общественными потребностями. Большое место в них занимают проблемы социализации различных социальных групп, адаптации новых для людей социальным и культурным условиям. В этом плане наибольшее влияние на разработку социологии в США сказало исследование Ф.Знанецкого и У.Томаса «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 г.)

Значительное развитие в США получили исследования по социологии труда (с 90х гг. ХIХ в. – Ф.У.Тейлор, в нач. ХХ в. Э.Мэйо). В этом русле А.Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теория потребностей. На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф.Херцберга (1950) и теория стилей управления Д.Мак-Грегора (1957).

Долгое время в США методологи социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм утверждает, что социология – это наука о человеческом поведении. Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д.Б.Уотсон, Б.Скиннер. Согласно учению бихевиоризма поведение сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, можно задавать определенные реакции. Следовательно, поведение человека значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали задачу социологии как создании науки об управлении людьми.

С середины ХХ в. разрабатывается методология проникновения во внутренний мир личности, познания ее ценностных, психологических и иных мотиваций. Ею стала теория социального действия и структурно-функционального анализа (Т. Парсонс). В своих работах Парсонс создает обобщенную модель действия человека. Эта модель включает в себя три основных элемента:

  • Действующее лицо(actor) - человека, наделенного стремлением действовать, имеющего определенные цели и способного описать способы достижения;

  • Ситуационное окружение – изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым производится действия;

  • Значимые (обозначения, символически выраженные) устремления («интенции») и их более или мене успешные применение в конкретной ситуации

В американской социологии были сформулированы также теории «зеркального Я», символического интеракционизма, «социального обмена» и др.


Контрольные вопросы и задания


  1. В чем состоит специфика ранних представлений людей об обществе?

  2. Насколько целесообразно использования социального менеджмента И.Макиавелли в современных условиях?

  3. Что нового внес в социологическую модель Т.Гоббс своим учением об общественным договоре?

  4. Какова роль О.Конта и Г.Спенсера в становлении социологии

  5. Чем отличаются друг от друга социологические взгляды К.Маркса и М.Вебера?


Литература


  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М., 1993

  2. Грошев И. и др. Западная социология. – СПб., 1997

  3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М., 1990

  4. Кон И. Позитивизм в социологии. – М., 1964

  5. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992

6. Американская социология. – М., 1972


Содержательный модуль 2. Общество как предмет социологического анализа.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза
Краткий курс лекций по философии: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин, А. А. Владимиров. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо...
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 iconОформление пояснительных записок курсовых и дипломных проектов (работ) учебно-методическое пособие ухта 2008 удк 744: 002: 006. 354
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения университета
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 iconУчебно-практическое пособие для студентов II курса всех специальностей Омск-2011
Учебно-практическое пособие предназначено для студентов II курса всех специальностей, изучающих учебную дисциплину «Иностранный язык»....
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 iconУчебно-методическое пособие по английскому языку для студентов дневного обучения всех специальностей

Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей технического вуза Нижний Новгород Издательство фгоу впо «вгавт»
Культура в информационном обществе: Учебно-методическое пособие / А. С. Балакшин. – Н. Новгород: Изд-во фгоу впо «вгавт», 2008. –...
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка. Учебно-методическое пособие для студентов 1-2 курсов лингвистических специальностей Шевченко М. Ю
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка. Учебно-методическое пособие для студентов 1-2 курсов лингвистических специальностей Шевченко М. Ю
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 iconУчебно-методическое пособие Ярославль, 2009 Скопин А. А., Разработка и технологии производства рекламного продукта: Учебно-методическое пособие. Ярославль, «Ремдер», 2009 118 с
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей. Актуальность рассматриваемых вопросов делает пособие привлекательным...
Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009 iconОбщие методические указания по его выполнению для студентов специальностей 270102, 270100
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальностей 270102 «Промышленное и гражданское строительство», 270100...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница