Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика»




Скачать 122.53 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика»
Дата05.01.2013
Размер122.53 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»

Санкт-Петербургский филиал


Факультет экономики


Программа дисциплины Анализ и моделирование

демографических процессов

для направления 080100.68 «Экономика» для магистерской программы «Математические методы анализа экономики»


Автор программы:

Сафарова Г.Л.,к.э.н., д.б.н., safarova@emi.nw.ru


Одобрена на заседании кафедры экономической теории « _»____________ 201 г

Зав. кафедрой Матвеенко В.Д. ______________________

Руководитель магистерской программы «___»____________ 201 г

Матвеенко В.Д. ______________________


Согласована УМО «___»____________ 201 г

Начальник Шереметова В.В. ______________________


Утверждена НМС «___»____________ 201 г

Председатель НМС Гордин В.Э. ______________________


Санкт-Петербург, 2012


1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.68 «Экономика», обучающихся по магистерской программе «Математические методы анализа экономики» изучающих дисциплину «Анализ и моделирование демографических процессов».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) "магистр", утвержденным 20.05.2010 приказ № 543; http://www.hse.ru/org/spb/orkko/fgos

  • Образовательной программой 080100.68 «Экономика»/Математические методы анализа экономики.

  • Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 080100.68 «Экономика»



2. Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «Анализ и моделирование демографических процессов» научить студентов анализировать основные закономерности изменения демографических процессов и возрастной структуры населения

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины





  • Знать: характеристики основных демографических процессов;

  • Знать основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах;

  • Уметь анализировать основные закономерности изменения демографических процессов и возрастной структуры населения;

  • Владеть: навыками анализа демографических процессов с помощью математических методов;

  • Уметь использовать современное программное обеспечение для решения демографических здач.




В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

    Общекультурные

ОК-2

Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

Лекционные и семинарские занятия




ОК-6

владеть навыками публичной и научной речи




Профессиональные

ПК-1

    способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;




Лекционные и семинарские занятия




ПК-2

    Способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования

Лекционные и семинарские занятия




ПК-4

    способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

выступления с докладами на семинарских занятиях, дискуссионные технологии




ПК-9

    Способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов

выступления с докладами на семинарских занятиях, дискуссионные технологии



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к экономическому циклу дисциплин и является дисциплиной по выбору.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Введение в математические методы экономического анализа, Социально-экономическое прогнозирование.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать основы матричной алгебры;

Уметь производить расчеты в Excel.


5. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Основы анализа демографических процессов

14

2

2




10

2

Основные демографические процессы

34

5

5




24

3

Возрастно-половая структура и старение населения

16

2

2




12

4

Математическое моделирование и прогнозирование демографических процессов

44

7

7




30




ИТОГО

108

16

16




76



6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий


Контрольная работа

























письменная работа 20 минут


Итоговый

Зачет

























самостоятельная письменная работа и защита доклада

15-20 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценивание работ по 10–балльной системе осуществляется в соответствии со следующими критериями:

100–91% выполнения 10 баллов

90-81% 9 баллов

80-71% 8 баллов

70-61% 7 баллов

60-51% 6 баллов

50-41% 5 баллов

40-31% 4 балла

менее 30% неудовлетворительно.

    1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Работа на семинарских занятиях и самостоятельная работа в баллах не оценивается, однако качество ее выполнения оказывает прямое влияние на качество выполнения письменных контрольных работ, и, следовательно, на результаты указанных работ. Таким образом, оценка работы студентов на семинарских занятиях осуществляется по результатам контрольной и проверочной работ.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = 0,8 * Оконтрольная работа+ 0,2 *Оаудиторная.


В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезультирующая = 0,5*·Онакопленная + 0,5*Озачет

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический.


ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

7. Содержание дисциплины

Основы анализа демографических процессов (темы 1-2)

Тема 1. Население как объект исследования


Роль демографического фактора в социально-экономическом развитии. Характеристики населения (демографические, социальные, пространственные). Общее понятие воспроизводства населения. Компоненты воспроизводства населения (естественное движение населения/ режим воспроизводства, миграция). Типы воспроизводства населения.

Тема 2. Методы исследования демографических процессов


Продольный и поперечный анализ. Демографические показатели (общие, возрастные, специальные). Стандартизация (прямая, косвенная)


Основные демографические процессы (темы 3-5)

Тема 3. Анализ рождаемости

Показатели рождаемости (общие коэффициенты рождаемости, специальный коэффициент рождаемости, возрастные коэффициенты рождаемости, суммарный коэффициент рождаемости). Концепции и детерминанты рождаемости. Современные тенденции и проблемы рождаемости. Современные особенности рождаемости в России.


Тема 4. Анализ смертности и продолжительности жизни

Показатели смертности. Ожидаемая продолжительность жизни. Таблицы смертности (основные показатели таблиц смертности). Социальный прогресс и изменение в структуре смертности по причинам смерти. Гендерные различия показателей смертности. Тенденции смертности в России и странах мира.

Тема 5. Анализ миграции


Понятие миграционного движения. Типы миграции. Характеристики миграции. Миграция и демографическое развитие России. Влияние миграции на воспроизводство населения. Замещающая миграция.

Тема 6. Анализ демографической ситуации


Общие показатели воспроизводства населения. Схема анализа конкретной демографической ситуации. Анализ компонент изменения демографических коэффициентов.

Тема 7. Демографические концепции.


Концепция демографического перехода. Типы и фазы демографического перехода. Демографический переход в России.

Возрастно-половая структура и старение населения (темы 8-9)

Тема 8. Демографические структуры

Понятие структуры населения. Структура населения по полу и возрасту (возрастно-половая пирамида). Городское и сельское население. Этническая структура. Семейная структура населения. Особенности возрастно-половой структуры населения России. Взаимовлияние основных демографических процессов и возрастной структуры населения. Изменение возрастной структуры населения в процессе демографического перехода.

Тема 9. Детерминанты и последствия старения населения


Понятие демографического старения. Детерминанты старения населения. Характеристики старения населения. Понятие перспективного возраста. Старение населения России в европейском контексте. Последствия старения населения для общества. Мадридский план действий в области старения.

Математическое моделирование и прогнозирование демографических процессов (темы 10-11)

Тема 10. Математические методы в исследовании социально-демографической динамики.

Демографические модели (макромодели и микромодели, стохастические и детерминистские модели, модели с непрерывным и дискретным временем). Применение демографических моделей. Модель Лесли воспроизводства населения. Теория стабильного населения (истинный коэффициент естественного прироста, стабильное население).


Тема 11. Демографическое прогнозирование

Роль и значение демографического прогнозирования. Подходы и методы демографического прогнозирования. Перспективный анализ. Демографические прогнозы ООН. Стохастическое прогнозирование.

Тема 12. Демографические характеристики в показателях развития


Индекс развития человеческого потенциала.

Тема 13. Демографическая политика


Цели, основные направления и меры демографической политики. Семейная политика. Концепция демографической политики Российской Федерации.

Образовательные технологии


[Укажите образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, компьютерные симуляции, психологические и иные тренинги. Укажите, если предусмотрены в рамках курса, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов]

8. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля



Пример контрольной работы:

В предположении, что рост населения в Азии (варианты: в Восточной, Западной, Северной, Южной Европе) носит экспоненциальный характер, определить, в каком году численность населения удвоится по сравнению с численностью населения в 1990 г. Использовать данные UN World Population Prospects за 1950 – 1990 гг.
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерные темы для зачетной работы

  1. Потери демографического потенциала России.

  2. Модернизация рождаемости в России и региональные различия показателей рождаемости.

  3. Модернизация смертности в России и региональные различия ожидаемой продолжительности жизни.

  4. Будущее российского населения: WPP, The 2010 Revision (гипотезы и результаты).

  5. Смертность от внешних причин в России.

  6. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в России.

  7. Алкоголь и смертность от болезней системы кровообращения.

  8. Разрушение стереотипов, касающихся пожилых людей.

  9. Алкоголь и здоровье россиян.

  10. Жара и смертность населения.

  11. О соотношении полов в населении.

  12. Особенности смертности населения Москвы.

  13. Третий демографический переход.

  14. Демографические изменения и экономика.

  15. Концепция «Prospective age»


Зачетная работа включает защиту домашней письменной работы в виде доклада.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


.

Основная литература


  1. Демографическая модернизация России. 1900 – 2000/ Под ред. А.Г. Вишневского. – М.:Новое издательство, 2006.

  2. Медков В.М. Демография. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009

  3. Население России – серия ежегодных ежегодный демографических докладов/ Отв. ред. А.Г. Вишневский / http://www.demoscope.ru

  4. Старение населения Санкт-Петербурга: социально-демографические аспекты/ Ред. Г. Л. Сафарова. - СПб.: Система, 2006.

  5. Preston S.H., Heuvelline P., Guillot M. Demography. Measuring and Modeling Population Processes. – Blackwell Publishers, 2001.

.

Источник в Интернете:

unpopulation.org - Отдел народонаселения ООН

http://www.demoscope.ru - Демоскоп Weekly

www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины


При проведении лекционных занятий преподавателем и презентации студентами результатов зачетной работы используется компьютер и мультимедийный проектор.



Похожие:

Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Стратегический анализ деятельности предприятия для направления 080100. 68 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Математический анализ для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Анализ и прогноз смертности  для направления 080100. 62 Экономика, специализации «Демография»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Государственное регулирование рынка труда для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра магистерская программа «Прикладная экономика»
«Институциональная экономика», «Социоэкономический анализ хозяйственных систем», «Эволюционный анализ в экономике инноваций и экономической...
Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Экономика миграций» для направления/ специальности 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Международная система экономического регулирования» для направления 080100. 68 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Экономика»...
Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Английский язык, 4 курс, экономика, 080100, бакалавр [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины "Демография"  для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,...
Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Анализ и моделирование демографических процессов для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины английский язык для направления 080100. 62 Экономика
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница