Скачать 254.15 Kb.
|
Правительство Российской ФедерацииГосударственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет-Высшая школа экономикиПрограмма дисциплиныДемографический анализ формирования семьи для направления 080100.62 – Экономика подготовки бакалавра профиль специальных дисциплин «Демография» Автор к.э.н. С.В. Захаров Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании Секция кафедры Демографии ГУ-ВШЭ Председатель _______________ Зав. кафедрой « __ » _______________ 2009 г М.Б.Денисено ________________ « __» ____________________ 2009 г. Москва 2010 Тематический план учебной дисциплины (Тематический план учебной дисциплины отражает содержание дисциплины (перечень тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с рабочим учебным планом, действующим на момент представления программы) (см. таблицу)
Формы контроля: Текущий контроль производится на семинарских занятиях в ходе обсуждения лекционного материала, прочитанной литературы, рекомендованной для каждой темы, в форме ответов на вопросы преподавателя, решения типовых задач. Активность и самостоятельность студентов в ходе дискуссий и выполнении практических заданий на протяжении всего курса фиксируется и выступает в качестве составной части итоговой оценки. В ходе семинарских занятий студенты должны продемонстрировать понимание сути формирования семьи как демографического процесса, роли рождаемости в воспроизводстве населения в конкретно-историческом и сравнительно-международном контексте. Кроме того, на семинарских занятиях студенты должны показать, что они знакомы с теоретическими подходами к формированию социальной политики в области семьи, брака и рождаемости, известных и фактически действующих системах мер государственной семейной политики в России и за рубежом и, а также продемонстрировать знания о возможных подходах к анализу эффективности политики. По итогам выполнения домашних заданий студенты должны показать свои знания и умения в области эмпирического анализа данных государственной статистики и выборочных исследований на предмет выявления тенденций формирования и прекращения брачно-партнерских союзов, рождаемости, интегральных характеристик замещения поколений. Промежуточный контроль осуществляется с помощью - выполнения 1 домашнего задания, содержащего типовые задачи из практики базового демографического анализа: расчет традиционных демографических показателей, построение кривых биометрических функций таблиц брачности, разводимости, общих и специальных таблиц рождаемости, проведение элементарного сравнительного анализа полученных оценок; - написания реферата на вольную тему, раскрывающего конкретный вопрос/проблему из самого широкого круга социально-демографических проблем семьи, рождаемости и семейной политики в России и за рубежом, а также посвященного методам их изучения (до 10 страниц, 3-4 тыс. слов). Итоговый контроль проводится на основании дифференцированного письменного тестового зачета и устного собеседования. Итоговая оценка за весь курс рассчитывается на основании следующей формулы: 0,2*(оценка активности на семинарских занятиях + выполнение домашних занятий) + 0,3* (оценка за реферат) + 0,5* (оценка за тестовый экзамен) Базовые учебники
Разделы: Глава 4. Брачность и разводимость. Глава 5. Рождаемость и репродуктивное поведение. Глава 7. Воспроизводство населения. 2. Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М. Демография. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). Разделы: Раздел 5. Анализ рождаемости. Раздел 6. Анализ брачности. Раздел 12. Воспроизводство населения. 3. Демографическая модернизация России: 1900-2000 / Под ред. А.Г.Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. Доступен в электронном виде: http://demoscope.ru/weekly/knigi/modern/modernizacija.html Содержание программы Тема 1. Введение в предмет курса: формирование семьи как демографический процесс. Основные понятия и категории, характеризующие сущность брачно-партнерских отношений и репродуктивного поведения. Брак и семья как социологические и демографические категории. Структура и функции семьи, типологии семей. Жизненный цикл семьи, стадиальный процесс ее существования. Исторически меняющаяся роль брака и рождаемости в воспроизводственном механизме смены поколений. Социокультурные регуляторы процессов вступления в брачно-партнерские отношения и рождаемости в прошлом и настоящем. Основные категории и понятия: исторические типы воспроизводства населения, режим воспроизводства населения, демографические отношения в системе социальных отношений, исторические типы брачности, причины прекращения брака, развод как юридическая и демографическая категория, различные формы семейно-брачных отношений и супружеских союзов, демографический переход как исторический процесс, репродуктивное поведение и его исторические формы, демографические события в рамках жизненного цикла индивида и в рамках жизнедеятельности поколений. Роль брака и рождаемости в воспроизводстве населения традиционного и современного общества. Основные демографические события, связанные с формированием семьи, и их распределение на временной шкале жизненного цикла. Основная литература:
(Глава 4. Брачность и разводимость; Глава 5. Рождаемость и репродуктивное поведение; Глава 7. Воспроизводство населения).
|